Психологическая страничка.

Материал из опыта работы:

занятия, программы курсов, психодиагностика

и многое другое для школьного педагога-психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Один день из жизни психолога.

Утро. Дом. Семья. Будильник.
Опустевший холодильник.
Сумка. Зонтик. Топот ног.
Психологии урок.

Виды памяти. Советы.
Тест: вопросы и ответы.
Обсуждение. Итог.
Неожиданный звонок.

Диагностика. Программа.
Озабоченная мама:
Двойки. Нервы. Корвалол.
Ученик, глядящий в пол.

Возраст. Кризис. Созреванье.
Приглашенье на собранье.
Озадаченный отец.
Консультации конец!

Тренинг. Личность. Рост. Проблемы.
Упражненье. Метод. Темы.
Разговоры. Тесный круг.
"Чемодан". Прощанье. Друг.

Аппаратное. Директор.
Завуч. План. Отчет. Инспектор.
Эффективность: взлет и спад.
И конечный результат.

... Магазин. Цена. Затраты.
Две недели до зарплаты.
Молоко. Крупа. Сырок.
Опустевший кошелек.

Ночь. Торшер. Диван. Учебник.
Юнг... Муж спит, ребенок дремлет.
Берн и Фрейд... Письмо. Доклад.
Тезис. Съезд. Ну все! - Отпад!


из книги "Семейная психология" Л.Б. Шнейдер



Предварительный просмотр:

КАК НЕЛЬЗЯ РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ

   Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был совершенством. Она не жалеет для этого сил и... слов.

   Слова досады, злобы, раздражения, ранят куда больнее безобидного шлепка. Прислушивайтесь к тому, что вы говорите!

"КАКАЙ ТЫ НЕУКЛЮЖИЙ!"

   Нет, он никогда не научится ходить по прямой, аккуратно есть, самостоятельно одеваться и не спотыкаться на ровном месте! Ну, почему надо просовывать обе руки в один рукав и сжимать ложку всем кулачком! Мама в отчаянии: "Какой же ты увалень!" У других дети как дети - не падают в праздничной одежде в лужу, только ее грязнуля и растяпа рвет колготки, пачкает рубашки, проливает молоко, смахивает локтем со стола сахарницу.

   Но обидные слова, которые в сердцах произносит мама, совершенно бесполезны. Более того - они вызывают противоположный эффект: от страха сделать что-то не так малыш допускает ту же оплошность и неправильный навык закрепляется.

   Конечно, в конце концов он научится держать ложку и даже вилку, но произойдет это позже. Родителей снедает нетерпение, им кажется, это так просто - застегнуть все до одной пуговицы, от верхней до нижней, аккуратно завязать шнурки. Если же ребенок делает это неуверенно, медленно, шиворот-навыворот, - значит, ленится, а может, и назло... Но какой смысл в бесконечных упреках? Пожалейте собственные нервы. В один прекрасный день вы приятно удивитесь, увидев, как малыш съел суп, не пролив на скатерть ни капли, и, что самое интересное, безо всяких понуканий. Просто пришло время, и он научился.

"НЕ ПУТАЙСЯ ПОД НОГАМИ!"

   Упрек из той же серии. Маленький человечек нерасторопен, и, когда вы спешите, он, естественно, попадается вам на каждом шагу, лезет под руку, мешает. Из-за него вы опрокинули стакан с молоком, растянулись посреди темного коридора, споткнувшись о детский грузовичок, упустили пирог в духовке, потому что в решающий момент он отвлек вас дурацким вопросом. Но опять-таки - при чем здесь малыш? Не сваливайте на ребенка свои бытовые неудачи, будьте сами осторожнее и внимательнее.

   Если вы работаете или вам надо, побыть одному, отдохнуть, фраза "Выйди и закрой дверь с той стороны", как правило, не помогает. Вернее, помогает, но ровно на пять минут. Маленькая рыбка-прилипала не хочет ни за что существовать без своих мамы и папы, и так просто вы от нее не отделаетесь. Есть, наверное, дети, которые сидят себе в уголке, и часами возятся с игрушками - ваше воображение услужливо рисует вам такого ангела. Увы, ваш не таков, и, чтобы научить его не скучать в одиночестве, нравоучений мало. Раздражение тем более не поможет. Тут нужны фантазия и изобретательность. Восклицания "Как же ты мне надоел!" и "Никуда от тебя не денешься!" слышать очень обидно. Представьте, что вам заявили такое!

