аутодеструктивное поведение подростков в образовательной организации


Предварительный просмотр:

        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ "Кыренская СОШ"

Утверждаю______

Директор МБОУ "КСОШ" Гыргешкинов О.Ц.

«__»_________2019г.

ПРОГРАММА

 ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Выполнил:

Педагог психолог: Кушнарева А.А.

с. Кырен 2019г


      

Пояснительная записка

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств  среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств  среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель настоящей программы в формировании у подростков позитивной жизненной позиции, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

      - изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

      -  выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

      -  изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

      - создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе  так и в период трудной жизненной ситуации.

               - привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

        - формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Работа с неблагополучными семьями.

4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков, снизить количество детей с аутодиструктивным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в подростково-родительской среде.

    Оказание помощи классному руководителю, воспитателю, строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление подростка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Тематический план занятий


п/п

Наименование

мероприятия

Дата

проведения

Ответственный

Работа с обучающимися

1

Выявление и учет склонных к суициду подростков,
разработка плана индивидуальной профилактической работы

в течение года

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

2

Тренинг «В мире с собой и с другими» для подростков.

в течение года

Педагог-психолог

3

Акция "Я люблю тебя, Жизнь!":

- конкурс рисунков "Мир, в котором я живу, называется мечтой!",

- конкурс сочинений"Как прекрасен этот мир!",

В течение года

Заместитель директора по ВР,  классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги организаторы.

4

Организация внеурочной деятельности обучающихся в период каникул

Январь, июль, август

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог,

5

Вовлечение подростков в кружки, секции в целях предупреждения аутодиструктивного поведения

в течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный- педагог, педагог- психолог

6

Классный часы с элементами тренинга:

 "Телефон
доверия" как одна из форм получения своевременной помощи в стрессовой ситуации,

«Мир в моей семье»

«Как сказать НЕТ!»

«Правила безопасного интернета. Опасность ухода в иллюзорный мир»

«Сложный мир подростка»

«Способы выхода из конфликтов»

«Мои планы на будущее»

«О вреде употребления алкогольных напитков»

в течение
года

Классные руководители,

Педагог-психолог

7

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение
года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог.

8

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

Классные руководители, социальный педагог.

9

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями «группы риска»

в течение года

Классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог

10

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся во время экзаменов

Апрель - май

Педагог-психолог, классные руководители

11

Проведение профилактических бесед по профилактике

-алкоголизма

-табакокурения

-употребления ПАВ

в течение года

Педагог-психолог

Работа с педагогами

1

Своевременное информирование органов опеки и КДН о случаях суицида и суицидальных попыток.

в однодневный
срок

Администрация

2

Семинар для классных руководителей

«Аутодиструктивное поведение детей и подростков. Причины.Признаки»

«Меры безопасности детей в интернет-пространстве»

Круглый стол «Как бороться со стрессом

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

сентябрь-март

Педагог-психолог

3

Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Работа с родителями

1

Общешкольное родительское собрание «Осторожно-дети в интернете!»

«Профилактика безнадзорности детей», «Жестокое обращение в семье»

в течение
года

Педагог-психолог

Социальный  педагог

2

Информационные папки:

- возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)

- наказание и поощрение

- психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

- признаки, мотивы, профилактика аутодиструктивного поведения                                    

- трудный возраст или советы родителям

- уголовная ответственность родителей и несовершеннолетних

- как помочь ребенку при подготовке к экзаменам

в течение
года

Педагог-психолог

Социальный  педагог

3

Круглый стол для родителей по теме "Семейная поддержка" (теоретические занятия и тренинги)

в течение
года

Педагог-психолог

5

Консультации родителей «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»

сентябрь

Педагог-психолог

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.
  2. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
  3. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
  4. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб. КАРО, 2006.
  5. Морозов А.В. Социальная психология-М.: Академический Проект,2003
  6. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: «Новая школа», 1994.
  7. Неверова Л.В., Поляшова Н.А., Сироткина Е.С. Нормативно-правовые и методические основы деятельности социального педагога в современных условиях-Н.Новгород: Нижегоролский институт развития образования, 2014.
  8. Целевая программа «Нижегородская семья» на 2011-2014 годы (утверждена постановлением от 18.08.2010г. № 513).
  9. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Хрестоматия по суицидологи / Сост. А.Н. Моховиков. - Киев, 1996.
  10. Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.

