Самообразование
План работы педагога по теме самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
ПЛАН
по самообразованию педагога
Лариной Татьяны Викторовны
_______________________________________________________________________
(Ф.И.О. педагога)
Тема:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Семья и семейные ценности»
__________________________________________________________________________________________________________
(тема)
2017 – 2019
_____________________________________________
(учебный год)
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, сменилось и отношение людей к Родине.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, семейным ценностям.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников, посещения открытых мероприятий педагогов ДОУ.
2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»
3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
4. Подобрать материалы и применить на практике:
- диагностика детей на начало и конец учебного года;
- разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников
- оформление уголка «Патриотического воспитания» в группе (картотека дидактических игр для детей, художественная литература, пособия);
- деловая игра для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
План работы по самообразованию на 2017 – 2018 год
Месяц | Формы работы | |||
самообразование | с детьми | с педагогами | с родителями | |
В течение 2017 – 2018 года | 1. Изучение нормативно правовой документации: - Закон «Об образовании»; - «Патриотическое воспитание» сборник нормативно -правовые документов. ТЦ Сфера, 2005 г.; - СанПин 2.4.1.3049-13; - ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014 г). 2. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я». 3. Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов. 4.Обучение на курсах повышения квалификации. 5.Обзор в Интернете информации по теме. 6.Участие в конкурсах профессионального мастерства, интернет – конкурсах. 7.Издательская деятельность (публикация в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов, своих разработок на образовательных сайтах в Интернете) | |||
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы: Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Организовать работу кружка, создать кружковую программу. | Диагностика детей | Анкетирование «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка» | 1.Анкетирование «Нравственно -патриотическое воспитание ребенка в семье». 2.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы: Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. 2. Оформить в группе уголок «Патриотического воспитания». | Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка | Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» | 1.Оформить родительский уголок по теме. 2.Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» |
Ноябрь | 1. Изучение методической литературы: - Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой. | Буклет «Советуем почитать» Художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей. | Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» | |
Декабрь | 1. Изучение методической литературы: Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. 2. Изготовление картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников. | Консультация «Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников» | Оформление папки передвижки. Тема: «Рецепты воспитания нравственности дошкольника» | |
Январь | 1. Изучение методической литературы: - Писарева А.Е. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие; - Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; 2. Пополнение РППС. | Памятка «Предметно – развивающая среда в патриотическом воспитании дошкольников» | Папка – передвижка «Семейные традиции» | |
Февраль | 1. Изучение методической литературы: Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». | Подготовить (провести) деловую игру для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» | Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества» | |
Март | 1. Изучение методической литературы: Зацепина М.Б «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание». | 1.Выставка детских работ «Моя мама» 2.Праздничный концерт ко Дню 8 марта | ||
Апрель | 1. Изучение методической литературы: Данилина Г.Н. Дошкольнику о культуре и истории России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». | Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | ||
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Диагностика ЗУН детей | Отчёт о проделанной работе за 2019– 2020 учебный год на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за уч. год |
План работы по самообразованию на 2018 – 2019 год
Месяц | Формы работы | |||
самообразование | с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы: Комратова М.Г, Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. Работа в ДОУ: воинская слава России; русская матрешка; городская и сельская природа и др. Методическое пособие. 2. Продолжить кружковую работу, составить перспективно – тематический план проектной деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников. | 1. Диагностика ЗУН детей 2. Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка | Консультация «Использование проектного метода в патриотическом воспитании» | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы: Богачева В.И. и др. «Мое Отечество – Россия». Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2.Пополнение РППС материалами по патриотическому воспитанию дошкольников. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка 2.Краткосрочный проект «Моя малая Родина» | Консультация «Воспитание чувства любви к своей родине» | |
Ноябрь | 1. Изучение методической литературы: Сухомлинский, В.А. «Родина в сердце». 2. Пополнить детскую библиотеку художественной литературой. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | 1.Консультация «Былины» | |
