Рабочие программы
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 2 класс | 528 КБ |
Родной язык (русский) 2 класс | 327.97 КБ |
Технология 2 класс | 302.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 и авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа ориентирована на учебник по русскому языку базового уровня общеобразовательных учреждений Русский язык 2 класс В.П. Канакина и В.Г. Горецкий. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576.
Выбор программы и данного учебника позволяет в рамках гимназического образования наиболее полно сформировать основы научного подхода к изучению русского языка. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
ЦЕЛЬ: систематический курс изучения русского языка, нацелен на формирование грамотного письма (орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи
ЗАДАЧИ:
- выделение слова в качестве особого объекта действия и изучения;
- выделение звуковой формы слова и формирование способов звукового анализа;
- выявление и усвоение способов построения буквенной записи слова, опирающегося на позиционный принцип русский графики;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
II.Общая характеристика учебного предмета.
В целях обеспечения возможности формирования таких личностных качеств учащегося в предлагаемом курсе по русскому языку для 1-4 классов изучение систематического курса начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом, решается также задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, т.к. оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.
Вместе с тем, понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребенок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой системе лингвистических понятий (соотношение звука и буквы в слове, слабые и сильные позиции звуков, фонема, значимые части слова, формы слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина изучения вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма, которое, в силу неоднозначности отношений между звуковой и буквенной оболочками слова, приобретает характер орфографического действия. Теоретические знания в данном курсе являются не самоцелью, а средством решения целого круга актуальных для младшего школьника практических задач, связанных с правописанием. Такое построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников (т.к. грамотное письмо для них - символ взрослости), устойчивого познавательного интереса к изучению языковых понятий, осознанию практической значимости изучаемой теории.
Вместе с тем, в рамках предлагаемого курса решаются и другие традиционные задачи обучения родному языку. Важнейшая среди них - формирование у детей навыков чтения и письма, составляющих необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.
Обучение письму на основе фонематического принципа неминуемо включает в себя и обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова — сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Показателем овладения этим уровнем чтения является быстрый рост его скорости, который, однако, далеко не всегда сопровождается ростом его осмысленности. Понятно, что такой уровень чтения недостаточен. Для его превращения в осмысленное восприятие читаемого текста в качестве „единиц“ чтения должны быть выделены не слоги и фонетические слова, а более крупные единицы текста. Осознанное их выделение опирается на понимание смысловых отношений между элементами высказывания. Поскольку эти отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического действия, их выделение и анализ составляет особую задачу на заключительных этапах обучения чтению.
Программой предусматривается, что уже при первом столкновении детей с высказыванием (предложением) в нем должны быть выделены слова, указывающие на предмет сообщения (вопроса), и слова, указывающие на содержание сообщения (вопроса) об этом предмете. Такая задача на актуальное членение высказывания, т.е. на выделение в нем темы и ремы, должна быть постоянно в поле зрения учителя и учащихся на протяжении всего послебукварного периода. Поскольку такое членение высказывания обусловлено контекстом, учащиеся постепенно начинают предугадывать, прогнозировать его, что и создает предпосылки для перехода к смысловому чтению. Для облегчения этого перехода в упражнениях, предназначенных для отработки навыков чтения в послебукварный период, предусмотрена ориентация на тактовые ударения[1], которые и служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи. По мере овладения навыком чтения эта задача трансформируется в задачу обучения чтению как особому виду речевой деятельности, т.е. общению, диалогу с автором текста.
Задачи обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры. Необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т.д. В условиях реализации деятельностного подхода важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер ставит ученика перед необходимостью обсудить ее цели и задачи, способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т.е. порождает содержательные мотивы общения. Развертывающийся на этой основе коллективный учебный диалог ставит каждого из его участников в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения способствует интенсивному развитию „чувства языка“, которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.
