Из опыта работы

Юлия Эдуардовна Горюнова

"Дистанционные технологии как направление развития социального интеллекта дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы54.81 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 п. Майский Белгородского района Белгородской области

Из опыта работы

«Дистанционные технологии как направление развития социального интеллекта старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения»

 

Автор: Горюнова  Ю.Э. , воспитатель

 МДОУ «ЦРР –детский сад №4  п.Майский»

         

п. Майский 2020

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 п. Майский Белгородского района Белгородской области» функционируя  в режиме развития с 1985 года, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

         Дошкольная образовательная организация находится в центре поселка Майский, что создает благоприятные условия для сотрудничества с учреждениями культуры и образования - МОУ «Майская гимназия»; «Майский районный дворец  культуры»; районная библиотека п. Майский; МОУ ДОД  «Детская школа искусств п. Майский; детский развивающий центр «Звездочка».

          Расположение детского сада в непосредственной близости от дорог, значительный рост в последние годы потока транспортных средств на территории Майского поселения, а также тот факт, что поселок находится возле оживленной трассы «Москва-Симферополь», требует от коллектива центра развития повышенного внимания к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.

           Центр развития активно сотрудничает с ГИБДД ОМВД России по Белгородскому району, что расширяет спектр возможностей по активизации взаимодействия участников образовательного процесса в решении задач по формированию основ безопасного поведения на дороге у дошкольников.  

            Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована  диагностическая методика Е.И. Шаламовой.

          По результатам  диагностики, проведенной в октябре 2017 года,  были выявлены следующие результаты:  у 15% детей - высокий уровень сформированности представлений  о правилах  дорожного движения, у 59 % -средний, у 26 % детей  - низкий; 10% воспитанников  умеют ориентироваться в ближайшем окружении детского сада и  на улицах поселка, средний уровень продемонстрировали  58 % детей, низкий – 32 %;

12% детей освоили культуру поведения на улице  и в транспорте, 58% продемонстрировали средний уровень, низкий – 30%.

           Анализ результатов диагностики показал необходимость активизации образовательной деятельность по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

          Актуальность опыта определяется реальными потребностями  общества в формировании у детей основ безопасного поведения  на улице, так как безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.

          Анализ статистики происшествий на дорогах  Российской Федерации показывает, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжелыми последствиями.

         Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживаются противоречия:

- между необходимостью ознакомления детей с правилами дорожного движения как базы для формирования их социального интеллекта и отсутствием эффективной системы  применения дистанционных технологий  в данном направлении с учетом потребностей общества и современного ребенка;

- между важностью установления тесного взаимодействия дошкольной организаций и семьями  и низким уровнем вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

         Ведущая педагогическая  идея  опыта направлена на создание  необходимых педагогических условий для  использования дистанционных технологий как направления развития социального интеллекта старших дошкольников в процессе их ознакомления с правилами дорожного движения.

         Длительность работы над опытом:

I этап. Подготовительный (октябрь  2017 – ноябрь  2017 г.): подбор материалов для мониторинга, проведение мониторинга, планирование мероприятий на основе дистанционных технологий.

II этап. Основной  (декабрь 2017 г. – октябрь  2020г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ.

III этап. Итоговый (ноябрь 2020 г.) – мониторинг результатов реализации опыта, обобщение опыта на уровне дошкольной организации.

       Диапазон опыта представлен системой, включающей в себя: диагностические материалы; тематическое планирование в старшей и подготовительной группах  с использованием дистанционных технологий,  проект по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников с применением дистанционных технологий.

Теоретическая база опыта

          Социальный интеллект – это умственная способность, позволяющая человеку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные  события, прогнозировать ход этих событий, а также поступки людей [6].

          Понятие «социальный интеллект» было введено в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Это понятие трактовалось как «умение понимать окружающих людей и действовать мудро в отношении других  и управлять ими».

          Позднее многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.  В отечественной психологии проблемой социального интеллекта занимались такие ученые, как Д.В. Ушаков, Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.И. Бобнева, А.И.Савенков и др.

          Ушаков Д.В. отмечал, что «социальный интеллект – это способность к познанию социальных явлений, которая  составляет  один  из  компонентов

социальных умений и компетентности, но не исчерпывает их». То есть,  это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию

человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности. [8].

        Савенков А.И., российский психолог и педагог, выделяет следующие критерии для описания социального интеллекта:

- когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование;

-эмоциональные: социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции;

-поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация [7].

         Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирования в них, а также  социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни.

        Таким образом,  развитие социального интеллекта – важный этап социализации ребенка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Развитие социального интеллекта является базой формирования основ безопасного поведения старших дошкольников, формируется он целенаправленно в процессе передачи взрослыми накопленного опыта взаимодействия в  социуме.

          Выраженной тенденцией развития современного общества является его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Эти изменения нацеливают педагогов на поиск технологий, отвечающим образовательным запросам современного ребенка и способствующих его развитию. Среди них, в первую очередь, можно выделить дистанционные технологии

         В соответствии со ст.16 ч.1. «Закона об образовании в РФ» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. То есть,  в привычном для нас смысле – это удаленное обучение через интернет.

Дистанционное  образование  дошкольников  заключается    в  том,   что

детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают, выполняя  задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания. Дистанционные технологии используются также для педагогического просвещения родителей и их активного вовлечения в образовательный процесс детского сада.

        Принципы  применения дистанционных образовательных технологий: 

- принцип доступности – предоставление      возможности     получения информации непосредственно по месту жительства;

- принцип персонализации - создание условий (педагогических, организационных, технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

- принцип интерактивности - установление контактов между всеми участниками образовательного процесса;

- принцип гибкости - возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

          В детских садах при реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут применяться разные модели обучения:

- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);

- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;

- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через социальные сети: сайты, электронную почту, мессенджеры.

          Дистанционные технологии имеют свои преимущества, которые  заключаются в широких возможностях использования индивидуального подхода к ребенку с  учетом его психических,  физических особенностей  и образовательных потребностей, что позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель образования.  Кроме того, ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке. 

           Дистанционное образование с каждым годом все более активно влияет на классические формы образования, обогащая его инновационным содержанием и организационными компонентам

          Роль дистанционных технологий  в образовании все более возрастает   также в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, складывающейся в стране и мире.

         Новизна опыта заключается в сочетании и комбинации   традиционных технологий  (игровых, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, технологий проектной деятельности)  с  современными    дистанционными

технологиями   для    формирования   социального   интеллекта    старших дошкольников в процессе их  ознакомления с правилами дорожного движения.

         Грамотное, обоснованное использование дистанционных технологий является неотъемлемой частью современной системы образования, так как способствует повышению эффективности качества обучения и формированию ключевых и предметных компетенций дошкольников.

Технология  описания опыта

         Цель: создание  условий для вовлечения старших дошкольников в совместную со взрослыми деятельность по формированию основ безопасного поведения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на основе дистанционных технологий.

       

         Задачи

        Обучающие:

- знакомить с правилами дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;

- учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

- способствовать формированию разносторонних практических умений и навыков на дороге и в транспорте.

        Развивающие:

- повышать уровень социальной адаптации ребенка на дороге;

- способствовать формированию личностных качеств: внимательность, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, ответственность, дисциплинированность;

- развивать   навыки межличностного общения и коммуникации.

       Воспитывающие:

- воспитывать культуру поведения на улицах, дорогах города, в транспорте;

- формировать гражданскую позицию, содействовать в самоопределении;

- воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения, желание пропагандировать правила дорожного движения в среде сверстников.

         Принципы реализации опыта:

- приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанников в различных видах деятельности, соответствующих возрасту;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

-  сотрудничество дошкольной организации с семьей [9].

         В основу опыта положен интегративный подход  к организации образовательной деятельности, предполагающий  сочетание и  объединение образовательных областей, детских видов деятельности, традиционных технологий и инновационных  технологий.

        Дистанционные технологии  помогают осуществить взаимодействие через  Интернет сайты, электронную почту, мессенджеры (WhatsApp, Viber, VK) на основе использования следующих методов:

- словесные - консультации, инструкции для выполнения заданий, анкеты, опросники;

- наглядные - Презентации, видеоролики, демонстрация фото и видеоинформация (картинки, макеты,  схемы дорожные знаки), мультфильмы, виртуальные экскурсии.

- практические - дистанционные викторины, игры, акции, выставки, дистанционные конкурсы/фестивали, создание видеороликов, блогов.

          На      информационных    ресурсах (сайт дошкольной организации, сайт организации ВКонтакте)  размещаются следующие материалы:

Для родителей 

- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам профилактики ДДП.

- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.

- Информация о изучаемом содержании дошкольного образования по формированию основ безопасного поведения на улице.