Декабрь | 1. Изучение методической литературы: «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. 2. Пополнение картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Отчизны верные сыны» | Консультация «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии» | Выставка работ родителей с детьми «Наша армия сильна». 2.Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» |
Январь | 1. Изучение методической литературы: «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников». Под ред. Н.В. Микляевой. 2. Пополнение предметно-пространственной среды. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО» | Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с историей Российской армии» |
Февраль | 1. Изучение методической литературы: Лазарев, М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учеб. – метод. Пособие для педагогов. 2.Подготовить мероприятие с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать» | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Военные профессии» | 1.Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать» 2.Спортивный досуг «Есть такая профессия – Родину защищать» | |
Март | 1. Изучение методической литературы: Киласьева, Е.А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.). | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. | Подготовить (провести) круглый - стол для педагогов по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ» | 1.Семейный досуг «Споемте друзья» |
Апрель | 1. Изучение методической литературы: Амбросимова Г.Н., Остапец А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 2. Краткосрочный проект «Города – герои» | 1.Папка – передвижка «Памятники России», «Города – герои» | |
Май | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | 1.Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка. 3.«Диагностика ЗУН детей | Отчёт о проделанной работе за учебный год на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Выход темы:
- Методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предварительный просмотр:
.Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
План по самообразованию воспитателя
Лариной Татьяны Викторовны
2019- 2020 учебный год
г. Пыть-Ях
1. Образование – высшее
2. Квалификация – соответствие занимаемой должности
3. Тема самообразования: «Развитие связанной речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности»
4. Работа начата - 01.09.2019 г.
5. Предполагается закончить - 31.05.2020 г.
Актуальность
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• формируется диалогическая, связанная, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития связанной речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
- определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
- создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
- выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи; умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение произносить одну и ту же фразу с разной интонацией.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета по проделанной работе:
- Презентация о проделанной работе.
- Показ презентации на родительском собрании.
Перспективный план на 2019 -2020 уч. год.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы | Отчёт о выполнении |
Подготовительный этап | Сентябрь | - Составление перспективного плана работы. - Подбор методического оснащения, методической литературы. - Составление конспектов занятии, развлечений, дидактических игр, картотек. - Работа с документацией. - Подбор диагностического материала. | Мониторинг | + |
Работа с детьми | Сентябрь, май Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | - Диагностика детей по данной теме. - Организация работы. - Театрализация сказки «Колобок» -Театрализованная игра «Зверята». -Этюд на выражение эмоций «Курица и цыплята» -Театрализованная игра «Прятки». -Разучивание чистоговорки «Са-са-са у Саши длинная коса» -Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…». -Подготовка к новогоднему утреннику. (разучивание ролей) -Разучивание этюда «Снежинка» -Показ настольного театра «Теремок» -Театрализованная игра «Бабушка - Маланья» -Показ теневого театра сказки «Рукавичка» -Разучивание чистоговорки «Ту-ту-ту, мышка нравиться коту» -Этюд «Мое настроение» - Подготовка к утреннику 8 марта. Разучивание сценки «Как девочка искала новую маму» -Этюд- игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т. д). - Подготовка сказки «Кто сказал мяу!» -Разучивание чистоговорки «Ур-ур-ур, не гоняй, собачка, кур.» - | -Результаты диагностики детей. Изготовление картотеки театрализованных игр. Показ кукольного театра сказки «Заяц и лиса» Театрализация сказки «Репка» Показ на новогоднем утреннике сценки «Снеговик-почтовик» Открытое мероприятие «По дорогам сказок» Показ на утреннике сценки «Как девочка новую маму искала» Показ детям детского сада «Родничок» театрализованной сказки «Кто сказал мяу!» | + + + + + + + |
Работа с родителями | Сентябрь
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | - Анкета «Театр в жизни вашего ребёнка» - Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии связанной речи детей дошкольного возраста». -Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр -Предложить родителям изготовить персонажей для пальчикового театра. -Привлечение родителей к изготовлению костюмов для постановки сценки «Снеговик -почтовик» на новогоднем утреннике. -Помощь в организации новогоднего утренника -Привлечь родителей к участию в совместной деятельности с детьми - предложить онлайн-просмотры разных театральных постановок дома с детьми. -Консультация для родителей «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству». -Привлечение родителей к организации праздника для мам (изготовление атрибутов) -Памятки для родителей по обучению связной речи детей - Изготовление фотоальбома: «Театр и дети». -Презентация о проделанной работе. | - Результаты анкетирования - Оформление наглядного материала в родительский уголок.
