Главные вкладки
Рекомендации родителям по изучению лексических тем
Уважаемые родители! Здесь Вы найдете актуальные рекомендации по изученному на занятиях материалу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С 26 сентября по 2 октября изучаем лексическую тему:
«Осень. Признаки осени»
На занятиях ребята закрепят представления об осени и ее приметах, расширят словарь по теме «Осень», будут упражняться в использовании существительных родительного падежа множественного числа (деревьев, листьев, дождей, птиц…), научатся использовать словосочетания с несколькими прилагательными (оранжевый кленовый лист, коричневый дубовый лист…).
Дома выполните с ребенком задания 2,3,4,5 в тетради «Занимаемся вместе часть 1 стр.2.-5.
Дополнительные рекомендации:
1. Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Дома прогладьте их через тонкую бумагу теплым утюгом. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации.
2. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение Л. Разводовой «Озорники».
ОЗОРНИКИ
Закружился надо мной Дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь — Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья, — Дождь из листиков и я.
3. Предложите ребенку сделать упражнение «Осенью».
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем
вверх перекрещенные руки. Начал капать дождь колючий. Совершаем прыжки на носочках, Долго дождик будет плакать, держа руки на поясе. Разведет повсюду слякоть. Приседаем, держа руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, Идем по кругу с высоким подниманием колена.
Поднимай повыше ноги.
4.Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребенком, о каких приметах осени говорит писатель.
Предварительный просмотр:
С 3 октября по 7 октября изучаем лексическую тему:
«Деревья осенью»
1. Понаблюдайте за деревьями в парке, на улице. Как они изменились? Расскажите о строении деревьев. Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветви, листья.
Деревья бывают с листьями (лиственные) и с иголками (хвойные) Лиственные: берёза, дуб, клён, тополь… Хвойные: ель, сосна.
2. Выучите с ребёнком текст и проведите пальчиковую гимнастику:
Ветер по лесу летал Плавные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Загибаем по очереди пальцы на руке
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
- Составьте вместе с ребенком рассказ «Осень», например:
После лета наступает осень.
Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.
Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.
Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую, запасают корм.
Насекомые прячутся под кору деревьев.
Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги.
Предварительный просмотр:
С 10 по 16 октября изучаем лексическую тему:
«Огород. Овощи»
1. Проговорите с ребенком овощи по картинкам со стр. 7 пособия «Занимаемся вместе». Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Попросите ребенка перечислить овощи только жёлтого цвета (репа, репчатый лук, перец, тыква), красного, зелёного цвета. Сможет ли ребёнок вспомнить название оранжевого овоща (морковь), фиолетового овоща (баклажан).
2. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:
1. Это…
2. Какого он цвета?
3. Какой формы этот овощ?
4. Большого, среднего или маленького размера этот овощ.
5. Каков он на вкус?
6. Каков он на ощупь?
7. Где растет этот овощ?
8. Что можно из него приготовить?
Например: Это помидор. Он растёт в теплице или парнике. Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.
3. Приготовьте совместно с ребенком блюдо из овощей. Уточните, из каких овощей готовят винегрет.
4. Прочитайте ребёнку русскую народную сказку «Вершки и корешки». Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, с 17 по 21 октября изучаем лексическую тему:
«Сад. Фрукты»
1. Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты», вспомните названия фруктов, проговорите, что фрукты- это плоды, которые растут на деревьях в саду.
2. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
3. Поиграйте в игру «Один- много» и «назови ласково» с мячом. Используя названия фруктов. Например:
Лимон-лимоны, груша- груши, яблоко- яблоки; апельсин-апельсинчик, слива-сливка, яблоко-яблочко.
4. Придумайте с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:
-Жёлтый, овальный, кислый. Что это? (лимон).
-Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (слива).
-круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (апельсин).
5. Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова : ба-нан, пер-сик, гра-нат.
6. Потренируйте ребёнка в образовании относительных прилагательных в игре «Весёлый повар». Например:
Сок из яблок- яблочный сок.
