Проект 4 Сенсорное развитие
Актуальность: Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека Дидактические игры по сенсорике | 19.36 КБ |
Коврик-семицветик для сенсорного развития | 32.5 КБ |
Консультация для род. Сенсорное воспитание | 15.67 КБ |
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Волк и козлята» | 29.03 КБ |
План 2018-2019 | 15.56 КБ |
Проект Сенсорное развитие в дидактических играх | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику. Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их. В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее. | «Большие и маленькие мячики». Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Игровая задача. Подобрать мячики для кукол. Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине. Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык. Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи. |
«Полянка» Цели: Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». Ход игры: Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали? А как ты догадался? Правильно. В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек. Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили. Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета. Повторить можно с листочками разного цвета. | «Бусы» Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка. Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус. |
«Найди окошко для фигурки» Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Ход: Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек. - Какая фигура подойдёт для твоего окошка? Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка. | «ЁЛОЧКА» (застёжки) Цель: стимулирование познавательной, исследовательской активности, развитие внимания, творческих способностей, закрепление навыков самообслуживания, развитие мелкой моторики рук. Ход: педагог предлагает детям составить из подушечек разного размера «Ёлочку», обращая внимание детей на размер подушечек. Далее дети украшают «Ёлочку», пристёгивая «ёлочные игрушки» разного цвета. |
«Игры с бельевыми прищепками»(начало). Цель: развивать мелкую моторику рук у детей младшего возраста, формировать умение различать и объединять предметы по признаку цвета, способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулировать речевую активность детей. Ход игры: Взрослый: Отгадайте загадку. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик? Дети показывают глазик Взрослый: А где у нее ротик? Дети показывают на рисунке ротик рыбки. Взрослый: А где у нее хвостик и плавники? Дети показывают хвостик и плавники. Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок. Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники. Взрослый: Отгадайте, кто это такой: На спинке иголки, длинные, колкие. А свернется в клубок — ни головы, ни ног. Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? Дети показывают | «Игры с бельевыми прищепками» ( продолжение) . Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки. Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).Ой! Какой ежик стал колючий! А вот новая загадка. Колкую, зеленую срубили топором. Красивую, зеленую принесли к нам в дом. Дети. Это елочка. Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки. Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки! Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? Дети. Желтого. Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети. |
«Выложи орнамент» Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента. Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом. «Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент». Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке. | «Подбери чашки к блюдцам». Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов. Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает) Какие? ( Ответы детей ). На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей). Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам. Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета. |
Д/И «ПЕРВАЯ АППЛИКАЦИЯ» Цель: закреплять знания детей о цвете, размере, предметов, развивать у детей мышление, память, мелкую моторику рук, учить чередовать геометрические фигуры по цвету, развивать воображение и творчество детей. Ход: Перед детьми плоские фигуры разного цвета, формы, размера. Игра проводится от простого к сложному. На начальном этапе дети рассматривают, а далее сами составляют более простые узоры ( н-р: шары полетели, мыльные пузыри и др.) Затем задание с каждым разом усложняется. |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра
«Коврик-семицветик»
для сенсорного развития
младших дошкольников»
Воспитатель:
Жорникова Н.В.
2018 г.
Поскольку основной вид деятельности дошкольников – игра, именно с помощью дидактических игр можно помочь ребенку приобрести выше перечисленные навыки. В данной презентации представлена авторская разработка дидактической игры «Коврик-семицветик».
Цель: Научить детей правильно и четко называть цвета, геометрические фигуры и величину предметов.
Задачи:
Образовательные:
- Содействовать приобретению умения различать цвета, форму, воспринимать величину; группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- Создать условия для обогащения словаря и формирования умения понимать и использовать в речи слов: «такой же», «разный», «цвет»;
Развивающие:
-способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, умению замечать их цвет, форму, величину;
-создать условия для развития мелкой моторики и познавательного интереса детей
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания умения играть рядом, не мешая друг другу; формирования умения слушать, понимать инструкции педагога.
В своей работе я использовала нетрадиционные формы и методы в разработке дидактической игры. Был изготовлен коврик-пособие для дидактической игры «Коврик-семицветик» по сенсорному развитию младших дошкольников.
