Дидактическая игра-викторина по Отечественной войне 1812 г. - К чести России

Карнаухова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

«К  ЧЕСТИ  РОССИИ»

                                                                                 Разработал:

учитель  истории и

обществознания

                                                                         Карнаухова М.В.

Радужный, 2008


Пояснительная записка.

          Дидактическая игра-викторина позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, расширить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.

          Данная игра-викторина посвящена Отечественной войне 1812 года – ярчайшей странице в истории нашей страны. Игра проводится для учащихся 8 классов.

Задачи игры:

  • Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русского народа.
  • Развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать.
  • Закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России».
  • Развитие навыков самостоятельной творческой работы в команде.

Оборудование:

  • Мультимедийная компьютерная установка (с использованием программы PowerPoint – демонстрация слайдов с конкурсными заданиями и ответами – (см. приложение 1).

План проведения:

  • Сообщение цели викторины, объявление правил игры, представление жюри.
  • Разминка.
  • Командные конкурсы.
  • Конкурс для болельщиков.
  • Подведение итогов и награждение команд.

Правила игры:

  • В игре участвуют 4 команды (по 6 человек в каждой команде), соответственно количеству классов на параллели.
  • Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания.
  • Результаты каждого конкурса оцениваются членами жюри и фиксируются в бланках регистрации ответов (см. приложение 2), (в связи с использованием мультимедийной компьютерной установки участники команд имеют возможность видеть правильные ответы после каждого конкурсного задания и самостоятельно оценивать свои результаты).
  • Для болельщиков также проводится конкурс, по результатам которого соответствующим командам прибавляются баллы, набранные болельщиками.
  • Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
  • В каждом конкурсе ответы оцениваются разным количеством баллов (в зависимости от сложности самого задания).

I конкурс: «Разминка».

(Выслушав и прочитав вопрос, команды, после небольшого обсуждения, поочередно отвечают – 1 балл за правильный ответ).

(слайд 2)

 О ком писал А.С.Пушкин:

    Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель,

                                                     И совета он учитель,

 А царю он – друг и брат.

     Полон злобы, полон мести,

             Без ума, без чувств, без чести…

(слайд 3)

Ответ. О графе А.А.Аракчееве.

II конкурс: «Найди правильный ответ».

(У команд на столах  таблички с цифрами 1, 2, 3, 4.

Выслушав и прочитав вопрос и варианты ответов, участники конкурса поочередно поднимают необходимую, по их мнению,  карточку с номером варианта ответа –

по 1 баллу за каждый правильный ответ).

(слайд 4)

  1. Кому принадлежат слова?

«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу её в ножны не иначе, как последним»:

  1. Наполеону I
  2. М.И.Кутузову
  3. Александру I
  4. Александру II

(слайд 5)

Ответ. Александру I.

(слайд 6)

  1. Кому принадлежат слова?

«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:

  1. Наполеону I
  2. Александру I
  3. М.И.Кутузову
  4. Александру II

(слайд 7)

Ответ. М.И.Кутузову.

(слайд 8)

  1. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:
  1. Витебска
  2. Смоленска
  3. Бородино
  4. Малоярославца

(слайд 9)

Ответ. В районе Смоленска.

(слайд 10)

4. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было

11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:

1. П.А.Тучков

2. Н.Н.Раевский

3. А.П.Ермолов

4. Д.С.Дохтуров

(слайд 11)

Ответ. Н.Н.Раевский.

(слайд 12)

III конкурс: «Кто больше знает».

(Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3-4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 г. – по 1 баллу за каждое правильное написанное имя участника Отечественной войны 1812 г.).

(слайд 13)

Возможные варианты ответов.

Герои Отечественной войны 1812 г.:

М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай де Толли, Н.Н.Раевский, Д.Давыдов, Ф.П.Уваров, М.И.Платов, П.А.Тучков, А.П.Ермолов, Д.С.Дохтуров, П.В.Чичагов, А.С.Фигнер, А.П.Тормасов, М.А.Милорадович и др.

