Из опыта работы
"Дистанционные технологии как направление развития социального интеллекта дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 п. Майский Белгородского района Белгородской области
Из опыта работы
«Дистанционные технологии как направление развития социального интеллекта старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения»
Автор: Горюнова Ю.Э. , воспитатель
МДОУ «ЦРР –детский сад №4 п.Майский»
п. Майский 2020
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 п. Майский Белгородского района Белгородской области» функционируя в режиме развития с 1985 года, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Дошкольная образовательная организация находится в центре поселка Майский, что создает благоприятные условия для сотрудничества с учреждениями культуры и образования - МОУ «Майская гимназия»; «Майский районный дворец культуры»; районная библиотека п. Майский; МОУ ДОД «Детская школа искусств п. Майский; детский развивающий центр «Звездочка».
Расположение детского сада в непосредственной близости от дорог, значительный рост в последние годы потока транспортных средств на территории Майского поселения, а также тот факт, что поселок находится возле оживленной трассы «Москва-Симферополь», требует от коллектива центра развития повышенного внимания к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.
Центр развития активно сотрудничает с ГИБДД ОМВД России по Белгородскому району, что расширяет спектр возможностей по активизации взаимодействия участников образовательного процесса в решении задач по формированию основ безопасного поведения на дороге у дошкольников.
Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика Е.И. Шаламовой.
По результатам диагностики, проведенной в октябре 2017 года, были выявлены следующие результаты: у 15% детей - высокий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения, у 59 % -средний, у 26 % детей - низкий; 10% воспитанников умеют ориентироваться в ближайшем окружении детского сада и на улицах поселка, средний уровень продемонстрировали 58 % детей, низкий – 32 %;
12% детей освоили культуру поведения на улице и в транспорте, 58% продемонстрировали средний уровень, низкий – 30%.
Анализ результатов диагностики показал необходимость активизации образовательной деятельность по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Актуальность опыта определяется реальными потребностями общества в формировании у детей основ безопасного поведения на улице, так как безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
Анализ статистики происшествий на дорогах Российской Федерации показывает, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжелыми последствиями.
Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживаются противоречия:
- между необходимостью ознакомления детей с правилами дорожного движения как базы для формирования их социального интеллекта и отсутствием эффективной системы применения дистанционных технологий в данном направлении с учетом потребностей общества и современного ребенка;
- между важностью установления тесного взаимодействия дошкольной организаций и семьями и низким уровнем вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Ведущая педагогическая идея опыта направлена на создание необходимых педагогических условий для использования дистанционных технологий как направления развития социального интеллекта старших дошкольников в процессе их ознакомления с правилами дорожного движения.
Длительность работы над опытом:
I этап. Подготовительный (октябрь 2017 – ноябрь 2017 г.): подбор материалов для мониторинга, проведение мониторинга, планирование мероприятий на основе дистанционных технологий.
II этап. Основной (декабрь 2017 г. – октябрь 2020г.) – апробация и реализация опыта в условиях МДОУ.
III этап. Итоговый (ноябрь 2020 г.) – мониторинг результатов реализации опыта, обобщение опыта на уровне дошкольной организации.
Диапазон опыта представлен системой, включающей в себя: диагностические материалы; тематическое планирование в старшей и подготовительной группах с использованием дистанционных технологий, проект по формированию основ безопасного поведения старших дошкольников с применением дистанционных технологий.
Теоретическая база опыта
Социальный интеллект – это умственная способность, позволяющая человеку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события, прогнозировать ход этих событий, а также поступки людей [6].
Понятие «социальный интеллект» было введено в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Это понятие трактовалось как «умение понимать окружающих людей и действовать мудро в отношении других и управлять ими».
Позднее многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В отечественной психологии проблемой социального интеллекта занимались такие ученые, как Д.В. Ушаков, Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.И. Бобнева, А.И.Савенков и др.
Ушаков Д.В. отмечал, что «социальный интеллект – это способность к познанию социальных явлений, которая составляет один из компонентов
социальных умений и компетентности, но не исчерпывает их». То есть, это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию
человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности. [8].
Савенков А.И., российский психолог и педагог, выделяет следующие критерии для описания социального интеллекта:
- когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование;
-эмоциональные: социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции;
-поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация [7].
Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирования в них, а также социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни.
