Проект "Ладошки"
Образовательный проект
«Ладошки множества детей сердца согреют всех людей»
Автор проекта: Л. В. Данилина - воспитатель первой квалификационной категории.
Актуальность проекта:
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от руки. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Работая в возрастных группах на протяжении нескольких лет, я столкнулась с проблемой: увеличения количества детей с речевой патологией.
За время работы в группе мною было накоплено множество различного материала (пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития пальцев рук и т.д.) по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Возникла необходимость систематизировать данный материал.
Цель проекта: развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения. На основе использования пальчиковой гимнастики.
Задачи:
- Оформить подборку материалов по развитию мелкой моторики в единую систему.
- Адаптировать комплексы упражнений к двигательным, неврологическим и психическим особенностям детей с нарушением речи.
- Оформить уголок «Дары природы» с природным материалом для массажа.
- Активизировать участие семей через аудио консультации для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.
Целевая группа проекта:
Группа, для которой осуществляется проект | Количество человек |
| 20 40 10 |
Описание проекта
Возрастные группы МБДОУ № 307 работают с образовательной Программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и требований ФГОС ДО.
Система работы по использованию пальчиковой гимнастики включает знакомство детей с руками, игровую деятельность, массаж с природными материалами, развитие навыков письма.
В ходе реализации проекта оформляется уголок «Дары природы» для массажа с природными материалами, производится запись на магнитофон консультаций для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Каждому ребенку подбираются комплексы упражнений. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму ( для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждений нарушения письма ( пропуска гласных).
На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.
Этапы и сроки реализации проекта
I этап – Информационно-диагностический. Сентябрь. Старшая группа. Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».
II этап – Подготовительный. Старшая группа.
Главной задачей данного этапа является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют игровые персонажи – Девчушка – говорушка, доктор Звуков. На этом этапе происходит разучивание комплексов упражнений, проводятся занятия у зеркала, используется разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон.
Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.
Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра. Оформление уголка массажа «Дары природы».
III этап – Автоматизация полученных навыков. Старшая, подготовительная группы.
Знакомые упражнения дети закрепляют в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также с этой же целью используется магнитофон – плеер с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.
IV этап – Основной. Старшая, подготовительная группы.
Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы. Проведение их ежедневно не менее двух раз – после утреней гимнастики и после дневного сна. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий. Каждый комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. Завершается комплекс массажам с природными материалами. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.
В подготовительной группе добавляются комплексы упражнений на развитие графо-моторных навыков.
V этап – Аналитический. Подготовительная группа.
Изучение мнений участников, педагогов и родителей. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. Анализ результатов.
Календарный план реализации проекта:
Проект «Ладошки множества людей согревают всех людей» - проект долгосрочный, точные календарные сроки его реализации напрямую зависят от характера и степени речевых нарушений воспитанников.
Проектом установлены лишь сроки поэтапной его реализации.
Этапы / сроки | Что будет сделано | Для кого | Кто примет участие |
Информационно – диагностический этап. Сентябрь. Старшая группа. | 1.Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. 2.Диагностика начального уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. 3.Подбор индивидуальных комплексов упражнений. | Воспитанники. | Дети, родители, воспитатель, логопед. |
Подготовительный этап. Старшая группа. | 1.«Знакомство» детей с руками. 2.Разучивание комплексов упражнений. 3.Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. 4.Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра. 5.Оформление уголка массажа «Дары природы». 6.Проведение родительского собрания «Что такое пальчиковая гимнастика?». | Воспитанники, родители. | Дети, родители, воспитатель. |
Этап автоматизации полученных навыков. Старшая, подготовительная группы. | 1.Закрепление знакомых упражнений в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также при помощи магнитофона – плеера с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. 2.Введение разученных комплексов упражнений в игровую деятельность (использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра). 3.Знакомство и проведение адаптированного японского лечебного массажа. | Дети. | Дети, родители, воспитатель. |
Основной этап. Старшая, подготовительная группы. | 1.Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы, в самостоятельную игровую деятельность дошкольников. 2.Ввод комплексов упражнений на развитие графо – моторных навыков. 3.Родительское собрание «Что нужно знать о навыках письма». | Воспитанники, родители. | Дети, родители, воспитатель. |
Аналитический этап. Подготовительная группа. | 1.Изучение мнений участников, педагогов и родителей. 2.Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. 3.Анализ результатов. | Воспитанники, родители. | Дети, родители, воспитатель. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Ладошки множества детей сердца согреют всех людей»
Автор проекта: Л. В. Данилина - воспитатель первой квалификационной категории.