        



Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание «Осторожно- дети в интернете"

Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

Задачи:

  • Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.
  • Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.
  • Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.

Ход родительского собрания

Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Глухой телефон» и т.д., чтение интересных книг о великих открытиях, исторических романов также позволяло с пользой провести свободное время.

Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, Сеть таит в себе много опасностей.

Интернет общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношению к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня дать ответы.

Итак, какие опасности подстерегают ваших детей при бесконтрольном выходе во всемирную сеть Интернет?

Опасности, с которыми дети могут столкнуться в Сети

Доступ к неподходящей информации:

сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности,

сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ,

сайты с рекламой табака и алкоголя;

сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;

сайты, пропагандирующие наркотики;

сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;

сайты, публикующие дезинформацию;

сайты, где продают оружие, наркотики, отравляющие вещества, алкоголь;

сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;

сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о Ваших детях и Вашей семье.

Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:

-около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.

- 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.

- 38% детей, просматривают страницы о насилии

- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым

- 25% пятилетних детей активно используют Интернет.

-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет - зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни, наравне с алкогольной и наркотической зависимостью.

Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь? Конечно, можно.

Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

В Интернете также есть игры, приложения, которые получили широкое распространение. Например, компьютерная игра «Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного: ни мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает! Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Такие игры привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Кроме того, играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и всемысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти - шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.

Одна из новейших Интернет - угроз – так называемы «киберсуицид» или согласованные самоубийства. По Интернету подростки и молодые люди договариваются о совместном самоубийстве. В Сети довольно много сайтов, где подробно описаны и проиллюстрированы способы свести счеты с жизнью. Подростки, которых интересует подобный опыт, говорят о том, что вместе уйти из жизни проще, чем поодиночке, в сети находят поддержку своим суицидальным наклонностям, вступая в контакт с единомышленниками, которые как и они сами, думают о самоубийстве.

В социальных сетях через программы мгновенного обмена сообщений ребенок может стать жертвой педофилов. Преступники представляются сверстниками и выманивают у детей адрес или маршрут следования из школы. Пострадать ребенок может и от поведения других детей. В России набирает обороты киберхулиганство: подростки снимают на видео сцены унижения или избиения сверстника и выкладывают этот ролик в Интернет. Так об этом факте узнают десятки, а то и сотни ровесников жертвы, и начинается его настоящая травля.

Еще одной из проблем, подстерегающих в сети Интернет, является пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости. Когда информация экстремистского содержания попадает в руки взрослого, знающего разницу между добром и злом, в руки полностью сформировавшейся личности это, в большинстве случаев, не принесет серьезного вреда, и совершенно другое дело, когда сайты экстремистского, националистического содержания попадают на глаза детей, личность которых еще только проходит этап становления.

Вывод: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической, нравственной и антитеррористической безопасности важны сегодня, как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети - дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность - защитить их от негативного контента.

Как защитить ребенка от интернет - зависимости

  1. Как можно больше общаться с ребенком
  2. Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
  3. Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
  4. Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
  5. Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
  6. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  7. Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
  8. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
  9. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
                           Посещайте Сеть вместе с детьми
  10. Научите детей доверять интуиции.
  11.  Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
  12. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что                 правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире
  13. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации
  14. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
  15. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  16. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.
  17. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  18. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
    Способы защиты детей от вредной информации в Интернете:
  1. Использование лицензионного программного обеспечения (оперативная система, антивирусная программа)
  2. Использование специальных интернет-фильтров (интернет – цензор - http://icensor.ru/soft/ - бесплатная программа). В основе программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.
  3. Использование детских интернет-браузеров (например, детский интернет-браузер Гуголь -
  4. Использование детских поисковиков
  5. Входите в Интернет совместно с детьми. По возможности находите совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.
    Подведение итогов

Итак, уважаемые родители, давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Главное помнить: Ваша задача распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и установить пределы на пользование Интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут вашего сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.
Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.
Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка, не ждите чуда, начинайте действовать сегодня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность девятиклассников к сдаче ОГЭ Выполнила: Кушнарева А.А. педагог-психолог

Слайд 2

В преддверии сдачи ОГЭ, каждый родитель задаётся вопросом: «Могу ли чем то, помочь своему ребёнку?» Ответ один: «Можете!». Ребёнок перед сдачей ОГЭ переживает, волнуется и для начала необходимо понять, почему?

