Проект 7 Моя семья

Жорникова Наталья Владимировна

Краткосрочный проект на тему

«Моя семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.

                                    Анкета для родителей

«Ваши взаимоотношения с детьми».

 

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

  1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?
  • Да
  • Стараюсь, но не всегда получается
  • Нет, не хватает времени
  1. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
  • Спокойным доверительным тоном
  • Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
  • Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
  1. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
  • Общаетесь ли Вы на равных?
  • Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
  • Считаю, что ребенку  должна быть предоставлена полная свобода в общении
  1. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?
  • Да
  • По возможности стараюсь, но не хватает времени
  • Не обращаю внимание на детскую болтовню
  1. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?
  • Таких причин не существует
  • Занятость на работе и бытовые проблемы
  • Ваш вариант ответа___________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?
  • Да
  • Нет, у каждого члена семьи свои требования
  • Не задумывались над этим вопросом
  1. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
  • Да, всегда вникаю в детские проблемы
  • Не всегда, много своих проблем
  • Нет. Откуда у детей проблемы?
  1. Считаете ли Вы проблему  общения с детьми достаточно важной?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

 

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.

 

Анкета для родителей

Мой ребенок и его индивидуальные особенности.

1. Каков ваш ребенок (уверенный , решительный , не очень уверенный , не уверенный)?

2. Общительный он или нет? Как это проявляется?

3. Какое у него любимое занятие?

4. Если у вашего ребенка какие – либо способности?

5. Какое обычное состояние ребенка и его настроение?

6. Часто ли плачет ваш ребенок?

7. Быстро ли он устаёт? Если да, то как вы думаете почему?

8. Как реагирует на замечание, наказание?

9. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно. даже если не умеет ;не очень стремиться к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?

10. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей; выполняет только ведущие роли; подчиняется другим детям)?

11. Все ли вам нравиться в своем ребенке?

12. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

13. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

14. Отводите ли вы время каждый день для чтения ребенку?

15. Часто ли обнимаете ребенка?

16. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

17. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?

18. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

19. Ходите ли вы в театры, зоопарк, цирк вместе с ребенком?

20. Беседуете ли вы с ребенком о смысле спектакля, прочитанной книги?

21. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?

22. Слушаете ли вы что ребенок говорит?

Конспект  Социально – коммуникативное развитие  по теме «Моя семья».

Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;  развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя простые предложения;  обогащать словарный запас детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. ( показывает картинку с высоким домом)

Вопросы:

Как вы думаете кто может жить в этом доме? ( ответы детей)

 1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).

 2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).

 3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).

  5. Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).

 6. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)

 7. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).

 8.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).

 9.Что такое семья?(Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, кто спрятался в этом доме? (Воспитатель показывает картинку с  изображением семьи.

Дети: мама ,папа, бабушка и т.д

Воститатель: А как можно назвать их одним словом? (семья)

Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Физминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

(Рассказы детей о своей семье).

Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?

(Ответы детей.)

Воспитатель.  А  вы уже знаете, что такое домашний труд, что значит помогать по дому? Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.

Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, , вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……..

Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.

А самое главное надо помнить ,что семья должна быть дружной!!!! 

Дидактическая игра.

«Домашний труд».

Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.

Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.

Ход игры. Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.

Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.

      Дидактическая игра «Подбери признаки»

Мама (какая?)  -  добрая, ласковая, нежная …

Папа (какой?) – сильный, смелый, умный….

Бабушка (какая?) – заботливая, добрая, старенькая…

Дедушка (какой?) – справедливый, добрый, умелый, веселый…

 

     Дидактическая игра « Ответь на вопрос»

        У кого глаза добрые? – У бабушки.

       У кого  руки сильные? – У папы.

      У кого ласковые руки? – У мамы.

      У кого  веселые глаза? – У дедушки.

 

      Дидактическая игра «Чей, чья, чье»

     Шарф (чей?) – папин, дедушкин …

      Шапка (чья?) – тетина, бабушкина…

      Пальто (чье?) – мамино, папино…

      Перчатки (чьи?) -  дядины, дедушкины…

                Рекомендации для родителей по теме "Семья"

               Чему учится ребёнок:

Формировать у детей представления о семье

Активировать и обогащать словарь за счёт слов:

Существительных: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, семья.

Прилагательных: добрая, нежная, ласковая, хорошая, родная…

Глаголов: бегать, ходить, прыгать, сидеть, смотреть, спать, слушать, есть, играть, говорить, улыбаться, умывать, убираться, рисовать

Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка.

 

Поиграем вместе

 

Рассматриваем фотографию «Моя семья»

Учим показывать и называть членов семьи, используя слова: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (братик), сестра (сестренка), дядя, тетя; ребенок, мальчик, девочка, женщина, мужчина, человек.

Объясните ребенку:

Что такое семья? (когда люди живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу). 

Кто такие бабушка и дедушка? (мама и папа папы или мамы), брат и сестра (дети твоей мамы и папы), тетя и дядя (брат или сестра папы или мамы).

 

Повторим вместе

Как тебя зовут?
Как твоя фамилия?
Где ты живешь?
С кем ты живёшь?
Назови всех членов твоей семьи и их имена
 

«Назови ласково»

Мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабушка, бабуля, дедушка,

дедуля, братик, братишка, сестренка, сестричка, внученька.

