Моя система преподавания. Педагогические/образовательные технологии

Абромавичене  Ирина Викторовна

В своей работе я применяю следующие технологии:

·         Технология проблемного обучения;

·         Технология проектной деятельности;                 

·         Исследовательская технология;

·         Здоровьесберегающие технологии;

-         Игровая  технология

Технология проблемного обучения

     Технология проблемного обучения – это совокупность методов, приемов и действий, которые направлены на повышение эффективности усвоения знаний и умений учащимися через их активную мыслительную деятельность, содержащую установку на решение разнообразных продуктивно-познавательных задач и упражнений, включающих в себя учебные и реальные противоречия, способствующие реализации целей исследовательского учебного процесса.

     Проблемная ситуация – характеризует определенное психическое состояние учащихся, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств, и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения

     Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся желание разобраться и устранить их.

    Традиционное обучение обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.  Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.

    В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я  применяю ситуации несоответствия.

    Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

    Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

 1. актуализация знаний.

 2.  постановка проблемы.

 3. «открытие» учащимися нового знания.

   «Открытие»  нового знания строится на основе  мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. В актуализацию знаний надо включать задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти. В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности.

    Технология  создания  проблемной   ситуации:

  1.  учитель ставит перед учащимися проблему, проблемная ситуация создает атмосферу удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта,  все это вызывает глубокие эмоциональные переживания у ребят, является одним  из главных компонентов проблемной ситуации.
  2. учитель организует обсуждение подходов к её решению, подтверждает правильность выводов.
  3. ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развёртывания познания.
  4.  

    Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

    Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями.

Восприятие и решение учебных проблем требуют умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Без сформированных умений и навыков, свойственных познавательной деятельности, нельзя говорить ни о восприятии проблемы, ни тем более о ее решении.

 Задачи проблемного обучения:

       1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

       2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

      3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

    Элементы проблемного обучения:

    1. объяснение учителя.

    2.  решение задач, и выполнение упражнений.

   Для решения учебных проблем достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует предложить им объяснение - показ трудовых приемов , а какой – путем решения учебных проблем и затем выполнения технологических действий?

Выделяют четыре уровня проблемного обучения.

I. проблемное преподавание

Учитель формирует тему урока, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует и обобщает полученные результаты . Находясь в условиях проблемной ситуации, ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности .

II. проблемная ситуация

Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формирует проблему и при их участии решает ее. На всех этапах решения проблемы он стимулирует деятельность учащихся проблемными и не проблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнению, выделению главного, применению аналогии.

III. учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее

Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.

IV. творческая активность

   Ученики самостоятельно находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Он создает условия для того, чтобы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную ее формулировку, расставляет ориентирующие знаки, помогающие учащимся избежать лишних попыток и ошибок, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям.

Методы проблемного обучения

  1. Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
  2. Частично поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
  3. Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.

   Примеры.

 На уроках изобразительного искусства развитие творческих способностей может достигаться приемами проблемного обучения.

  1. При знакомстве с предметами искусства, при изучении народных промыслов в обработке разных материалов и при изготовлении поделок, учащиеся рассматривают примеры изделий разных видов народных промыслов, узнают о способах изготовления.

5 класс. Урок  «Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом». Ансамбль  Кижи, состоящий  из  бревенчатых храмов, домов - изб, построен плотницкими артелями  без единого гвоздя. Вопрос:  каким способом соединяли бревна между собой?

  1. Вопросы – парадоксы: художник решил передать красоту природы, а у него только в наличии 3 краски.
  2. При коллективном обсуждении выполненного рисунка  ученики обсуждают построение композиции, ищут правильное решение, приводят доводы, показывают оригинальные решения, обмениваются опытом
  3. 5 класс. Урок. «Красота осеннего пейзажа».  Знакомство с техникой монотипия. Эта техника создания  условных форм в зависимости  от воображения автора.
  4. Видение новых функций в объектах:  превратить отпечаток ладони в образ,  превратить кляксу в образ, при этом, используя разную технику, можно рисовать не ворсом кисти, а её черенком, использовать рисование нитками, технику выдувания или «мыльные пузыри».
  5.  Формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ в  процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых» материалов

    На уроках  изобразительного искусства  выступает для учащихся проблемной задачей поиск оригинального композиционного решения рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке.

Технология проектной деятельности.

       Современное образование рассматривает технологию проектной деятельности в системе личностно-ориентированного обучения, которое способствует развитию следующих личностных качеств учащегося: самостоятельность, инициативность, способность к творчеству.

    Ведущую роль отвожу проектной технологии,  способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей культурной грамотностью;  повышения мыслительной активности учащихся;  речевого развития; развития индивидуальных особенностей, их самостоятельности, потребности в образовании, их творческой реализации;  более результативного решения задач образования; развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.  

   Технология позволяет распознать интересы и потребности учащихся, что вносит в учебный процесс наибольший интерес со стороны обучающихся. Применение технологии проектной деятельности рассчитано на последовательное выполнение учебных проектов.