Слайд 3

Во-первых, они сомневаются в своих знаниях; В о-вторых , они чувствуют ответственность перед родителями и учителями ; В третьих личностные особенности у всех детей разные: кто-то уверенно чувствует себя в незнакомой ситуации, а кто-то при этом испытывает стресс, тревогу. И конечно, родителям необходимо оказывать помощь своим детям как во время подготовки к экзаменам, так и во время сдачи. Ребенок должен чувствовать, что его поддерживают, понимают.

Слайд 4

Отличие ОГЭ от традиционного экзамена состоит в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Слайд 5

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Слайд 6

Способы снять нервно-психическое напряжение: спортивные занятия; контрастный душ; стирка белья; мытье посуды; скомкать лист бумаги и выбросить; слепить из газеты свое настроение; громко спеть свою любимую песню; покричать то громко, то тихо; вдохнуть глубоко 10 раз; погулять по лесу; потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Слайд 7

Рекомендации для родителей Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Наблюдайте за самочувствием ребенка . Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.

Слайд 8

Признаки стресса : физические : хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам. поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Слайд 9

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок , объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам". Обеспечьте дома удобное место для занятий , проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. Обратите внимание на питание ребенка : во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Классный час

«Телефон доверия – помощь в трудной ситуации»

Цель: Предоставление подросткам информации об анонимной службе психологической помощи.

Задачи: 
1.Определить ресурсы получения эмоциональной поддержки в трудной жизненной ситуации.

2.Формировать умение находить позитивное решение в трудной ситуации и навык принятия решения.

Ход классного часа:

1.Вступительная беседа.

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о детском Телефоне доверия. О том, когда он впервые появился, для чего он нужен, кто работает на телефоне и немного поиграем.

Ребята, как вы понимаете слово «доверие»(ответы детей).

Доверие - открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта во взаимоотношениях как верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами. 

 

2. История появления первого Телефона Доверия.

Педагог: А знаете ли вы, как появился первый Телефон доверия? (ответы ребят).
Первый телефон доверия появился в 1953 году. Англичанин Чад Вара напечатал свой номер телефона в газете и предложил звонить на него людям в любое время, если в их жизни возникают какие то проблемы или сложности, с которыми они сами не могут самостоятельно справиться: когда они одиноки, растеряны и рядом нет человека, к которому можно обратиться за помощью или советом. Чад Вара не мог предположить, что к нему позвонит такое большое количество людей. Несколько дней он справлялся с обращениями самостоятельно. Самое главное, что он понял за это время - все звонившие, нуждались в дружеской помощи и поддержки.
Он вскоре пришёл к выводу, что одному ему не справиться, и стал искать помощников - добровольцев. Они все вместе начали отвечать на звонки телефона. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно. Вскоре вслед за взрослыми телефонами доверия стали организовывать телефоны доверия для детей.

Вопросы для учащихся:

• Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

• Что делаете, когда у вас плохое настроение?

• Кому вы рассказываете, что у вас плохое настроение?

• Труднее переживать неприятности одному, или поделиться?

• Кто вам может помочь, если вы оказались в трудной ситуации?

3. Для чего необходим телефон доверия?

Педагог: В жизни много трудностей и вопросов. Каждый человек может попасть в такую ситуацию, когда ему необходима помощь. В этот момент важно быть услышанным! Телефон доверия – это служба, куда можно анонимно, бесплатно и конфиденциально обратиться, чтобы обсудить отношения с друзьями и близкими, школьные и семейные отношения. При звонке на номер 8-800-300-83-83  в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб.

4. Просмотр видеоролика «Телефон доверия».

Педагог: Ребята, давайте посмотрим видеоролик о данной службе.

5. Специалисты службы доверия.

Педагог: Ребята, как вы думаете, кто работает в службе экстренной помощи? (ответы детей). 

