Сотрудничество с педагогами

Юлия Ралифовна Бадретдинова

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

                                                                                         

Взгляд на проблему

Театрализация – самая популярная и увлекательная деятельность, без неё не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель. Нет такого детского сада или школы, где бы педагоги ни использовали в своей работе театрализованную деятельность. Театральная игра является универсальным средством воспитания и обучения.

Особенность театральной игры: эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате – спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. 

К сожалению не все воспитатели готовы к импровизации, и зачастую они, вызубрив сценарий, они не могут отступить от него в случае непредвиденного поворота событий на представлении. Занятия театрализованной деятельностью – это путь игровой, т.е. спонтанный, свободный, требующий способностей к экспромту, импровизации. Поэтому, тем, кто не может работать без конспектов, театрализованной деятельностью заниматься практически бесполезно.

Работу по театрализованной деятельности мы начинаем с младшей группы и продолжаем до окончания начальной школы. Сама форма организации предполагает обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех её участников. В процессе театрализованных игр развивается способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. На основе данной деятельности появляется возможность устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, физруком, воспитателями) и родителями.

Театрализованная деятельность служит мощным инструментом открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, умения делать выбор, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

В театральной игре все её участники, не смотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого и требуется умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определёнными правилами.

В процессе творческого взаимодействия с ребёнком мы прежде всего озабочены процессом воспитания, а не обучения. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, а это требует от нас большого терпения, особого такта и знаний.

Театрализованная игра не всегда даёт детям положительные эмоции, удовлетворение желаний. Иногда случаются и неудачи. Но мы ребят настраиваем на то, что неудачи случаются даже со знаменитыми артистами и в этом нет ничего страшного. Я считаю, что такие ситуации прекрасно закаляют характер ребёнка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни!

Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.). Поэтому на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения.

Принципы организации

Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе: подрупповая работа, включение детей разного возраста в единые проект. В таком проекте для каждого найдётся интересная и посильная роль или задание. В данной работе реализуется деятельностный подход:

- мотивация к игре;

- определение темы и цели игры;

- выбор игровых средств, распределение ролей;

- апробирование различных вариантов;

- достижение игровой цели и осознание результатов игры.

Данный метод является одним из ключевых в концепции развивающего обучения (А.А.Леонтьев). Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний в объяснительно-иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы

Дидактические принципы

  1.  Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
  2. Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  3. Принцип целостного представления о мире. Данный принцип связан с принципом научности. Здесь речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, а так же об умении применять их в своей практической деятельности. Конфуций писал: «суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его».
  4. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает развития у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает не только творческое, изобретательское мышление у детей и педагогов, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций не бывает. Кроме того, этот принцип даёт свободу творчества и самому педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе.
  5. Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом. Так один ребёнок ограничится минимумом, а другой возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т.е. дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип особенно важен при организации взаимодействия с детьми разного возраста.

Перечисленные выше дидактические принципы должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе. Системный подход требует иного уровня осмысления и реализации этих принципов, требует предельной концентрации, необходимой для практической адаптации новых дидактических идей.

Каким образом выстраивается работа в группе с детьми разного возраста (или разным уровнем развития)? Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми, предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребёнка. Например, в сочинении сюжетов активное участие принимают, как правило, старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайки, кошечки, цыплята и т.д.). кое-что необходимое для спектакля малыши изготавливают на занятиях по ИЗО деятельности.

Как правило, обыгрывание отдельных тем подводит детей к постановке спектакля либо к сочинению истории, которую можно записать или нарисовать. Театрализованные игры развиваются как на одном занятии или двух.

Диагностика

Эффективность театрализованной деятельности по отношению к развитию детей волнует всех педагогов. Но определить и зафиксировать эту оценку непросто, поскольку диагностика – дело сложное. Поэтому, на мой взгляд, здесь достаточно внимательного, фиксированного наблюдения.

В процессе наблюдения и совместной  деятельности с ребёнком необходимо обращать внимание на следующее:

-желание участвовать в игре, активность и инициативность;

- отношение к выбранной или порученной роли;

- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умение довести дело или роль до конца);

- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);

- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, любознательности;

- умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, изодеятельности, речи);

- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи и пластики.

Пожалуй, самой объективной оценкой будет сравнение начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу учебного года или поступления в школу. Причём такие характеристики могут давать и воспитатели, и родители.

Самое главное в этой работе – радость, удовольствие от самого процесса совместной творческой деятельности!    

      

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

                 ( С.В. Глебова)

Цель взаимодействия:

Создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка на основе формирования сотрудничества и взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Задачи взаимодействия: Установить доверительные отношения с семьей каждого воспитанника на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Повысить интерес родителей к воспитанию детей. Объединить усилия для развития и воспитания детей. Повысить уровень педагогической культуры родителей, используя все многообразие приемов и методов. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Помочь родителям стать авторитетными наставниками и настоящими друзьями своему ребенку.

