Психологическая страничка.
Материал из опыта работы:
занятия, программы курсов, психодиагностика
и многое другое для школьного педагога-психолога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Один день из жизни психолога.
Утро. Дом. Семья. Будильник.
Опустевший холодильник.
Сумка. Зонтик. Топот ног.
Психологии урок.
Виды памяти. Советы.
Тест: вопросы и ответы.
Обсуждение. Итог.
Неожиданный звонок.
Диагностика. Программа.
Озабоченная мама:
Двойки. Нервы. Корвалол.
Ученик, глядящий в пол.
Возраст. Кризис. Созреванье.
Приглашенье на собранье.
Озадаченный отец.
Консультации конец!
Тренинг. Личность. Рост. Проблемы.
Упражненье. Метод. Темы.
Разговоры. Тесный круг.
"Чемодан". Прощанье. Друг.
Аппаратное. Директор.
Завуч. План. Отчет. Инспектор.
Эффективность: взлет и спад.
И конечный результат.
... Магазин. Цена. Затраты.
Две недели до зарплаты.
Молоко. Крупа. Сырок.
Опустевший кошелек.
Ночь. Торшер. Диван. Учебник.
Юнг... Муж спит, ребенок дремлет.
Берн и Фрейд... Письмо. Доклад.
Тезис. Съезд. Ну все! - Отпад!
из книги "Семейная психология" Л.Б. Шнейдер
Предварительный просмотр:
КАК НЕЛЬЗЯ РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ
Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был совершенством. Она не жалеет для этого сил и... слов.
Слова досады, злобы, раздражения, ранят куда больнее безобидного шлепка. Прислушивайтесь к тому, что вы говорите!
"КАКАЙ ТЫ НЕУКЛЮЖИЙ!"
Нет, он никогда не научится ходить по прямой, аккуратно есть, самостоятельно одеваться и не спотыкаться на ровном месте! Ну, почему надо просовывать обе руки в один рукав и сжимать ложку всем кулачком! Мама в отчаянии: "Какой же ты увалень!" У других дети как дети - не падают в праздничной одежде в лужу, только ее грязнуля и растяпа рвет колготки, пачкает рубашки, проливает молоко, смахивает локтем со стола сахарницу.
Но обидные слова, которые в сердцах произносит мама, совершенно бесполезны. Более того - они вызывают противоположный эффект: от страха сделать что-то не так малыш допускает ту же оплошность и неправильный навык закрепляется.
Конечно, в конце концов он научится держать ложку и даже вилку, но произойдет это позже. Родителей снедает нетерпение, им кажется, это так просто - застегнуть все до одной пуговицы, от верхней до нижней, аккуратно завязать шнурки. Если же ребенок делает это неуверенно, медленно, шиворот-навыворот, - значит, ленится, а может, и назло... Но какой смысл в бесконечных упреках? Пожалейте собственные нервы. В один прекрасный день вы приятно удивитесь, увидев, как малыш съел суп, не пролив на скатерть ни капли, и, что самое интересное, безо всяких понуканий. Просто пришло время, и он научился.
"НЕ ПУТАЙСЯ ПОД НОГАМИ!"
Упрек из той же серии. Маленький человечек нерасторопен, и, когда вы спешите, он, естественно, попадается вам на каждом шагу, лезет под руку, мешает. Из-за него вы опрокинули стакан с молоком, растянулись посреди темного коридора, споткнувшись о детский грузовичок, упустили пирог в духовке, потому что в решающий момент он отвлек вас дурацким вопросом. Но опять-таки - при чем здесь малыш? Не сваливайте на ребенка свои бытовые неудачи, будьте сами осторожнее и внимательнее.
Если вы работаете или вам надо, побыть одному, отдохнуть, фраза "Выйди и закрой дверь с той стороны", как правило, не помогает. Вернее, помогает, но ровно на пять минут. Маленькая рыбка-прилипала не хочет ни за что существовать без своих мамы и папы, и так просто вы от нее не отделаетесь. Есть, наверное, дети, которые сидят себе в уголке, и часами возятся с игрушками - ваше воображение услужливо рисует вам такого ангела. Увы, ваш не таков, и, чтобы научить его не скучать в одиночестве, нравоучений мало. Раздражение тем более не поможет. Тут нужны фантазия и изобретательность. Восклицания "Как же ты мне надоел!" и "Никуда от тебя не денешься!" слышать очень обидно. Представьте, что вам заявили такое!