(педагоги, психологи, соц. педагоги, специалисты по работе с молодёжью, при тяжёлых случаях – следователи и другие).

Главная задача всех детских Телефонов доверия в мире – работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки, позволяет детям обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности.
- Дети, как вы думаете, в каких случаях ребёнок вашего возраста может обратиться в службу Телефона доверия? 
(ответы детей).
- На Телефоне доверия вас обязательно поймут, успокоят и подскажут, как поступить в данной ситуации. Важно не бояться звонить на Телефон доверия.
- Если вы видите, что кому-то очень плохо, дайте ему номер Телефона доверия или позвоните сами и вам посоветуют, что делать в этой ситуации. 
Вывод: В жизни много трудностей и вопросов. Каждый момент важно быть услышанными.
6.Вопросы, по которым можно обращаться на Телефон доверия. (ответы детей).
• Когда не знаешь, как поступить в той или иной ситуации;

• В школе проблема с учителем или обучающимися;

• Произошел конфликт с кем-то из старших или друзей в школе или во дворе;

• Когда не хочется больше никого видеть и ни с кем общаться;

• Когда произошел конфликт с кем-то из родителей.

Педагог: Вспомните и назовите людей, к которым вы можете обратиться за поддержкой или помощью. 

(дети выбирают карточки и крепят их на доску, тот вариант который им ближе).
На столе лежат карточки: родители, друзья, психолог, социальный педагог, воспитатель, родственники, сами решаете проблему, служба телефона доверия, учитель. Если дети не называют вариант - служба Телефон доверия – педагог озвучивает этот вариант сам.

Педагог: Сейчас мы с вами немного поиграем.

1.Упражнение «Принятие решения».

Педагог: На столе карточки с надписями, где вы должны выбрать положительные стороны обращения в службу доверия.

• анонимный звонок,

• трудности в общении, 

• толерантность,

• не доверие незнакомому человеку,

• психологическая помощь, поддержка,

• подскажут, к кому можно обратиться в трудной ситуации,

• выслушивает человек с опытом,

• конфиденциальность, 

• незнание номеров человека,

• выслушивают столько, сколько будешь говорить.

2. Игра «Эмпатия»

Педагог: (Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого).

Из всех детей выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные ребята получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.
(Карточки: гнев, радость, задумчивость, интерес, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, уныние, подозрение.)

3.Игра «Слоган» 

Педагог: Придумайте слоган про телефон доверия. (педагог объясняет значение слова слоган. Слоган – это рекламный лозунг, девиз, содержащий краткую и эффектную формулировку рекламной идеи).

Примеры:
1. «От обид никто не застрахован 

2,Скрыть иль рассказать, ты сам смотри 

3.Но если тяжело, делиться стоит 

4.Для этого ты номер набери 8-800-300-83-83 ».

5. "Всегда есть выход набери…" 

6. "Вариантов всегда больше двух, как не крути" 

7. "Тут вам всегда помогут" 

8. "Ты не один".

4.Игра «Ассоциации»

Педагог: какие у вас возникают ассоциации при фразе «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ».
Ответы: помощь, общение, доверие, откровенность, консультация, беседа, диалог, психолог и другое.

5. Игра «Прогноз»

Педагог: Дети делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: дружба, доброта и счастье. На обратной стороне каждого листка игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что там может быть изображено.

6. Ролевая игра «Позвони»

Педагог: Ребятам предлагается выбрать себе проблемную ситуацию и позвонить на Телефон доверия. В роли консультанта выступает педагог.
Примерные ситуации:

• Хочу убежать из дома. Родители надоели со своими замечаниями. Что делать?
• Мама не хочет покупать мне новый айпад, потому что я учусь на тройки. Как мне быть?

• Я поругалась с парнем, которого очень люблю и очень переживаю. Помогите!
• Я часто грублю учителям, никогда не считаю себя виновным. Мне кажется, что только с меня строго спрашивают, с учёбой не ладится. Как мне быть?
• Курить начал с 7 лет, пробовал алкоголь. Сейчас мне 12 лет. Хочу бросить курить, выпивать, но ничего не получается. Мои родители сами пьют и курят. Я никому не нужен. Что мне делать?