"ЕСЛИ НЕ БУДЕШЬ СПАТЬ..."

   Дети боятся темноты. Отнюдь не все засыпают, еле донеся голову до подушки, и вообще они решительно не хотят спать! Угрозы здесь совершенно зряшное дело - они только травмируют психику, усугубляют естественный страх перед мраком и одиночеством. Вообразите, что вы заблудились ночью в лесу - примерно так чувствует себя малыш в преддверии сна, и близость мамы с папой за стенкой его не утешает. "Если не будешь спать, прилетит баба Яга!" - говорите вы, потому что не верите в бабу Ягу. Но ваш-то ребенок верит в добрых и злых волшебников. Не пугайте его злыми, лучше позовите на помощь добрых - например Оле Лукойе с его сказочным зонтиком. Расскажите или почитайте что-нибудь веселое, с хорошим концом. Этот небольшой ритуал отнимет у вас меньше сил, чем ежевечерняя нервотрепка: "Я сказала - спать! Ну, все, гашу свет!" Между прочим, ничего ужасного, если малыш привык засыпать при ночнике. Не отбирайте у него этот кружок света и не стыдите за трусость.

"НЕ ПОДХОДИ"

   Этот испуганный окрик способен только воспитать труса. Если взрослый человек патологически боится собак, то причина этого, скорее всего в том, что в детстве он слишком часто слышал: "Не подходи! Укусит!". Что могут родители. Так же точно, как родители могут обеспечить ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить ему и душевное здоровье. Что же, позволить несмышленышу лезть в пасть к чужой собаке? На самом деле это куда менее опасно, чем воспитать в нем страх перед животными. Уж если человек боится собаки, что он станет делать в экстремальной ситуации? Не подходи к огню, к воде, не стой на крутом берегу, не лезь в лужу!.. Категорические запреты приучат ребенка бояться всего, за исключением ровного пола в своей собственной квартире. Вам кажется, он еще не дорос до того, чтобы самостоятельно прошлепать ногами по воде и побарахтаться на мелководье. А вы не боитесь, что он так никогда на это и не решится? Дети куда осторожнее, чем нам кажется. Они вовсе не бесстрашные Маугли, и, когда делают новый шаг для постижения собственных возможностей, все, что от нас требуется, - не мешать. Вот подстраховать, не акцентируя на этом внимания, - другое дело.

   Если же крик "Не подходи!" вырвался у заботливой мамы, когда ее малыш подошел к другому ребенку в песочнице, такой маме пора пить на ночь валерианку.

"ТЫ ЖЕ МАЛЬЧИК!" "ТЫ ЖЕ ДЕВОЧКА!"

   Мальчиков стыдят так, если они плачут, боятся и обижают девочек. Девочек этими словами упрекают за неаккуратность неубранные игрушки, за устроенную кучу-малу и драку. Считается, что мальчики не должны плакать, а девочки драться лопатками. Девочкам простительно одно, мальчикам другое и наоборот. Но если злоупотреблять бесконечным напоминанием о том, кто есть кто, ребенок может счесть противоположную половину какой-то ущербной. В особенности если читать мораль от противного: "Ну ты же не девчонка, чтобы хныкать по пустякам!" Мальчик делает вывод, что все девчонки плаксы, одно удовольствие - дернуть за волосы и проверить.

   Представьте, что вам заявили такое! А девочка, устроившая кавардак в комнате, запоминает, что так поступают только мальчишки. Они вообще противные и грубые, ведь мама, услышав от нее "словечко" принесенное из детского сада сказала: "Ты же не мальчишка, чтобы так выражаться!" У девочек с мальчиками в будущем еще столько поводов для ссор и непонимания... Может быть, не стоит обострять их отношения с детства?

"И В КОГО ТЫ ТАКОЙ УРОДИЛСЯ!"

   Фраза для вас совершенно невинная, просто машинальный вздох, но, безусловно, с негативной окраской. "Родила на свою голову" звучит резче и тоже не несет в себе никакой конструктивной информации. Говоря это, мама часто даже не дает себе труда объяснить, чем она недовольна. Ребенок, услышав, что он уродился каким-то не таким, понимает одно: мама не в настроении. Как же часто она не в настроении, озабочена, расстроена, невесела... Наверное, думает малыш, это из-за меня, я во всем виноват...