Таким образом, развитие социального интеллекта – важный этап социализации ребенка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Развитие социального интеллекта является базой формирования основ безопасного поведения старших дошкольников, формируется он целенаправленно в процессе передачи взрослыми накопленного опыта взаимодействия в социуме.
Выраженной тенденцией развития современного общества является его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Эти изменения нацеливают педагогов на поиск технологий, отвечающим образовательным запросам современного ребенка и способствующих его развитию. Среди них, в первую очередь, можно выделить дистанционные технологии
В соответствии со ст.16 ч.1. «Закона об образовании в РФ» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. То есть, в привычном для нас смысле – это удаленное обучение через интернет.
Дистанционное образование дошкольников заключается в том, что
детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают, выполняя задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания. Дистанционные технологии используются также для педагогического просвещения родителей и их активного вовлечения в образовательный процесс детского сада.
Принципы применения дистанционных образовательных технологий:
- принцип доступности – предоставление возможности получения информации непосредственно по месту жительства;
- принцип персонализации - создание условий (педагогических, организационных, технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип интерактивности - установление контактов между всеми участниками образовательного процесса;
- принцип гибкости - возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.
В детских садах при реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут применяться разные модели обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через социальные сети: сайты, электронную почту, мессенджеры.
Дистанционные технологии имеют свои преимущества, которые заключаются в широких возможностях использования индивидуального подхода к ребенку с учетом его психических, физических особенностей и образовательных потребностей, что позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель образования. Кроме того, ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке.
Дистанционное образование с каждым годом все более активно влияет на классические формы образования, обогащая его инновационным содержанием и организационными компонентам
Роль дистанционных технологий в образовании все более возрастает также в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, складывающейся в стране и мире.
Новизна опыта заключается в сочетании и комбинации традиционных технологий (игровых, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, технологий проектной деятельности) с современными дистанционными
технологиями для формирования социального интеллекта старших дошкольников в процессе их ознакомления с правилами дорожного движения.
Грамотное, обоснованное использование дистанционных технологий является неотъемлемой частью современной системы образования, так как способствует повышению эффективности качества обучения и формированию ключевых и предметных компетенций дошкольников.
Технология описания опыта
Цель: создание условий для вовлечения старших дошкольников в совместную со взрослыми деятельность по формированию основ безопасного поведения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на основе дистанционных технологий.
Задачи
Обучающие:
- знакомить с правилами дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
- учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;
- способствовать формированию разносторонних практических умений и навыков на дороге и в транспорте.
Развивающие:
- повышать уровень социальной адаптации ребенка на дороге;
- способствовать формированию личностных качеств: внимательность, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, ответственность, дисциплинированность;
- развивать навыки межличностного общения и коммуникации.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения на улицах, дорогах города, в транспорте;
- формировать гражданскую позицию, содействовать в самоопределении;
- воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения, желание пропагандировать правила дорожного движения в среде сверстников.
Принципы реализации опыта:
- приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанников в различных видах деятельности, соответствующих возрасту;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- сотрудничество дошкольной организации с семьей [9].
В основу опыта положен интегративный подход к организации образовательной деятельности, предполагающий сочетание и объединение образовательных областей, детских видов деятельности, традиционных технологий и инновационных технологий.
Дистанционные технологии помогают осуществить взаимодействие через Интернет сайты, электронную почту, мессенджеры (WhatsApp, Viber, VK) на основе использования следующих методов:
- словесные - консультации, инструкции для выполнения заданий, анкеты, опросники;
- наглядные - Презентации, видеоролики, демонстрация фото и видеоинформация (картинки, макеты, схемы дорожные знаки), мультфильмы, виртуальные экскурсии.
- практические - дистанционные викторины, игры, акции, выставки, дистанционные конкурсы/фестивали, создание видеороликов, блогов.
На информационных ресурсах (сайт дошкольной организации, сайт организации ВКонтакте) размещаются следующие материалы:
Для родителей
- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам профилактики ДДП.
- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.
- Информация о изучаемом содержании дошкольного образования по формированию основ безопасного поведения на улице.
- Консультации по вопросам организации и проведении совместной образовательной (продуктивной) деятельности при ознакомлении с ПДД.
- Новости и анонсы предстоящих мероприятий для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.
Для детей
- Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные
игры, головоломки, раскраски, картинки, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению игр и др).