Какие варианты авторской дидактической игры можно использовать для этого?
- «Назови цвет» На коврике расставлены игрушки. Ведущий просит назвать цвет, на котором находится определенная игрушка.
- «Расставь по цветным квадратикам» Ведущий предлагает расставить игрушки по цветным квадратикам, в соответствии с заданием.
(например: на синие квадратики-домашних животных, на красные—диких и т.д.)
- «Исправь ошибки» Ведущий просит правильно расставить игрушки (исправив предыдущий вариант игры) по квадратикам.
- «Подбери по цвету» Расставить предметы по цветным квадратикам, в соответствии с цветом.
- «Большой-маленький» Ведущий просит найти на коврике предмет, отличающийся по величине от заданного, и поставить его на квадратик такого же цвета (например: маленькую матрешку поставить на квадратик такого же цвета, как тот, где стоит большая).
- «Найди такую же фигуру» Разложить геометрические фигуры по квадратикам, в зависимости от того, какие где находятся.
Итоги работы:
Благодаря дидактическим играм дети легко и быстро запоминают цвета, геометрические фигуры, легко определяют величину предметов, охотно взаимодействуют со сверстниками.
Эти игры позволяют осуществить поставленные мной задачи.
Но главное – это, конечно, удовольствие и радость детей, обучающихся в игре.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сенсорное воспитание детей младшего возраста»
Воспитатель:
Жорникова Н.В.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Сенсорное воспитание - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Это воспитание направлено на точное и полное восприятие предметов, их разнообразных свойств (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, высота звуков и т. п.)
Основные принципы построения общения с ребенком.
1. У любознательных родителей, всегда любознательные дети! Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте в слух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Уважайте интеллектуальный труд Вашего ребенка. Всегда внимательно выслушивайте его рассуждения и никогда не смейтесь над ними.
5. Показывайте ребенку любопытные вещи, предметы. Делитесь этим с ребенком. Быть может, ему не все будет понятным, но развивающее общение – это лучший способ развития Вашего ребенка.
6. Как можно больше путешествуйте с ребенком
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общение с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Проводите совместные наблюдения и опыты.
9. Посещайте с ребенком музеи.
10. Поощряйте инициативу и самостоятельность своего чада. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Создавайте условия для реализации его замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
• Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п. ;
• Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
• Различные движущиеся игрушки;
• Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;
• Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
• Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
Банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.
Шуршащие метелки из обрезков бумаги, полиэтилена и т. д.
Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.
Шуршащие при трение друг о друга оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
Перевернутые детские формочки, ведра,
Свистки и дудочки из глины и дерева.
Конструкторы и мозаика;
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
Игрушки контрастных размеров, мягкие модули.
Игрушки различной формы (круглые, кубические,
Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе.
Рисование «Волк и козлята»
Подготовила и провела воспитатель:
Жорникова Н.В.
2018г.
Цель: Развивать у детей младшего дошкольного возраста восприятие сенсорных эталонов посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Развивать умение проявлять высокую познавательную активность, сообразительность, гибкость мышления;
2.Формировать представления о цвете, форме, величине предметов.
3.Закреплять умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник , овал.
4.Формировать умение описывать овощи (цвет, величину, форму, классифицировать предметы по обобщающему понятию ( овощи) .
5.Упражнять в определении длины предмета, пользоваться словами длиннее-короче- самая короткая.
6. Развивать умение проявлять высокую познавательную активность, сообразительность, гибкость мышления;
7. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику
8.Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Воспитатель:
Здравствуйте ,ребята! Я пришла к вам из далекой волшебной страны, где живут наши любимые сказки!
Я мама –коза, а вы хотите быть моими козлятками?
Покружились, покружились и в козлят мы превратились!
/дети кружатся, им надевают эмблемы-шапочки/
Ребята, а хотите мы сами придумаем сказку про козу и семеро козлят и поиграем?
Ребята, а где же жили наши козлята и коза? /ответы/
Может и мы для наших козлят построим домики. /садятся за столы/
-Садитесь за столы
-Какого цвета крыша у домика? (Синего)
-Какой формы крыша у домика? (Треугольная)
А теперь каждый построит такой домик.
