Дидактическая игра-викторина по Отечественной войне 1812 г. - К чести России
Методическая разработка внеурочного мероприятия посвященного Отечественной войне 1812 года - К чести России.
Скачать:

Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.
«К ЧЕСТИ РОССИИ»
Разработал:
учитель истории и
обществознания
Карнаухова М.В.
Радужный, 2008
Пояснительная записка.
Дидактическая игра-викторина позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, расширить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.
Данная игра-викторина посвящена Отечественной войне 1812 года – ярчайшей странице в истории нашей страны. Игра проводится для учащихся 8 классов.
Задачи игры:
- Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русского народа.
- Развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать.
- Закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России».
- Развитие навыков самостоятельной творческой работы в команде.
Оборудование:
- Мультимедийная компьютерная установка (с использованием программы PowerPoint – демонстрация слайдов с конкурсными заданиями и ответами – (см. приложение 1).
План проведения:
- Сообщение цели викторины, объявление правил игры, представление жюри.
- Разминка.
- Командные конкурсы.
- Конкурс для болельщиков.
- Подведение итогов и награждение команд.
Правила игры:
- В игре участвуют 4 команды (по 6 человек в каждой команде), соответственно количеству классов на параллели.
- Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания.
- Результаты каждого конкурса оцениваются членами жюри и фиксируются в бланках регистрации ответов (см. приложение 2), (в связи с использованием мультимедийной компьютерной установки участники команд имеют возможность видеть правильные ответы после каждого конкурсного задания и самостоятельно оценивать свои результаты).
- Для болельщиков также проводится конкурс, по результатам которого соответствующим командам прибавляются баллы, набранные болельщиками.
- Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
- В каждом конкурсе ответы оцениваются разным количеством баллов (в зависимости от сложности самого задания).
I конкурс: «Разминка».
(Выслушав и прочитав вопрос, команды, после небольшого обсуждения, поочередно отвечают – 1 балл за правильный ответ).
(слайд 2)
О ком писал А.С.Пушкин:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
(слайд 3)
Ответ. О графе А.А.Аракчееве.
II конкурс: «Найди правильный ответ».
(У команд на столах таблички с цифрами 1, 2, 3, 4.
Выслушав и прочитав вопрос и варианты ответов, участники конкурса поочередно поднимают необходимую, по их мнению, карточку с номером варианта ответа –
по 1 баллу за каждый правильный ответ).
(слайд 4)
- Кому принадлежат слова?
«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу её в ножны не иначе, как последним»:
- Наполеону I
- М.И.Кутузову
- Александру I
- Александру II
(слайд 5)
Ответ. Александру I.
(слайд 6)
- Кому принадлежат слова?
«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:
- Наполеону I
- Александру I
- М.И.Кутузову
- Александру II
(слайд 7)
Ответ. М.И.Кутузову.
(слайд 8)
- Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:
- Витебска
- Смоленска
- Бородино
- Малоярославца
(слайд 9)
Ответ. В районе Смоленска.
(слайд 10)
4. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было
11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:
1. П.А.Тучков
2. Н.Н.Раевский
3. А.П.Ермолов
4. Д.С.Дохтуров
(слайд 11)
Ответ. Н.Н.Раевский.
(слайд 12)
III конкурс: «Кто больше знает».
(Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3-4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 г. – по 1 баллу за каждое правильное написанное имя участника Отечественной войны 1812 г.).
(слайд 13)
Возможные варианты ответов.
Герои Отечественной войны 1812 г.:
М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай де Толли, Н.Н.Раевский, Д.Давыдов, Ф.П.Уваров, М.И.Платов, П.А.Тучков, А.П.Ермолов, Д.С.Дохтуров, П.В.Чичагов, А.С.Фигнер, А.П.Тормасов, М.А.Милорадович и др.
(слайд 14)
IV конкурс: «О чем рассказывают картины».
(После просмотра слайдов 15-22 с репродукциями картин, посвященных Отечественной войне 1812 г., участники команд пытаются определить, к какому её эпизоду относится каждая репродукция. Свои варианты ответов они записывают на бланках (см. приложение 3), после чего передают их жюри – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение эпизода Отечественной войны 1812 г.).