Была оформлена выставка родительских работ «Пальчиковый театр своими руками» Открытое мероприятие совместно с родителями «Путешествие по сказкам» -Показ презентации на родительском собрании. | + + + + + |
Работа с педагогами | В течение уч. года Октябрь Январь Март | - Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. - Консультация для педагогов ДОУ «Развитие связанной речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности» Сообщение из опыта работы. Совместная образовательная деятельность взрослых и детей в форме квест-игры «Путешествие по сказкам» в рамках единого дня открытых дверей - Посещение занятий других воспитателей ДОУ. - Изучение опыта работы воспитателей через интернет-ресурсы. | - Показ презентации. Показ квест-игры «Путешествие по сказкам» | + |
Самореализация | В течение учебного года. | -Показ открытых мероприятий (занятия, развлечения и т.п.) -Участие на семинарах, конференциях ДОУ. -Разработка конспектов занятий по теме: ООД «Путешествие по сказкам» в форме квест-игры -Показ организации предметно-развивающей среды родителям. -разработка картотек «Этюды», «Чистоговорки», «Скороговорки». - Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях работников образования. | ООД «Путешествие по сказкам» в форме квест-игры | + |
Изучение литературы | В течение учебного года | 1.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007 2.Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009 3.Антипина А. Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003 4.Интернет ресурсы. 5.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. 6.МаханёваМ.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013 7.Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М. 8.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. 9.Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г. | + |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема самообразования : «Развитие связанной речи младших дошкольников средствами театрализованной деятельности » Цель: показать роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Для решения поставленной цели я определили задачи : - изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме ; - приобщить детей к театральному искусству (знакомство с историей театра, видами, профессиями) ; - создать условия для театрализованной деятельности детей посредством обогащения предметно-развивающей среды ; формировать диалогическую и монологическую речь детей через театрализованную деятельность; совершенствовать выразительные средства общения : словесные (регулирование темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальные (мимика, пантомимика, позы, жесты ) - Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми; - Обобщать и распространять педагогический опыт.
Изучение литературы по теме: -программа «Театрализованные занятия в детском саду» автор Маханева М.Д., -Т.Н Карманенко. Кукольный театр в детском саду ; - Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии- М.: ТЦ «СФЕРА», 2003 - Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра М., 2002.; - Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников М., 1999. ; - Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика -синтез 2007г.
Практическая деятельность: Разработаны и реализованы в полном объеме: план работы с детьми, план взаимодействия с родителями. -Дети участвовали в конкурсе чтецов ДОУ «Разговор о маме», посвященному Дню Матери. Ильницкая София -1 место.
В группе пополнила предметно-развивающую среду , а именно театрализованный уголок . Для театрализации сделала театры своими руками: пальчиковый театр – «Курочка ряба» , «Красная шапочка» , из фетра были изготовлено множество различных персонажей. Дети с удовольствием играют этими театрами, а также отдельными персонажами, придумывая свою сказку.
Театрализация
Была пополнена при помощи родителей коллекция театральных костюмов, атрибутов для постановок.