   А вот ваш "зайчик" действительно провинился: ударил младшую сестренку, взял без спроса конфету, и вы решили поговорить с ним всерьез. Вы говорите, а он не слышит. Чем же его пронять? "Я возьму себе другого ребенка", - произносите вы, естественно, ни секунды не веря собственным словам. И видите, как вдруг испугался и удивился ваш малыш. Помогает!.. "Другой мальчик, - вдохновенно врете вы. - ждет не дождется, когда я поменяю своего, непослушного, на него, хорошего, аккуратного, доброго, не жадину." Эти насквозь фальшивые слова потрясают вашего доверчивого сына или дочку. Неизвестно, как глубоко они западают в душу и как больно ее ранят. Возможно, комплексы, так грубо вылезающие на свет в подростковом возрасте, были посеяны в детстве, когда ребенку внушили, что он такой плохой, что его могут даже поменять на другого...

"ТЫ ЖЕ УЖЕ БОЛЬШОЙ!"

   Фраза полезная, если говорится кстати и не слишком часто. "Большой" мальчик не обидит младшего по возрасту, "большая" девочка сама накроет на стол и помоет за собой тарелку. Словом "большой" мама показывает свою веру в возможности ребенка: он дойдет своими ножками куда надо, потерпит, когда хочется пить, не станет хныкать и капризничать устав. Не забудьте вспомнить эту фразу, когда пойдете с ребенком в театр, в цирк, возьмете его с собой во взрослые гости, чтобы слово "большой" не ассоциировалось только с трудностями, которые надо преодолеть. Ребенок должен знать, что быть большим - это еще и выгодно.

   Сложнее, если в семье появился еще один малыш. Тут уж старший автоматически становится большим, даже если ему и трех не исполнилось. Как часто в этом случае родители забывают, что он, в сущности, совсем маленький и безмерно нуждается в ласке и нежности. Апеллируя без конца к его старшинству, можно ненароком поселить в старшем убеждение, что его не любят. Любят только младшего. Почему старший всегда должен уступать ему, отдавать лучшие игрушки, убираться за двоих и расплачиваться в одиночку за общие провинности? Почему мама без конца умиляется крохотным братиком или сестричкой, а старшего словно и нет на свете? Вы не боитесь, что ваш полузаброшенный "большой" возненавидит обожаемую всеми кроху - маленького?

"ТЫ МНЕ НЕ НУЖЕН"

   Чего не скажешь в сердцах... Обычно родители начинают осторожнее говорить с ребенком, когда он становится старше. Зачем выбирать слова, обдумывать, что можно сказать, а что нет - ведь он все равно ничего не понимает. "Ты мне надоел", "Ты меня замучил", "Достал!", "Уйди с моих глаз", "Чтобы я тебя не видела и не слышала!"... Маленькие дети, в возрасте до шести лет, понимают куда больше, чем кажется. Все внимание приковано к маме. Ребенок все слышит и мотает на ус, даже если маме кажется, что половину он пропускает мимо ушей. Это подросток может игнорировать ваше раздражение. Он уже в большом мире, ему есть куда пойти, с кем поделиться. А маленький ребенок не может, обидевшись на маму, развернуться и выйти из дома. Куда он без вас? Он не знает, что вам ответить, если вы не правы. У него нет доводов и аргументов. Злой мамин голос ранит малыша прямо в сердце, а он даже не в состоянии вам это объяснить, хоть как-то укротить, поколебать полную мамину безнаказанность - ну разве что папа поморщится, если мама слишком раскричится. "Да ведь это только слова, - оправдываетесь вы. - Я и пальцем его никогда не тронула." Но "только" слова, если это слова досады, злобы, раздражения, ранят куда больнее безобидного шлепка.

   Прислушивайтесь к тому, что вы говорите! Разве он вам не нужен, ваше солнышко, ваш лучший в мире малыш?