"ЕСЛИ НЕ БУДЕШЬ СПАТЬ..."
Дети боятся темноты. Отнюдь не все засыпают, еле донеся голову до подушки, и вообще они решительно не хотят спать! Угрозы здесь совершенно зряшное дело - они только травмируют психику, усугубляют естественный страх перед мраком и одиночеством. Вообразите, что вы заблудились ночью в лесу - примерно так чувствует себя малыш в преддверии сна, и близость мамы с папой за стенкой его не утешает. "Если не будешь спать, прилетит баба Яга!" - говорите вы, потому что не верите в бабу Ягу. Но ваш-то ребенок верит в добрых и злых волшебников. Не пугайте его злыми, лучше позовите на помощь добрых - например Оле Лукойе с его сказочным зонтиком. Расскажите или почитайте что-нибудь веселое, с хорошим концом. Этот небольшой ритуал отнимет у вас меньше сил, чем ежевечерняя нервотрепка: "Я сказала - спать! Ну, все, гашу свет!" Между прочим, ничего ужасного, если малыш привык засыпать при ночнике. Не отбирайте у него этот кружок света и не стыдите за трусость.
"НЕ ПОДХОДИ"
Этот испуганный окрик способен только воспитать труса. Если взрослый человек патологически боится собак, то причина этого, скорее всего в том, что в детстве он слишком часто слышал: "Не подходи! Укусит!". Что могут родители. Так же точно, как родители могут обеспечить ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить ему и душевное здоровье. Что же, позволить несмышленышу лезть в пасть к чужой собаке? На самом деле это куда менее опасно, чем воспитать в нем страх перед животными. Уж если человек боится собаки, что он станет делать в экстремальной ситуации? Не подходи к огню, к воде, не стой на крутом берегу, не лезь в лужу!.. Категорические запреты приучат ребенка бояться всего, за исключением ровного пола в своей собственной квартире. Вам кажется, он еще не дорос до того, чтобы самостоятельно прошлепать ногами по воде и побарахтаться на мелководье. А вы не боитесь, что он так никогда на это и не решится? Дети куда осторожнее, чем нам кажется. Они вовсе не бесстрашные Маугли, и, когда делают новый шаг для постижения собственных возможностей, все, что от нас требуется, - не мешать. Вот подстраховать, не акцентируя на этом внимания, - другое дело.
Если же крик "Не подходи!" вырвался у заботливой мамы, когда ее малыш подошел к другому ребенку в песочнице, такой маме пора пить на ночь валерианку.
"ТЫ ЖЕ МАЛЬЧИК!" "ТЫ ЖЕ ДЕВОЧКА!"
Мальчиков стыдят так, если они плачут, боятся и обижают девочек. Девочек этими словами упрекают за неаккуратность неубранные игрушки, за устроенную кучу-малу и драку. Считается, что мальчики не должны плакать, а девочки драться лопатками. Девочкам простительно одно, мальчикам другое и наоборот. Но если злоупотреблять бесконечным напоминанием о том, кто есть кто, ребенок может счесть противоположную половину какой-то ущербной. В особенности если читать мораль от противного: "Ну ты же не девчонка, чтобы хныкать по пустякам!" Мальчик делает вывод, что все девчонки плаксы, одно удовольствие - дернуть за волосы и проверить.
Представьте, что вам заявили такое! А девочка, устроившая кавардак в комнате, запоминает, что так поступают только мальчишки. Они вообще противные и грубые, ведь мама, услышав от нее "словечко" принесенное из детского сада сказала: "Ты же не мальчишка, чтобы так выражаться!" У девочек с мальчиками в будущем еще столько поводов для ссор и непонимания... Может быть, не стоит обострять их отношения с детства?
"И В КОГО ТЫ ТАКОЙ УРОДИЛСЯ!"
Фраза для вас совершенно невинная, просто машинальный вздох, но, безусловно, с негативной окраской. "Родила на свою голову" звучит резче и тоже не несет в себе никакой конструктивной информации. Говоря это, мама часто даже не дает себе труда объяснить, чем она недовольна. Ребенок, услышав, что он уродился каким-то не таким, понимает одно: мама не в настроении. Как же часто она не в настроении, озабочена, расстроена, невесела... Наверное, думает малыш, это из-за меня, я во всем виноват...