Пополнены театральные костюмы и маски
Участие родителей в открытом занятии, совместная ОД взрослых и детей в форме квест-игры «Путешествие по сказкам» в рамках Единого дня открытых дверей,
Участие родителей и детей в Международном конкурсе Педагогическая Ассамблея Грани Детства в номинации «Книжка-малышка своими руками» ( Лашутина Татьяна)
В номинации «Марафон любимых сказок Корнея Чуковского» ( Ильницкая София)
Изготовила лепбук В «Гостях у сказки»
Изготовила Театр на фартуке.
Разработала проект «Русские народные сказки». Продукт альбом «Мой любимый герой русской народной сказки»
Была в составе жури в конкурсе « Речецветик » для детей с ОВЗ
Истоки
В результате работы по теме самообразования у меня, как у педагога сформированы основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков; овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста. умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
По данной теме я планирую работать и дальше. Также планирую: Подготовить детей к участию в конкурсах ДОУ « Речецветик » Участвовать в городском конкурсе «Театральный дебют» Принимать участия во всех городских мероприятиях Привлекать родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для постановок. Привлекать родителей к совместной постановки сказки Подготовить консультацию для родителей «Театр дома», «Театр своими руками» Консультация для педагогов «Театр-как средство развития речи и воспитания дошкольников».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Отчет по самообразованию воспитателя
Лариной Татьяны Викторовны
по теме
«Развитие речи детей 4-5 лет
в процессе театрализованной деятельности»
за 2020 -2021 учебный год
Актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Тема: «Развитие речи детей 4-5 лет в процессе театрализованной деятельности»
Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
1. Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
2. Прививать навыки общения и коллективного творчества;
3. Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;
4 Создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.
В отчетный период работала с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.
В мониторинге участвовало 28 детей.
По итогам мониторинга на начало отчетного периода было выявлено:
низкий уровень -18% (5 чел.)
средний уровень – 64% (18 чел.)
высокий уровень - 18% (5 чел.)
Критерии по которым проводился мониторинг
- Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
- Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
- Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
- Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры)
- Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
- Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
- Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале).
- Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия
- Может назвать любимую сказку
- Может прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
- Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
- Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок)
Мероприятия по теме самообразования:
1. Создание условий. В нашей группе мы создали содержательную предметно–развивающую среду, способствующую возникновению интереса к театрализованным играм. Организовали уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собраны разнообразные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр на палочках, реквизит для разыгрывания сценок (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски, костюмы).
Провела беседы на темы: «Что такое театр?», «Виды театров», «Кто живет в театре?», «Кто придумал сказки» и т. д.
•Играли в дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» (из геометрических фигур, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?»
•Игры с кубиками: «Собери сказку», игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?». Проводили артикуляционную, мимическую гимнастики, пальчиковые игры.
•Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Хитрый кот», «Зайчик беленький сидит», «Пес Барбос», «Мишка, мишка, что ты спишь?» и др. Имитационные упражнения «Покажи как ходит мишка, лисичка, зайка, лягушка, гуси.»
В литературном уголке хранится детская художественная литература, литературные произведения подобраны для театрализованных игр с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками «Колобок», «Рукавичка», «Петух и лиса», «Волк и козлята», «Лиса и заяц», и т. д.
Что позволяет развивать у детей художественно–речевые и исполнительские способности: выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
Сказки, потешки, стихи обыгрывали с помощью различных видов театра. Отгадывали загадки.
Рассматривали иллюстрации по сказкам «Колобок», «Рукавичка», «Петух и лиса», «Волк и козлята» и т. д.
Прослушивали русские народные сказки в аудиозаписи: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная шапочка», «Кошкин дом», «Мойдодыр», «Путаница» и т.д.
Смотрели мультфильмы по русским народным сказкам: «Лиса и заяц», «Теремок», «Репка», «Колобок» и т. д.
Презентации: «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!», «Путь в сказку», «Как кукла Катя испекла пирог».
Подготовили и провели вечера развлечений с использованием показа кукольного театра: «Маша и медведь», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Подготовили и провели утренник к 8 Марта, включающий в себя драматизацию «Как звери маму потеряли».
