профилактика буллинга

программа профилактики буллинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ "Кыренская СОШ"

Описание реализуемой психолого-педагогической практики

по профилактике явлений Буллинга (Моббинга)

Кушнарева А.А. педагог-психолог

Кырен 2020г

Паспорт программы

Наименование программы

Программа профилактики явлений буллинга (моббинга)

Основания  для создания программы

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения

обучающимися основной образовательной программы.

Профессиональный стандарт педагога-психолога.

Наименование организации

МБОУ "Кыренская СОШ"

ФИО директора организации, адрес,телефон

Директор МБОУ "Кыренская СОШ" Гыргешкинов О.Ц.

Р.Бурятия , Тункинский р-н, с. Кырен, ул. Ленина д. 65, тел:89025621622

Создатель программы:

Кушнарева А.А., Зарбаева Б.В. педагоги-психологи МБОУ"Кыренская СОШ"

Цель создания программы

Профилактика буллинга среди учащихся с 1-11класс

в условиях общеобразовательной школы.

Задачи программы

1)Расширять знаний о способах выхода из конфликтных ситуаций

2) оптимизация межличностных отношений к классе, в школе

3)обучение навыкам самоконтроля, способности позитивного восприятия себя и другого человека, принятие особенностей другого человека

4)профилактика всех форм насилия в семье, в школе, в общественных местах.

5)Взаимодействие с родителями по повышению их уровня компетентности в трудных жизненных ситуациях.

6) сотрудничество со всеми субъектами профилактики

Целевая аудитория

Учащиеся 1-11класс, в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, издевок со стороны других детей, это могут быть дети с особенностями внешности, физического развития, дети из неблагополучных, малоимущих семей. Очень важно научить детей принимать особенности других людей, а так же свои особенности. так же очень важно научить ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, умению рассказать о своей проблеме.

Сроки реализации программы

2019 – 2020 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1 Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими.

2 Развитие навыков самоконтроля.

3 Развитие эмпатии.

4 Повышение ответственности за принятие решений и свои действия.

5Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в классном

коллективе.

Факторы, влияющие на достижение результатов программы:

1. Посещение занятий

2. создание условий недопущения буллинга

3. умение найти выход из трудных жизненных ситуаций

4. социальные факторы

Сведения об апробации программы

В 2019-2020г программа начала апробироваться в соответствии плану педагога-психолога ,были проведены родительские собрания на тему буллинг, круглый стол для семей ТЖС и СОП по профилактике буллинга и правонарушений, велась работа с педагогами по проблеме буллинга, были проведены беседы о том, что такое буллинг, как не допустить конфликта, как сказать нет, анкетирование с помощью которого выявлялось , подвергались ли дети насилию со стороны других, или были когда то агрессорами. По итогам проведенной работы можно сказать, что дети стали более спокойными, уважать чувства и особенности других учеников, снизились случаи буллинга в школе. В связи с пандемией covid-19 реализовать программу в полном объеме не удалось.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы.

Буллинг- это социальное явление, свойственное преимущественно детям, в первую очередь в школе. Травля детей сверстниками- одна из наиболее распространенных проблем в детских образовательных учреждениях, которая увеличивает риски к совершению суицидов среди подростков, агрессии и насилия в школах, снижению успеваемости, пропуску уроков без уважительных причин, эмоциональным и психическим проблемам.

В настоящее время проблеме буллинга уделяется большое внимание, так как участились случаи детской жестокости, насилию в школах подвергается каждый 10 школьник и этот показатель ежегодно растет.

 В связи этим на образовательные организации ложиться большая ответственность  за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения психологического здоровья учащихся, создания благоприятной образовательной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья учащихся.

План мероприятий на год.

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1.Поиск  новой информации по работе с проблемой буллинга.

2.Выступление на пед.советах тему: «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема»

Сентябрь, октябрь

в течение уч. года

(по запросу)

Педагог-психолог

Работа с родителями обучающихся

2

  1. Общее родительское собрание «Буллинг (моббинг) в детской среде»
  2. Родительские собрания в группах:

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

Октябрь, ноябрь

В течении года

Педагог-психолог, социальный педагог

Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся

  1. Информационные часы, беседы (примерная тематика).

7-11 лет:

Законы сохранения доброты.

Я не дам себя обижать.