Но какую бы важную роль ни играло учебное общение в жизни младшего школьника, оно не исчерпывает того круга коммуникативных задач, с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить. Учебный диалог сам по себе не обеспечивает овладение монологическими формами речи, которые играют весьма важную роль в последующем обучении. Важно и то, что, участвуя в учебном диалоге, ученик овладевает соответствующими речевыми умениями сугубо практически, не осознавая их оснований, что существенно сужает возможности произвольной регуляции речи. Все эти обстоятельства заставляют рассматривать развитие речи в рамках предлагаемой программы как особую задачу, требующую специальных средств ее решения. Они заключаются в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи — как устной, так и письменной.
Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений — как общеречевых, так и специфических для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются, во-первых, осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения, во-вторых, умение правильно ориентироваться в особенностях текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи. Тем самым определяется два основных направления работы по развитию речи учащихся 1-4 классов. Это, с одной стороны, обогащение и активизация словарного запаса, а с другой стороны — анализ и продуцирование разнообразных текстов. В процессе этой работы благодаря специальному подбору текстов, включающих лучшие образцы отечественной художественной литературы, одновременно решаются и воспитательные задачи начального курса родного языка, являющегося носителем национальной культуры.
Курс родного языка решает и определенные образовательные задачи, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Овладение принципом построения орфографического действия с необходимостью требует преодоления наивно-натуралистических представлений о языке, с которыми ребенок приходит в школу. Первый и решающий шаг в этом направлении должен быть сделан уже на начальном этапе обучения грамоте в связи со звуковым анализом слова. Осознание фонематических качеств звуков предполагает выделение в слове его значения (первоначально — номинативного) и звуковой формы, а также установление отношения (связи) между ними. Фактически это означает открытие ребенком языкового знака — важнейшего объекта лингвистической науки. Представление о нем обогащается и конкретизируется по мере того, как в процессе формирования орфографического действия (а затем и за его пределами) развертываются обе стороны выделенного отношения.
Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. От представления о звуке как чувственно воспринимаемом элементе речи дети переходят к пониманию его смыслоразличительной функции („работы“), т.е. начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Обнаружив явление позиционного чередования звуков, ученики постепенно приходят к понятию фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков, т.е. сверхчувственной фонетической единицы, реально выполняющей в языке функцию разграничения слов и морфем. Важно, что это знание принципиально нового для ребенка типа приобретает для него особый смысл, так как именно оно позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В процессе формирования орфографического действия существенно обогащаются, перестраиваются и первоначальные представления о значении слова. Уже в начале второго класса анализ условий орфографической задачи приводит к выделению в слове его основы и окончания, а затем и значимых частей основы (морфем). Поиск сильной позиции для фонем в этих частях слова требует учета их значений. Тем самым у учащихся формируется представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм. Наиболее существенный сдвиг в понимании слова как значимой единицы языка происходит в процессе его изучения как части речи. И, наконец, представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т.е. без анализа синтаксических единиц (словосочетания и предложения), в составе которых слово включается в речь. Изучение младшими школьниками системы языковых понятий и раскрытие знаковой природы перечисленных языковых единиц в рамках курса родного языка создает благоприятные условия и для овладения ими иностранными языками.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение русского языка во 2-м классе 136 часов в год (4 часа в неделю).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.).