(слайд 14)

IV конкурс: «О чем рассказывают картины».

(После просмотра слайдов 15-22  с  репродукциями картин, посвященных Отечественной войне 1812 г., участники команд пытаются определить, к какому её эпизоду относится каждая репродукция. Свои варианты ответов они записывают на бланках (см. приложение 3), после чего передают их жюри – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение эпизода Отечественной войны 1812 г.).

Возможные варианты ответов.

  1. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» Н.С.Самокиш – Бородинское сражение. (слайд 23)
  2. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А.Рубо – Бородинское сражение. (слайд 24)
  3. «Кутузов на Бородинском поле» С.В.Герасимов – Бородинское сражение.  (слайд 25)
  4. «Военный совет в Филях» А.Кившенко – здесь было принято решение об оставлении Москвы без боя. (слайд 26)
  5. «Пожар Москвы» А.Ф.Смирнов – в захваченной французами Москве. (слайд 27)
  6. «Бой под Малоярославцем» П.Гесс – начало отступления французов. (слайд 28)
  7. «Переправа через Березину» П.Гесс – последнее сражение французов на российской земле. (слайд 29)

(слайд 30)

V конкурс: «Литературный конкурс».

(Выслушав и прочитав отрывки из литературных произведений, участники команд, после небольшого обсуждения, поочередно, определяют о каких героях Отечественной войны 1812 г. (как русских, так и французов)

  идет речь – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение).

(слайд 31)

1.

… которого Россия
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
     В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
    Отваге, пламенных гусаров
      Живым примером и вождем.
Н.М.Языков

(слайд 32)

Ответ. Н.М.Языков о Денисе Давыдове.

(слайд 33)

 2.

Два демона ему служили,
        Две силы чудно в нем слились,
 В его главе – орлы парили,
    В его груди – змии вились…
     Ширококрылых вдохновений
   Орлиный, дерзостный полёт,
        И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.

                                                Но освящающая сила,
                                               Непостижимая уму,
                                               Души его не озарила
                                               И не приблизилась к нему…

                                                           
Ф.И.Тютчев

(слайд 34)

Ответ. Ф.И.Тютчев о Наполеоне.

(слайд 35)

3.

          Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?
        Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

А.С.Пушкин

(слайд 36)

Ответ. А.С.Пушкин о Наполеоне.

(слайд 37)

4.

                   Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
                      Как юный ратник, вихрь, и дождь,
    И труд он делит с нами.
             О, сколь с израненным челом
        Пред строем он прекрасен!
                И сколь он хладен пред врагом,
 И сколь врагу ужасен!

В.А.Жуковский

(слайд 38)

Ответ. В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.

(слайд 39)

5.

О вождь несчастливый!..
                                              Суров был жребий твой:
               Всё в жертву ты принес земле тебе
                                                                             чужой,
                Непроницаемый для взгляда черни
                                                                              дикой,
                В молчанье шел один ты с мыслию
                                                                           великой,
                          И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
            Своими криками преследуя тебя,
                     Народ, таинственно спасаемый тобою,
                      Ругался над твоей священной сединою.

А.С.Пушкин

(слайд 40)

Ответ. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае де Толли.

(слайд 41)

VI конкурс: «Выскажи свое мнение».

(Участникам команд необходимо, после небольшого обсуждения, ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение – оценивается по 5-балльной системе, больше баллов присуждается той команде, которая не только правильно ответила, но и более аргументировано).

(слайд 42)

«Гроза двенадцатого года настала –
Кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль      

Русский бог?» -
размышлял А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Высказываются разные оценки Отечественной войны 1812 года. С какими, из перечисленных, вы согласны?

(слайд 43)

1. Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.

2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.

3. Это была типичная война двух монархий.

4. Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения.

5. Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более прогрессивным путем.

Ответ.

  1. Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.

    2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.

Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Конкурс болельщиков.

(Конкурс проводится в период подготовки заданий командами – баллы присуждаются той команде, болельщики которой наиболее правильно ответили на вопросы – максимум 3 балла).

На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» (болельщикам раздаются листы с текстами басен – см. приложение 4) и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.

Ответ.

     В «Обозе» И.А.Крылов защищает тактику М.И.Кутузова, сберегавшего силы русской армии.

     В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.

Методическая разработка игры-викторины «К чести России»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Бланк регистрации ответов 8-…. класса к игре-викторине

«К чести России».

Задания

Количество баллов

1. О ком писал А.С.Пушкин

     (Ответ. О графе А.А.Аракчееве. – 1 балл)

2. Кому принадлежат слова?

    «Я не обнажу шпаги первым…»

     (Ответ. 3. – Александру I – 1 балл).

3. Кому принадлежат слова?
   «С потерей Москвы не потеряна Россия,…»

     (Ответ. 3. – М.И.Кутузову – 1 балл).

4. Как известно, на первом этапе войны русская армия

    отступала; ей удалось соединиться в районе:

     (Ответ. 2. – Смоленска – 1 балл).

5. Кто из русских генералов водил своих сыновей в атаку, чтобы

    поднять боевой дух своих солдат.

    (Ответ. 2. – Н.Н.Раевский – 1 балл).

6. Конкурс: «Кто больше знает».

    (Присуждается по 1 баллу за каждое правильное написанное имя

      участника Отечественной войны 1812 г.).

7. Конкурс: «О чем рассказывают картины».

    (Присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение

      эпизода  Отечественной войны 1812 г. по репродукциям

      картин).

8. Литературный конкурс.

    (Присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение

      героя Отечественной войны 1812 г. (как русских, так и

      французов) по литературным текстам.

9. Конкурс: «Выскажи своё мнение».

    (Оценивается по 5-бальной системе. Больше баллов присуждается

      той команде, которая не только правильно ответила, но и более

      аргументировано).

10. Конкурс болельщиков.

      (Баллы присуждаются той команде, болельщики которой

        правильно ответили на вопросы – максимум 3 балла).

Итого



Предварительный просмотр:

Приложение 3

8-…. класс

Конкурс: «О чем рассказывают картины».

Каждая команда должна определить к какому эпизоду Отечественной войны         1812 г. относится каждая репродукция.

1. –

2. –

3. –

4. –

5. –

6. –

7. -



Предварительный просмотр:

Приложение 4

На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.

«ОБОЗ»

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут: бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.

«ВОЛК  НА  ПСАРНЕ»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он сесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит наконец
Ему рассчесться за овец, -
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я..." - "Послушай-ка, сосед, -
Тут ловчий перервал в ответ, -

Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ ПО ИСТОРИИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

«К  ЧЕСТИ  РОССИИ»

                                                                                 Разработал:

учитель  истории и

обществознания

                                                                         Карнаухова М.В.

Радужный, 2008


Пояснительная записка.

          Дидактическая игра-викторина позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор школьников, расширить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.

          Данная игра-викторина посвящена Отечественной войне 1812 года – ярчайшей странице в истории нашей страны. Игра проводится для учащихся 8 классов.

Задачи игры:

  • Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русского народа.
  • Развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать.
  • Закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России».
  • Развитие навыков самостоятельной творческой работы в команде.

Оборудование:

  • Мультимедийная компьютерная установка (с использованием программы PowerPoint – демонстрация слайдов с конкурсными заданиями и ответами – (см. приложение 1).

План проведения:

  • Сообщение цели викторины, объявление правил игры, представление жюри.
  • Разминка.
  • Командные конкурсы.
  • Конкурс для болельщиков.
  • Подведение итогов и награждение команд.