   Применение технологии учебного проекта  дает возможность организовать познавательную и практическую деятельность учащихся,  сформировать познавательные коммуникативные, регулятивные УУД, личностные результаты.

   Технология проектной деятельности всегда направлена на решение конкретной проблемы, а результатом такой деятельности всегда является конкретный продукт, созданный индивидуально или совместно с другими участниками учебного процесса.

 Диапазон учебных целей метода проектов: развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления.

Этапы работы над проектом

 

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога 

Организационно-подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование групп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации ,подбор материала, обсуждение собранного материала в группах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.  

Подготовка к  оформлению и защите проекта.

Рефлексия 

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»        

Оценивание каждого участника проекта.

 

 

Результаты проектной деятельности:

  1. Урок изобразительного искусства, 6 класс.

Эскиз – проект.  Конструирование объемной формы вазы на основе своего проекта с использованием вспомогательных готовых форм. Декор изделия

Учащиеся сравнивают современные сосуды с древнегреческими амфорами.

Определяют общее и различное в форме.

Узнают историю развития керамики.

Рассматривают образцы различной формы изделий из фарфора.

Знакомятся с  типами русской гончарной утвари.

 Создают эскиз.

Конструируют объемную форму.

Декорируют.

Защищают свой проект

2. Проект « Скульптурный  этюд птицы  -  образа»  выполняют учащиеся 6 классов на уроках ИЗО.

Учащиеся создают образ птицы по выбору: « Птица – добро», «Птица счастья», « Птица Феникс», « Жар – птица», «Лебедушка». Подбирают скульптурный  материал. В скульптуре передают форму. В поиске образа и его декора обращаются к творчеству известных народных мастеров. Обсуждают особенности изображения птиц, плюсы и минусы,  пожелания.

Технология исследовательской деятельности.

   Исследовательская деятельность – активизация учебной деятельности учащихся путем вовлечения их в поисковую работу творческого характера. Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский ученый в области сравнительной педагогики М.В. Кларин пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем»

В структуре исследовательской деятельности в учебном процессе можно выделить:

1. Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).

2. Урок – исследование.

3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).

4. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося.

    Исследовательская деятельность на уроках и технологии, и изобразительного искусства развивает  творческий потенциал  личности. Создание  исследовательской атмосферы урока позволяет формировать умение открывать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить правильное решение. Выдвижение самых оригинальных, неожиданных версий, гипотез, а затем поиск  и  результат самостоятельного эксперимента, всегда творческий процесс, требующий усилий и внимания.

    Для создания атмосферы исследования на уроке  выбираю разные виды и формы заданий; стараюсь сочетать индивидуальные, парные и групповые формы проведения исследований на уроке; создаю  проблемные ситуации в зависимости от уровня исследовательских задач. Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.

   Домашнее задание может быть представлено  как  исследование, которому отводится более длительное  время.

     Задания исследовательского характера  можно включать на разных этапах урока: на этапе  введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы или закрепления материала, на этапе  проверки  знаний. Исследуемые на уроке явления могут послужить началом или основой будущих исследовательских работ, докладов,  проектов.

    Постановка исследовательских задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний.  В процессе поиска решения задач учащиеся обращаются к разным  источникам информации, электронным носителям информации, используют  поисковые ресурсы Интернета.

 

Урок-исследование

     Урок-исследование –  урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению  в устной форме.

    Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к культурам других народов.

     Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности. 

     Предметные УУД: анализировать найденные сведения о выдающихся деятелях культуры разных стран; виды и жанры ИЗО; сравнивать произведения русских художников; определять средства выразительности; формулировать собственное отношение к произведениям искусства.

Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия.                          

                            Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»:

  1. Просмотрите  иллюстрации художественных произведений,  анализ которых  необходим для ответов на вопросы.
  2. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы.

 

Исследование - самостоятельная творческая деятельность учащегося.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

Каждый из нас по своей природе исследователь. Человеку присуще любопытство, исследовательская активность и исследовательское поведение.

Организую учебно-исследовательскую работу с цель развития исследовательских способностей:

  • умение видеть проблему;
  • умение вырабатывать гипотезу;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперимент;
  • умение давать определение понятиям и другие

Учебно-исследовательской деятельности учащихся опирается на ряд принципов:

- принцип доступности  - способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности;

- принцип естественности  - проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования;

- принцип экспериментальности  - познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон;

- принцип осознанности - как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов;

- принцип культуросообразности  - учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре;

- принцип самодеятельности - ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работ.

 

Учащиеся  активно занимаются исследовательской деятельностью.

   Например, в 5 классе  по технологии девочки самостоятельно разрабатывают проекты, которые  защищают перед классом. Изучение каждого раздела завершается разработкой и выполнением творческого проекта.  В начале работы над проектом ставится   проблемная ситуация, затем начинается исследование проблемы.

     На уроках ИЗО  учащиеся 7 классов исследуют, например, фантастические темы, ориентированные на выполнение композиций несуществующих объектов и явлений. Урок « Галактическая птица». Вид творческой работы – разработать проект ,  сконструировать  и выполнить  макет космического летательного аппарата из подручных средств.

