профилактика употребления ПАВ

Актуальность проблемы.

В современном обществе, возрастают формы саморазрушающего поведения, связанное с изменением стереотипов, ценностных и нравственных ориентиров, множественных стрессовых ситуаций у подрастающего поколения. Не имеющие определенных жизненных навыков подростки, сталкиваются с социальными рисками, такими как употребление психоактивных веществ, и по своей неопытности, неумелости справляться с трудными жизненными ситуациями, не умеющие сказать нет коллективу сверстников, пытаясь показаться не слабыми, начинают пробовать, употреблять психоактивные вещества. В нашей стране употребление подростками наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ стало большой проблемой, которая представляет угрозу состоянию здоровья общества, правопорядку, а так же социальной сфере. Снижается и возраст у детей, которые начинают пробовать, наркотики, алкоголь и другие психоактивные вещества до 10лет. В связи с этим возникает еще одна проблема, такая как смертность, увеличение числа суицидальных попыток, а так же сопутствующие заболевания: ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.

Исходя из всего выше перечисленного, есть необходимость разработки и реализации разнообразных программ, акций, челленджев, конкурсов направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, на формирование негативного отношения к ПАВ, предупредить начало употребления ПАВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ "Кыренская СОШ"

Описание реализуемой психолого-педагогической практики

по профилактике употребления ПАВ

Кушнарева А.А. педагог-психолог

Кырен 2020г

Паспорт программы

Наименование программы

Программа профилактики употребления ПАВ

Основания  для создания программы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде от 22.05.2000г одобренная Министерством Образования Российской Федерации

Федеральный закон " о наркотических средствах и психоактивных веществах" от 1997г

Федеральный закон "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999г

Наименование организации

МБОУ "Кыренская СОШ"

ФИО директора организации, адрес,телефон

Директор МБОУ "Кыренская СОШ" Гыргешкинов О.Ц.

Р.Бурятия , Тункинский р-н, с. Кырен, ул. Ленина д. 65, тел:89025621622

Создатель программы:

Кушнарева А.А. педагог-психолог МБОУ"Кыренская СОШ"

Цель создания программы

Профилактика употребления наркотических средств и других психоактивных веществ среди учащихся с 5-11класс в условиях общеобразовательной школы.

Задачи программы

- Доведение информации до учащихся школы о действиях и последствиях употребления ПАВ

- Обучение навыкам саморегуляции, выражению своих чувств, преодоление негативных эмоциональных состояний

- повышение уровня самооценки, развитие позитивного само восприятия, развитие уверенности в себе, в своей жизненной позиции.

- формирование антинаркотических установок , через пропаганду здорового образа жизни, духовно-нравственное развитие.

- Взаимодействие с родителями по повышению их уровня компетентности  по профилактике употребления ПАВ

- сотрудничество со всеми субъектами профилактики

Целевая аудитория

Учащиеся 5-11класс, родители, педагоги

Сроки реализации программы

2019 – 2020 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1 Понимание подростками разрушительного влияния психоактивных вещест на здоровье и жизнь человека, окружающих

2 Развитие навыков принятия самостоятельных решений, решение проблем, само восприятия.

3 Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.

4 формирование ценности здорового образа жизни, улучшение психического здоровья учащихся.

5 формирование умений справляться со стрессовыми ситуациями, умение найти выход из конфликтных ситуаций

Факторы, влияющие на достижение результатов программы:

1. Посещение занятий

2 Появление устойчивых интересов у несовершеннолетних

3. умение найти выход из трудных жизненных ситуаций

4. социальные факторы

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

1. Повышение успеваемости

2.изменение количества детей состоящих на различных видах учета, в "группе риска"