Возможные варианты ответов.
- «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» Н.С.Самокиш – Бородинское сражение. (слайд 23)
- Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А.Рубо – Бородинское сражение. (слайд 24)
- «Кутузов на Бородинском поле» С.В.Герасимов – Бородинское сражение. (слайд 25)
- «Военный совет в Филях» А.Кившенко – здесь было принято решение об оставлении Москвы без боя. (слайд 26)
- «Пожар Москвы» А.Ф.Смирнов – в захваченной французами Москве. (слайд 27)
- «Бой под Малоярославцем» П.Гесс – начало отступления французов. (слайд 28)
- «Переправа через Березину» П.Гесс – последнее сражение французов на российской земле. (слайд 29)
(слайд 30)
V конкурс: «Литературный конкурс».
(Выслушав и прочитав отрывки из литературных произведений, участники команд, после небольшого обсуждения, поочередно, определяют о каких героях Отечественной войны 1812 г. (как русских, так и французов)
идет речь – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение).
(слайд 31)
1.
… которого Россия
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
Н.М.Языков
(слайд 32)
Ответ. Н.М.Языков о Денисе Давыдове.
(слайд 33)
2.
Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились,
В его главе – орлы парили,
В его груди – змии вились…
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полёт,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
Но освящающая сила,
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему…
Ф.И.Тютчев
(слайд 34)
Ответ. Ф.И.Тютчев о Наполеоне.
(слайд 35)
3.
Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
А.С.Пушкин
(слайд 36)
Ответ. А.С.Пушкин о Наполеоне.
(слайд 37)
4.
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
В.А.Жуковский
(слайд 38)
Ответ. В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.
(слайд 39)
5.
О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе
чужой,
Непроницаемый для взгляда черни
дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию
великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
А.С.Пушкин
(слайд 40)
Ответ. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае де Толли.
(слайд 41)
VI конкурс: «Выскажи свое мнение».
(Участникам команд необходимо, после небольшого обсуждения, ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение – оценивается по 5-балльной системе, больше баллов присуждается той команде, которая не только правильно ответила, но и более аргументировано).
(слайд 42)
«Гроза двенадцатого года настала –
Кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль
Русский бог?» -
размышлял А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Высказываются разные оценки Отечественной войны 1812 года. С какими, из перечисленных, вы согласны?
(слайд 43)
1. Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.
2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.
3. Это была типичная война двух монархий.
4. Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения.
5. Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более прогрессивным путем.
Ответ.
- Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.
2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.
Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.
Конкурс болельщиков.
(Конкурс проводится в период подготовки заданий командами – баллы присуждаются той команде, болельщики которой наиболее правильно ответили на вопросы – максимум 3 балла).
На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» (болельщикам раздаются листы с текстами басен – см. приложение 4) и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.
Ответ.
В «Обозе» И.А.Крылов защищает тактику М.И.Кутузова, сберегавшего силы русской армии.
В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.
Методическая разработка игры-викторины «К чести России»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Бланк регистрации ответов 8-…. класса к игре-викторине
«К чести России».
Задания | Количество баллов |
1. О ком писал А.С.Пушкин (Ответ. О графе А.А.Аракчееве. – 1 балл) | |
2. Кому принадлежат слова? «Я не обнажу шпаги первым…» (Ответ. 3. – Александру I – 1 балл). | |
3. Кому принадлежат слова? (Ответ. 3. – М.И.Кутузову – 1 балл). | |
4. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала; ей удалось соединиться в районе: (Ответ. 2. – Смоленска – 1 балл). | |
5. Кто из русских генералов водил своих сыновей в атаку, чтобы поднять боевой дух своих солдат. (Ответ. 2. – Н.Н.Раевский – 1 балл). | |
6. Конкурс: «Кто больше знает». (Присуждается по 1 баллу за каждое правильное написанное имя участника Отечественной войны 1812 г.). | |
7. Конкурс: «О чем рассказывают картины». (Присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение эпизода Отечественной войны 1812 г. по репродукциям картин). | |
8. Литературный конкурс. (Присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение героя Отечественной войны 1812 г. (как русских, так и французов) по литературным текстам. | |
9. Конкурс: «Выскажи своё мнение». (Оценивается по 5-бальной системе. Больше баллов присуждается той команде, которая не только правильно ответила, но и более аргументировано). | |
10. Конкурс болельщиков. (Баллы присуждаются той команде, болельщики которой правильно ответили на вопросы – максимум 3 балла). | |
Итого |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
8-…. класс
Конкурс: «О чем рассказывают картины».