Пюре из слив- сливовое пюре.
Запеканка из груш- грушевая запеканка.
7. Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмёт мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.
Сливу я держу в руке, Зажимаю в кулаке, Отпускаю, разжимаю И ладошками катаю. | Кладём мячик на правую ладошку. Крепко сжимаем его. Раскрываем ладонь. Катаем мячик между ладонями. |
8. Прочитайте ребёнку рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». Выясните, что он думает о поступке мальчика.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, на этой неделе изучаем лексическую тему:
«Лес. Грибы и лесные ягоды»
1. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называет несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, ежевика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить.
2. Придумайте одну загадку-описание о лесных ягодах или грибах. Нарисуйте вместе с ребенком в домашней тетради эту ягоду или гриб, запишите свою загадку.
Например:
- Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под деревьями. Она мелкая, круглая, чёрная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника).
- Это съедобный гриб. Он растёт в траве под берёзами. Он жёлтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка).
3. Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Весёлый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч Вам. Например:
- Варенье из малины- малиновое варенье.
- Джем из черники- черничный джем.
- Компот из земляники- земляничный компот.
- Повидло из брусники- брусничное повидло.
- Мусс из ежевики- ежевичный мусс.
- Пюре из клюквы- клюквенное пюре.
4. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребёнком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребёнку мяч и произносите словосочетание с числительным два, ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч Вам. Например:
Два мухомора- пять мухоморов.
Два опёнка- пять опят.
Две лисички- пять лисичек.
Две сыроежки- пять сыроежек.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, с 31 октября по 6 ноября
изучаем лексическую тему:
«Наш город. Моя улица»
Знайте, любите свой город,
Почаще гуляйте с детьми.
Учите название улиц,
Чтобы легче было в пути.
И если от вас чуть отстанет,
То сам непременно найдет
Свой дом по названию улицы,
Где вместе с семьей живет.
- Повторите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.
2. Помогите ребенку запомнить название главной улицы родного города, главной площади, главной реки.
3. Посетите с ребенком исторический центр города, познакомьте с некоторыми достопримечательностями, музеями; вместе составьте рассказ о вашей экскурсии из трех-четырех предложений.
4. Совершите прогулку по своей улице, расскажите ребенку, почему ваша улица имеет такое название.
5. Подберите и выучите с ребёнком стихотворение о родном городе. Следите за произношением и чёткостью дикции.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема "Одежда».
1. Повторите названия предметов одежды по картинкам. Выясните, помнит ли ребенок, что летом носят легкую одежду, а осенью — более теплую. Пусть объяснит почему.
2. Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сделана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Свитер из шерсти. – Шерстяной свитер.
Брюки из вельвета. – Вельветовые брюки.
Юбка из шелка. – Шелковая юбка.
Блузка из льна. - Льняная блузка.
Жилет из меха. - Меховой жилет.
Пальто из кожи. – Кожаное пальто.
3. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.
4. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать развитию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы произносите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда.
5. Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубашку; ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки.
6. Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить.
Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле — вошел.
(Рубашка)
7. Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
Пусть он расскажет, чего испугались дети, кто их напугал.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Обувь»
1. Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Кроссовки из кожи — кожаные кроссовки. Тапки из вельвета — вельветовые тапки. Ботинки из замши— замшевые ботинки.
2. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». Например, назовите три предмета одежды и один предмет обуви, попросите ребенка назвать, что лишнее из четырех названных предметов. Пусть ребенок ответит полным ответом на вопрос.
3. Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и объяснит, как он это сделал. Предложите выучить загадку и загадать ее кому-то из домашних. Отгадай загадку:
Кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь, у нас работа — Топать, шлепать по болотам. (Сапоги)
4. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки» для развития тонкой моторики, координации речи с движением.
Как у нашей кошки Загибаем по одному пальчику, начиная с
На ногах сапожки. больших, на обеих руках на каждое
Как у нашей свинки название обуви.
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. «Шагаем» по столу указательными и
Новые кроссовки. средними пальцами обеих рук.