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
VI.Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (4 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (9 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(17 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (24 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (20ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (50 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (9 ч). Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
V. Календарно – тематическое планирование предметной линии «Русский язык»
в рамках УМК «Школа России» во 2-ом классе (4 часа в неделю, 136 часов в год)
к учебнику В. П. Канакина, В. П. Горецкий
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Наша речь | ||
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа. | 1 |
2 | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. | 1 |
3 | Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая. | |
Текст | ||
4 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 |
5 | Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 |
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. | 1 |
7 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | 1 |
Предложение | ||
8 | Сочинение. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 |
9 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 1 |
10 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Словарный диктант | 1 |
11 | Главные члены предложения (основа). | 1 |
12 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды) | 1 |
13 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 |
14 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
15 | Связь слов в предложении. | 1 |
16 | Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» | 1 |
Слова, слова, слова … | ||
17 | Работа над ошибками. Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | |
18 | Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями. | 1 |
19 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
20 | Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Словарный диктант. | 1 |
21 | Синонимы. Работа со словарём синонимов. | 1 |
22 | Антонимы. Работа со словарём антонимов. | 1 |
23 | Обучающее изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам. | 1 |
24 | Работа над ошибками. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме. | 1 |
25 | Родственные слова. | |
26 | Корень слова. Работа со словарём однокоренных слов. | |
27 | Контрольное списывание по теме «Слово и его значение». | 1 |
28 | Работа над ошибками. Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | |
29 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Изложение. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 |
30 | Работа над ошибками. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Словарный диктант. | 1 |
31 | Итоговый контрольный диктант (за I четверть). | 1 |
32 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. | |
2 четверть | ||
33 | Перенос слов. Правила переноса. | |
Звуки и буквы | ||
34 | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | 1 |
35 | Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 |
36 | Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. | 1 |
37 | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | 1 |
38 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | 1 |
39 | Способы проверки безударных гласных в корне. | 1 |
40 | Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными. | 1 |
41 | Упражнения в написании слов с безударными гласными. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 |
42 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста. Словарный диктант. | 1 |
43 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 1 |
44 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. | 1 |
45 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. | 1 |
46 | Обобщение о безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. | 1 |
47 | Обобщение о безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. | 1 |
48 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 |
49 | Работа над ошибками. Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 |
50 | Обучающее сочинение. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 |
51 | Работа над ошибками. Согласный звук [и'] и буква «и краткое» | 1 |
52 | Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант. | 1 |
53 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
54 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. ИКТ | 1 |
55 | Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 |
56 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | 1 |
57 | Подробное обучающее изложение по коллективно составленному плану. Проект «Пишем письмо» | 1 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | ||
58 | Работа над ошибками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | 1 |
59 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | |
60 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 |
61 | Контрольный диктант за первое полугодие (административная работа). | 1 |
62 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Контрольное списывание. | 1 |
63 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Словарный диктант. | 1 |
3 четверть | ||
64 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости. | 1 |
65 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 |
66 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | 1 |
67 | Обобщение изученного. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Свободный диктант «Домой». | 1 |
68 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | 1 |
69 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. | 1 |
70 | Обучающее изложение текста по вопросам. | |
71 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | |
72 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Словарный диктант. | 1 |
73 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Повторение изученного материала. | 1 |
74 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | 1 |
75 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Разделительный мягкий знак (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 |
76 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 |
77 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» | 1 |
Части речи | ||
78 | Общее представление о частях речи. | 1 |
79 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. | 1 |
Имя существительное | ||
80 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи. | 1 |
81 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
82 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Свободный зрительно-слуховой диктант по теме «Имя существительное». | |
83 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. Словарный диктант. | 1 |
84 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. | |
85 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | 1 |
86 | Обучающее сочинение. Составление рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | 1 |
87 | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) | 1 |
88 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | 1 |
89 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | 1 |
90 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | 1 |
91 | Развитие речи. Подробное обучающее изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. | 1 |
92 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
93 | Обобщение знаний об имени существительном. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Словарный диктант. | 1 |
Глагол | ||
94 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | 1 |
95 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | |
96 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста. | |
97 | Обучающее сочинение. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. | 1 |
98 | Число глагола. Изменение глагола по числам. | 1 |
99 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. | 1 |
100 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 |
101 | Контрольный диктант по итогам 3 четверти | 1 |
4 четверть | ||
102 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
103 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 |
104 | Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Словарный диктант. | 1 |
105 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 |
Имя прилагательное | ||
106 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
107 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. | 1 |
108 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. Свободный диктант «Встреча весны». | 1 |
109 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. | 1 |
110 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 |
111 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. | 1 |
112 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Словарный диктант. | 1 |
113 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | 1 |
114 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
115 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Сочинение. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 |
116 | Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 |
117 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Местоимение | ||
118 | Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | 1 |
119 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. | 1 |
120 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
Предлоги | ||
121 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | 1 |
122 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. Словарный диктант. | 1 |
123 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
124 | Изложение. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | 1 |
125 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 |
126 | Итоговое контрольное списывание. | 1 |
127 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. | 1 |
Повторение | ||
128 | Итоговый контрольный диктант (административная работа). | 1 |
129 | Работа над ошибками. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
130 | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Сочинение. Упражнения в создании текстов разного типа. | 1 |
131 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. | 1 |
132 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | 1 |
133 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. Словарный диктант. | 1 |
134 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. | 1 |
135 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | 1 |
136 | Упражнения в применении изученных правил правописания. Звуко-буквенный разбор слов. Обобщение знаний о частях речи. | 1 |
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык».
