Опыт работы "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством игры В. В. Воскобовича "
«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новозоринская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное отделение детский сад «Родничок»
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:
" Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством игры В. В. Воскобовича"
Учитель-логопед
Цимерман А.В.
Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является комплект "Чтение через игру".
К нему относятся: «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», «Конструктор букв», «Геоконт», «Теремки Воскобовича». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, происходит развитие фонематического слуха, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием, что соответствует требованиям программы Н.Е. Веракса "От рождения до школы".
Сегодня мы подробнее рассмотрим пособие "Теремки" Воскобовича.
"Теремки" Воскобовича
«Теремки Воскобовича» – это популярная игра для обучения чтению. "Теремки" состоят из кубиков ("сундучков"), на гранях которых изображены гласные буквы (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и коробочек ("теремков") с согласными буквами и окошечками на гранях. "Сундучок" вставляем в "теремок", согласный оказывается рядом с гласным – и получается слог. Это помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных "теремков" (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных "сундучков" с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
У каждой гласной буквы свой образ. В позе буквы А – Арлекин, О - Орлекин; Урлекин, Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Первый этап – знакомство со звуками и буквами
Начинаем знакомство с согласными буквами.
Постройте сказочный город, где в своих теремках живут буквы.
Вот стоит белый теремок.
Кто в теремочке живет?
Буква Б и буква П, буква В и буква Ф.
Ребенок произносит за взрослым звуки «б» (обращаем внимание: не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях.
Когда город готов, в него приезжают веселые шуты, веселящие всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках.
В синем – А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость предыдущего согласного звука),
в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука).
Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д.
Второй этап - «Знакомство со слогами. Слияние букв»
Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги. Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги - вкладывает сундучки в теремки.
- Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить "сундучок" в "теремок". Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает - пропевает получившиеся слоги).
Обращаем внимание ребенка на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) появляется «звездочка запрета». Например, если ребенок составит слог ЖЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка.
Третий этап - слоговое чтение. Чтение простых слов
Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр.
ИГРЫ С « ТЕРЕМКАМИ» В.ВОСКОБОВИЧА
Задание для участников мастер-класса
«Превращалки»
-А сейчас мы с вами попробуем превратить слово "МАК" в слово "ЛУК": составьте слово МАК. Окошечко в теремке рядом с буквой К остается пустым. Замените первую букву на букву Б. Какое слово получилось? (БАК). Замените в слове БАК одну букву так, чтобы получилось слово БОК, и т.д.
МАК - БАК - БОК - ТОК - ТУК - ЛУК
"Добавлялки"
- Составьте слог СА. Добавьте буквы так, чтобы получилось слово. Например, САША, САХАР, САД.
Если ребенок добавляет одну букву, то в "теремке" окошечко для гласной буквы остается пустым.
«Заменялки»
- Составьте слово ЛУ-ША. Замените первый теремок, чтобы получилось новое слово. Прочитайте, что получилось (ЛУ-НА).
ДА-ЧА - ДА-МА ЛУ-ПА - ЛУ-ЖА
ПА-РА - ПА-ПА ЛИ-ПА - ЛИ-СА
«Переставлялки»
- Составьте слово ЛИ-ПА. Переставьте лиловый и белый теремки. Далее, не переворачивая, поменяйте местами синий и зеленый сундучки. Прочитайте, что получилось: ПИ-ЛА.
ЛИ-СА - СИ-ЛА РУ-КА – КУ-РА
ДО-МА - МО-ДА КА-БАН – БАН-КА
СОС-НА – НА-СОС ЛАС-КА – СКА-ЛА
Таким образом, использование "Теремков" Воскобовича способствует успешному речевому развитию детей и обучению чтению.