А вот ваш "зайчик" действительно провинился: ударил младшую сестренку, взял без спроса конфету, и вы решили поговорить с ним всерьез. Вы говорите, а он не слышит. Чем же его пронять? "Я возьму себе другого ребенка", - произносите вы, естественно, ни секунды не веря собственным словам. И видите, как вдруг испугался и удивился ваш малыш. Помогает!.. "Другой мальчик, - вдохновенно врете вы. - ждет не дождется, когда я поменяю своего, непослушного, на него, хорошего, аккуратного, доброго, не жадину." Эти насквозь фальшивые слова потрясают вашего доверчивого сына или дочку. Неизвестно, как глубоко они западают в душу и как больно ее ранят. Возможно, комплексы, так грубо вылезающие на свет в подростковом возрасте, были посеяны в детстве, когда ребенку внушили, что он такой плохой, что его могут даже поменять на другого...
"ТЫ ЖЕ УЖЕ БОЛЬШОЙ!"
Фраза полезная, если говорится кстати и не слишком часто. "Большой" мальчик не обидит младшего по возрасту, "большая" девочка сама накроет на стол и помоет за собой тарелку. Словом "большой" мама показывает свою веру в возможности ребенка: он дойдет своими ножками куда надо, потерпит, когда хочется пить, не станет хныкать и капризничать устав. Не забудьте вспомнить эту фразу, когда пойдете с ребенком в театр, в цирк, возьмете его с собой во взрослые гости, чтобы слово "большой" не ассоциировалось только с трудностями, которые надо преодолеть. Ребенок должен знать, что быть большим - это еще и выгодно.
Сложнее, если в семье появился еще один малыш. Тут уж старший автоматически становится большим, даже если ему и трех не исполнилось. Как часто в этом случае родители забывают, что он, в сущности, совсем маленький и безмерно нуждается в ласке и нежности. Апеллируя без конца к его старшинству, можно ненароком поселить в старшем убеждение, что его не любят. Любят только младшего. Почему старший всегда должен уступать ему, отдавать лучшие игрушки, убираться за двоих и расплачиваться в одиночку за общие провинности? Почему мама без конца умиляется крохотным братиком или сестричкой, а старшего словно и нет на свете? Вы не боитесь, что ваш полузаброшенный "большой" возненавидит обожаемую всеми кроху - маленького?
"ТЫ МНЕ НЕ НУЖЕН"
Чего не скажешь в сердцах... Обычно родители начинают осторожнее говорить с ребенком, когда он становится старше. Зачем выбирать слова, обдумывать, что можно сказать, а что нет - ведь он все равно ничего не понимает. "Ты мне надоел", "Ты меня замучил", "Достал!", "Уйди с моих глаз", "Чтобы я тебя не видела и не слышала!"... Маленькие дети, в возрасте до шести лет, понимают куда больше, чем кажется. Все внимание приковано к маме. Ребенок все слышит и мотает на ус, даже если маме кажется, что половину он пропускает мимо ушей. Это подросток может игнорировать ваше раздражение. Он уже в большом мире, ему есть куда пойти, с кем поделиться. А маленький ребенок не может, обидевшись на маму, развернуться и выйти из дома. Куда он без вас? Он не знает, что вам ответить, если вы не правы. У него нет доводов и аргументов. Злой мамин голос ранит малыша прямо в сердце, а он даже не в состоянии вам это объяснить, хоть как-то укротить, поколебать полную мамину безнаказанность - ну разве что папа поморщится, если мама слишком раскричится. "Да ведь это только слова, - оправдываетесь вы. - Я и пальцем его никогда не тронула." Но "только" слова, если это слова досады, злобы, раздражения, ранят куда больнее безобидного шлепка.
Прислушивайтесь к тому, что вы говорите! Разве он вам не нужен, ваше солнышко, ваш лучший в мире малыш?
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку стать самостоятельнее
- Не бойтесь. Пусть они лучше растут фрондерами, бунтарями, колючими ежиками, чем безропотными тихонями, тихими омутами и трусами. Не мешайте им хотеть, пробовать, ошибаться.
Чем скорее вы научитесь переживать за них, а не за себя, тем лучше для всех. Пусть уж ваш ребенок в 5 классе сам научится без напоминаний класть свой завтрак в рюкзак (заодно узнает, кто из приятелей ему друг, готовый разделить последний бутерброд), чем в аспирантуре будет забывать доклады, понадеявшись на вас.
