Опыт работы
Представляю вашему вниманию свой опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения посредством проектной деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Аленький цветочек»
ОПЫТ РАБОТЫ
на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения посредством проектной деятельности»
Разработал: воспитатель
Черепанова
Марина Александровна
2021 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………..... 3
1. Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения посредством проектной деятельности..……………………………………….5
1.1. Безопасное поведение у детей дошкольного возраста.………………….5
1.2.Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………6
1.3.Проектный метод как средство формирования основ безопасности у дошкольников………………………………………………...........................9
2.Практические аспекты формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения посредством проектной деятельности……………11
2.1.Первый этап……........................................................................................11
2.2.Второй этап………………………………………………………………..11
2.3. Третий этап……………………………………………………………….13
Список использованных источников………………………………………..14
Приложение …………………………………………………………………...15
Введение
«Только те средства оп обеспечению безопасности хороши, надёжны и долговечны, которые зависят от вас самих и от вашей собственной энергии.»
Никколо Макиавелли
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».
Дети являются незащищѐнной частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребѐнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
В современном обществе большое наличие примеров негативного образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребѐнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.
Многие правила поведения возникли ещѐ в доисторический период, когда люди пытались защититься от диких животных, природных катаклизмов. С течением времени изменялись условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности человека. Теперь они связаны с интенсивным движением разного транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций. Большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Мы все пытаемся уберечь детей от опасности и часто задаѐм себе вопросы: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожными? Как доступно рассказать о правилах поведения, не запугивая и не делая из ребѐнка неврастеника.
Цель: Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством проектного метода.
Цель выдвигает следующие задачи:
• Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
• Выявить уровень знаний основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
• Разработать педагогические проекты по формированию безопасного поведения у дошкольников.
• Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза заключается в том, что проектный метод способствует формированию основ безопасного поведения у дошкольников.
- Теоретические аспекты формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения посредством проектной деятельности.
- Безопасное поведение у детей дошкольного возраста
Безопасность человека (дошкольника) — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей. Безопасность - это обеспечение сохранности жизни и здоровья человека от угроз внутренних и внешних факторов среды.
Следовательно, безопасность любого человека зависит в полной мере от его поступков, т.е. поведения.
Поведение – образ жизни и действий.
Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.
Безопасное поведение – это произвольное поведение, направленное на сохранение или увеличение соматического благополучия индивида, снижение риска несчастных случаев и болезней.
Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).
Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
1.2 Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?
Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.
Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.
Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей.
Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
1.3 Проектный метод как средство формирования основ безопасности у дошкольников.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок «присвоил» правила безопасного поведения.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что данная работа предполагает обязательное участие родителей. Миссия педагогов - познакомить родителей с задачами формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей, а также привлечь к практической деятельности по достижению намеченных целей проекта.
Особое внимание необходимо уделить интерактивным формам взаимодействия взрослого и ребенка. На этапе создания мотивации у детей к реализации проекта проводятся мероприятия с непосредственным участием родителей по типу «встреч с интересными людьми». На встречу с детьми приглашаются взрослые таких профессий как полицейский (ГИБДД), спасатель, пожарный (МЧС), врач, ветеринар и т.д. В беседе взрослые расскажут детям о своей профессии, о том, как избежать тех или иных опасных ситуаций, как себя вести в сложных ситуациях. А педагогу важно помочь родителю подготовиться к встрече - составить интересный рассказ, помочь сформулировать вопросы, задания для детей. Несомненно, для детей такие встречи будут мощной мотивацией к познавательно-исследовательской деятельности.
Одним из важных моментов работы на заключительном этапе реализации проекта является организация специальных ситуаций, тренинговых упражнений, специально подготовленных игр-драматизаций с участием как детей, так и персонажей-животных. Где дети смогли быть использовать полученные знания на практике, проявив при этом ответственность и самостоятельность. Например, можно использовать ситуации «Один дома», «Потерялся в магазине», «Встреча с незнакомой собакой» и т.д.
- 2. Практические аспекты формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения посредством проектной деятельности.
Работа по данной проблеме проводилась в течение трех лет со всеми участниками образовательных отношений: с детьми средней, старшей и подготовительной групп, их родителями и педагогами. Работа строилась в три этапа:
2.1. Первый этап - диагностический
Данный этап включал в себя проведение первичной диагностики с детьми средней группы в количестве 20 человек в начале учебного года с помощью диагностики по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б
Результаты исследования показали недостаточные знания основ безопасного поведения у воспитанников группы (см. Приложение).
У 70% детей (14 человек) отмечался низкий и 30% (6 человека) -средний уровень. Наибольшее затруднения у воспитанников вызвали задания в области дорожного движения, здоровья и безопасности в быту.