Актуальность проекта:
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от руки. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Работая в возрастных группах на протяжении нескольких лет, я столкнулась с проблемой: увеличения количества детей с речевой патологией.
За время работы в группе мною было накоплено множество различного материала (пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития пальцев рук и т.д.) по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Возникла необходимость систематизировать данный материал.
Цель проекта: развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения. На основе использования пальчиковой гимнастики.
Задачи:
- Оформить подборку материалов по развитию мелкой моторики в единую систему.
- Адаптировать комплексы упражнений к двигательным, неврологическим и психическим особенностям детей с нарушением речи.
- Оформить уголок «Дары природы» с природным материалом для массажа.
- Активизировать участие семей через аудио консультации для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.
Целевая группа проекта:
Группа, для которой осуществляется проект | Количество человек |
| 20 40 10 |
Описание проекта
Возрастные группы МБДОУ № 307 работают с образовательной Программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и требований ФГОС ДО.
Система работы по использованию пальчиковой гимнастики включает знакомство детей с руками, игровую деятельность, массаж с природными материалами, развитие навыков письма.
В ходе реализации проекта оформляется уголок «Дары природы» для массажа с природными материалами, производится запись на магнитофон консультаций для родителей с комплексами упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Каждому ребенку подбираются комплексы упражнений. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму ( для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждений нарушения письма ( пропуска гласных).
На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.
Этапы и сроки реализации проекта
I этап – Информационно-диагностический. Сентябрь. Старшая группа. Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».
II этап – Подготовительный. Старшая группа.
Главной задачей данного этапа является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют игровые персонажи – Девчушка – говорушка, доктор Звуков. На этом этапе происходит разучивание комплексов упражнений, проводятся занятия у зеркала, используется разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон.
Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков.
Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра. Оформление уголка массажа «Дары природы».
III этап – Автоматизация полученных навыков. Старшая, подготовительная группы.
Знакомые упражнения дети закрепляют в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также с этой же целью используется магнитофон – плеер с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.
IV этап – Основной. Старшая, подготовительная группы.
Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы. Проведение их ежедневно не менее двух раз – после утреней гимнастики и после дневного сна. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий. Каждый комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. Завершается комплекс массажам с природными материалами. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.
В подготовительной группе добавляются комплексы упражнений на развитие графо-моторных навыков.
V этап – Аналитический. Подготовительная группа.
Изучение мнений участников, педагогов и родителей. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. Анализ результатов.
Календарный план реализации проекта:
Проект «Ладошки множества людей согревают всех людей» - проект долгосрочный, точные календарные сроки его реализации напрямую зависят от характера и степени речевых нарушений воспитанников.
Проектом установлены лишь сроки поэтапной его реализации.
Этапы / сроки | Что будет сделано | Для кого | Кто примет участие |
Информационно – диагностический этап. Сентябрь. Старшая группа. | 1.Систематизация материалов по формированию речевых способностей на основе «методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. 2.Диагностика начального уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. 3.Подбор индивидуальных комплексов упражнений. | Воспитанники. | Дети, родители, воспитатель, логопед. |
Подготовительный этап. Старшая группа. | 1.«Знакомство» детей с руками. 2.Разучивание комплексов упражнений. 3.Запись на магнитофон указаний по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. 4.Изготовление схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра. 5.Оформление уголка массажа «Дары природы». 6.Проведение родительского собрания «Что такое пальчиковая гимнастика?». | Воспитанники, родители. | Дети, родители, воспитатель. |
Этап автоматизации полученных навыков. Старшая, подготовительная группы. | 1.Закрепление знакомых упражнений в уголке «Дары природы» самостоятельно, а также при помощи магнитофона – плеера с наушниками, с записанными на кассету указаниями по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. 2.Введение разученных комплексов упражнений в игровую деятельность (использование схем, пиктограмм с обозначением упражнений, игровых атрибутов для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра). 3.Знакомство и проведение адаптированного японского лечебного массажа. | Дети. | Дети, родители, воспитатель. |
Основной этап. Старшая, подготовительная группы. | 1.Вынесение общих упражнений во фронтальные формы работы, в самостоятельную игровую деятельность дошкольников. 2.Ввод комплексов упражнений на развитие графо – моторных навыков. 3.Родительское собрание «Что нужно знать о навыках письма». | Воспитанники, родители. | Дети, родители, воспитатель. |
Аналитический этап. Подготовительная группа. | 1.Изучение мнений участников, педагогов и родителей. 2.Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. 3.Анализ результатов. | Воспитанники, родители. | Дети, родители, воспитатель. |