А если вам приятно подавать деткам забытые тетрадки, сменную обувь, рефераты, так и не ворчите – подавайте себе на здоровье. Только знайте: за такое не благодарят. Когда-нибудь, в нужный, решающий момент его жизни вас может не быть рядом. Что тогда? - Кто-то из известных педагогов сказал, что с годами “родители изживают себя”. И нет в этом ничего обидного. Это значит всего лишь, что повзрослевшим детям уже не нужны няньки и подсказчики – им нужны мы как добрые, надежные друзья. Преодолеть этот путь всегда нелегко. Поэтому-то и нужно двигаться постепенно, понемногу отказывая себе в удовольствии нянчиться с ними. Сначала пусть сами решают, что им надеть, потом усложняйте задания. Только так потихонечку их можно научить самостоятельности.
- Позволяйте им испытывать последствия их собственных действий, когда это не слишком опасно. Если подростку нужно за выходные написать реферат, не ходите за ним по пятам два дня. Мало того что испортите себе уикенд и его отвлечете: будет обижаться на вас и думать забудет про реферат. Предоставьте ему возможность потянуть время, а потом провести бессонную ночь – зато какая это будет ночь: сразу все поймет!
- Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам все-таки нужно ему о чем-то напомнить, говорите только одно слово, например: “Стирка!” Это подростку услышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимости общественно полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.
- Доверяйте им небольшие серьезные дела. Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же человеку всегда есть на кого понадеяться, то он и всю ответственность тут же переложит – так все мы устроены.
- Не забывайте про чувство юмора. И к себе не относитесь слишком серьезно. Если ребенок считает вас вредным, а не строгим, скажите ему с улыбкой, что вы в этой области всегда были лучшим специалистом и собираетесь вскоре на курсы повышения квалификации. Только сказать это надо не зло, а весело и необидно.
- У детей должны быть регулярные обязанности по дому. Расскажите им, что домашнее хозяйство осилить можно только командой. Помогите ребенку ощутить себя игроком сплоченной команды. И тогда сервировка стола к ужину, проблема мусора станет для него гораздо более значимой и насущной, чем прежде.
- Ведите ваши сражения мудро. Подростки эмоциональны. Общение с ними сродни ходьбе по минному полю. Решите для себя однажды, что для вас по-настоящему принципиально, и на все остальное не обращайте внимания. К примеру, вам не нравятся татуировки, и это для вас неприемлемо, тогда придется разрешить дочери красить волосы в любой радикальный цвет.
- Учитесь настаивать на своем. Дети хитрее, чем мы думаем, умеют заставить нас жалеть себя и сделать наконец за них все то, о чем их просили.
Не сдавайтесь и ждите исполнения просьбы – даже если на это уйдет 6 недель. А если сделают плохо – заставьте переделать. Зато они поймут, что лучше сделать все сразу и хорошо, чем потом десять раз переделывать. - Дети должны знать, что мы любим их. И не только потому, что они послушны и исполнительны. А потому, что мы чувствуем это всегда, как бы хорошо или плохо ни шли дела, несмотря на наши слабости, недостатки или достоинства.
Из статьи Дианы ВОЛЬФ
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ
Предварительный просмотр:
Психологический настрой на урок
1.Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
2.Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
3.Звонкий прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте прямо, не шумите,
Всё ль на парте, посмотрите.
Все ль на месте, всё ль на парте:
Книжка, ручка и тетради.
Не забудьте дневника,
Он – документ ученика.
Здравствуйте, ребята.
Сели. Мы приступим к новой теме.
4.Заходите, дети, в класс!
Мы урок начнем сейчас.
Встали прямо, подравнялись,
Посмотри на парту,
Всё ли там в порядке?
Ручку, книжку и дневник
Имеет каждый ученик.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не крутитесь.
Начинаем наш урок,
Знайте, вам пойдет он впрок.
5.Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.
6.Здравствуйте, ребята.
Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Много интересного будем изучать,
Значит, будут нам нужны
Книжка и тетрадь.
Хорошо известно вам, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
А теперь, ребятки, ротики закрыть,
Будем мы по теме только говорить.
7.Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок.
Предварительный просмотр:
Чтобы ребенок учился хорошо.
Прежде всего определите, к какому типу интеллекта относитесь вы и ваш ребенок. Для этого вам нужно сделать следующий простенький тест. Внимательно прочитайте утверждения и отметьте галочкой ВСЕ описания в каждом из разделов, которые, как Вы считаете, больше всего вам подходят.
