Презентации
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rod.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: показать богатство родного языка и его выразительных средств, привлечь детей к активному участию в процессе словообразования
ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу) обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления
р’одственный , - ая , - ое ; -вен, - венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)
ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания Дошкольный возраст: Школьный возраст: с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме Р ечевые недочеты
Основные методы обучения
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»
Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова» Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами
Игры Игры и игровые упражнения « Какое слово длиннее? » Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку
Игры « Лото » Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить « лишнее » слово
Игры « Запомни, повтори » Цель: увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-ти единиц.
Игры
Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам группировка слов в разные родственные группы «семьи» - нахождение «лишнего слова» (не однокоренного) из ряда родственных слов - определение общей части родственных слов
«Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя
Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май) Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов. Задачи: - закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям; закрепление навыков применения словообразовательных правил Формы работы: индивидуальные занятия в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек – 10 -12 человек)
Игры и игровые упражнения «Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом главное слово - сложное слово - слово-предмет - множественное число (не главное) - слово-действие - слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом - слово – признак - слово, образующееся от - слово, образованное с взаимодействия человека с суффиксом увеличения с главным словом
«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление ( Дождь) ( Задождить) «Какое слово спряталось?» «Прочти по первым звукам»
Игры Игры и игровые упражнения Прочитайте слово (запишите), располагая буквы в соответствии с цифрами. В О Д О С А Д 5 4 3 6 1 2 7 Прочитайте слово (запишите), расположив буквы по высоте. Д А С Ы
Игры Отгадайте ребус , ОЗ РЫ
Игры Отгадайте загадки. Запишите ответы в кроссворд. Прочитайте ключевое слово. Ц В Е Т Ы Ц Т О Е В Ч Е К Ц В Е Т В О О Д Ц В Е Т Н И К 1 2 3 4
Игры Отгадайте слово. Цель : развивать у детей фонематический слух, определять место звука в слове. А Ц И Д О В
Игры Упражнение: «Перескажи рассказ». Цель: учить находить в тексте родственные слова. Продолжать закреплять навыки пересказа связного текста.
Информационные ресурсы Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009 Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словам http :// www . sadsuper . ru /? action = article & p =1& id =2 Формы работы детского сада с родителями http://www.detskiysad.ru/
Спасибо за внимание!