Формирование социального интеллекта напрямую связано с возрастными особенностями развития дошкольников, закономерностями их психического развития.
Основные этапы реализации опыта:
Первый этап - подготовительный, средняя группа (4-5 лет).
Второй этап - формирующий, старшая группа (5-6 лет).
Третий этап - развивающий, подготовительная группа (6-7 лет).
У детей 4-5 лет сохраняется непроизвольность психических процессов, но в тоже время, начинается активный процесс развития образного мышления и любознательности. Дети постоянно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми.
На первом этапе, учитывая эти особенности, педагог должен заложить основу безопасного поведения на дороге. Поэтому, знакомя детей средней группы с правилами дорожного движения, в первую очередь, необходимо научить их концентрировать внимание на объектах, представляющих опасность, правильно реагировать на сигналы светофора, а также помочь в освоении алгоритма движения по пешеходному переходу.
Эффективными способами подачи информации в средней группе являются игровые технологии: дидактические игры с макетами светофоров и дорожных знаков, настольные игры для знакомства с ПДД. Они предназначены для закрепления представления об основных способах движениях пешеходов и транспорта по сигналам светофора.
В качестве наглядных средств, помимо традиционных, в совместной деятельности используются также Интернет ресурсы, анимационные видеоролики, обучающие основным ПДД для пешеходов.
Не менее важным направлением работы на данном этапе является педагогическое просвещение родителей и их вовлечение в образовательный процесс. В тих целях родителям дается ссылка на страницу детского сада, где в разделе «Безопасность» размещается все необходимая информация для педагогического просвещения родителей, материалы для использования в совместной деятельности с ребенком, а также ссылки в мессенджерах на Интернет-источники, материалы которых также можно использовать в совместной деятельности с детьми (Приложение №1).
Кроме того, родители привлекаются к созданию электронных игр, пособий, презентаций, которые используются педагогами и родителями.
Второй (формирующий) этап опыта характеризуется тем, что в процессе восприятия социальной действительности у дошкольников 5-6 значительно повышается ее осмысленность. Дети уже не просто смотрят и обследуют окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты, у них появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.
В соответствии с этим в процессе целенаправленной образовательной деятельности ребенок начинает осознанно относиться к соблюдению правил дорожного движения, у него формируются первоначальное нравственные установки, возникает желание поделиться своими знаниями с окружающими.
На данном этапе большое значение в формировании социального интеллекта старших дошкольников приобретают такая форма нравственно-патриотического воспитания, как кадетское движение.
В МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» с 2019 года функционирует кадетская группа «Юные инспекторы дорожного движения». Основные цели кадетского движения в группах – это углубленное интеллектуальное, культурное, физическое и нравственно - патриотическое развитие воспитанников, их успешная социализация в обществе.
Программа кадетской группы «Юные инспекторы дорожного движения» решает задачи повышения качества воспитательно - образовательного процесса, опирающегося на принципы сотрудничества и партнерства детей и взрослых в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Тематически план Программы кадетской группы разработан на основе взаимодействия с ГИБДД ОМВД России по Белгородскому района и родителями воспитанников, в том числе и на основе использования дистанционных технологий.
На третьем этапе реализации опыта необходимо учитывать то, что у дошкольников к 6-7 годам происходит становление наглядно-образного мышления, значительно расширяется кругозор. Пользуясь образным мышлением, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения.
Основное направление развития социального интеллекта старших дошкольников – это выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу для освоения представлений о социальном мире на основе использование интерактивных форм, дистанционных технологий при ознакомлении с правилами дорожного движения и формировании основ безопасного поведения на дороге.
На данном этапе проектные технологии приобретают все большую значимость. Среди них проект с использованием дистанционных технологий «Мы - юные инспекторы дорожного движения».
Формы реализации проекта:
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
Особенность данного проекта в том, что он разработан педагогами с учетом запросов детей и родителей и реализовывался родителями и детьми дома в свободное время.
Алгоритм реализации проекта:
1.Выявление запросов детей и родителей.
2.Разработка плана реализации проекта и его рассылка на электронные почты родителей.
2. Обсуждение плана - обмен информацией педагогов с родителями через мессенджер Viber.
3. Фотоотчеты родителей о совместной деятельности через мессенджер Viber по каждой теме.