 



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку стать самостоятельнее

  1. Не бойтесь. Пусть они лучше растут фрондерами, бунтарями, колючими ежиками, чем безропотными тихонями, тихими омутами и трусами. Не мешайте им хотеть, пробовать, ошибаться.
    Чем скорее вы научитесь переживать за них, а не за себя, тем лучше для всех. Пусть уж ваш ребенок в 5 классе сам научится без напоминаний класть свой завтрак в рюкзак (заодно узнает, кто из приятелей ему друг, готовый разделить последний бутерброд), чем в аспирантуре будет забывать доклады, понадеявшись на вас.
    А если вам приятно подавать деткам забытые тетрадки, сменную обувь, рефераты, так и не ворчите – подавайте себе на здоровье. Только знайте: за такое не благодарят. Когда-нибудь, в нужный, решающий момент его жизни вас может не быть рядом. Что тогда?
  2. Кто-то из известных педагогов сказал, что с годами “родители изживают себя”. И нет в этом ничего обидного. Это значит всего лишь, что повзрослевшим детям уже не нужны няньки и подсказчики – им нужны мы как добрые, надежные друзья. Преодолеть этот путь всегда нелегко. Поэтому-то и нужно двигаться постепенно, понемногу отказывая себе в удовольствии нянчиться с ними. Сначала пусть сами решают, что им надеть, потом усложняйте задания. Только так потихонечку их можно научить самостоятельности.
  3. Позволяйте им испытывать последствия их собственных действий, когда это не слишком опасно. Если подростку нужно за выходные написать реферат, не ходите за ним по пятам два дня. Мало того что испортите себе уикенд и его отвлечете: будет обижаться на вас и думать забудет про реферат. Предоставьте ему возможность потянуть время, а потом провести бессонную ночь – зато какая это будет ночь: сразу все поймет!
  4. Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам все-таки нужно ему о чем-то напомнить, говорите только одно слово, например: “Стирка!” Это подростку услышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимости общественно полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.
  5. Доверяйте им небольшие серьезные дела. Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же человеку всегда есть на кого понадеяться, то он и всю ответственность тут же переложит – так все мы устроены.
  6. Не забывайте про чувство юмора. И к себе не относитесь слишком серьезно. Если ребенок считает вас вредным, а не строгим, скажите ему с улыбкой, что вы в этой области всегда были лучшим специалистом и собираетесь вскоре на курсы повышения квалификации. Только сказать это надо не зло, а весело и необидно.
  7. У детей должны быть регулярные обязанности по дому. Расскажите им, что домашнее хозяйство осилить можно только командой. Помогите ребенку ощутить себя игроком сплоченной команды. И тогда сервировка стола к ужину, проблема мусора станет для него гораздо более значимой и насущной, чем прежде.
  8. Ведите ваши сражения мудро. Подростки эмоциональны. Общение с ними сродни ходьбе по минному полю. Решите для себя однажды, что для вас по-настоящему принципиально, и на все остальное не обращайте внимания. К примеру, вам не нравятся татуировки, и это для вас неприемлемо, тогда придется разрешить дочери красить волосы в любой радикальный цвет.
  9. Учитесь настаивать на своем. Дети хитрее, чем мы думаем, умеют заставить нас жалеть себя и сделать наконец за них все то, о чем их просили.
    Не сдавайтесь и ждите исполнения просьбы – даже если на это уйдет 6 недель. А если сделают плохо – заставьте переделать. Зато они поймут, что лучше сделать все сразу и хорошо, чем потом десять раз переделывать.
  10. Дети должны знать, что мы любим их. И не только потому, что они послушны и исполнительны. А потому, что мы чувствуем это всегда, как бы хорошо или плохо ни шли дела, несмотря на наши слабости, недостатки или достоинства.

Из статьи Дианы ВОЛЬФ
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ



Предварительный просмотр:

Психологический настрой на урок

1.Вот учитель входит в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.

2.Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

3.Звонкий прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите,

Всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль на парте:

Книжка, ручка и тетради.

Не забудьте дневника,

Он – документ ученика.

Здравствуйте, ребята.

Сели. Мы приступим к новой теме.

4.Заходите, дети, в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

5.Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

6.Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.

7.Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.



Предварительный просмотр:

Чтобы ребенок учился хорошо.

Прежде всего определите, к какому типу интеллекта относитесь вы и ваш ребенок. Для этого вам нужно сделать следующий простенький тест. Внимательно прочитайте утверждения и отметьте галочкой ВСЕ описания в каждом из разделов, которые, как Вы считаете, больше всего вам подходят.

Лингвистический тип 

  1. Я люблю читать, легко запоминаю стихи. Люблю поболтать с друзьями, послушать радио.
  2. Лучше всего я запоминаю материал, когда читаю или слушаю.
  3. Я умею красиво говорить и заинтересовать слушателей.
  4. Я хорошо объясняю.
  5. Я люблю сам (а) писать стихи или рассказы.