• Мои родители очень часто употребляют алкогольные напитки. Нашу семью постоянно посещает участковый инспектор. Их могут лишить родительских прав, тогда я с братом поеду в детский дом. Помогите мне решить проблему?
• У нас в семье сильно пьёт отец. Пьяный он бьёт маму и мне очень часто достается от него. Что нам с мамой делать? Помогите!

• Папа от нас ушёл. Мы с сестрой живём с мамой, но очень скучаем по отцу. Мама запрещает нам с ним видеться. Как нам делать, как нам быть?

6.Полезные советы 

Педагог: Наши друзья из службы телефона доверия приготовили полезные советы.
• Телефон доверия – это настоящая палочка – выручалочка!

• Позвонить можно совершенно бесплатно!

• На телефоне доверия тебе обязательно помогут и поймут! 

• Имя своё можно не называть!

• Всегда здоровайся со своими одноклассниками!

• Не дерись, любой вопрос можно решить мирным путём!

7. Итог занятия.

Педагог: Что такое Телефон доверия и для чего он нужен? (ответы детей). 
Кому вы можете рассказать об этом? 
(родителям, друзьям) 
Знайте, что на Телефоне доверия вас всегда выслушают, помогут советом или добрым словом и дадут почувствовать уверенность в себе. В завершение нашего классного часа давайте все дружно назовем номер телефона доверия 
8-800-300-83-83  .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные дети и гаджеты .

Слайд 2

Технологии не стоят на месте. Нас , детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства наших родителей и учителей

Слайд 3

Плюсы гаджетов . Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков.

Слайд 4

Вред гаджетов для здоровья 1. Нагрузка на зрение. 2. Пониженный тонус мышц. 3. Ущерб для эмоционального р азвития.

Слайд 5

Какие проблемы могут возникнуть у детей при взаимодействии с современными гаджетами Гаджетозависимость – социальное явление, характеризующееся злоупотреблением гаджетами .

Слайд 6

Зависимость от компьютеров, смартфонов и прочих устройств коммуникации в последнее время является одной из самых актуальных тем. Считается, что подобной зависимости подвержены в большей степени подростки и молодежь. Однако данные опросов показывают, что по меньшей мере треть детей начинают пользоваться гаджетами еще с грудного возраста .

Слайд 7

Выделяют следующие формы зависимости: Зависимость от Интернета ( сетеголизм ), Зависимость от компьютерных игр ( кибераддикция ), Зависимость от гаджетов ( фаббинг )

Слайд 8

Основные признаки фаббинга : 1. Во время еды ребенок не может оторваться от гаджета . 2. Держание смартфона в руке даже во время ходьбы. 3. Моментальное хватание смартфона при звуковых оповещениях, несмотря на беседу с человеком. 4. Во время отдыха (пикник, день рождения, игры со сверстниками, прогулка) ребенок большую часть времени проводит в гаджете . 5. Боязнь пропустить что-нибудь важное в ленте новостей. 6. Беспочвенное листание уже увиденного в сети. 7. Желание проводить в компании смартфона большую часть своего времени.

Слайд 9

Причины зависимости: Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми. Недостаток внимания со стороны родителей. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении. Желание ребенка быть «как все» его сверстники. Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного. Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.

Слайд 10

Симптомы зависимости от гаджетов : снижение успеваемости в школе; отсутствие интереса к реальной жизни; отказ от друзей, от общения с родственниками; замкнутость и отчужденность; нервные срывы из-за отсутствия возможности постоянного контакта с гаджетом ; нарушение личной и бытовой гигиены; предпочтение виртуального мира реальному.

Слайд 11

Рекомендации по профилактике зависимости Уделяйте ребенку внимание, несмотря на свою занятость. Стройте свою жизнь так, чтобы у вас обязательно было время на ежедневное общение с ним. Контролируйте его. Но не диктуйте условия. Вводите правила, обсудив их с ним, обосновав и лучше – вместе их приняв . Вовлекайте ребенка в домашнюю жизнь. У него должны быть какие-то обязанности: сходить за хлебом, помыть посуду, выгулять собаку … Помогите ему подобрать увлечение по вкусу (помимо компьютера,телефона ): спортивную секцию, курсы английского, театральную студию, музыкальный клуб… Досуг подростка должен быть организован. Для компьютера физически должно не хватать времени.