 Ребята  принимают участие  в  научно-практических конференциях  «Серебряная альфа», «Новые цивилизации»  школьного уровня, затем  в различных конференциях  разного уровня.

  Игровые технологии

     Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства помогает снять ряд трудностей, связанных с восприятием  материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к изобразительному искусству как к учебному предмету. Игра на уроке ИЗО расширяет кругозор учащихся, она  несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает  общеучебные и развивающие задачи, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации. Внесение элементов игровой технологии на урок по изобразительному искусству помогает привить интерес к творчеству, где учащиеся  учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании.  На уроках с элементами игровых технологий  дети получают  положительные эмоции: радость творчества, общение, сотрудничество, сопереживание, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты.

 Игры имеют четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • творческая, импровизационная,  активная по характеру этой деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;
  • наличие  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

-        роли, взятые на себя играющими;

-        игровые действия как средство реализации этих ролей;

-        игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми;

-        реальные отношения между играющими;

-        сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

-        в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

-        как элемент более обширных технологий;

-        в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-        как технология проведения внеурочной работы по предмету.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры разделяются по виду деятельности:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социально-педагогические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

-        обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

-        познавательные, воспитательные, развивающие;

-        репродуктивные, продуктивные, творческие;

-        коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации

I. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?»

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

3. Игра-головоломка

Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

4. Дополните изображение.

Учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление. Рисование с натуры предметов простой формы шар, куб. Выполнение натюрморта с натуры.

6. Составьте из готовых геометрических фигур народный орнамент.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях народного орнамента. Эстетическое восприятие действительности. Поэтизация природы, всего мироздания в целом в русском национальном искусстве.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

II. Игры и упражнения по цветоведению

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше наложений различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

2. Объясните значение слова.

Например: ритм — это…, дизайн — это… Задания для повторения.

3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

4. Вычеркните лишнее слово.

Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.

5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

Для проведения блиц - контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

IV. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства.

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

2. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

3. Игра «Угадай».

Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

4. Указать автора или название произведения.

Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

5. Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:

-        обучающую;

-        контролирующую;

-        творческую.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

6. Викторина «Аукцион знаний».

Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал. Например, на уроках по ДПИ.

7. Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”».

Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».

Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, пишут эссе. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки исследовательской деятельности.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, в частности на уроках технологии или изобразительного искусства, обеспечивают возможность сохранения здоровья школьника за период обучения в школе; формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;  применять полученные знания в  повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий включает:

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· место и длительность применения ТСО;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

 

Здоровьесберегающие технологии делят на три основные группы

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
  3. психолого-педагогические технологии.

 

Применяю в своей работе элементы   технологий:

- проветривание кабинета по графику (на перемене), освещение класса и доски, расстановка классной мебели соответствует нормам СанПиНа;

- чередую разные виды  учебной деятельности (опрос, рассуждение, ответы на вопросы, рассматривание,  анализ, сопоставление);

- средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности составляет 10-15 минут;

- использую разные способы объяснения нового материала (словесный, наглядный, самостоятельная работа, практическая работа);

- использую ТСО в соответствии с СанПиН, применяю  ТСО как средство (обсуждения, беседы);

- контролирую позу учащегося, слежу за чередованием  позы (правильная посадка ученика, чередование позы в течение урока в зависимости от вида деятельности);

- провожу физкультминутки, динамические паузы, дыхательную гимнастику, гимнастика для глаз;

- считаю важным наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Мотивирую учеников  оценкой, похвалой, поддержкой.

-  создаю психологический климат на уроке : ученики чувствуют себя комфортно, сотрудничают с одноклассниками и учителем, поддерживаю активность детей.

- использую эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка);

- считаю важным темп окончания урока  -  ответы на вопросы учащихся, домашнее задание уже записано, прокомментировано, настрой на успех, улыбка учителя.

      На уроках использую элементы  игровых технологий: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии.  Введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием  позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Приложение№1
I.   Оздоровительно – гигиенические физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Продолжительность 2-3 минуты, можно выполнять стоя или сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой. 
2.  Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Учащиеся  могут следить за  руки учителя глазами. Наглядный материал на уроках можно расположить так, чтобы ученики переводили взгляд с одной стороны на другую.
II. Физкультурно-спортивные - традиционная гимнастика,  которая выполняется  строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для  укрепления определенных групп мышц.

Сюда можно включать прыжки, приседания, ходьбу на месте. 

Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки. 

 Повороты корпусом.

Приседания. 

III. Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища
1. Упражнения выполняются  сидя за столом: 
 а) маховые движение руками из-за головы вперёд;

 б) круговые движения кистями перед грудью; 
в) движения руками имитируют махи крыльев. 

2. «Потягивание кошечки» 
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. 
3. Микропаузы при утомлении глаз. 
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. 
Повторять 6-8 раз. 
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. 
Повторять 3 раза.