Математический/логический тип 

  1. Я люблю разгадывать кроссворды и решать логические задачки.
  2. Я люблю логичные, последовательные объяснения и сам (а) всегда стараюсь быть последовательным в своих действиях.
  3. Я всегда организован (а) и стараюсь поддерживать идеальный порядок на рабочем месте.
  4. Я стараюсь находить закономерности в изучаемых фактах, мне так легче запоминать материал.
  5. Когда я работаю над проблемой, то стараюсь решать ее последовательно, тщательно обдумывая каждый шаг.

Визуально-пространственный тип 

  1. Я хорошо ориентируюсь в пространстве и редко плутаю даже в незнакомо месте.
  2. Я часто обращаю внимание на детали, которых другие люди не замечают.
  3. Я легко удерживаю в памяти детали обстановки; для этого мне достаточно один раз осмотреться на новом месте.
  4. Лучше всего я запоминаю новый материал, когда есть возможность посмотреть о нем фильм, рассмотреть картинку или график.
  5. Я отлично разбираюсь в географических картах, и всевозможных схемах, графиках и таблицах.

Музыкальный интеллект 

  1. Я интересуюсь музыкой.
  2. Люблю не только слушать, но и сочинять музыку.
  3. У меня хорошо развито чувство ритма.
  4. Я легко запоминаю слова и мелодию песен, даже если слышу их только однажды.

Телесный (кинестетический) интеллект 

  1. Я активно занимаюсь спортом. Мне нравится принимать участие в спортивных состязаниях и играх.
  2. Я люблю мастерить что-либо своими руками.
  3. Когда я запоминаю что-то новое, мне легче делать это, расхаживая по комнате. Я люблю учиться, используя наглядные модели.
  4. Я гораздо лучше учусь чему-то новому, если я хотя бы раз сделал это самостоятельно (а не просто послушал объяснения и понаблюдал за действиями других) .
  5. Мне нравится ручной труд.

Межличностный интеллект 

  1. Я предпочитаю работать в группе, а не в одиночку.
  2. Я принимаю активное участие в общественной жизни.
  3. Мне интересны чувства и мысли других людей.
  4. Я легко определю настроение других людей.
  5. Я часто помогаю другим помириться или разрешить спор.

Внутриличностный интеллект 

  1. Я люблю помечтать о будущем.
  2. Я предпочитаю работать в одиночку, нежели в группе.
  3. Для продуктивной работы мне необходима тишина.
  4. Я хорошо понимаю себя, но не всегда могу понять чувства других.
  5. Я люблю на досуге подробно поразмыслить о вещах, которые меня заинтересовали.

А теперь посчитайте, в каком разделе вы отметили все 5, или, по крайней мере, 4 утверждения? Таких разделов может быть несколько - значит, вы обладаете смешанным типом интеллекта. Межличностный и внутриличностный интеллект относятся больше к общей характеристике личности, не только к типу мышления.

Попросите своего ребенка проделать то же самое на отдельной форме и определите его тип интеллекта. Ниже Вы найдете описание всех семи типов и практические указания, как нужно строить обучение применительно к каждому из них.

Пожалуйста, обратите внимание, что вовсе не обязательно вы должны обладать всеми присущими тому или иному типу интеллекта характеристиками. И далеко не всегда у человека бывает ярко выражен какой-то один тип мышления, могут быть комбинации из 2-3 типов.

Как видно, большинство описанных типов интеллекта не учитываются современной школьной системой. Но ведь ничто не мешает родителям помочь своим детям учиться, опираясь на их возможности, на то, что у них получается лучше всего. Я надеюсь, данные здесь рекомендации позволят вам и вашим детям избежать ненужных ссор и непонимания, а также лучше узнать друг друга.

Лингвистический интеллект

Люди с этим типом интеллекта любят читать, у них замечательно "подвешен язык" и есть явные писательские способности (иногда переходящие в графоманию). Они замечательные рассказчики. Обладают прекрасной слуховой памятью. Легче всего детям с этим типом интеллекта даются чтение, письмо (литература и русский язык в средних и старших классах), история и иностранные языки. Вот список их характерных черт:

  • Развитое чувство стиля и языка
  • Любовь к порядку, порой даже переходящая в педантичность
  • В споре они отдают предпочтение логическим доводам, нежели эмоциям
  • Умеют и любят слушать других, но и с удовольствием делятся историями из своей жизни
  • Любят писать рассказы, вести дневник
  • Как правило, обладают врожденной грамотностью
  • Любят игры со словами (кроссворды, ребусы, шарады и т. п.)
  • Хорошо запоминают детали текста и легко могут их воспроизвести
  • Как правило, бывают хорошими ораторами