5. Прочитайте ребенку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Игрушки»
- Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Мячик из резины. — Резиновый мячик. Мишка из плюша. — Плюшевый мишка.
Пирамидка из дерева. — Деревянная пирамидка. Ведерко из металла. — Металлическое ведерко.
3. Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:
— Как называется игрушка?
— Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит?
— Как с ней можно играть? Например:
• Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круглый. С мячом можно играть в футбол.
4. Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.
Два кубика. — Пять кубиков.
Два мишки. — Пять мишек.
Два мяча. — Пять мячей.
Две куклы. — Пять кукол.
Две матрешки. — Пять матрешек. Два ведерка. — Пять ведерок.
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на.
6. Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем.
ИГРУШКИ
Тьма игрушек у меня: Ванька-встанька, два коня, Пестрый мячик, Толстый мальчик, Мишка,
Зайка, кукла Майка.
Иногда я папу с мамой Приглашаю поиграть. Но молчит голыш упрямый, Не желает отвечать. Кукла дуется, молчит, Мишка хнычет и ворчит. Говорю я мишке, зайке, Двум лошадкам, Кукле Майке:
— Так упрямиться нельзя — Папа с мамой Нам друзья!
7. Загадайте ребенку загадку о мяче. Предложите сначала отгадать, а потом выучить ее.
Не обижен, а надут. Его по полю ведут.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Посуда»
- Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.
- Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры словосочетаний:
Стакан из стекла. — Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. — Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. — Серебряная ложка. Миска из пластмассы. — Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. — Эмалированная кастрюля.
- Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например:
• Это чайник. Чайник — это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду.
4.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик.
- Выполните с ребенком упражнение «Чайник» для развития творческого воображения, координации речи с движением.
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Стоим, изогнув одну руку, как
носик чайника, другую держа на
Я вам напоказ выставляю живот, поясе. Живот надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топаем обеими ногами.
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу! Делаем призывные движения
правой рукой.
6. Предложите ребенку послушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней.
У нашего Вовки На блюде морковка. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. Ну а у Валерки Грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай И посуду называй.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»
- На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы:
- земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом;
- стало холодно, на улице мороз;
- дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
- ночи стоят длинные, а дни — короткие;
- люди надели теплую зимнюю одежду;
- дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
2. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану:
— Какое время года наступило?
— Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
— В какие игры играют зимой дети?
- Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Наклейте их изображения в тетрадь, подпишите названия, научите ребенка узнавать этих птиц.
- Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах. Предложите их выучить. Следите за произношением поставленных звуков.
В желтой футболке и черной жилетке Птица-синица расселась на ветке. Тенькает звонко птица-синица, Лютых морозов она не боится.
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Клюв, как клещи, у клеста. Вот так клюв! Вот это да! Шишки запросто лущит Птица, грозная на вид.
Щеголь-щегол — акробат и затейник.
Щеголь-щегол обожает репейник.
В морозы его подкорми семенами,
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.
В день, когда мела метель, Прилетел к нам свиристель. Мы ему насыплем крошек. Свиристель такой хороший!
На суку сидит сова,
Видит днем она едва.
А лишь только ночь настанет,
Как орел, глазастой станет.
- Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Домашние животные, их детёныши»
1. Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит названия известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
2. Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например:
• Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
3. Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один — много».
Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном числе; ребенок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:
ягненок — ягнята
поросенок — поросята
щенок — щенята
теленок — телята
крольчонок — крольчата
4.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам.
Например:
уши кролика — кроличьи уши хвост собаки. — собачий хвост голова коровы. — коровья голова
копыто лошади. — лошадиное копыто
6. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому-то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»
1. Попросите ребенка перечислить всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
2. Расскажите, как называются жилища диких животных:
у медведя — берлога,
у волка — логово,
у лисы — нора,
у ежа — норка,
у белки — гнездо в дупле.
Для уточнения полученных знаний предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
3. Поиграйте в игру «Один — много» по теме «Детеныши диких животных». Примеры слов:
медвежонок — медвежата, лисенок — лисята, бельчонок — бельчата. И т.д.
4. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» по теме «Дикие животные». Например:
хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка — волчьи зубы, иголки ежа — ежиные иголки. И т. д.
5. Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу. Например:
• Медведь — дикое животное, он живет в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, корешки. Зимой он спит в берлоге.
6. Загадайте ребенку загадку о медведе, предложите ее отгадать.
Где живет он? В самой чаще, Самый-самый настоящий. Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед. Сладкоежкою слывет. А еще могу сказать — Очень любит он поспать. Ляжет осенью, а встанет, Лишь когда весна настанет.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Три медведя» и предложите пересказать ее.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Новый год»
1. Привлеките ребенка к украшению елки и подготовке подарков для близких.
- Предложите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке по плану. Например:
Это елочная игрушка — шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
3. Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Шарик из стекла. — Стеклянный шарик. Флажок из бумаги. — Бумажный флажок. Кораблик из картона. — Картонный кораблик. Снеговик из ваты. — Ватный снеговик.
4. Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее.
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?.. (Елка).
- Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов.
Предложите вместе прохлопать слова ел-ка, ша-рик, фла-жок, свеч-ка, по-сох.
- Сделайте с ребенком пальчиковую гимнастику «На елке», что будет способствовать развитию тонкой моторики.
Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. Указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем» по столу. «Рисуем» руками большой круг. Ритмичные хлопки. Загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших.
Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. В. Волина
7. Прочитайте ребенку рассказ Л. Воронковой «Таня выбирает елку» и предложите пересказать его.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Мебель»
- Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.
- Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу.
Например:
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
- Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? — Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.
На чем спит бабушка? — Бабушка спит на кровати.
Где отдыхает дедушка? — Дедушка отдыхает в кресле.
4. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:
Если у стола нет ножки... — стол без ножки. Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки. Если у стула нет сиденья... — стул без сиденья. Если у шкафа нет дверцы... — шкаф без дверцы. Если у буфета нет полки... — буфет без полки.
- Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова:
крес-ло
кро-вать
ди-ван
стол
стул
шкаф
ко-мод
бу-фет
- Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Грузовой и пассажирский транспорт»
- Выясните, знает ли ребёнок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?
- Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (вертолёт, самолёт), водным (теплоход, катер, баржа), подземным (метро). Во время прогулки по городским улицам предложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид.
- Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте с ребенком о том, что перевозят эти машины.
- Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма.
- Предложите ребенку выполнить подвижное упражнение «Ехали медведи» для развития общей моторики и координации речи с движением.
Ехали медведи на велосипеде, Лежа на спине, изображаем езду на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд, Бежим по кругу задом наперёд.
А за ним комарики Бежим по кругу на носочках, взмахивая
руками.
А за ними раки на хромой собаке, Идём по кругу, прихрамывая.
Волки на кобыле, Бежим трусцой.
Львы в автомобиле, Идём, крутя воображаемый руль.
Зайчики в трамвайчике, Скачем, сделав «ушки» из пальцев.
Жаба на метле. Идём, оседлав воображаемую метлу.
- Предложите ребёнку сначала отгадать, а потом выучить загадку о паровозе и вагонах.
За дымком,
За свистком
Братья бегают бегом.
7. Прочитайте ребёнку рассказы Б.Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.
Обучение грамоте. Звук и буква У
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:
Уля сварила уху для утят, Только утята ухи не хотят.
- Попросите ребенка произнести слова со звуком [У] в начале из этого двустишия (Уля, уху, утят, утята, ухи).
- Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [У] (уши, улица, усики, удочка, умный, укроп).
- Объясните ребенку, что когда мы его произносим звук [У] , во рту нет преграды.
- Вырежьте две полоски цветной бумаги и сложите из них букву У. Объясните, что она обозначает звук [У]. Обратите внимание малыша на то, что короткая палочка приставлена к длинной палочке слева, что большая и маленькая буквы очень похожи и отличаются друг от друга только размером.
- Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы У у из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы У у на бумаге и в воздухе.
- Пусть ребенок слепит букву У у из пластилина, сложит из веревочки или шнурка.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Профессии на транспорте
- Предложите ребёнку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фёр, лёт-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель. ма-ши-нист.
- Выучите с ребёнком загадку:
Он в любую непогоду
И в любое время года
Крутит руль и жмёт педали,
Чтобы вы не опоздали
На работу, в детский сад.
Подвезти всегда вас рад. (шофёр)
- Для расширения глагольного словаря ребёнка предложите ему игру с мячом «Что делает?» Вы бросаете ребёнку мяч и называете профессию; ребёнок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии. И возвращает мяч вам. Например:
Кондуктор. - Продаёт билеты.
Дежурный по станции. – Следит за порядком.
Контролёр. - Проверяет билеты.
- Можно предложить ребёнку проиграть в игру с мячом «Кто чем управляет?» Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребёнку мяч и начинаете фразу; ребёнок ловит мяч и заканчивает её. Например:
Шофёр управляет… - машиной.
Лётчик управляет… - самолётом.
Капитан управляет… - теплоходом.
Водитель управляет… - трамваем.
Машинист управляет… - поездом.
- Выразительно прочитайте ребёнку отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а затем предложите выучить его.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожаной
Ему всегда, ему весь день
В трамваях ездить можно.
Большие и дети,
Берите билетик,
Билеты разные,
Бери любые- зелёные, красные и голубые.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Правила дорожного движения»
1. Повторите с ребенком известные ему правила дорожного движения. Пусть он расскажет о том, как нужно вести себя на улице и в общественном транспорте.
Люди могут ходить только по тротуарам, а не по проезжей части. Играть и бегать на тротуарах и вблизи проезжей части нельзя. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место.
2. Выучите с ребенком стихотворение. Следите за произношением. Обратите внимание ребенка на то, что интонация в первом предложении должна быть вопросительной.
Что за белые полоски На углу, у перекрестка? Знает каждый пешеход: Это «зебра» — переход.
- Помогите ребенку нарисовать светофор или сделать аппликацию светофора. Пусть он расскажет вам, что означает каждый цвет светофора.
- Пусть ребенок разделит на слоги слова до-ро-га, пе-ре-ход, пе-ше-ход, све-то-фор.
- Отгадайте и выучите с ребенком загадку.
Встало с краю улицы В черном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге.
Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти.
(Светофор)
Обучение грамоте.
О о
1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:
Осень ранняя настала, Оля с осликом гуляла.
- Попросите ребенка произнести слова со звуком [О] в начале из этого двустишия (осень, Оля, осликом).
- Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [О] (озеро, окна, облако, обруч, окунь, овощи).
- Объясните, что звук [О] — гласный. Когда мы его произносим, у нас во рту нет преграды. Пусть малыш поет новый звук на любую мелодию.
- Возьмите веревочку или шнурок и сложите из нее букву О. Объясните, что она обозначает звук [О]. Пусть ребенок слепит букву О из пластилина.
- Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых начинаются со звука [О]. Будьте внимательны и не допустите ошибок: например, слова очки, орехи, окно произносятся со звуком [А] в начале. Выбирайте те слова, где звук [О] в начале слова находится в ударной позиции. Подпишите картинки печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву О в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.
7. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [У].
8. Крупно напишите фломастером:
ао оа уо оу
Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из пластилиновых букв и читает их.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема:
«Стройка. Профессии строителей»
1.Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом.
Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей, каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик.
Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей.
Например:
Каменщик (что делает?) кладет стены.
Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.
Электрик (что делает?) проводит свет.
Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.
2.Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Маляр пользуется... — кистью. Штукатур пользуется... — мастерком. Электрик пользуется... — отверткой. Сантехник пользуется... — плоскогубцами. Стекольщик пользуется... — стеклорезом.
- Выучите с ребенком стихотворение:
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С кистью, краской и ведром.
4. Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.
Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.