О стандартах второго поколения.
Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предявлают стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе. Изучаем новые программы и работаем над составлением программ для школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnye_uchebnye_deystviya.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия.
1.ЛИЧНОСТНЫЕ
1.1.Самоопределение
- 1.1.1 Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
- 1.1.2.Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
- 1.1.3.Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
1.2.Смыслообразование:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
- 1.2.1.развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- 1.2.2.формирования мотивов достижения и социального признания.
- 1.2.3.формирования границ собственного знания и «незнания»
1.3.Морально-этическая ориентация:
- 1.3.1.знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
- 1.3.2.ориентация на выполнение моральных норм,
- 1.3.3.способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
- 1.3.4.оценка своих поступков.
2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
2.1Общеучебные универсальные действия
- 2.1.1.осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- 2.1.2.использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- 2.1.3.осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- 2.1.4.ориентировка на разнообразие способов решения задач;
- структурирование знания.
2.2 Логические учебные действия
- 2.2.1.Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- 2.2.2.умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- 2.2.3.умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- 2.2.4.умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- 2.2.5.умение устанавливать причинно-следственные связи;
- 2.2.6.умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- 2.2.7..доказательство;
- 2.2.8.выдвижение гипотез и их обоснование
2.3.Постановка и решение проблем
- 2.3.1.Формулирование проблемы;
- 2.3.2.Самостоятельное создание способов решения проблем
3.РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- 3.1.принимать и сохранять учебную задачу,
- 3.2.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- 3.3.учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- 3.4.осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- 3.5.адекватно воспринимать оценку учителя;
- 3.6.различать способ и результат действия;
- 3.7.уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- 3.8.вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- 3.9.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
4.КОММУНИКАТИВНЫЕ
- 4.1понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- 4.2 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- 4.3.уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- 4.4.уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- 4.5.уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- 4.6.уметь задавать вопросы;
- 4.7.уметь контролировать действия партнера;
- 4.8уметь использовать речь для регуляции своего действия;
- 4.9.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ | ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ | КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ | ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА | |
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||||
Самоопре-деление (личностное, професси-ональное, жизненное) | Внутренняя позиция школьника | Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. | При несформированности позиции школьника возможны мотивационная незрелость, низкая успеваемость. | 1. Положительное отношение к школе. 2. Чувство необходимости учения. 3. Адекватное представление о школе. 4. Предпочтение коллективным занятиям индивидуальным занятиям дома. 5. Предпочтение оценке своих знаний – отметке, а не (сладостям и подаркам). | Методика «Беседа о школе» для 7 лет. (модифицированный вариант Т.А. Нежновой и др.) |
Самооценка - Когнитивный компонент | Это ядро самосознания личности. Выступает как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем мире и в отношениях с другими. | 1. Заниженная самооценка. 2. Завышенная самооценка. | 1. Широта диапазона оценок. 2. Обобщенность категорий оценок. 3. Социальная роль ученика. 4. Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. 5. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». 6. Осознание необходимости самосовершенствования. | Методика «Кто Я?». (М. Кун) для 9-10 лет. Методика «Хороший ученик» для 9-10 лет | |
Самооценка - Регулятивный компонент | 1. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Методика казуальной атрибуции (интерпретация причин своего и чужого поведения) успеха/неуспеха. | |||
Смыслообразовани | Мотивация учебной деятельности | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности. | 1. высоко развиты другие мотивы (игровой, внешний) 2. трудности в учебе | 1. сформированность познавательных мотивов. 2. интерес к новому. 3. интерес к способу решения и общему способу действия. 4. сформированность социальных мотивов. 5. быть полезным обществу. 6. сформированность учебных мотивов. 7. стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. 8. установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. | Методика «Беседа о школе» для 7 лет. (модифицированный вариант Т.А. Нежновой и др.) Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) для 9-10 лет. Опросник мотивации. |
Нравственно-этическая ориентация | 1. Выделение мо рального содержа ния ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме | Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | После уроков (нор ма взаимопомощи) | ||
2. Дифференциа ция конвенцио нальных и мораль ных норм | Ребенок понимает, что нарушение мо ральных норм оце нивается как более серьезное и недо пустимое по срав нению с конвенцио нальными нормами | Опросник Е. Курга новой | |||
3. Решение моральной дилем мы на основе децентрации | Учет ребенком объ ективных послед ствий нарушения нормы. Учет мотивов субъ екта при наруше нии нормы. Учет чувств и эмо ций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотне сения нескольких моральных норм | «Булочка» ( модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации) | |||
4.Оценка действий с точки зрения на рушения/соблюде ния моральной нормы | Адекватность оцен ки действий субъ екта с точки зрения нарушения/соблю дения моральной нормы | Все задания | |||
5.Умение аргумен тировать необходи мость выполнения моральной нормы | Уровень развития моральных сужде ний | Все задания |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||||||||||||
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ | УРОВНИ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ | КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ | ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА | |||||||||
Целеполагание | 1. Отсутствие цели. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Предъявляемое тре бование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хао тично. Может принимать лишь простейшие цели (не предпола гающие промежу точных целей-требо ваний) | ______ | |||||||||
2. Принятие практической задачи . | Принимает и вы полняет только практические зада чи (но не теорети ческие), в теорети ческих задачах не ориентируется | ||||||||||||
3. Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает и вы полняет только практические зада чи, в теоретических задачах не ориенти руется | ||||||||||||
4. Принятие позна вательной цели | Принятая познава тельная цель сохра няется при выпол нении учебных действий и регули рует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познава тельной задачи | ||||||||||||