- Консультации по вопросам организации  и проведении совместной образовательной (продуктивной) деятельности при ознакомлении с ПДД.

- Новости и анонсы предстоящих мероприятий для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей

- Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные

игры, головоломки, раскраски, картинки, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению  игр и др).

      Формирование социального интеллекта напрямую связано с возрастными особенностями развития дошкольников,  закономерностями их психического развития.

Основные этапы реализации опыта:

Первый этап  - подготовительный, средняя группа (4-5 лет).

Второй этап  -  формирующий,  старшая группа  (5-6 лет).

Третий этап  -  развивающий, подготовительная группа (6-7 лет).  

          У  детей 4-5 лет сохраняется непроизвольность психических процессов, но в тоже время,  начинается активный процесс развития образного мышления и любознательности.  Дети постоянно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми.

        На первом этапе, учитывая эти особенности, педагог должен заложить основу безопасного поведения на дороге. Поэтому, знакомя детей средней группы с  правилами дорожного движения, в первую очередь, необходимо  научить их концентрировать внимание на объектах, представляющих опасность, правильно реагировать на сигналы светофора, а также помочь в освоении алгоритма движения по пешеходному переходу.

         Эффективными способами подачи информации в средней группе являются игровые технологии: дидактические игры с макетами светофоров и дорожных знаков, настольные игры для знакомства с ПДД. Они предназначены для закрепления представления об основных способах движениях пешеходов и транспорта по сигналам светофора.

          В качестве наглядных средств,  помимо традиционных, в совместной деятельности используются также  Интернет ресурсы, анимационные видеоролики, обучающие основным ПДД для пешеходов.

         Не менее важным направлением работы  на данном этапе является педагогическое просвещение родителей и их вовлечение в образовательный процесс.   В тих целях  родителям дается ссылка на  страницу детского сада, где в разделе «Безопасность» размещается все необходимая информация  для педагогического просвещения родителей, материалы для использования в совместной деятельности с ребенком, а также ссылки в мессенджерах на Интернет-источники, материалы которых также можно использовать в совместной деятельности с детьми (Приложение №1).

        Кроме того, родители привлекаются к созданию электронных игр, пособий, презентаций,  которые используются педагогами и родителями.

         Второй  (формирующий) этап  опыта  характеризуется  тем,  что в процессе восприятия социальной действительности у дошкольников 5-6 значительно   повышается   ее  осмысленность.  Дети уже не просто смотрят  и обследуют окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты, у них появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.

           В соответствии с этим в процессе целенаправленной образовательной деятельности ребенок начинает осознанно относиться к соблюдению правил дорожного движения, у него формируются первоначальное  нравственные установки,  возникает желание поделиться своими знаниями с окружающими.

          На данном этапе большое значение  в формировании социального интеллекта старших дошкольников  приобретают такая форма нравственно-патриотического воспитания, как кадетское движение.

         В МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский»  с 2019 года функционирует кадетская группа «Юные инспекторы дорожного движения». Основные цели кадетского движения в группах – это углубленное интеллектуальное, культурное, физическое и нравственно - патриотическое развитие воспитанников, их успешная социализация в обществе.

          Программа кадетской группы «Юные инспекторы дорожного движения» решает задачи  повышения качества воспитательно - образовательного процесса, опирающегося на принципы сотрудничества и партнерства детей и взрослых в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

          Тематически план  Программы  кадетской группы разработан  на основе взаимодействия  с  ГИБДД ОМВД  России по Белгородскому района и  родителями воспитанников,  в том числе и на основе   использования дистанционных технологий.

          На третьем этапе реализации опыта необходимо учитывать то, что  у дошкольников к  6-7 годам  происходит становление наглядно-образного мышления, значительно расширяется  кругозор. Пользуясь образным мышлением,  дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения.

         Основное направление развития социального интеллекта старших дошкольников – это выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу для освоения представлений о социальном мире на основе использование интерактивных форм,   дистанционных технологий  при ознакомлении с правилами дорожного движения и формировании основ безопасного поведения на дороге.

         На данном этапе проектные технологии приобретают все большую значимость. Среди них  проект  с использованием  дистанционных  технологий  «Мы  - юные инспекторы дорожного движения».

Формы реализации проекта:

-  дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;

- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

          Особенность данного  проекта в том, что он разработан педагогами с учетом запросов детей и родителей и  реализовывался родителями и детьми дома в свободное время.

