Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:
- сформированность основ гражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых
результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является:
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка результатов
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся предметные и метапредметные результаты. Оценка формируется на основе:
- результатов внутреннего мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные работы и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
- отметок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
- отметок за выполнение и защиту индивидуальных проектов.
Промежуточный контроль проводят учителя в разных формах: самостоятельная творческая работа, тематическая работа, защита проектов.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов является предметом оценки эффективности воспитательно - образовательной деятельности образовательного учреждения. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться в целях оптимизации личностного развития учащихся.
Особенности оценки метапредметных результатов на ступени основной школы заключаются в комплексном использовании материалов:
- стартовой и финишной диагностики (два раза в год);
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- текущего выполнения учебно-практических и учебно-познавательных заданий;
- защиты индивидуального проекта.
Выделены следующие уровни достижений обучающихся:
- максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно»;
- повышенный программный уровень достижения планируемых результатов; - программный уровень достижения планируемых результатов;
- необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов;
- ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов.
Процедуры оценивания
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутреннего мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы.
Внутренний мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов. Оценочные листы, таблицы в приложении