Люди с лингвистическим интеллектом лучше всего усваивают знания, когда:

  • Учебный материал подан в виде истории, рассказа (или сказки, если это младшие школьники)
  • Закрепление пройденного материала происходит в игровой форме
  • По изученной теме даются творческие задания (написать рассказ или стихотворение, статью; описать размышления по поводу изученного в дневнике)
  • Участвуют в дискуссиях

Математический (или логический) интеллект

Людям с этим типом интеллекта не составляет труда разобраться в сложной схеме или прочесть чертеж. Они любят решать математические и логические задачи, и, как правило, чем задача труднее, тем им интереснее ее решать. Соответственно, детям легче всего даются математики, физика, химия и экономика. Они:

  • Легко воспринимают абстрактные идеи
  • Как правило, пунктуальны и требуют того же от других.
  • Опираются больше на логику и разум, чем на чувства
  • Хорошо разбираются в технике, любят с ней работать
  • Решая проблему, стараются обдумать и проанализировать возможные варианты решения и выбрать оптимальный
  • Предпочитают составлять аккуратные конспекты по пройденному материалу
  • Гораздо лучше запоминают лица, чем имена

В обучении "математиков" оптимальны следующие способы подачи материала:

  • Играть в математические игры
  • Анализировать данные
  • Использовать логику
  • Вдохновлять и помогать ставить практические эксперименты
  • Использовать прогнозирование результатов
  • Подключать дедуктивные методы к решению проблем
  • Использовать таблицы и графики

Подобный тип мышления часто называют научным, академическим.

Читая описания лингвистического и математического типов мышления, вы, наверное, отметили, что именно на детей, обладающих ими, и рассчитано традиционное школьное обучение. Стандартную схему школьных уроков можно описать следующим образом:

Преподаватель объясняет новый материал (лингвистический тип), стараясь объяснять логически и заботясь о понимании (математический тип), иллюстрируя примерами (лингвистический тип). После объяснения, как правило, следует решение задач (математический тип) или выполнение заданий на пройденную тему (лингвистический или математический, зависит от типа задания). Затем следует опрос учащихся (лингвистический). Как видно из этой схемы, совсем неудивительно, что дети с логическим и лингвистическим типами мышления хорошо учатся - школьная система предоставляет им для этого все возможности!

Визуально-пространственный интеллект

А вот с этим типом мышления уже начинаются сложности. С одной стороны, учебный материал в школьных учебниках часто сопровождается схемами и таблицами, которые, вроде бы, рассчитаны на особенности зрительного восприятия. Но, с другой стороны, иллюстрация материала практически лишена наглядности, т. е. образность мышления полностью игнорируется. Согласно же данным современной психологии, человек мыслит объемными, голографическими образами (К. Прибрам, В. Вульф), которые составляются из информации, получаемой всеми каналами восприятия: не только зрением, слухом, но и обонянием, осязанием и т. д. То есть, чем больше каналов восприятия задействовано, тем красочнее и полноценнее будет образ и тем дольше он будет храниться в памяти. Школа же опирается в основном на зрение и слух. Но и тут, к сожалению, используются далеко не все возможности восприятия! Для зрительного восприятия важен и цвет, и расположение образа на листе, и сюжет иллюстрации, однако в школьных учебниках этому практически не уделяется внимание, за исключением, изредка, младших классов. В схемах же и таблицах упор делается либо на механическую память, либо на логику - смысловое запоминание материала. Поэтому дети с визуально-пространственным типом мышления уже попадают в "зону риска" и некоторые из них испытывают серьезные трудности в обучении.

Люди, обладающие визуально-пространственным типом мышления:

  • Обладают развитым образным мышлением (т. е. создают из полученной информации "картинку")
  • Часто используют метафоры в устной и письменной речи (наверное, поэтому они так любят сказки, байки, пословицы и всевозможные "меткие словечки")
  • Любят изобразительное искусство и, как правило, хорошо разбираются в нем разбираются
  • Легко читают географические карты, схемы и диаграммы
  • Надолго и в деталях запоминают изображения, особенно красочные
  • Обладают развитым "чувством цвета"

Успеха в учебе такие люди добиваются, если:

  • Для обучения используются цветные картинки или графические символы
  • Они сами иллюстрируют изучаемые темы, рисуя диаграммы, картинки или придумывая сложные образы, наполненные личностным смыслом
  • Учебный материал сопровождается просмотром видеокассет или созданием собственных, "учебных", фильмов
  • В обучении используется работа с компьютерной графикой

Трудно сказать, какие предметы будут любимыми у детей с этим типом интеллекта. Разве что, рисование и литература. Пока дело не дойдет до сочинений, поскольку сочинения требуют "перевода" красочных, сложных внутренних образов в слова, а традиционная школа этому не учит. Сама же по себе письменная речь у "визуалистов" не развивается, им нужна помощь; но если учитель найдет время оказать эту помощь, то благодаря яркости образов в сочинениях они могут обогнать даже "лингвистов".

Музыкальный интеллект

Очень интересный тип мышления, совсем недавно открытый и описанный. Современная школа его не учитывает совсем, однако, по результатам моего пока неофициального исследования, у современных подростков он встречается довольно часто. По данным тестирования, проведенным среди 16-20 летних студентов колледжа и учеников старших классов, из 34 опрошенных 32 отметили все 4 характеристики как подходящие им в этом типе интеллекта.

Люди с этим типом интеллекта:

  • Чувствительны к интонациям и ритму, к эмоциональной силе музыки
  • Обладают особой, сложной и для непосвященных путаной логикой, поскольку воспринимают мир в мелодии и ритме, а выразить свои чувства словами не умеют.
  • Не выносят громких, резких звуков, немелодичной речи
  • Могут быть очень набожными. Но, как правило, вера у них тоже своя и далека от официальных канонов

Вам уже интересно, как же их вообще можно научить чему-либо? Можно, и весьма успешно, если:

  • Учиться, слушая музыку (например, запоминать материал под любимую мелодию)
  • Сочинять музыку "на тему пройденного"
  • Использовать музыку для регуляции настроения
  • Создавать "музыкальные картинки"
  • Запоминать материал, многократно его повторяя. Лучше всего в определенном ритме, выбранным самим ребенком.

Телесный (кинестетический) интеллект

"Телесный" тип мышления тесно связан с осязанием, вообще с кинестетическим восприятием. Ребенок-кинестетик, как правило, равнодушен к описаниям или картинкам. Чтобы получить информацию о предмете, ему нужно пощупать его, понюхать, словом, "ощутить" предмет.

Как правило, такие дети обладают:

  • Исключительным контролем над своим телом
  • Хорошей координацией, ловкостью, гибкостью
  • Чувством времени
  • Тягой к спорту
  • Хорошо развитым осязанием
  • Отличными предпосылками к ручному труду
  • Высокой физической активностью
  • Быстро переключающимся вниманием (отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость)

Кроме того, они:

  • Любят участвовать в театральных постановках (особенно выразительны в пантомиме и пластике)
  • Запоминают лучше действия, чем слова

Использовать все это в обучении можно следующим образом:

  • Запоминать информацию, накладывая ее на движения (как в рэпе). Отличным примеров такого запоминания служит любимая всеми первоклассниками считалка-разминка: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали".
  • Делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть и побегать, выполнить несколько физических упражнений
  • Использовать наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можно манипулировать
  • Устраивать загородные прогулки
  • Использовать ролевые игры в обучении
  • Делать физические упражнения со словами

Этот тип интеллекта задействован только на уроках труда или физкультуры. И так ли уж удивительно тогда, что дети, еле-еле тянущие на "3" по основным предметам, как правило, хорошо успевают на названных уроках?

Конечно, рекомендации, относящиеся к музыкальному и физическому интеллекту, крайне трудно использовать в условиях школы. Но родители вполне могут организовать дома ребенку любого возраста условия, чтобы он учился так, как ему удобнее всего. И может быть, вам понравится учиться вместе с ним - ведь подобное обучение есть ни что иное, как веселая игра!

Два оставшихся типа интеллекта, так называемые межличностный и внутриличностный говорят скорее о направленности личности, ее основных установках по отношению к другим, чем от типе мышления. В чистом виде они не встречаются, обязательно в сочетании с другими типами интеллекта. Межличностный тип обозначает людей, стремящихся к общению и не выносящих одиночества; внутриличностный же, напротив, людей, которые утомляются от шумного общества и предпочитают уединение.