3. Вовлеченность детей в кружки, секции, спортивные секции

Формы отслеживания: анкетирование, опросы, сочинения, наблюдение

Сведения об апробации программы

В 2019-2020г программа начала апробироваться в соответствии плану педагога-психолога ,были проведены родительские собрания на тему профилактики употребления ПАВ, как помочь ребенку справиться с пагубными привычками?, велась работа с педагогами по проблеме употребления ПАВ,  так же были проведены занятия с детьми :как не допустить конфликта, как сказать нет, анкетирование с помощью которого выявлялось , отношение детей к употреблению ПАВ, пробовали ли они, знают ли они о вреде который наносят на организм ПАВ. Проведены конкурсы рисунков, где дети приняли активное участие, Проведен онлайн конкурс видеороликов "Утренняя зарядка" где так же ребята принимали активное участие. Была осуществлена экскурсия в Кыренский Дацан, где так же Лама рассказал о пагубном влиянии ПАВ, на организм, на человека с точки зрения религии. По итогам проведенной работы можно сказать, что дети стали более спокойными, уважать чувства и особенности других учеников, снизилось количество детей стоящих на различных видах учета, "группах риска". В связи с пандемией covid-19 реализовать программу в полном объеме не удалось.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы.

В современном обществе, возрастают формы саморазрушающего поведения, связанное с изменением стереотипов, ценностных и нравственных ориентиров, множественных стрессовых ситуаций у подрастающего поколения. Не имеющие определенных жизненных навыков подростки, сталкиваются с социальными рисками, такими как употребление психоактивных веществ, и по своей неопытности, неумелости справляться с трудными жизненными ситуациями, не умеющие сказать нет коллективу сверстников, пытаясь показаться не слабыми, начинают пробовать, употреблять психоактивные вещества. В нашей стране употребление подростками наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ стало большой проблемой, которая представляет угрозу состоянию здоровья общества, правопорядку, а так же социальной сфере. Снижается и возраст у детей, которые начинают пробовать, наркотики, алкоголь и другие психоактивные вещества до 10лет. В связи с этим возникает еще одна проблема, такая как смертность, увеличение числа суицидальных попыток, а так же сопутствующие заболевания: ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.

Исходя из всего выше перечисленного, есть необходимость разработки и реализации разнообразных программ, акций, челленджев, конкурсов направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, на формирование негативного отношения к ПАВ, предупредить начало употребления ПАВ.

Формы реализации программы:

1. профилактические беседы.

2. Конкурсы, акции

3. Занятия с элементами тренинга

4. Экскурсии

Механизмы реализации программы:

1.  анкетирование, тестирование,  учащихся школы (СПТ)

2. составления списка детей по итогам диагностики относящихся к "Группе риска"

3. наблюдение, составление социального паспорта семьи, изучение положения ребенка в классе (социометрия)

4. Выявление употребления алкоголя, табака, наркотиков, выявление причин побудивших к этому.

5. Проведение акций, конкурсов, направленных на профилактику употребления ПАВ.

План мероприятий, направленный на профилактику употребления ПАВ

п/п

тема

Срок выполнения

ответственный

1

Диагностика

Анкетирование учащихся на выявления уровня знаний о влиянии ПАВ на организм человека, на приверженность к вредным привычкам

Сентябрь-октябрь.

Апрель-май (для оценки результатов эффективности программы)

Педагог-психолог

Социально-психологическое тестирование

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

2

Методическая работа

Создание и обновления стенда психолога в школе, информация на котором направлена на профилактику употребления ПАВ.

Создание буклетов, листовок на тему профилактики ПАВ для учащихся, педагогов и родителей.

Анализ учебной и научной литературы по заявленной теме

Посещение курсов повышения квалификации по заявленной теме.

Выступление  на родительских собраниях, педсоветах.

Организация встреч учащихся, родителей с представителями ПДН, ЦРБ, РКДН и ЗП, специалистов отдела по социальному развитию и т.д.

Приглашение психологов из других школ, районов для проведения занятий по указанной тематике для педагогов, учащихся, родителей

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

По запросу, мере проведения

Раз в четверть

1,2 раза в год.

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог, социальный педагог

Педагог-психолог, социальный педагог

Педагог-психолог

3

Занятия с элементами тренинга, профилактические беседы

5-9класс


10-11 класс

Профилактические беседы: Формирование представления о здоровье , о пагубном влиянии ПАВ на здоровье человека, пропаганда ЗОЖ, употребление ПАВ мифы и реальность.

Занятия с элементами тренинга:

"Я учусь владеть собой!" (на формирование самооценки, умение сказать нет, развитие коммуникативных навыков)

"Нет наркотикам, в моей жизни" (формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, развитие умения находить решение в трудных ситуациях и уходу от трудных ситуаций)

Занятие на формирование коммуникативных навыков, на умение слышать других, обучение способам выражения своих чувств и мнений.