1. Учебник Русский язык. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Москва «Просвещение» 2019 г.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 2 класс». М.: Просвещение, 2019 год
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык» 2
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане 2
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский родной язык» 3
Содержание учебного предмета «Русский родной язык» 5
Календарно-тематическое планирование 5
Техническое обеспечение образовательного процесса 6
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной русский язык разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий., на основе авторской программы "Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы" (Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова и др.- М.: Просвещение, 2020г.)
Программа обеспечена следующим УМК:
- Русский родной язык.2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020
- Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова и др.- М.: Просвещение, 2020г.
- Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2013
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2013
Цели предмета «Русский родной язык»:
- Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви , уважительного интереса к русскому языку, а через него- к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- Формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка, об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- Совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- Приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний;
Задачи предмета «Русский родной язык»:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов
синтаксиса;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России.
Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СШ № 42» на изучение Русского родного языка во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский родной язык»
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметныерезультаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский родной язык».
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах
речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого
общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык»
№ п/п | Раздел | Ученик научится | Ученик может научиться |
Русский язык. Прошлое и настоящее. |
|
| |
Язык в действии. | |||
Секреты речи и текста. |
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 13ч
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии 8ч
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста 13ч
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | |
1 | По одёжке встречают... | 1ч | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка | 1ч | |
3 | Если хорошие щи, то другой пищи не ищи | 1ч | |
4 | Каша- кормилица наша | 1ч | |
5 | Любишь кататься, люби и саночки возить | 1ч | |
6-7 | Делу время, потехе час. | 2ч | |
8-9 | В решете воду не удержишь. | 2ч | |
10-11 | Самовар кипит- уходить не велит. | 2ч | |
12-13 | Представление результатов выполнения проектных заданий: " Секреты семейной кухни", "Интересная игра", " Музеи самоваров в России", "Почему это так называется?". | 2ч | |
14 | Помогает ли ударение различать слова | 1ч | |
15 | Для чего нужны синонимы? | 1ч | |
16 | Для чего нужны антонимы? | 1ч | |
17 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | 1ч | |
18 | Как можно объяснить значение слова? | 1ч | |
19-20 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 2ч | |
21 | Представление результатов выполнения практической работы" Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. | 1ч | |
22-23 | Учимся вести диалог. | 2ч | |
24-26 | Составляем развернутое толкование значения слова. | 3ч | |
27-29 | Устанавливаем связь предложений в тексте. | 3ч | |
30-31 | Создаем тексты - инструкции и тексты-повествования. | 2ч | |
32-33 | Представление результатов выполнения проектных заданий. | 2ч | |
34 | Творческая проверочная работа" Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году". | 1ч |
Техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения |
Оборудование рабочего места учителя:
|
Модели |
|
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») | «4» («хорошо») | «3» («удовлетворительно») | «2» («плохо») |
уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. | уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. | достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. | уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. |
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
|
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Объём диктанта и текста для списывания
Четверти | ||||
Классы | 1-я четверть | 2-я четверть | 3-я четверть | 4-я четверть |
II | 20-25 слов | 25-30слов | 30-35 слов | 35-45 слов |
III | 40-45 слов | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-65 слов |
IV | 60-65 слов | 65-70 слов | 70-75 слов | 75-80 слов |
оценки | Допустимое количество ошибок | ||
во II классе | в III классе | в IV классе | |
«5» | Нет ошибок. Допускается 1 недочёт графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и1исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1 - 2 исправления | 3 ошибки и 1 - 2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
Списывание текста оценивается по следующим критериям:
Ошибки:
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении). | Недочеты:
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. |
Русский язык. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
«5» | «4» | «3» | «2» |
Нет ошибок | не более 2 орфографическихошибоки 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок | от 3 до 5орфографических ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. | более 5 орфографических ошибок, другие варианты |
Ошибкой в диктанте следует считать: Пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ денного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). | |||
За одну ошибку в диктанте считаются: а) две однотипные пунктуационные ошибки; б)повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи дважды написано в конце ы; в)две негрубые ошибки. | |||
Негрубыми считаются следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»), 5) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена; в) дважды написано одно и то же слово в предложении. | |||