Каждая команда должна определить к какому эпизоду Отечественной войны 1812 г. относится каждая репродукция.
1. –
2. –
3. –
4. –
5. –
6. –
7. -
Предварительный просмотр:
Приложение 4
На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.
«ОБОЗ»
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут: бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.
«ВОЛК НА ПСАРНЕ»
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он сесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит наконец
Ему рассчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий перервал в ответ, -
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.
«К ЧЕСТИ РОССИИ»
Разработал:
учитель истории и
обществознания
Карнаухова М.В.
Радужный, 2008
Пояснительная записка.
Дидактическая игра-викторина позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, расширить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.
Данная игра-викторина посвящена Отечественной войне 1812 года – ярчайшей странице в истории нашей страны. Игра проводится для учащихся 8 классов.
Задачи игры:
- Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русского народа.
- Развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать.
- Закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России».
- Развитие навыков самостоятельной творческой работы в команде.
Оборудование:
- Мультимедийная компьютерная установка (с использованием программы PowerPoint – демонстрация слайдов с конкурсными заданиями и ответами – (см. приложение 1).
План проведения:
- Сообщение цели викторины, объявление правил игры, представление жюри.
- Разминка.
- Командные конкурсы.
- Конкурс для болельщиков.
- Подведение итогов и награждение команд.
Правила игры:
- В игре участвуют 4 команды (по 6 человек в каждой команде), соответственно количеству классов на параллели.
- Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания.
- Результаты каждого конкурса оцениваются членами жюри и фиксируются в бланках регистрации ответов (см. приложение 2), (в связи с использованием мультимедийной компьютерной установки участники команд имеют возможность видеть правильные ответы после каждого конкурсного задания и самостоятельно оценивать свои результаты).
- Для болельщиков также проводится конкурс, по результатам которого соответствующим командам прибавляются баллы, набранные болельщиками.
- Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
- В каждом конкурсе ответы оцениваются разным количеством баллов (в зависимости от сложности самого задания).
I конкурс: «Разминка».
(Выслушав и прочитав вопрос, команды, после небольшого обсуждения, поочередно отвечают – 1 балл за правильный ответ).
(слайд 2)
О ком писал А.С.Пушкин:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
(слайд 3)
Ответ. О графе А.А.Аракчееве.
II конкурс: «Найди правильный ответ».
(У команд на столах таблички с цифрами 1, 2, 3, 4.
Выслушав и прочитав вопрос и варианты ответов, участники конкурса поочередно поднимают необходимую, по их мнению, карточку с номером варианта ответа –
по 1 баллу за каждый правильный ответ).
(слайд 4)
- Кому принадлежат слова?
«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу её в ножны не иначе, как последним»:
- Наполеону I
- М.И.Кутузову
- Александру I
- Александру II
(слайд 5)
Ответ. Александру I.
(слайд 6)
- Кому принадлежат слова?
«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:
- Наполеону I
- Александру I
- М.И.Кутузову
- Александру II
(слайд 7)
Ответ. М.И.Кутузову.
(слайд 8)
- Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:
- Витебска
- Смоленска
- Бородино
- Малоярославца
(слайд 9)
Ответ. В районе Смоленска.
(слайд 10)
4. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было
11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:
1. П.А.Тучков
2. Н.Н.Раевский
3. А.П.Ермолов
4. Д.С.Дохтуров
(слайд 11)
Ответ. Н.Н.Раевский.