Занятия направленные на обучение способам выхода из конфликтных ситуаций, определение своих личных границ и уважению границ других людей.


Профилактические беседы:  Мифы и реальность употребления ПАВ, административная и уголовная ответственность за употребление ПАВ, совершение правонарушений под действием ПАВ. Как сказать нет и избежать конфликта, когда предлагают попробовать ПАВ. Что такое здоровый образ жизни? и как он влияет на нашу жизнь.

Занятия с элементами тренинга:

"Каким я вижу свое будущее" (развитие уверенности в себе, способность к конструктивному взаимодействию с людьми, определение профессиональных целей, позитивный настрой на хорошее будущее)

Просмотр видеороликов направленных на пропаганду ЗОЖ, профилактику употребления ПАВ.

"Я учусь владеть собой!" (на формирование самооценки, умение сказать нет, развитие коммуникативных навыков)

"Нет наркотикам, в моей жизни" (формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, развитие умения находить решение в трудных ситуациях и уходу от трудных ситуаций)

Занятие на формирование коммуникативных навыков, на умение слышать других, обучение способам выражения своих чувств и мнений.

Занятия направленные на обучение способам выхода из конфликтных ситуаций, определение своих личных границ и уважению границ других людей, развитие самоконтроля.

Ролевая игра "Мафия" для развития способности выражать свое мнение, развитие коммуникативных навыков, умение отличить правду от лжи, повышение уверенности в себе, умение взаимодействовать в коллективе

Сентябрь-октябрь.

В течении года

Декабрь-январь

Все занятия проводятся в течении года 1 раз в месяц

Педагог-психолог

4

Конкурсы, Акции, экскурсии

5-11 класс

Конкурс рисунков направленный на профилактику употребления ПАВ, пропаганду ЗОЖ "В здоровом теле, здоровый дух!"

Конькобежная эстафета (районное мероприятие)

Направленная на профилактику употребления пав, правонарушений, пропаганду ЗОЖ детей группы риска, состоящих на различных видах учета.

Конкурс видеороликов " Утренняя зарядка" направленный на профилактику употребления ПАВ, правонарушений, пропаганду здорового образа жизни.

Экскурсии в Дацан, Церковь для духовно-нравственного развития детей.

Акция "Скажем сигарете нет!" проводят ученики.

Всероссийская акция "Стоп СПИД/ВИЧ"

Декабрь-январь

Февраль-март

Апрель-май

Февраль-апрель

Ноябрь

декабрь

Педагог-психолог, представители системы профилактики

5

Работа с родителями

Родительские собрания по теме профилактики употребления ПАВ, "Подросток и закон"

Проведение коррекционной работы с детьми "группы риска" и их родителями

В течении года, по мере проведения.

Раз в четверть

Педагог-психолог

В перспективе дальнейшего развития программы:

1. создание методичек по профилактике ПАВ

2. создание банка методик, занятий в ОУ о профилактике ПАВ

Список литературы:

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

2.Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

4. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.

5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

6. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.

7. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.

8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

.

приложение 1.

Анкета для обучающихся 5-11 класс по проблеме употребления ПАВ

Постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. как ты думаешь, с какого возраста человеку можно употреблять?

а) алкоголь

б) никотин (курить)

в) наркотики

2. Пробовал ли ты (да, нет)

а) курить

б)алкоголь

в) наркотики

3) С какой целью ты это делал? (интерес, заставили, хотел показаться крутым, взрослым и тд.)________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Твои родители курят, употребляют алкогольные напитки, наркотики?________________________________________________________

5.  Есть ли у тебя знакомые употребляющие алкоголь, наркотики, никотин?___________________________________________________

6. Как ты думаешь почему некоторые ребята курят, употребляют алкоголь, наркотики?___________________________________________________________________________________________________________________________

7. По твоему, на сколько вредно курить, употреблять алкоголь, наркотики?______________________________________________________

8. Как ты обычно проводишь свое свободное время?____________________________________________________________

9. Как ты обычно решаешь свои проблемы?

а) советуюсь с родителями, прошу у них помощи

б)советуюсь с друзьями

в) решаю их самостоятельно

10) Чтобы ты пожелал людям употребляющим алкоголь, наркотики, никотин?____________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за твои искренние ответы!!!!