 

«Мой, моя, мои».

- Чья мама?  - Моя мама.

- Чья бабушка? 

- Чей папа? Чей дедушка? Чьи родители? Чей братик? Чья сестренка? 

Работа по семейным фотографиям.

 

«Моя мама (бабушка, сестра, тетя) какая?»

Закрепить прилагательные: добрая, нежная, ласковая, хорошая, родная, …
 

«Мой папа (дедушка, брат, дядя) какой?»

Закрепить прилагательные: смелый, сильный, ловкий, заботливый …
 

 «Что делает моя мама (папа, бабушка, …) ?»

Закрепить глаголы: бегать, ходить, прыгать, сидеть, смотреть, спать, слушать, есть, играть, говорить, улыбаться, умывать, убираться, рисовать … 

В игре используйте картинки или семейные фотографии.

 

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Папа, мама, брат и я              

Правой рукой загибаем пальцы на левой ладошке

Вместе дружная семья.        

Показываем крепко сжатый кулачок левой руки

Раз, два, три, четыре, пять               

Левой рукой загибаем по одному пальчику на правой ладошке.

Мы живем в одной квартире.  

Показывают крепко сжатый кулачок правой руки.

 

Рисунок «Моя семья»

Нарисовать вместе свою семью


 
hello_html_657783c5.png

Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Почтальон Печкин прислал нам кружки: красные и синие. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (синий)? Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

  • Вы съели на завтрак всю кашу;

  • Разбросали по комнате все игрушки;

  • Помогли маме мыть посуду;

  • Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

  • Порвали новую книжку;

  • Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

 



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в подготовительной группе

 «Моя семья»

Подготовила и провела воспитатель:

Жорникова Н.В.

2017г.

Конспект  НОД в подготовительной группе  по теме «Моя семья».

Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;  развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя простые предложения;  обогащать словарный запас детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. ( показывает картинку с высоким домом)

Вопросы:

Как вы думаете кто может жить в этом доме? ( ответы детей)

 1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).

 2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).

 3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).

  5. Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).

 6. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)

 7. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).

 8.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).

 9.Что такое семья?(Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, кто спрятался в этом доме? (Воспитатель показывает картинку с  изображением семьи.

Дети: мама ,папа, бабушка и т.д

Воститатель: А как можно назвать их одним словом? (семья)

Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Физминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и

Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?

(Рассказы детей о своей семье).

Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?

(Ответы детей.)

Воспитатель.  А  вы уже знаете, что такое домашний труд, что значит помогать по дому? Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.

Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, , вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……..

Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.

А самое главное надо помнить ,что семья должна быть дружной!!!! 



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект на тему

«Моя семья»

В подготовительной группе «Колокольчики»

Подготовила и провела воспитатель:

Жорникова Н.В.

г. Щелково

2017год

                                                                              Семья источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

И. Токмакова

ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ : 6-7 лет.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ :1 месяц  

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МБДОУ  детский сад № 22 «Цветик-семицветик»  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.

В старшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

В.А. Сухомлинский сказал: « Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях.

Работая с детьми 6-7 лет, появилась идея выделить одно из основных прав ребенка « Право на воспитание ребенка в семье» и реализовать это право в проекте.

 Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках.

Поэтому у меня возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

   Цель проекта:

 - формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;

 - расширять представления детей о своей семье,

- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1. Дать представление о понятиях  «семья»; «родные», «близкие», расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

 2. Формировать представления о родственных отношениях.

 3. Формировать представления о семейных праздниках.

 4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

 5. Воспитывать интерес к своей родословной.

 6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

    Обеспечение проекта:

Методическое обеспечение:

  • создание тематической папки «Методические рекомендации»
  • дидактические игры: « Моя семья»; « Мой дом»; « Домашний труд»

        Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, усвоят имена своих бабушек и дедушек.

Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы):

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.

 - Самые родные для ребенка люди?

- Сколько у  вас братьев (сестер)?

 - Кем вы приходитесь бабушке?

 - Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку ?

 - Как вы думаете, это чужие люди или родные?

 - Как можно назвать одним словом этих людей?

 - Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?

 - Что такое семья?

 - Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

 На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап (подготовительный).

Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Воспитателем  подобран наглядный материал:  иллюстрации, художественные книги о семье, фото. Детям дали задание на дом: почитать вместе с родителями книги по теме «Моя семья», родителям поговорить о генеалогическом древе семьи ,сделать фотографии «как я помогаю маме».

 В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники  слушали  чтение рассказов и стихов «Мама» Ю.Яковлева, «Кто на свете всех милее?, «Мамин день», «Я маму люблю» Л.Димова.

3 этап (основной).

В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»;  Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети  готовили подарки маме своими руками.

Как итог было проведено занятие  «Забота о близких», посвященное Международному женскому дню. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр.

4 этап (заключительный).

В конце нашего проекта была устроена выставка  работ: рисунков по теме «Развеселая матрешка», поделка «Сердечко для мамы»

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится.

Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Совместно с родителями было изготовлено генеалогическое дерево.

Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".

2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.

 3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель, 2014.-247 с.

 4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках.

 6. Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".

7. Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".

 ‎