Наша школа живет без насилия.

Давайте жить дружно!

Мы против насилия. Как защитить себя?

Будем добрыми.

Как я отношусь к насилию.

Как научиться жить без драки.

12-15 лет:

Ценить других....

Бояться страшно. Действовать не страшно.

О правилах поведения и безопасности на улице.

Буллинг как стадный допинг.

Безопасное поведение.

Что такое агрессия?

Добро против насилия.

Как не стать жертвой насилия.

Способы решения конфликтов с ровесниками.

16-18 лет:

Навыки саморегуляции.

Воспитание характера.

Предупреждение насилия и жестокости в жизни.

• Как бороться с конфликтами.

Нравственный закон внутри каждого.

Моя жизненная позиция

Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга:

выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;

взаимоотношения в группе;
Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения:

Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?

Профилактика насилия в подростковом сообществе

Стратегии безопасного поведения

Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками

  1. Конкурсы

• сочинений, эссе «Дружба – главное чудо»

В течении года

Классные руководители, педагоги психологи, соц. педагог

Заключение

Предупреждение буллинга (моббинга) в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.

Профилактическая работа с данной проблемой должна начинаться с выявления причин и последствий буллинга (моббинга) в конкретной образовательной среде, так как они имеют четкую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Самой распространенной причиной являются конфликтогенность в ученическом коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в группе со стороны педагога, в связи с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в психологически благоприятных условиях.

Реализация программы профилактики буллинга (моббинга) должна осуществляться группой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и определена в соответствии со спецификой деятельности каждого из них.

Главным принципом как в проведении профилактической работы в рамках проблемы буллинга (моббинга), так и в отношениях, в общении на разных уровнях должен стать «Не навреди!».












Список использованных источников

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
  2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
  3. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html.
  4. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.html.
  5. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
  6. Программа профилактики буллинга в образовательной организации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/1813/
  7. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г.
  8. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
  9. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
  10. Курганский С.М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348
  11. Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/
  12. http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q
  13. https://www.b17.ru/article/22384/
  14. http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/
  15. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf



Предварительный просмотр:

Анкета

Дорогой друг!

Просим тебя ответить на несколько вопросов. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитай все варианты ответов и обведи правильный, на твой взгляд, ответ.

Выбери свой пол: мужской женский Класс ___________Возраст ___________

1. Вы знаете, что такое «буллинг»?

а) да

б) нет

2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

а) да, сталкивался

б) никогда не встречал(а)

в) другое _____________________________________________________________

3. Если да, то в какой форме:

а) унижение

б) оскорбления(вербальная агрессия)

в) физическое насилие

г) съемка издевательства на телефон

д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)

е) другое_______________________________________________________________

4. Являлись ли вы сами участником травли, издевательства?

а) да, как наблюдатель;

б) да, как жертва;

в) да, как агрессор (тот, кто является инициатором травли);

г) нет, не являлся (являлась)

5. Где чаще всего встречается травля?

а) в школе;

б) во дворе, на улице;

в) в соцсетях, в интернете;

г) другое_____________________________________________________________

6. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

а) тот, кто слабее и не может дать сдачи;

б) тот, кто отличается от других (внешне, физически);

в) тот, кто имеет своё мнение

г) другое__________________________________________________________

7. Встречали ли Вы ситуации травли школьников со стороны педагогов?

а) да, постоянно

б) да, но редко

в) нет, не встречал

8. Считаете ли вы, что взрослые недостаточно помогают детям, являющимися жертвами травли?

а) да

б) нет

в) не задумывался об этом

9. Как вы считаете, можно ли избежать травли в образовательной организации?

а) да, если вовремя заметят взрослые;

б) да, если жертва изменит своё поведение;

в) да, если наказать агрессора;

г) нет, он неизбежен;

д) другое_______________________________________________________________

10. Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации?

а) администрация

б) педагогический коллектив

в) родители

г) ученики

д) другое ________________________________________________________________

Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Групповое занятие с элементами тренинга на тему «Ценить других…»

для обучающихся 11-14 лет

Цель занятия: профилактика буллинга в образовательной среде.

Задачи занятия:

1. Активизация знаний обучающихся по теме «буллинг».

2. Развитие уважения к различиям других.

3. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.

4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Структура занятия:

1. Вводная часть. Приветствие. Разминка «Наши сильные стороны».