Пели песни: «Я пеку, пеку, пеку…», «Ой, лады, лады, лады.», «Ладушки», и т.д.
Разучивали танцы: «Танец маленьких утят», «Танец поссорились-помирились». Т.д.
В нашей группе создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей. Ребята с удовольствием раскрашивают картинки по русским народным сказкам.
В музыкальном уголке подобраны разнообразные музыкальные инструменты.
2.Работа с родителями
- Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
- Консультации «Театрализованная деятельность в детском саду», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Домашний кукольный театр», картотека игр для развития эмоций у детей дошкольного возраста;
- Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.
3. Работа с детьми
- Чтение русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.
- Просмотр мультфильмов: «Колобок», «Курочка Ряба».
- Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка».
- Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.
- Показ кукольного театра «Колобок».
Октябрь.
- Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки» .
- Показ настольного театра «Репка».
- Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок».
- Просмотр мультфильма «Теремок».
- Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко)
- Театр кукол «Теремок»
- Чтение и заучивание скороговорок.
Ноябрь
- Театрализованная игра «Теремок».
- Чтение сказки «Три поросёнка».
- Просмотр мультфильма «Три поросёнка».
- Спектакль «Три поросёнка»
- Разучивание стихов «Огуречик». «На улице три курицы».
- Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.
Декабрь
Работа с детьми:
- Мимические этюды с жестами.
Эмоциональное состояние персонажа | Действия ребёнка | |
1 | Нам грустно | Вытирает слёзы |
Грустное лицо | ||
Вздыхает, пожимает плечами | ||
2 | Нам весело | Улыбка |
Смех | ||
Хлопает в ладоши, прыгает | ||
3 | Мы сердимся | Нахмуренные брови |
Кулачки сжаты, топаем ногами | ||
4 | Мы испугались | Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать |
5 | Мы устали | Сесть на стул, руки и ноги расслаблены |
6 | Не хотим, не надо | Ладошками как бы отодвигать от себя |
7 | Мы удивлены | Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах» |
8 | Мы любим покушать | Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями |
- Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .
- Пересказ сказки «Три поросёнка» .
Январь-февраль
1. Двигательные этюды.
Название этюда | Действия детей | |
1 | Важный петушок | Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени |
2 | Котята «Руки-лапки» | Руки перед собой пальчиками вперёд |
3 | Котик царапается | круговые движения кистями |
4 | Котик умывается | Движения кистью руки по щеке |
5 | Собачки «Руки-лапки» | Также как у котят. |
6 | Собачки роют землю | Дети, присев, роют «лапками» . |
7 | Куклы | Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам» |
Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз. | ||
Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять. | ||
Удары правым носком | ||
Идти на носочках, руки за платье. |
Март-апрель
- Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .
- Настольный театр «Колобок» , «Репка» .
- Конструирование домика для животных.
- Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .
- Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .
- Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»
- Чтение и заучивание чистоговорок, например :
Ша-ша-ша, ша-ша-шаНаша каша хороша.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.
- Чтение и перессказ
Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»
Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»
Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Русской народной сказки «Лиса и заяц»
- Кукольный театр «Лиса и заяц»
- Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.
- Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , « Самолёты » , «Воробушки» .
- Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .
- Настольный театр «Репка»
Май
- Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»
Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»
Русская народная сказка «У страха глаза велики…»
Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»
- Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка».
- Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.
- Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .
- Разгадывание загадок о сказках.
- Изученная литература по теме самообразования.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
В конце года в мониторинге участвовало 28 детей.
В конце года по итогам мониторинга было выявлено:
Начало года
низкий уровень -18% (5 чел.)
средний уровень – 64% (18 чел.)
высокий уровень - 18% (5 чел.)
конец года
низкий уровень – 11% (3чел.)
средний уровень – 68% (19чел.)
высокий уровень – 21% (6 чел.)