Слайд 12

Коротко о том, чего не следует делать Взять под контроль зависимость ребенка от гаджетов – верное решение, но его реализация не всегда осуществляется должным образом. Не допускайте в борьбе с технологиями следующих ошибок: угрозы лишить ребенка гаджета ; полный запрет на пользование смартфоном, планшетом, компьютером; скандалы, крики и наказания; высмеивание зависимости ребенка; тотальный контроль над увлечениями; игнорирование живого общения и совместного времяпрепровождения.

Слайд 13

В любом возрасте ребенок требует максимум внимания и заинтересованности родителей. Чтобы гаджет не превратился в его друга, советника и не заменил вас и реальную жизнь, будьте чуткими и учитесь терпеливо и грамотно объяснять все минусы подобной зависимости.

Слайд 14

безопасность детей в сети интернет Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий проведения современ­ной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Они уже не преодолевают трудности и не борются с несправедливостью, а уходят в свой, виртуальный мир, где они сами выступают в роли творца, где они могут быть кем угодно – принцем, рыцарем, героем и даже нежитью.

Слайд 15

Незаконный контент Вредоносные программы Спам Коммуникационные риски- связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования . Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций . Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство ( интернет-троллинг ) и социальное бойкотирование.

Слайд 16

Как же уберечь ребенка от всего этого кибернетического ужаса? Может просто взять и запретить пользоваться компьютером? Но как, же им жить в условиях информационного общества? Все гораздо проще. Для того чтобы уберечь наших детей, позаботьтесь о функции родительского контроля или установите фильтры. Сегодня существует множество полезных программ позволяющих сделать путешествие наших детей по Сети не только увлекательным, но и безопасным.

Слайд 17

Как сделать посещение Интернета безопасным? Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в “мировой паутине”: Не отправляйте детей в “свободное плавание” по Сети. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы .

Слайд 18

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть: Расскажите ему, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и “хорошие”, и “плохие” люди. Объясните, что если он столкнется с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.

Слайд 19

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети: Установите на компьютер программы родительского контроля (либо воспользуйтесь встроенными в Windows инструментами), а также антивирус. Если ваш ребенок остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете. Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Слайд 20

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Слайд 21

Спасибо за внимание! Берегите себя и своих детей. Пусть путешествие по океану информации в Сети будет для вас приятным, увлекательным, полезным, а главное безопасным.



Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг толерантности для подростков

«Жить в мире с собой и другими»

Цели:

  • Ознакомить с понятием "толерантность", "толерантная личность", "границы толерантности";
  • Обсуждение проявления толерантности и нетерпимости в обществе;
  • чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других;
  • Осознание многообразия проявления личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  • Формирование позитивного отношения к своему народу;
  • Повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
  • Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Критерии толерантности:

  • Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, не зависимо от пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой – либо другой группе);
  • Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность, терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам);
  • Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  • Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
  • Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.

Проявление нетерпимости:

  • Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  • Игнорирование (отказ в беседе);
  • Поиск врага (перенос вины на ту или иную группу);
  • Преследование, запугивание, угрозы;
  • Национализм (убеждение в превосходстве своей нации);
  • Фашизм (массовый террор);
  • Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);
  • Изгнание (официальное и насильственное).

Важная цель тренинга – формирование у подростка способности активно защищает права человека, выражать протест против любых форм дискриминации.

Знакомство:

Необходимое время: 10-15 минут.

Ведущий предлагает участникам представить, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).

Процедура проведения:

Упражнение "Снежный ком" Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящий с лева от него называет имя ведущего и свое. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Упражнение "Сосед справа сосед с лева" Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей слева и справа от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Разминка:

Необходимое время: 10-15 минут.

Цели:

  • Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  • Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Упражнение "Чем мы похожи" Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос ( или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение "Комплименты" Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и придумывает ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и т.д. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение "Что такое толерантность"

Цели:

  • Дать возможность участникам сформировать "научное понятие" толерантности;
  • Показать многоаспектность понятия "толерантность" .

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: определение толерантности, написанные на больших листах ватмана.