2.2. Второй этап –формирующий
Он был направлен на организацию целенаправленной работы с воспитанниками, их родителями и педагогами в рамках заявленной темы:
- Работа с воспитанниками.
Проанализировав результаты диагностики и содержание центра «Безопасности» в группе, я пришла к выводу о необходимости создания игр по формированию основ безопасного поведения у детей.
Изучив методическую литературу по данной проблеме, мною были самостоятельно составлены педагогические проекты, по следующим темам:
-пожарная безопасность: «Уроки пожарной безопасности»;
-безопасность в быту: «Один дома»;
-дорожная безопасность: «Безопасная дорога».
В рамках реализации проектов были изготовлены лэпбуки по темам: пожарная безопасность, безопасность и безопасность на дороге.
Содержание центра «Безопасность» составляет 3 лэпбука и множество дидактических игр по теме. Весь игровой материал выполнен эстетично и качественно и находится в свободном доступе детей.
Во время реализации проектов использовались разные формы работы с детьми :НОД, беседы, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, целевые прогулки, экскурсии, викторины, художественное творчество, обсуждение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы.
Итоговым мероприятием каждого проекта было детско-родительское развлечение, где воспитанники и их родители получили массу положительных эмоций и на практике закрепили полученные знания.
Работа с родителями воспитанников.
Неоднократно тема опыта работы освещалась на родительских собраниях. Так, в подготовительной группе для родителей воспитанников была проведена консультация по теме: «Безопасная дорога до детского сада/школы». Кроме, того для участников были приведены примеры дидактических игр, которые проводятся в детском саду и могут использоваться в домашних условиях. Родители воспитанников принимали участия в анкетировании «Важно ли знать ПДД», «Безопасность вашего ребенка».
Для повышения педагогической компетентности пап и мам мною были подготовлены наглядные папки – передвижки на тему: «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города(поселка)», «Ребенок на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?», «Пожарная безопасность в Новый год», «о правилах пожарной безопасности», «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка дома одного».
Родители воспитанников – наши первые помощники. Ими не однократно оказывалась помощь в организации выставки детского рисунка по темам, участия в конкурсах разной направленности, организации экскурсий.
В ходе всех проведённых мероприятий для родителей, ими была отмечена актуальность и важность представленной мною темы, прослеживалась прямая заинтересованность.
- Работа с педагогами.
Организация мероприятий для педагогов:
- презентация педагогических проектов «Уроки пожарной безопасности», «Один дома», «Безопасная дорога», продуктами каждого из них стали лэпбуки по темам.
- выступление-презентация проектов для коллег из МДОУ №5. На выступлении уделила внимание дистанционной организации работы с родителями воспитанников в период пандемии короновирусной инфекции. Доброжелательная атмосфера и заинтересованность слушателей способствовали положительным отзывам коллег.
2.3. Третий этап – итоговый
Позволил проследить динамику усвоения детьми знаний по теме и выявить эффективность педагогических усилий.
Результат «Диагностики педагогического процесса по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б в конце учебного года показали положительный результат.
Уровни | Средняя группа (начало года) | Подготовительная к школе группа (конец года) |
Низкий | 70% | 0% |
Средний | 30% | 30% |
Высокий | 0% | 70% |
Таким образом, проектная деятельность, способствовала повышению освоения основ безопасности у дошкольников, а так же умению доводить дело до конца.
В результате освоения основ безопасного поведения дети научились правильному и безопасному поведению в быту, на улице, на дороге, с незнакомыми людьми.
Поэтому поэтапную и соответствующую возрастными особенностями детей работу по данному направлению можно считать эффективной. Поставленные цели и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы:
- Диагностика педагогического процесса по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»; Мозайка-Синтез 2015г.
- Боровлева А. «Пожарная безопасность. Дошкольное воспитание». 2007г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». 2009г.
- Вакса О. Твоя безопасность / О. Вакса // Вакса О. Все, что должны знать мальчишки / Вакса О. — М., 2004. — С. 73-110.
- Радзиевская Л И. Азбука безопасности / Л. И. Радзиевская. — М.: Оникс ;Санкт-Петербург : Литература, 2008. — 95 с. Общие правила безопасности для дошкольников и младших школьников. Соколова Ю. А. Правила безопасности / Ю. А. Соколова ; худ.: В. Трубицын. — М.: Эксмо, 2007. — 47 с.: ил
- Орлова З. Наши помощники — электричество и газ / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 10-15.
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг.- «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-88 с.
- Баринова Е.В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития/ Е.В.Баринова.-Изд. 2-е, перераб.-Ростов н/Д:Феникс, 2014.-91.
- Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/авт.-сост.Г.Д.Беляевскова.- Волгоград: Учитель,2013.-170 с.