Вывод: Общие показатели диагностирования показали: высокий уровень вырос на 3% , средний увеличился на 4%, низким уровень на конец года уменьшился на 3%.
У детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
В своем опыте работы я достигла поставленной цель и задач. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.
Знакомясь с художественной литературой, дети учились применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической речи (словесное творчество), использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживался интерес ребенка к театрализованной деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
ПЛАН
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
на 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель:
Ларина Татьяна Викторовна
2021 год
Дата начала работы над темой: 2021 год
Дата окончания работы: 2022 год
Цель: повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
Задачи:
- изучить методики, технологии по теме самообразования;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования, изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах);
- создать условия для восприятия целостной картины мира;
- сформировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
- разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- создать копилку методических разработок (конспектов ООД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;
- составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др.;
8.использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;
- подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Реализация плана по самообразованию осуществляется по трем направлениям:
- Методическая работа педагога.
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Этапы работы по теме:
- этап (2021 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;
- этап (2021/2022 год) – Создание информационной базы по данной теме; вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении. Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.
- этап (2022 год) – анализ результатов работы, формулирование выводов.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня педагогической компетенции по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
- разработка цикла консультаций, памяток, буклетов и рекомендаций для родителей по данной теме;
- разработка картотек дидактических игр по познавательному развитию дошкольников;
- организация видеотеки для создания информационного фонда;
- разработка методических пособий по теме;
- разработка конспектов ООД с дошкольниками;
- публикации методических разработок через электронные СМИ;
- участие в конкурсах различного уровня, вебинарах, конференциях по теме;
- участие в работе методических объединений;
- создание единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и социальных партнеров.
Литература: 1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
- Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.
6.Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г.
Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
7.Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
8.Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.:
Белый город, 2008 г.
- Ресурсы интернета.
10.Истоковедение. Том 5 Издание 5-е, дополненное.- М.: Издательский дом
11. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в
12. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования.- М.: Издательский дом «Истоки», 2018.- 216 с.
Планирование работы по самообразованию
Содержание работы | Работа педагога | Сроки | |
Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов. | Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. | 2021 | |
Методическая работа педагога | Изучение методической литературы, статьи. Подготовить картотеку народных игр. Создание собственного сайта. Обновление предметно-развивающей среды, учитывая тему самообразования. Оформление папки-передвижки. «Зимние забавы». Подбор электронных презентаций по теме самообразования (картотека). Оформление папки-передвижки. (стенгазеты) «Папа, мама, я очень дружная семья». Картотека хороводных игр (дошкольный возраст 3-4 года) Оформление папки-передвижки «Русское народное творчество». Самоанализ (результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию). Изготовление лэпбука «Русская народная культура и быт». Мини-музей « Народная игрушка»
| В течение работы над темой | |
Разработка и проведение диагностики детей с целью выявления знаний и умений детей по познавательной деятельности. | Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. | 2021 |
Основные формы работы. | ООД Самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. | 2021-2022 |
Работа с детьми. |
Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек.
- ООД по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей на тему: «Образ света» «Позови Солнышко - Знакомство с народными праздниками.
Мастерская "Деда Мороза".
Цель: Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине. - лэпбук «Народный быт» -клубный час «Путешествие по сказкам»
Цель: Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому. Беседа "Моя родословная». Заучивание стишков, песен о семье. Составление семейной родословной и герба семьи. Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля" «Волшебная дудочка». Цель: Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию. «Весна красна цветами» Словесные народные игры. Пение частушек. - Знакомство с русскими народными играми. |
|
Работа с родителями. |
«Широкая Масленица».
- Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями - Мастер-класс «Изготовление народных кукол и оберегов дома». -Семинар - практикум для родителей старшей группы по программе «Социокультурные истоки» «Послушание – это царица детских добродетелей. | 2021-2022 |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Наличие результатов работы по теме самообразования. | 2022 |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Программа « Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» консультация для педагогов. Распространение опыта среди педагогов. | 2022 |