Межличностный интеллект

Ваш ребенок (или Вы сами) очень любит общение, дружеские компании, "тусовки"? У него масса друзей и он мгновенно знакомится с людьми? Обожает шумные споры и дискуссии? Тогда он обладает межличностным типом интеллекта. Помимо вышеназванных признаков, Вы можете распознать этот тип, если человек:

  • Замечательно ведет переговоры, улаживает ссоры
  • Легко сходится с людьми
  • Хорошо чувствует намерения, настроение других людей
  • Умеет манипулировать людьми, добивается своего
  • Предпочитает работу в паре или в группе самостоятельной работе
  • Умеет предложить помощь в нужный момент
  • Самостоятелен, умеет составить независимое мнение

Все это замечательно, и все это можно хорошо использовать в обучении. Например, можно:

  • Как можно чаще включать его в групповую работу
  • Использовать перерывы, чтобы обсудить спорные моменты в пройденной теме
  • Назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т. п.
  • Задавать провокационные вопросы и поощрять ребенка высказывать собственное мнение
  • Просить объяснять пройденный материал тем, кто его не усвоил (или усвоил хуже)

Внутриличностный интеллект

Полная противоположность вышеописанному. Как правило, люди, принадлежащие к этому типу:

  • Хорошо знают себя (но не других! )
  • Заботятся о своем развитии, обладают высокой устойчивой мотивацией к учебе
  • Обладают развитой интуицией
  • Часто одиноки, так как трудно сходятся с людьми и предпочитают не проявлять инициативу
  • Не любят компании и предпочитают одного-двух друзей шумному обществу
  • Стремятся не походить на других, противопоставляют себя большинству

Хотя они иногда испытывают трудности в общении, но подобные черты характера тоже можно успешно использовать в обучении. Вот некоторые рекомендации:

  • Индивидуальные задания
  • Обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок
  • Независимое обучение по выбору
  • Ведение дневника
  • Предоставить возможность быть самим собой
  • Поскольку у таких детей очень развито чувство самоконтроля, лучше позволять им самим выбирать цели и контролировать их достижение
  • Почаще прислушиваться к интуиции



Предварительный просмотр:

Подсказки для родителей первоклассника

 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

 4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

 6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

 7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Как вызвать у детей интерес к чтению»

План:

1. Как вызвать у детей интерес к чтению.

   Значение книги в жизни младшего школьника.

  Как развивать читательский интерес ребёнка?

  Как повысить технику чтения?

2.     Разное

- об успеваемости

- о проведении нового года

Цели:

1. Позволить родителям лучше узнать читательские интересы их детей.

2. Дать советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

3. Ознакомить с правилами для читателя и с памяткой «Как обсуждать с ребенком прочитанное».

ХОД СОБРАНИЯ

1. Организационный момент

2. Выступление учителя

Под тихое звучание песни “Чему учат в школе” учитель обращается к родителям со словами: “Не только в школе , но и дома ,в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга и учитель, и воспитатель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. “ Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. (А.П.Чехов)

1.     Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

2.     Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов  своей семьи.

- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

- Покупайте , по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью, очень полезны игры.

Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом.

Плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах.

Как повысить технику чтения?

  Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.

  Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения.

  В программе начальных классов она составляет 100 слов в минуту.

  Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Как этого добиться?

  Не надо заставлять ребёнка подолгу читать.

  Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

  Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения.

  Надо почаще измерять скорость чтения.

  Необходимо отмечать рост в овладении техникой чтения.

  Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нём  занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.

  Развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи.

  Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.

  Первый подход – это рабочая библиотека.

  Второй подход – приобретение любимых книг.

  Родителям необходимо хорошо знать детскую литературу.

Советы родителям: Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребёнком, пусть он придёт в школу, умея читать. В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.

  Терпеливо помогать ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.

  Обучая детей чтению, опираться на их интересы.

  Больше играть с детьми.

  Рассказывать детям сказки, это успокаивает их, помогает снять напряжение.

  Чаще устраивать семейные чтения.

  Читать самим.

  Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах.

  Собирать дома различные словари.

  Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги.

  Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное.

  Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

Читайте не более 15–20 минут, но каждый день. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу. Не бойтесь хвалить ребенка.

Старайтесь читать вслух, не торопитесь, глубже вникай в смысл прочитанного. Обрати внимание на то, как ведут себя герой книг, учись у них хорошему. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила. Умей беречь книгу.

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите у ребенка, понравилось ли ему прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

3.     Разное

Подведение итогов, выводы, решение родительского собрания