(слайд 12)
III конкурс: «Кто больше знает».
(Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3-4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 г. – по 1 баллу за каждое правильное написанное имя участника Отечественной войны 1812 г.).
(слайд 13)
Возможные варианты ответов.
Герои Отечественной войны 1812 г.:
М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай де Толли, Н.Н.Раевский, Д.Давыдов, Ф.П.Уваров, М.И.Платов, П.А.Тучков, А.П.Ермолов, Д.С.Дохтуров, П.В.Чичагов, А.С.Фигнер, А.П.Тормасов, М.А.Милорадович и др.
(слайд 14)
IV конкурс: «О чем рассказывают картины».
(После просмотра слайдов 15-22 с репродукциями картин, посвященных Отечественной войне 1812 г., участники команд пытаются определить, к какому её эпизоду относится каждая репродукция. Свои варианты ответов они записывают на бланках (см. приложение 3), после чего передают их жюри – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение эпизода Отечественной войны 1812 г.).
Возможные варианты ответов.
- «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» Н.С.Самокиш – Бородинское сражение. (слайд 23)
- Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А.Рубо – Бородинское сражение. (слайд 24)
- «Кутузов на Бородинском поле» С.В.Герасимов – Бородинское сражение. (слайд 25)
- «Военный совет в Филях» А.Кившенко – здесь было принято решение об оставлении Москвы без боя. (слайд 26)
- «Пожар Москвы» А.Ф.Смирнов – в захваченной французами Москве. (слайд 27)
- «Бой под Малоярославцем» П.Гесс – начало отступления французов. (слайд 28)
- «Переправа через Березину» П.Гесс – последнее сражение французов на российской земле. (слайд 29)
(слайд 30)
V конкурс: «Литературный конкурс».
(Выслушав и прочитав отрывки из литературных произведений, участники команд, после небольшого обсуждения, поочередно, определяют о каких героях Отечественной войны 1812 г. (как русских, так и французов)
идет речь – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение).
(слайд 31)
1.
… которого Россия
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.
Н.М.Языков
(слайд 32)
Ответ. Н.М.Языков о Денисе Давыдове.
(слайд 33)
2.
Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились,
В его главе – орлы парили,
В его груди – змии вились…
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полёт,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
Но освящающая сила,
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему…
Ф.И.Тютчев
(слайд 34)
Ответ. Ф.И.Тютчев о Наполеоне.
(слайд 35)
3.
Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
А.С.Пушкин
(слайд 36)
Ответ. А.С.Пушкин о Наполеоне.
(слайд 37)
4.
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!
В.А.Жуковский
(слайд 38)
Ответ. В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.
(слайд 39)
5.
О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе
чужой,
Непроницаемый для взгляда черни
дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию
великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
А.С.Пушкин
(слайд 40)
Ответ. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае де Толли.
(слайд 41)
VI конкурс: «Выскажи свое мнение».
(Участникам команд необходимо, после небольшого обсуждения, ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение – оценивается по 5-балльной системе, больше баллов присуждается той команде, которая не только правильно ответила, но и более аргументировано).
(слайд 42)
«Гроза двенадцатого года настала –
Кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль
Русский бог?» -
размышлял А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Высказываются разные оценки Отечественной войны 1812 года. С какими, из перечисленных, вы согласны?
(слайд 43)
1. Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.
2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.
3. Это была типичная война двух монархий.
4. Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения.
5. Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более прогрессивным путем.
Ответ.
- Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.
2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.
Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.
Конкурс болельщиков.
(Конкурс проводится в период подготовки заданий командами – баллы присуждаются той команде, болельщики которой наиболее правильно ответили на вопросы – максимум 3 балла).
На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» (болельщикам раздаются листы с текстами басен – см. приложение 4) и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.
Ответ.
В «Обозе» И.А.Крылов защищает тактику М.И.Кутузова, сберегавшего силы русской армии.
В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.
Методическая разработка игры-викторины «К чести России»