Алгоритм реализации проекта:

1.Выявление запросов детей и родителей.

2.Разработка плана реализации проекта и его рассылка на электронные почты родителей.  

2. Обсуждение плана  - обмен информацией педагогов с родителями   через мессенджер Viber.

3. Фотоотчеты родителей  о совместной деятельности через мессенджер Viber по каждой теме.

4.Подводение итогов по результатам практической деятельности.

          Основная (практическая) часть проекта включает 9 тем, соответствующих возрастным особенностям, Образовательной программе дошкольной организации и включает:

-  теоретические задания – просмотр видеоинформации, чтение и беседы по данной тематике;

- практические задания - продуктивные виды деятельности, дидактические развивающие игры, творческие задания.

         Итоги по каждой теме проводятся в форме: фотоотчетов, презентаций,  участия  детей в  дистанционных конкурсах.

           Реализация проекта предполагает особые педагогические условия: в целях сохранения здоровья воспитанников образовательную деятельность  с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет необходимо проводить  не более одного в течение дня и не чаще двух раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей не  превышала 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. После работы с компьютером родители  проводили с детьми гимнастику для глаз.

            Итогом реализации совместного образовательного проекта стало создание видеоролика «О правилах дорожного движения» для пропаганды правил дорожного движения в среде сверстников. Ролик был разослан через мессенджеры в группах родителей детского сада и размещен на странице детского сада ВКонтакте.

        Возрастная доступность предложенного педагогами содержания проекта позволила гибко использовать программный  материал  в образовательной деятельности  с детьми с  разными видами и типами психофизиологических особенностей: с детьми   с тяжелыми нарушениями речи   (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР). Для этих воспитанников педагогами совместно с родителями разрабатывались индивидуальные задания.

         

Результативность опыта

          Итоговая диагностика показала  увеличение количества воспитанников, для которых вопросы дорожной безопасности имеют высокий уровень личностной значимости.

Основные показатели

Уровни

Мониторинг (в %)

Исходный

Итоговый

1.

Правила безопасности поведения на улице, дороге, в транспорте в различных погодных условиях.

Высокий

10,6

29

средний

69,5

64,2

низкий

19,9

6,8

2.

Значение дорожной разметки; сигналов транспортного светофора-регулировщика; световых и звуковых сигналов автомобилей.

Высокий

17,3

26

средний

60,6

65,3

низкий

28,1

8,7

3.

Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов.

Высокий

17,5

22,3

средний

57,9

70,6

низкий

24,6

7,1

4.

Разновидности дорожных знаков: информационно указательные, предписывающие, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.

Высокий

18,6

35,1

средний

60,1

57,2

низкий

21,3

7,7

5.

Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада на улицах города.

высокий

10,2

25

средний

57,5

65,3

низкий

32,3

9,7

6.

Освоил культуру поведения на улице (в автобусе).

высокий

12,3

24,1

средний

57,5

66,2

низкий

30

9,7

      Анализ результатов диагностики показал повышения уровня представлений дошкольников о правилах дорожного движения,  культуры поведения на дороге и в транспорте на 17,8%. В процессе реализации  опыта были вывялены преимущества использования дистанционных технологий для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Они заключаются:

- в эффективном усвоении содержания предложенного материала на основе интереса современных детей к компьютерным технологиям;

- в повышении качества обучения по формированию предметных компетенций дошкольников по вопросам формирования основ безопасного поведения на улице и в транспорте;

- в широких возможностях использования индивидуального подхода  с  учетом  образовательных потребностей каждого ребенка;

- в активном включении родителей в образовательный процесс  дошкольной организации и повышении, их педагогической компетентности  по  вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

       Объединение различных форм работы основе дистанционных технологий, включенность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечили интеграцию образовательных областей, различных видов детской деятельности, что позволило осуществить комплексный  подход к формированию социального интеллекта дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения.

Библиографический список:

1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003. – 179 с.

2. Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева// проблема общения в психологии/ (под ред. Б.Ф. Ломова). М., 1981.- 264 с.

3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению ПДД. СПб.: - ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 95 с.

4. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок.- Волгоград: Учитель, 2003. – 70 с.

5.Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы, игры. ФГОС. СПб.: - ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 180 с.

6.Немов Р.С. Психологический словарь. М. Владос. 2007 -  560 с.

7.Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. – Т.2. – № 4. – С. 94-101.

8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта//Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН – 2004. – С.11-29.

9.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ сфера, 2014 – 96 с.