Подготовка: написать определение толерантности на больших листах ватмана и приклеить их перед началом занятия к доске или стене обратной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на 3-4 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в свое определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. Работа оформляется в виде проекта, после чего участники группы защищают свои проекты.

После чего как группы представили свои проекты, ведущий предлагает рассмотреть заранее подготовленные формулировки.

Определение толерантности:

  • Сотрудничество, дух партнерства.
  • Готовность мериться с чужим мнением.
  • Уважение человеческого достоинства.
  • Уважение прав других.
  • Принятие другого таким, какой он есть.
  • Способность поставить себя на место другого.
  • Уважение права быть иным.
  • Признание многообразия.
  • Признание равенства других.
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  • Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Обсуждение. В процессе обсуждения важно обратить внимание на следующие моменты:

понятие "толерантность" имеет множество сторон;

- Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Толерантность: что это?

Упражнение "Эмблема толерантности"

Цели:

  • Продолжение работы с определениями толерантности;
  • Развитие фантазии, экспрессивных способов самовырожения.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы и т.д.

Процедура проведения. На предыдущем уроке участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Следующие упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно, либо участники делятся на небольшие подгруппы, нарисовать эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга. И объединяются на группы, на основе сходства между рисунками. Каждая группа должна объяснить, что общего на их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблемы. Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой группы.

Упражнение "Пантомима толерантности"

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: написать на отдельных лисах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы – моток веревки, лента, принадлежности для пантомимы.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 группы. Каждая группа получает одно из определений толерантности, вывешенное на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, каком именно определение идет речь.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

- Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызывает затруднений при угадывание?

- С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение "Лукошко"

Цели:

  • Работа с понятием "толерантности" при помощи ассоциативного ряда;
  • Развитие фантазии, творческого мышления.

Необходимое время: 10-15 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушки из "киндер-сюрприза" и т.д.) Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую либо связь между этим предметам и понятием толерантности. Рассказ начинает участник первый получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру".

Подведение итога:

Давайте одним словом охарактеризуем, что такое « толерантность»? 

- Толерантность - это милосердие.

- Толерантность - это сострадание.

- Толерантность - это уважение.

- Толерантность - это доброта души.

- Толерантность - это терпение.

- Толерантность - это дружба.

Пожелания преподавателя:

-Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

-Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

-Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

-Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

-Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире. 

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные техники детско-родительского общения Выполнила: Кушнарева А.А . педагог-психолог

Слайд 2

Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Слайд 3

Притча : Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?» Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.

Слайд 4

«Портрет современного подростка» Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…

Слайд 5

Каковы же причины вызывающего поведения подростков? 1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников. 2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям. 3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно. 4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Слайд 6

Как найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!". Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно...« А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."

Слайд 7

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

Слайд 8

ТИПИЧНАЯ ФРАЗА КАК НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ «Ты должен учиться!» «Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться» «Ты должен думать о будущем!» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты должен уважать старших!» «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека» «Ты должен слушаться учителей и родителей!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться» «Ты лжец!», «Ты опять врёшь!» «Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду». «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

Слайд 9

"Ты должен ценить заботу старших". "Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!" "Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!" "Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!" "Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"

Слайд 10

Теперь предлагаю вашему вниманию упражнение "Стоп!". Часто споры и ссоры возникают из пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д. Круговорот повседневных дел затягивает человека, все дневные отрицательные эмоции родители нередко выплескивают на детей. Первый шаг - научиться останавливать момент перед мысленным взором. Замолчите на мгновение, скажите "Стоп!" и задайте себе вопрос: "Зачем?". Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что немытая посуда или порванные джинсы, гнев начальника или ссора с сослуживцем не стоят любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей семье.

Слайд 11

упражнение "Терапия общения" Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков есть потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное "Я": как я выгляжу и т. п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных "психологических костюмов". Молодой человек примеряет на себя то одну "одежду", то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит. Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с сыном или дочкой. Ваша беседа может длиться 40-50 мин . Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни, общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как вследствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, меньше грубить, начнет лучше учиться.

Слайд 12

Психолого-педагогические советы. Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей. Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.). Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Слайд 13

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте ".

Слайд 14

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке. Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности. Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

Слайд 15

Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!