5 .Переопределе ние практической задачи в теорети ческую | Столкнувшись с но вой практической задачей, самостоя тельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответ ствии с ней | ||||||||||||
6.Самостоятельная постановка учеб ных целей | Самостоятельно формулирует позна вательные цели, вы ходя за пределы требований прог раммы | ||||||||||||
Планирование | 1. Нет планирования | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль) | _______ | |||||||||
2. План есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется | |||||||||||||
3. План есть, адекватно используется. | |||||||||||||
Контроль внимания | 1. Отсутствие конт роля. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Ученик не контро лирует учебные действия, не заме чает допущенных ошибок. | Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) | |||||||||
2. Контроль на уровне непроиз вольного внимания | Контроль носит случайный непроиз вольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. | ||||||||||||
3.Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. | Ученик осознает правило контроля, но затрудняется од новременно выпол нять учебные действия и контро лировать их; ис правляет и объясня ет ошибки | ||||||||||||
4. Актуальный контроль на уровне произволь ного внимания | При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе ре шения задач, почти не допуская ошибок | ||||||||||||
5. Потенциальный рефлексивный контроль. | Решая новую зада чу, ученик приме няет старый неадек ватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы. | ||||||||||||
6. Актуальный рефлексивный контроль. | Самостоятельно об наруживает ошиб ки, вызванные не соответствием усво енного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | ||||||||||||
Оценка учебной деятель-ности | 1. Отсутствие оценки | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Включает следующие компо ненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешнос ти его учебной деятельности. | Ученик не умеет, не пытается и не ис пытывает потреб ности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя | ________ | |||||||||
2. Адекватная ретроспективна оценка | Умеет самостоятель но оценить свои действия и содержа тельно обосновать правильность или ошибочность ре зультата, соотнося его со схемой действия | ||||||||||||
3. Неадекватная прогностическая оценка | Решая новую задачу, пытается оценить свои возможности, однако учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не воз можность изменения известных ему способов действия | ||||||||||||
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка | Приступая к реше нию новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, для ее решения , учитывая изменения известных ему способов действий. | ||||||||||||
5. Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую зада чу, ученик приме няет старый неадек ватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы | ||||||||||||
6. Актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно об наруживает ошиб ки, вызванные не соответствием усво енного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | ||||||||||||
Коррекция | 1.Нет коррекции. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений. | ______ | |||||||||
2. Коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; | |||||||||||||
3. Коррекция иногда запаздывающая, но адекватная. | |||||||||||||
Прогнозиро-вание | ___ | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик | ___________ | _______ | |||||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||||
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ | КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ | ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКА | ||||||||||
Логические | Анализ текста задачи | 1. Семантический анализ направлен на обес печение содержания текста и предполагает вы деление и осмысление:
— умение выводить следствия из имеющихся 3. Математический анализ включает анализ условия и требования задачи. Анализ условия направлен на выделение: • объектов (предметов, процессов):
Анализ требования: — выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта (ов) |
| Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) | |||||||||
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств |
| Умение выражать смысл 2. Умение выражать структуру | |||||||||||
Установление отношений между данными и вопросом | Установление отношений между: — данными условия; — данными требования (вопроса); — данными условия и требованиями задачи | ||||||||||||
Составление плана решения | 1. Определить способ решения задачи. 2. Выделить содержание способа решения. 3. Определить последовательность действий | ||||||||||||
Осуществление плана решения | 1. Выполнение действий. 2. Запись решения задачи. Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного) | Умение выполнять операции со знаками и символами, ко торыми были обозначены элементы задачи и отноше ния между ними | |||||||||||
Проверка и оценка решения задачи | 1. Составление и решение задачи, обратной данной. 2. Установление рациональности способа: - выделение всех способов решения задачи; - сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений; - выбор оптимального способа. | 1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи. 2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. 3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности. 4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | |||||||||||
Моделирование | Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы и др.) учебных действий, которые являются способом отделения содержания от формы. | 1. предварительный анализ текста задачи, 2. перевод текста на знаково-символический язык (вещи или графики), 3. построение модели, 4. работа с моделью, 5. соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (текстом). | Методика «Кодирование» (11-й субтеста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка). Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) | ||||||||||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |||||||||||||
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ | ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ | КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ | ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ, ДИАГНОСТИКА | |||||||||
Взаимодей-ствие | Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) | Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях. | 1. Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения. 2. Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми. 3. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. 4. Уметь задавать вопросы. 5. Умение слушать собеседника. 6. Уметь позитивно относиться к процессу общения. | Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.) | |||||||||
Кооперация | 1. Согласованность усилий по достижению общей цели. 2. Осуществление совместной деятельности. | 1. Покорность (подчинение), без внутреннего согласия авторитету партнера. 2. Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость на своем мнении). | 1. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. 2. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания. 3. Уметь дружить, уступать, убеждать. 4. Уметь планировать общие способы работы | Задание «Рукавички» (методика Г.А.Цукерман и др.) | |||||||||
Интериориза ция | Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. | 1. Отрыв речи от реальной деятельности. 2. Преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции (совместная работа). | 1. Способность строить понятные для собеседника высказывания. 2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. 3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). | Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) |