В соответствии с  требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

«Познавательное развитие » — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, проектная деятельность  и др.

«Социально –коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.

    Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, тренинги, мастер-классы, участие в конкурсах.

   «Речевое развитие» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественно-эстетическое развитие» - совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Физическое развитие» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников. Информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

Принципы взаимодействия: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество: современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно: любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Нетрадиционные формы взаимодействия  с родителями в нашей группе

Я создали в группе ПОЧТУ ДОВЕРИЯ, чтобы родители  не только почувствовали всю любовь и уважение к нам и нашим детям, а еще смогли внести свою лепту добра, теплых взаимоотношений в наш маленький, сказочный мира детства.

Почта доверия-одна из нетрадиционных форм работы с родителями, который предполагает сбор и анализ информации.

  1. Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.
  2. Обеспечить обратную связь между детским садом и родителями для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.
  3. Использовать проект как рабочий инструмент для дальнейшей работы с родителями

Представленная почта не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. 

   Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

     При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

развитие индивидуальности воспитанников;

развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

повышение интеллектуального уровня детей;

развитие креативности и нестандартности мышления.

     Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

    Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

здоровьесберегающие;

технологии проектной и исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные;

технологии «лэпбук»;

личностно-ориентированные;

игровые технологии;

технологии проблемного обучения и др.

    Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

компьютеры;

интерактивные доски;

магнитофоны;

телевизоры;

фотоаппаратура и т. п.

     Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

проведение различных развивающих игр;

просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

разбор проблемных ситуаций;

совместное творчество и др.

      Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).

Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».

Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).

Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.

Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста.   

      Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

Проектные технологии

        Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

     Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные              Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

выбор направления инновационной работы;

разработку концепции и программы инновационной деятельности;

создание условий для реализации инновационного проекта;

подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

Анализ и сбор информации.

Выбор и реализация новшеств.

Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

       Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое

       Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. 

    Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.

    Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности:

двигательные;

интеллектуальные;

психологические и т. д.

По характеру педагогического процесса:

обучающие;

тренировочные;

контролирующие;

познавательные;

воспитательные;

развивающие;

диагностические.

По характеру игровой методики:

игры с правилами;

игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;

игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию:

музыкальные;

математические;

социализирующие;

логические и т. д.

По игровому оборудованию:

настольные;

компьютерные;

театрализованные;

сюжетно-ролевые;

режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

     Личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

      Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

1  контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;

2 выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;

3 введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;

4 проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;

5 проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

         Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

Понятие квест технологии. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками:

интерактивная игра,

мастер-класс,

проектная деятельность,

создание проблемных ситуаций,

экспериментирование и другое .

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

 
Структура, виды, формы проведения образовательного квеста.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру: (представлено на слайде)

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой воспитатель, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - это заинтересовать участников.

Этапы организации квеста(представлены на слайде)

Квесты различают: По режиму проведения:

в реальном режиме,

в виртуальном режиме,

в комбинированном режиме.

 

По сроку реализации квесты различают:

краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия;

долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок.

 

По форме работы:

групповые,

индивидуальные.

По информационной образовательной среде:

традиционная образовательная среда,

виртуальная образовательная среда.

По доминирующей деятельности воспитанников:

Исследовательский квест,

информационный квест,

творческий квест,

поисковый квест,

игровой квест,

ролевой квест.

По структуре сюжетов различают:

линейные,

нелинейные,

кольцевые.

Формы организации квест-игры:

1. Путешествие.

2. Детектив.

3. Журналистское расследование.

4. Научное исследование.

 

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

загадки;

ребусы;

интеллектуальные задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

пазлы;

творческие задания;

игры с песком;

лабиринты;

спортивные эстафеты.

Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для дошкольников

Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:

– всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

– создание положительного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

– действовать в команде, а не поодиночке;

– помощь и взаимовыручка;

– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– внимательность и смелость;

– обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

•Игровая;

•Коммуникативная;

•Познавательно-исследовательская;

•Двигательная;

•Изобразительная;

•Музыкальная;

•Восприятие художественной литературы и фольклора.

 

Методика проведения квест-игры для дошкольников.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий

3. Подготовить музыкальное сопровождение

4. Разработать презентацию для вступительной части

5. Оформить наглядные материалы («карты»)

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Варианты составления маршрутного листа.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

 

В процессе прохождения квест-игры детям необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность. Это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.

Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 (Слайд 1)

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

 В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

(Слайд 2)

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодействия с воспитанниками и обучающимися и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Таким образомтехнология реализации педагогического процесса – это совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса и его текущего контроля.

(Слайд 3)

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

(Слайд 4)

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

(Слайд 5)

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.

(Слайд 6)

В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «прием» воспитания.

Прием – это частное проявление того или другого метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, наглядные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

(Слайд 7)

Группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

 

1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример.

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.

3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций.

К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.