ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Домрачева Екатерина Николаевна

Одним из важнейших этапов в жизни ребенка является период, когда дошкольник знакомится с буквой, начинает учиться читать и писать. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буква А23.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква У23.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква И23.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква Т24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

А а

1.        Прочитайте ребенку двустишие и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

Алик с Аллочкой дружил,                                                                               Алле астры подарил.

2.Попросите ребенка произнести слова со звуком [А] в начале из этого двустишия (Алик, Аллочкой, Алле, астры).

3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [А] (Аня, Аля, Алена, Алина, Алиса, Арина, Антон, Алеша, Андрей).

4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [А] (аист, арка, азбука, арфа, армия, арбуз, апельсин).

5. Расскажите ребенку о том, что все звуки, которые можно петь и которые мы произносим легко, без преграды  называются гласными звуками. Помогите ребенку запомнить: [А] — гласный звук.

6.   Вырежьте три полоски цветной бумаги и сложите из них заглавную букву А. Объясните, что она обозначает звук [А].

7.  Поупражняйте ребенка в выкладывании большой (заглавной) буквы А из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы А на бумаге и в воздухе.

8. Покажите ребенку, как выглядит маленькая (строчная) буква а. Напишите ее на листе бумаги, выложите ее из шнурка или веревочки. Пусть ребенок слепит строчную букву а из пластилина.

9.   Вместе с ребенком нарисуйте предметы, названия которых начинаются со звука [А]. Подпишите картинки печатными буквами, покажите букву А а в названиях. Пусть ребенок сделает то же самое.



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

У у

1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Уля сварила уху для утят,                                                                                Только утята ухи не хотят.

2.      Попросите ребенка произнести слова со звуком [У] в начале из этого двустишия (Уля, уху, утят, утята, ухи).

3.  Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [У] (уши, улица, усики, удочка, умный, укроп).

4.    Объясните ребенку, что звук [У] можно петь, это гласный звук. Когда мы его произносим, во рту нет преграды. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию.

5.      Вырежьте две полоски цветной бумаги и сложите из них букву У. Объясните, что она обозначает звук [У]. Обратите внимание малыша на то, что короткая палочка приставлена к длинной палочке слева, что большая и маленькая буквы очень похожи и отличаются друг от друга только размером.

6.      Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы У у из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы У у на бумаге и в воздухе.

7.     Пусть ребенок слепит букву У у из пластилина, сложит из веревочки или шнурка.

8.      Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия которых начинаются со звука [У]. Подпишите их, покажите букву У у в названиях. Попросите малыша сделать то же самое.

9.        Поиграйте с ребенком в новую игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [У]; сначала произнести звук [У], а потом звук [А].

10.    Крупно напишите фломастером:
Ay ау

Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил из пластилина, и читает.



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

И и

1.        Прочитайте ребенку двустишие и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Ира с Игорем играли                                                                                    

И игрушки разбросали.

Попросите ребенка произнести слова со звуком [И] в начале из этого стихотворения (Ира, Игорем, играли, игрушки).

2.      Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [И] (Инна, Ия, Илона, Иван, Илья, Игнат).

Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [И] (искры, иглы, игры, ива, ирис, индюк).

3.      Объясните, что у нас во рту нет преграды, когда мы  произносим звук [И]. Это  гласный звук.

4.      Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую букву И и маленькую букву и. Объясните, что она обозначает звук [И]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы И и отличаются только размером.

Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы И и из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы И и на бумаге и в воздухе.

Пусть ребенок слепит букву И и из пластилина.

5.   Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия которых начинаются со звука [И]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву И в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

6.        Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести  звук [А], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а  потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом  звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [У]; сначала произнести звук [И], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [И].

7. Крупно напишите фломастером:
аи иа уи иу ио ои

Поупражняйте ребенка в чтении этих слияний. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил, и читает их.



Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Т т

1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Творог из тарелки ел Танин щенок,                                                                                                                                                     Теперь у него на ушах весь творог.

  1. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Т] в начале из этого стихотворения (творог, тарелки, Танин).

  1. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начинающиеся со звука [Т] (Тоня, Тома, Толя, Тарас, Трифон).

  1. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Т] (тапки, торт, табуретка, танк, трактор, трамвай).

  1. Объясните, что звук [Т] — согласный. Когда мы его произносим, у нас во рту есть преграда. Он произносится отрывисто.

  1. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву Т т. Объясните, что она обозначает звук [Т]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы Т т отличаются друг от друга только размером.

7.        Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы Т т из  палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы Т т на бумаге и в воздухе.

8.        Пусть ребенок слепит букву Т т из пластилина.

  1. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, названия которых начинаются со звука [Т]. Подпишите их печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Т т в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

  1. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [Т]; сначала произнести звук [У], а потом звук [Т]; сначала произнести звук [Т], а потом звук [А]; сначала произнести звук [Т], а потом звук [О]; произнести [ТА] и еще раз [ТА].

  1. Крупно напишите фломастером и поупражняйте ребенка в чтении:

ат от ут ит та то ту ти

Тата Тото

Тут Тата. Тут Тото.

Обратите внимание ребенка на то, что имя девочки и кличка собаки написаны с большой буквы.

Пусть ребенок  выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.