Проект "Ладошки"

Образовательный проект

«Ладошки множества детей сердца согреют всех людей»

Автор проекта: Л. В. Данилина  - воспитатель первой квалификационной категории.

Актуальность проекта:

      Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от руки. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

     Работая в возрастных группах на протяжении нескольких лет, я столкнулась с проблемой: увеличения количества детей с речевой патологией.

За время работы в группе мною было накоплено множество различного материала (пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития пальцев рук и т.д.) по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Возникла необходимость систематизировать данный материал.

Цель проекта: развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения. На основе использования пальчиковой гимнастики.

Задачи:

  1. Оформить подборку материалов по развитию мелкой моторики в единую систему.
  2. Адаптировать комплексы упражнений к двигательным, неврологическим и психическим особенностям детей с нарушением речи.
  3. Оформить уголок «Дары природы» с природным материалом для массажа.
  4. Активизировать участие семей через аудио консультации для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

Целевая группа проекта:

Группа, для которой осуществляется проект

Количество человек

  1. Дети возрастной группы.
  2. Родители (законные представители)
  3. Педагоги ДОУ

20

40

10

Описание проекта

Возрастные группы МБДОУ № 307 работают с образовательной Программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и требований ФГОС ДО.

     Система работы по использованию пальчиковой гимнастики включает знакомство детей с руками, игровую деятельность, массаж с природными материалами, развитие навыков письма.

      В ходе реализации проекта оформляется уголок «Дары природы» для массажа с природными материалами, производится запись на магнитофон консультаций для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Каждому ребенку подбираются комплексы упражнений. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму ( для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждений нарушения письма ( пропуска гласных).

     На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

Этапы и сроки реализации проекта

I этап – Информационно-диагностический. Сентябрь. Старшая группа. Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

II этап – Подготовительный. Старшая группа.

     Главной задачей данного этапа является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют игровые персонажи – Девчушка – говорушка, доктор Звуков. На этом этапе происходит разучивание комплексов упражнений, проводятся занятия у зеркала, используется разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон.

     Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

     Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра. Оформление уголка массажа «Дары природы».

III этап – Автоматизация полученных навыков. Старшая, подготовительная группы.

Знакомые упражнения дети закрепляют в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также с этой же целью используется магнитофон – плеер с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

IV этап – Основной.  Старшая, подготовительная группы.

     Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы. Проведение их ежедневно не менее двух раз – после утреней гимнастики и после дневного сна. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий. Каждый комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. Завершается комплекс массажам с природными материалами. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.

    В подготовительной группе добавляются комплексы упражнений на развитие графо-моторных навыков.

V этап – Аналитический.  Подготовительная группа.

     Изучение мнений участников, педагогов и родителей. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. Анализ результатов.

Календарный план реализации проекта:

Проект «Ладошки множества людей согревают всех людей» - проект долгосрочный, точные календарные сроки его реализации   напрямую зависят от характера и степени речевых нарушений воспитанников.

Проектом установлены лишь сроки поэтапной его реализации.

Этапы / сроки

Что будет сделано

Для кого

Кто примет участие

Информационно – диагностический этап.

Сентябрь. Старшая группа.

1.Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями.

2.Диагностика начального уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

3.Подбор индивидуальных комплексов упражнений.

Воспитанники.

Дети,

родители, воспитатель, логопед.

Подготовительный этап. Старшая группа.

1.«Знакомство» детей с руками.

2.Разучивание комплексов упражнений.

3.Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

4.Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

5.Оформление уголка массажа «Дары природы».

6.Проведение родительского собрания «Что такое пальчиковая гимнастика?».

Воспитанники, родители.

Дети,

родители, воспитатель.

Этап автоматизации полученных навыков. Старшая, подготовительная группы.

1.Закрепление знакомых упражнений в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также при помощи магнитофона – плеера с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

2.Введение разученных комплексов упражнений в игровую деятельность (использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра).

3.Знакомство и проведение адаптированного японского лечебного массажа.

Дети.

Дети,

родители, воспитатель.

Основной этап.

Старшая, подготовительная группы.

1.Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы, в самостоятельную игровую деятельность дошкольников.

2.Ввод комплексов упражнений на развитие графо – моторных навыков.

3.Родительское собрание «Что нужно знать о навыках письма».

Воспитанники, родители.

Дети,

родители, воспитатель.

Аналитический этап. Подготовительная группа.

1.Изучение мнений участников, педагогов и родителей.

2.Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

3.Анализ результатов.

Воспитанники, родители.