2. Основная часть:

- правила работы группы.

- просмотр мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005)

- мини-лекция «Буллинг в школе»

- упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».

- упражнение «Этюды»

- упражнение «Черты человека»

- упражнение «Ярлыки»

- «Оценивание развития собственных качеств»

3. Заключительная часть: Упражнение «Камень ножницы, бумага». Рефлексия «Смайл».

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Ребята, доброе утро! Сегодня на занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Но для начала давайте зарядимся позитивом и узнаем какие у вас сильные стороны. Я беру за руку своего соседа справа и говорю: «Ваня, у тебя замечательное чувство юмора». Ваня берет за руку своего соседа справа и называет его лучшее качество и т.д.

2. Основная часть.

Ребята, давайте вспомним правила работы группы:

- Мы всегда помогают друг другу

- На занятии все относятся друг к другу с уважением;

- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга

- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм («Helium», режиссер Tom Kyzivat, 2005).

Вопросы для обсуждения: Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?

Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, т.е. систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими. Обратите внимание на следующее:

1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;

2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны?

Молодцы! Давайте сделаем вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.

Упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».

А сейчас я предлагаю обратить внимание на то, что мы все разные. Например, у меня и Оксаны волосы разного цвета, Таня и Сережа – разного пола, а Настя и Олег - сегодня одеты в пуловеры разной цветовой гаммы. У нас разные национальности, возраст, пол, вес, цвет глаз и т.п.

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, насколько важно искать различия между людьми? Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу?

Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества. Например, у нас со Светой одинаковые имена. Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив или элективный курс? Кто продолжит? (следим затем, чтобы все дети были названы).

А сейчас разминка - упражнение «Этюды». Работа в парах, не договариваясь, показать: игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение, игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты.

Вы замечательно справились. Даже не разговаривая, вы смогли договориться, а другие вас понимали без слов. Значит это возможно и в реальной жизни: найти компромисс, договориться.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд, где представлен характеристики человека, в поведении которого присутствуют:

 оскорбления, насмешки;

 игнорирование (отказ в беседе, в признании);

 негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

 преследования, запугивания, угрозы.

Вопросы для обсуждения: Кто хочет иметь такого друга, товарища, одноклассника? Почему?

Посмотрите на 3 пункт – стереотипы, т.е. навешивание ярлыков. Давайте поиграем в «Ярлыки».

Упражнение «Ярлыки».

Распечатки: «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом.

Вопросы для обсуждения: Ребята, нравится ли вам такая наклейка? Почему? Вы хотите от неё избавиться? Почему?

Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие наклейки: «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит».

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?

Вернемся к слайдам. Здесь представлены качества и характеристики другого человека:

1. Готовность принимать мнение другого человека, его верование.

2. Уважение чувства человеческого достоинства.

3. Уважение прав других.

4. Принятие другого таким, какой он есть.

5. Способность поставить себя на место другого.

6. Уважение права быть другим.

7. Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д.

8. Признание равенства других.

9. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

Вопросы для обсуждения: Вам понятны все положения? Кто бы хотел иметь друга, у которого есть данные качества? Хотите учиться вместе с такими одноклассниками? Почему?

А сейчас мы предлагаем вам оценить себя по 5-тибалльной шкале – насколько у вас развиты представленные на бланке качества. Читаете каждое утверждение, ставите 1 балл – у вас неразвита эта черта, 5 – развита по максимуму. У вас на это 5 минут. Оцениваете себя честно. А сейчас внимательно посмотрите – какую черту (черты) в себе вам нужно развивать!

3. Заключительная часть:

И в завершении нашего занятия давайте посмотрим насколько хорошо вы понимаете друг друга без слов. Знаете игру «Камень, ножницы, бумага»? Сейчас на мой счет 1, 2, 3, вы выкидываете одну из трех позиций. Закончим игру, когда у всех будет одинаковая позиция. При этом вы молчите и не договариваетесь.

Рефлексия. Вы получили смайлы. Если вам понравилось занятие, то дорисуйте рот таким образом, чтобы получился улыбающийся смайл, если понравилось наполовину, то начертите вместо рта горизонтальную черту, если вам совсем не понравилось – сделайте смайла грустным.Спасибо за работу!