Кубики Никитина /Дети выполняют задание/
Какие же вы у меня ,молодцы, козлятушки!У всех получились домики.
А теперь давайте отдохнем на лугу и поиграем , вставайте в круг.
Физкультминутка
Три козленка шли домой. /ходьба на месте/
Папа был большой-большой.
Мама чуть поменьше ростом.
Ну, а сын – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. /хлопки в ладоши/
Ребята, мы продолжаем с вами играть, давайте сядем за столы.
Молодцы ребята! А кого же нам не хватает в нашей сказке? Мама-коза есть, ребятки- козлятки есть./Волка/
Ребята посмотрите какие у меня есть красивые картинки!
Мы сегодня с вами будем выкладывать волка, который будет жить в нашей сказке.
Выкладывание из палочек Кьюзенера.
Одинаковые по длине палочки? Почему, как ты узнал? Чтобы узнать, мы прикладываем палочку друг к другу.
Молодцы, ребята! Вот какой у нас получился добрый волк.
Пойдемте погуляем с вами по тропинке!
Ребята, посмотрите в нашей сказке чудо-дерево растет! Воспитатель подводит детей к дереву
А на нашей полянке
Чудо-дерево растёт.
Чудо - расчудесное!
Не листочки на нём,
А мешочки на нём,
А мешочки на нём,
Словно яблоки!
-Что – же на нем висит? (мешочки)
-Интересно, что же в мешочках?
-Давайте сядем вместе на коврик.
Воспитатель предлагает детям сесть на коврик, снимает с ветки один из мешочков. Высыпает из мешочка блоки Дьенеша.
-Ребята, а что это такое?/Это фигуры/
-Правильно, это фигуры! Ребята, они одинаковые? /Нет/
Дети рассматривают фигуры и отвечают. Желтые, красные, синие!
-Возьмите себе каждый по одной фигуре.
Какого цвета у тебя фигура? Собирайте в корзину.
Дети, берите мешочки, высыпайте себе фигуры в тарелку./садятся за столы/
А теперь из этих фигур мы сделаем друзей для волка.
Ой, ребята, а где же моя корзинка? Я , наверное ,ее забыла в лесу. Пойдемте ее поищем./Дети шагают под музыку по «тропинке»/
А вот и она. Хотите узнать , что в ней лежит? Давайте узнаем.
Надо на ощупь найти предмет в мешочке и не подглядывая, постараться назвать форму. Поиграем?
-Какой по форме предмет ? (круглый ).
Доставай из корзины.
-Что это? (помидор ) .
- Какого он цвета ?(красного)
Да, помидор красный, круглый.
Так же рассматриваются лук, свекла, капуста, картофель, помидор ,репа.
-Каким одним словом можно сказать про то, что у нас лежит в корзине? (овощи).
-У кого самый большой овощ по размеру?
-У кого самый маленький овощ по размеру?
Какие вы сегодня молодцы, ребята! Вам сегодня понравилось играть? Всем большое спасибо!
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с детьми по сенсорному воспитанию
(младшая группа)
Месяц Тема занятий Задачи
Сентябрь Д/и «Овощи» Развивать тактильные и вкусовые ощущения
Рисование «Овощи» Развитие формы, цвета
Д/и «Спрячь мышку» Развивать цвет
Д/и «Магазин» Учить группировать предметы по общему признаку
Лепка «Яблоки и груши» Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету.
Д/и «Собери корзинку» Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме.
Д/и «Собери бусы» Учить детей подбирать цвет по форме предмета.
Октябрь Д/и «Составь фигуру» Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия
Д/и «Матрёшкино новоселье» Развивать цвет
Д/и «Сбор фруктов» Формирование величины
Д/и «Найди цветок для бабочки» Учить детей подбирать цвет по форме предмета.
Д/и «Угощение для матрешки» Учить детей подбирать нужную форму к предмету.
Аппликация «Неваляшка» Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету.