Дети,

родители, воспитатель.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«Ладошки множества детей сердца согреют всех людей»

Автор проекта: Л. В. Данилина  - воспитатель первой квалификационной категории.

Актуальность проекта:

      Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от руки. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

     Работая в возрастных группах на протяжении нескольких лет, я столкнулась с проблемой: увеличения количества детей с речевой патологией.

За время работы в группе мною было накоплено множество различного материала (пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития пальцев рук и т.д.) по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Возникла необходимость систематизировать данный материал.

Цель проекта: развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения. На основе использования пальчиковой гимнастики.

Задачи:

  1. Оформить подборку материалов по развитию мелкой моторики в единую систему.
  2. Адаптировать комплексы упражнений к двигательным, неврологическим и психическим особенностям детей с нарушением речи.
  3. Оформить уголок «Дары природы» с природным материалом для массажа.
  4. Активизировать участие семей через аудио консультации для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

Целевая группа проекта:

Группа, для которой осуществляется проект

Количество человек

  1. Дети возрастной группы.
  2. Родители (законные представители)
  3. Педагоги ДОУ

20

40

10

Описание проекта

Возрастные группы МБДОУ № 307 работают с образовательной Программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и требований ФГОС ДО.

     Система работы по использованию пальчиковой гимнастики включает знакомство детей с руками, игровую деятельность, массаж с природными материалами, развитие навыков письма.

      В ходе реализации проекта оформляется уголок «Дары природы» для массажа с природными материалами, производится запись на магнитофон консультаций для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Каждому ребенку подбираются комплексы упражнений. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму ( для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждений нарушения письма ( пропуска гласных).

     На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

Этапы и сроки реализации проекта

I этап – Информационно-диагностический. Сентябрь. Старшая группа. Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

II этап – Подготовительный. Старшая группа.

     Главной задачей данного этапа является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют игровые персонажи – Девчушка – говорушка, доктор Звуков. На этом этапе происходит разучивание комплексов упражнений, проводятся занятия у зеркала, используется разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон.

     Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

     Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра. Оформление уголка массажа «Дары природы».

III этап – Автоматизация полученных навыков. Старшая, подготовительная группы.

Знакомые упражнения дети закрепляют в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также с этой же целью используется магнитофон – плеер с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

IV этап – Основной.  Старшая, подготовительная группы.

     Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы. Проведение их ежедневно не менее двух раз – после утреней гимнастики и после дневного сна. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий. Каждый комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. Завершается комплекс массажам с природными материалами. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.

    В подготовительной группе добавляются комплексы упражнений на развитие графо-моторных навыков.

V этап – Аналитический.  Подготовительная группа.

     Изучение мнений участников, педагогов и родителей. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. Анализ результатов.

Календарный план реализации проекта:

Проект «Ладошки множества людей согревают всех людей» - проект долгосрочный, точные календарные сроки его реализации   напрямую зависят от характера и степени речевых нарушений воспитанников.

Проектом установлены лишь сроки поэтапной его реализации.

Этапы / сроки

Что будет сделано

Для кого

Кто примет участие

Информационно – диагностический этап.

Сентябрь. Старшая группа.

1.Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями.

2.Диагностика начального уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

3.Подбор индивидуальных комплексов упражнений.

Воспитанники.

Дети,

родители, воспитатель, логопед.

Подготовительный этап. Старшая группа.

1.«Знакомство» детей с руками.

2.Разучивание комплексов упражнений.

3.Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

4.Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

5.Оформление уголка массажа «Дары природы».

6.Проведение родительского собрания «Что такое пальчиковая гимнастика?».

Воспитанники, родители.

Дети,

родители, воспитатель.

Этап автоматизации полученных навыков. Старшая, подготовительная группы.

1.Закрепление знакомых упражнений в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также при помощи магнитофона – плеера с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.

2.Введение разученных комплексов упражнений в игровую деятельность (использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра).

3.Знакомство и проведение адаптированного японского лечебного массажа.

Дети.

Дети,

родители, воспитатель.

Основной этап. 

Старшая, подготовительная группы.

1.Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы, в самостоятельную игровую деятельность дошкольников.

2.Ввод комплексов упражнений на развитие графо – моторных навыков.

3.Родительское собрание «Что нужно знать о навыках письма».

Воспитанники, родители.

Дети,

родители, воспитатель.

Аналитический этап. Подготовительная группа.

1.Изучение мнений участников, педагогов и родителей.

2.Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

3.Анализ результатов.

Воспитанники, родители.

Дети,

родители, воспитатель.