4.Подводение итогов по результатам практической деятельности.
Основная (практическая) часть проекта включает 9 тем, соответствующих возрастным особенностям, Образовательной программе дошкольной организации и включает:
- теоретические задания – просмотр видеоинформации, чтение и беседы по данной тематике;
- практические задания - продуктивные виды деятельности, дидактические развивающие игры, творческие задания.
Итоги по каждой теме проводятся в форме: фотоотчетов, презентаций, участия детей в дистанционных конкурсах.
Реализация проекта предполагает особые педагогические условия: в целях сохранения здоровья воспитанников образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет необходимо проводить не более одного в течение дня и не чаще двух раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей не превышала 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. После работы с компьютером родители проводили с детьми гимнастику для глаз.
Итогом реализации совместного образовательного проекта стало создание видеоролика «О правилах дорожного движения» для пропаганды правил дорожного движения в среде сверстников. Ролик был разослан через мессенджеры в группах родителей детского сада и размещен на странице детского сада ВКонтакте.
Возрастная доступность предложенного педагогами содержания проекта позволила гибко использовать программный материал в образовательной деятельности с детьми с разными видами и типами психофизиологических особенностей: с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР). Для этих воспитанников педагогами совместно с родителями разрабатывались индивидуальные задания.
Результативность опыта
Итоговая диагностика показала увеличение количества воспитанников, для которых вопросы дорожной безопасности имеют высокий уровень личностной значимости.
№ | Основные показатели | Уровни | Мониторинг (в %) | |
Исходный | Итоговый | |||
1. | Правила безопасности поведения на улице, дороге, в транспорте в различных погодных условиях. | Высокий | 10,6 | 29 |
средний | 69,5 | 64,2 | ||
низкий | 19,9 | 6,8 | ||
2. | Значение дорожной разметки; сигналов транспортного светофора-регулировщика; световых и звуковых сигналов автомобилей. | Высокий | 17,3 | 26 |
средний | 60,6 | 65,3 | ||
низкий | 28,1 | 8,7 | ||
3. | Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов. | Высокий | 17,5 | 22,3 |
средний | 57,9 | 70,6 | ||
низкий | 24,6 | 7,1 | ||
4. | Разновидности дорожных знаков: информационно указательные, предписывающие, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса. | Высокий | 18,6 | 35,1 |
средний | 60,1 | 57,2 | ||
низкий | 21,3 | 7,7 | ||
5. | Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада на улицах города. | высокий | 10,2 | 25 |
средний | 57,5 | 65,3 | ||
низкий | 32,3 | 9,7 | ||
6. | Освоил культуру поведения на улице (в автобусе). | высокий | 12,3 | 24,1 |
средний | 57,5 | 66,2 | ||
низкий | 30 | 9,7 |
Анализ результатов диагностики показал повышения уровня представлений дошкольников о правилах дорожного движения, культуры поведения на дороге и в транспорте на 17,8%. В процессе реализации опыта были вывялены преимущества использования дистанционных технологий для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Они заключаются:
- в эффективном усвоении содержания предложенного материала на основе интереса современных детей к компьютерным технологиям;
- в повышении качества обучения по формированию предметных компетенций дошкольников по вопросам формирования основ безопасного поведения на улице и в транспорте;
- в широких возможностях использования индивидуального подхода с учетом образовательных потребностей каждого ребенка;
- в активном включении родителей в образовательный процесс дошкольной организации и повышении, их педагогической компетентности по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Объединение различных форм работы основе дистанционных технологий, включенность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечили интеграцию образовательных областей, различных видов детской деятельности, что позволило осуществить комплексный подход к формированию социального интеллекта дошкольников в процессе ознакомления с правилами дорожного движения.
Библиографический список:
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003. – 179 с.
2. Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева// проблема общения в психологии/ (под ред. Б.Ф. Ломова). М., 1981.- 264 с.
3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению ПДД. СПб.: - ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 95 с.
4. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок.- Волгоград: Учитель, 2003. – 70 с.
5.Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы, игры. ФГОС. СПб.: - ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 180 с.
6.Немов Р.С. Психологический словарь. М. Владос. 2007 - 560 с.
7.Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. – Т.2. – № 4. – С. 94-101.
8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта//Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН – 2004. – С.11-29.
9.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ сфера, 2014 – 96 с.