Правила игры:

  • В игре участвуют 4 команды (по 6 человек в каждой команде), соответственно количеству классов на параллели.
  • Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания.
  • Результаты каждого конкурса оцениваются членами жюри и фиксируются в бланках регистрации ответов (см. приложение 2), (в связи с использованием мультимедийной компьютерной установки участники команд имеют возможность видеть правильные ответы после каждого конкурсного задания и самостоятельно оценивать свои результаты).
  • Для болельщиков также проводится конкурс, по результатам которого соответствующим командам прибавляются баллы, набранные болельщиками.
  • Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
  • В каждом конкурсе ответы оцениваются разным количеством баллов (в зависимости от сложности самого задания).

I конкурс: «Разминка».

(Выслушав и прочитав вопрос, команды, после небольшого обсуждения, поочередно отвечают – 1 балл за правильный ответ).

(слайд 2)

 О ком писал А.С.Пушкин:

    Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель,

                                                     И совета он учитель,

 А царю он – друг и брат.

     Полон злобы, полон мести,

             Без ума, без чувств, без чести…

(слайд 3)

Ответ. О графе А.А.Аракчееве.

II конкурс: «Найди правильный ответ».

(У команд на столах  таблички с цифрами 1, 2, 3, 4.

Выслушав и прочитав вопрос и варианты ответов, участники конкурса поочередно поднимают необходимую, по их мнению,  карточку с номером варианта ответа –

по 1 баллу за каждый правильный ответ).

(слайд 4)

  1. Кому принадлежат слова?

«Я не обнажу шпаги первым, но я вложу её в ножны не иначе, как последним»:

  1. Наполеону I
  2. М.И.Кутузову
  3. Александру I
  4. Александру II

(слайд 5)

Ответ. Александру I.

(слайд 6)

  1. Кому принадлежат слова?

«С потерей Москвы не потеряна ещё Россия но, когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия»:

  1. Наполеону I
  2. Александру I
  3. М.И.Кутузову
  4. Александру II

(слайд 7)

Ответ. М.И.Кутузову.

(слайд 8)

  1. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала, стремясь соединить свои разрозненные части; ей удалось соединиться в районе:
  1. Витебска
  2. Смоленска
  3. Бородино
  4. Малоярославца

(слайд 9)

Ответ. В районе Смоленска.

(слайд 10)

4. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было

11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат:

1. П.А.Тучков

2. Н.Н.Раевский

3. А.П.Ермолов

4. Д.С.Дохтуров

(слайд 11)

Ответ. Н.Н.Раевский.

(слайд 12)

III конкурс: «Кто больше знает».

(Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3-4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной войны 1812 г. – по 1 баллу за каждое правильное написанное имя участника Отечественной войны 1812 г.).

(слайд 13)

Возможные варианты ответов.

Герои Отечественной войны 1812 г.:

М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай де Толли, Н.Н.Раевский, Д.Давыдов, Ф.П.Уваров, М.И.Платов, П.А.Тучков, А.П.Ермолов, Д.С.Дохтуров, П.В.Чичагов, А.С.Фигнер, А.П.Тормасов, М.А.Милорадович и др.

(слайд 14)

IV конкурс: «О чем рассказывают картины».

(После просмотра слайдов 15-22  с  репродукциями картин, посвященных Отечественной войне 1812 г., участники команд пытаются определить, к какому её эпизоду относится каждая репродукция. Свои варианты ответов они записывают на бланках (см. приложение 3), после чего передают их жюри – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение эпизода Отечественной войны 1812 г.).

Возможные варианты ответов.

