Использование нетрадиционных технологий в работе логопеда
Предварительный просмотр:
Применение Су–Джок терапии при коррекции речевых нарушений
Нетрадиционные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.
Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Задачи:
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
- Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
- Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, речь, память, внимание, мышление.
- Метод терапии Су-Джок:
- основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.
- Су-джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Его достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
- Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.
- В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа
С помощью шаров – «ежиков» с колечками «пружинками» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Особенно эффективным является массаж при повышенном и пониженном тонусе мимических мышц, который выполняется перед зеркалом. Такой массаж нормализует тонус мышц, их подвижность и чувствительность. Для каждого ребёнка шарик строго индивидуален и после применения обязательно обрабатывается, а перед занятием руки детей моются тщательно с мылом.
Вот такие упражнения выполняются детьми с большим желанием:
- Катание шарика по кругу сначала по одной щеке, - затем по другой в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.
- Такие же действия выполняются с надутыми щеками.
- Катание шарика по расслабленным губам по кругу в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.
- Катание шарика из стороны в сторону между носом и верхней губой в течение 10 секунд.
- Катание шарика под нижней губой из стороны в сторону в течение 10 секунд.
- Катание шарика по подбородку в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.
Су Джок можно использовать многократно в течение дня, включая в любую образовательную деятельность и различные режимные моменты в условиях ДОУ и дома. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.
Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Занятия проводятся с учётом личностно-ориентированного подхода к детям, страдающими нарушением звукопроизношения. При этом неотъемлемой частью работы является развитие у таких детей фонематического восприятия, внимания, памяти, образного мышления…
Используя игровые элементы на занятиях с ребёнком легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе.
Анализируя результаты работы, с использованием традиционных пальчиковых игр в параллели с массажем Су-Джок, стало очевидно, что регулярное использование и стимулирование систем по Су-Джок, оказывает профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.
Используемые источники в работе с детьми:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
5. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008.
6. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009.
7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.