За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались; б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла; г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел. |
При оценке диктанта во 2-4 классах следует руководствоваться следующими критериями:
Изложения и сочинения
содержание и речевое оформление | грамотность | |
«5» | правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности. | нет орфографических и пунктуационных ошибок |
«4» | правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста. | не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки |
«3» | в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы; в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5недочётов речи в содержании и построении текста. | 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки |
«2» | работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста. | если допускается 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационные ошибки |
Объём текстов изложений должен быть примерно на 15 -20 слов больше объёма текстов диктантов. Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В III классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
Оценки за изложение и сочинение
При проверке творческих работ во II -III классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев. В IV классе, достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оценивается двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.
Объём словарных диктантов
для II кл. - от 8 до 10 слов, для IIIкл. –от 10 до 12 слов, для IVкл. - от 12 до 15 слов
«5» («отлично») | «4» («хорошо») | «3» («удовлетворительно») | «2» («плохо») |
Нет ошибок | 1 ошибка | 2 ошибки | 3 и более ошибок |
Грамматическое задание
«5» | «4» | «3» | «2» |
без ошибок | правильно выполнено не менее 3/4 заданий | правильно выполнено не менее 1/2 заданий | правильно выполнено менее 1/2 заданий |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2019./ , в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
/ Министерство образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Актуальность программы заключается в том, что в основу содержания курса положена практико-ориентированная направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы социальных технологических и универсальных учебных действий. Во 2 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия – лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более 1-2 новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашнее задание.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе – научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различными источниками информации.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
- Качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
- Степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Планируемые результаты обучения по курсу «Технология», 2 класс
Личностные
Учащиеся научатся с помощью учителя:
- Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
- Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- Понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся с помощью учителя:
- Формулировать цель деятельности на уроке;
- Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- Планировать практическую деятельность на уроке;
- Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- Предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
- Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
- Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Предметные
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
- Элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
- Гармонии предметов и окружающей среды;
- Профессиях мастеров родного края;
- Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
- Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
- Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
- Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
- Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
- Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- Происхождение натуральных тканей и их виды;
- Способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
- Основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
- Линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
- Название, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
- Читать простейшие чертежи (эскизы);
- Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- Решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
- Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
- Неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- Отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
- Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.
- Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
- Назначении персонального компьютера.
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Художественная мастерская | 10 ч. |
2 | Чертёжная мастерская | 7 ч. |
3 | Конструкторская мастерская | 9 ч. |
4 | Рукодельная мастерская | 8 ч. |
ИТОГО: | 34 ч. |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Художественная мастерская ( 10 ч.) | ||
1 | Что ты уже знаешь? | 1 |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере | 1 |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 |
8 | Наши проекты. Африканская саванна | 1 |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | 1 |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | 1 |
Чертёжная мастерская ( 7 ч.) | ||
11 | Что такое технологические операции и способы? | 1 |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 1 |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. | 1 |
Конструкторская мастерская ( 9 ч.) | ||
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 |
21 | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | 1 |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 |
24 | Как машины помогают человеку? | 1 |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. | 1 |
Рукодельная мастерская ( 8 ч.) | ||
27 | Какие бывают ткани? | 1 |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | 1 |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 |
34 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2019;
- Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2019г.
Технические средства обучения:
- Компьютер.