  1. «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» Н.С.Самокиш – Бородинское сражение. (слайд 23)
  2. Фрагмент панорамы «Бородинская битва» Ф.А.Рубо – Бородинское сражение. (слайд 24)
  3. «Кутузов на Бородинском поле» С.В.Герасимов – Бородинское сражение.  (слайд 25)
  4. «Военный совет в Филях» А.Кившенко – здесь было принято решение об оставлении Москвы без боя. (слайд 26)
  5. «Пожар Москвы» А.Ф.Смирнов – в захваченной французами Москве. (слайд 27)
  6. «Бой под Малоярославцем» П.Гесс – начало отступления французов. (слайд 28)
  7. «Переправа через Березину» П.Гесс – последнее сражение французов на российской земле. (слайд 29)

(слайд 30)

V конкурс: «Литературный конкурс».

(Выслушав и прочитав отрывки из литературных произведений, участники команд, после небольшого обсуждения, поочередно, определяют о каких героях Отечественной войны 1812 г. (как русских, так и французов)

  идет речь – присуждается по 1 баллу за каждое правильное определение).

(слайд 31)

1.

… которого Россия
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
     В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
    Отваге, пламенных гусаров
      Живым примером и вождем.
Н.М.Языков

(слайд 32)

Ответ. Н.М.Языков о Денисе Давыдове.

(слайд 33)

 2.

Два демона ему служили,
        Две силы чудно в нем слились,
 В его главе – орлы парили,
    В его груди – змии вились…
     Ширококрылых вдохновений
   Орлиный, дерзостный полёт,
        И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.

                                                Но освящающая сила,
                                               Непостижимая уму,
                                               Души его не озарила
                                               И не приблизилась к нему…

                                                           
Ф.И.Тютчев

(слайд 34)

Ответ. Ф.И.Тютчев о Наполеоне.

(слайд 35)

3.

          Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?
        Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

А.С.Пушкин

(слайд 36)

Ответ. А.С.Пушкин о Наполеоне.

(слайд 37)

4.

                   Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
                      Как юный ратник, вихрь, и дождь,
    И труд он делит с нами.
             О, сколь с израненным челом
        Пред строем он прекрасен!
                И сколь он хладен пред врагом,
 И сколь врагу ужасен!

В.А.Жуковский

(слайд 38)

Ответ. В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.

(слайд 39)

5.

О вождь несчастливый!..
                                              Суров был жребий твой:
               Всё в жертву ты принес земле тебе
                                                                             чужой,
                Непроницаемый для взгляда черни
                                                                              дикой,
                В молчанье шел один ты с мыслию
                                                                           великой,
                          И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
            Своими криками преследуя тебя,
                     Народ, таинственно спасаемый тобою,
                      Ругался над твоей священной сединою.

А.С.Пушкин

(слайд 40)

Ответ. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае де Толли.

(слайд 41)

VI конкурс: «Выскажи свое мнение».

(Участникам команд необходимо, после небольшого обсуждения, ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение – оценивается по 5-балльной системе, больше баллов присуждается той команде, которая не только правильно ответила, но и более аргументировано).

(слайд 42)

«Гроза двенадцатого года настала –
Кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль      

Русский бог?» -
размышлял А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». Высказываются разные оценки Отечественной войны 1812 года. С какими, из перечисленных, вы согласны?

(слайд 43)

1. Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.

2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.

3. Это была типичная война двух монархий.

4. Французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения.

5. Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, более прогрессивным путем.

Ответ.

  1. Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость.

    2. Россия освободила Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии.

Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Конкурс болельщиков.

(Конкурс проводится в период подготовки заданий командами – баллы присуждаются той команде, болельщики которой наиболее правильно ответили на вопросы – максимум 3 балла).

На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый баснописец И.А.Крылов. Прочитайте басни «Обоз» и «Волк на псарне» (болельщикам раздаются листы с текстами басен – см. приложение 4) и расскажите, о каких событиях в иносказательной форме говорится в них.

Ответ.

     В «Обозе» И.А.Крылов защищает тактику М.И.Кутузова, сберегавшего силы русской армии.

     В басне «Волк на псарне» автор высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда опасное положение французов стало очевидным.

Методическая разработка игры-викторины «К чести России»