Ноябрь Лепка «Яблоки и груши» Формирование представлений о цвете и форме
Д/и «Жучки и листики» Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета.
Д/и «Собери бусы» Учить детей подбирать цвет
Д/и «Чего не хватает» Формирование представлений о цвете и форме
Д/и «Чудесный мешочек» Учить на ощупь находить геометрические фигуры
Аппликация «Шарфик» Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету.
Декабрь Д/и «Найди все похожие фигуры » Дать представления о цвете, форме и размере.
Д/и «Чем похоже, чем отличается» Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине
Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи
Д/и «Украсим ёлочку» Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет
Рисование «Шарики для елочки» Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета.
Аппликация «Снеговик» Учить правильно, подбирать форму и величину предмета.
Январь Д/и Домино Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете
Д/и «Кто скорее соберёт» Учить собирать пирамидки
Д/и «Что лежит в мешочке» Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.
Дидактическая игра «Коврик-семицветик» Учить детей правильно подбирать цвет квадратика, расставлять на нем геометрические фигуры или предметы, в зависимости от правила игры.
Аппликация «Разноцветный коврик» Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу.
Февраль
Д/и «Придумай сам»
Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов
Д/и «Сравнение шарика и куба» Познакомить с формой предмета
Геометрическое лото Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой
Д/и «Рыбки» Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета».
Д/и «Чайный сервиз» Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.
Д/и «Коврик для Кота Леопольда»
Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета.
Март Аппликация «Украсим салфетку» Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприятие
Найди предмет такой же формы Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом
Конструирование «Башня» Закреплять представление об относительной величине предметов
Аппликация «Узор по кругу» Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа
Д/и «Спрячь колобка» Геометрическая форма и цвет
Д/и «Собери по цвету» Цвет предметов
Д/и «На какую фигуру похож предмет» Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой
Апрель Ознакомление с деревом и резиной, с некоторыми их свойствами
Д/и «Высокий - средний – низкий» Размер предметов
Д/и «Спрячь птичку» Геометрическая форма и цвет
Д/и «Заплатки. Подбери фигуру» Геометрическая форма
Д/и «Какой краской нарисовано». Цвет предметов
Д/и «Волшебный слонёнок» Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи
Лепка «Миски трёх медведей» Учить лепить мисочки разного размера
Май Д/и «Цвет и форма» Закрепить представление о пяти геометрических фигурах
Д/и «Посади огород» Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей
Д/и «Составь предмет» Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)
Конструирование из песка Продолжать знакомить детей со свойствами песка
Д/и «Цветные феечки» Закреплять представление о цвете
Д/и «Божьи коровки» Закреплять представление о цвете
Д/и «Найди цветочек для пчёлки»; Закреплять представление о цвете
Д/и «Цветы и бабочки»; Закреплять представление о цвете.
Предварительный просмотр:
Проект
«Дидактические игры в ДОУ»
старшая группа
Воспитатель:
Жорникова Н.В.
2018г.
Актуальность: Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Социально – коммуникативное развитие и Познавательное развитие» перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:
Игровая технология интеллектуально творческого развития -- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.
Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша» способствует ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.
В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры, как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Цель проекта: формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи проекта:
- научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
- познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;
- пополнение развивающей среды: приобретение дидактических игр, пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.
Проблема: Как повысить внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.
Обоснование проблемы:
1. Неумение и нежелание детей старшей группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Гипотеза: для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм, необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Ожидаемые результаты:
1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.
2. Организованы фоторепортажи: «Как и чем мы играем в детском саду»
3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу, активное использование развивающих игр дома с детьми.
4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
I этап проекта: подготовительный
1. Изучение материала.
2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.
3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.
4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.
5. Разработка плана реализации проекта.
II этап проекта: основной.
Работа по реализации проекта.
Решение поставленных задач с детьми:
1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры.
4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
1. Памятка для родителей «Правила организации игры с ребенком»
2. Организация фотоотчетов для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
3. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
4. Консультация «Дидактические игры в педагогическом процессе детского сада»
5. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.
III этап: заключительный
Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания: заинтересовать новой авторской игрой «Коврик-семицветик».
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Литература
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.