Лингвистический тип
- Я люблю читать, легко запоминаю стихи. Люблю поболтать с друзьями, послушать радио.
- Лучше всего я запоминаю материал, когда читаю или слушаю.
- Я умею красиво говорить и заинтересовать слушателей.
- Я хорошо объясняю.
- Я люблю сам (а) писать стихи или рассказы.
Математический/логический тип
- Я люблю разгадывать кроссворды и решать логические задачки.
- Я люблю логичные, последовательные объяснения и сам (а) всегда стараюсь быть последовательным в своих действиях.
- Я всегда организован (а) и стараюсь поддерживать идеальный порядок на рабочем месте.
- Я стараюсь находить закономерности в изучаемых фактах, мне так легче запоминать материал.
- Когда я работаю над проблемой, то стараюсь решать ее последовательно, тщательно обдумывая каждый шаг.
Визуально-пространственный тип
- Я хорошо ориентируюсь в пространстве и редко плутаю даже в незнакомо месте.
- Я часто обращаю внимание на детали, которых другие люди не замечают.
- Я легко удерживаю в памяти детали обстановки; для этого мне достаточно один раз осмотреться на новом месте.
- Лучше всего я запоминаю новый материал, когда есть возможность посмотреть о нем фильм, рассмотреть картинку или график.
- Я отлично разбираюсь в географических картах, и всевозможных схемах, графиках и таблицах.
Музыкальный интеллект
- Я интересуюсь музыкой.
- Люблю не только слушать, но и сочинять музыку.
- У меня хорошо развито чувство ритма.
- Я легко запоминаю слова и мелодию песен, даже если слышу их только однажды.
Телесный (кинестетический) интеллект
- Я активно занимаюсь спортом. Мне нравится принимать участие в спортивных состязаниях и играх.
- Я люблю мастерить что-либо своими руками.
- Когда я запоминаю что-то новое, мне легче делать это, расхаживая по комнате. Я люблю учиться, используя наглядные модели.
- Я гораздо лучше учусь чему-то новому, если я хотя бы раз сделал это самостоятельно (а не просто послушал объяснения и понаблюдал за действиями других) .
- Мне нравится ручной труд.
Межличностный интеллект
- Я предпочитаю работать в группе, а не в одиночку.
- Я принимаю активное участие в общественной жизни.
- Мне интересны чувства и мысли других людей.
- Я легко определю настроение других людей.
- Я часто помогаю другим помириться или разрешить спор.
Внутриличностный интеллект
- Я люблю помечтать о будущем.
- Я предпочитаю работать в одиночку, нежели в группе.
- Для продуктивной работы мне необходима тишина.
- Я хорошо понимаю себя, но не всегда могу понять чувства других.
- Я люблю на досуге подробно поразмыслить о вещах, которые меня заинтересовали.
А теперь посчитайте, в каком разделе вы отметили все 5, или, по крайней мере, 4 утверждения? Таких разделов может быть несколько - значит, вы обладаете смешанным типом интеллекта. Межличностный и внутриличностный интеллект относятся больше к общей характеристике личности, не только к типу мышления.
Попросите своего ребенка проделать то же самое на отдельной форме и определите его тип интеллекта. Ниже Вы найдете описание всех семи типов и практические указания, как нужно строить обучение применительно к каждому из них.
Пожалуйста, обратите внимание, что вовсе не обязательно вы должны обладать всеми присущими тому или иному типу интеллекта характеристиками. И далеко не всегда у человека бывает ярко выражен какой-то один тип мышления, могут быть комбинации из 2-3 типов.
Как видно, большинство описанных типов интеллекта не учитываются современной школьной системой. Но ведь ничто не мешает родителям помочь своим детям учиться, опираясь на их возможности, на то, что у них получается лучше всего. Я надеюсь, данные здесь рекомендации позволят вам и вашим детям избежать ненужных ссор и непонимания, а также лучше узнать друг друга.
Лингвистический интеллект |
Математический (или логический) интеллект |
|
Визуально-пространственный интеллект |
|
Музыкальный интеллект |
|
Телесный (кинестетический) интеллект |
|
Межличностный интеллект | |
|
Внутриличностный интеллект |
|
Предварительный просмотр:
|
Предварительный просмотр:
|
Предварительный просмотр:
|