Методическая копилка
Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из целей изучения русского языка и литературы на ступени основного общего образования является развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Формирование этих качеств возможно при вовлечении обучающихся в исследовательскую деятельность. С целью подготовки обучающихся к выступлению на городских конкурсах по защите исследовательских работ включаю в график работы проведение предметных научных недель. Такие мероприятия помогают детям закрепить навык выступления перед аудиторией, формируют умения отвечать на поставленные по содержанию работы вопросы, способствуют формированию ораторского искусства. В течение недели до выступления на городском уровне провожу мероприятия по защите исследовательских работ сначала на уровне класса, затем на уровне школы.
План проведения научной недели на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Название мероприятия |
1. | Индивидуальные консультации с участниками научно-практических конференций по корректировке содержания исследовательской работы. |
2. | Индивидуальные консультации по оформлению тезисов выступлений. |
3. | Индивидуальные консультации по оформлению презентаций, используемых во время защиты исследовательской работы. |
4 | Предзащита исследовательской работы в классе. |
5. | Школьная научно-практическая конференция «Наука и жизнь» |
6. | Участие в городских конференциях по защите исследовательских работ. |
Предварительный просмотр:
Современная система образования призвана способствовать реализации основных задач социально–экономического и культурного развития общества. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В ФГОС ООО сделан акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Такой подход требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Примерные темы для индивидуальных проектов по русскому языку
для обучающихся 10 классов
- Особенности языка советского кино.
- Языковые особенности современного кино.
- Неологизмы в современных интернет-изданиях.
- Какие ошибки допускают авторы современных популярных песен.
- Коммуникативная компетентность: определение понятия.
- Влияние компьютера и компьютерных игр на язык общения школьников.
- Рекламный текст: основные функции, назначение.
- Основные понятия культуры речи.
- Языковые новообразования в речи современного молодого человека.
- Языковые нормы культуры речи.
- Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
- Особенности языка современной рекламы.
- Культура деловой речи.
- Виды и жанры публичной речи.
- Названия современных профессий.
- Иноязычная лексика – засорение или обогащение современного русского языка.
- Имя собственное в русском языке.
- Современная лингвистическая терминология: теория и практика.
- Метафоричность языка в прозе современных поэтов-песенников.
- Стендовая реклама: функции и назначение.
- Проблема огрубления русского языка.
Примерные темы для индивидуальных проектов по литературе
для обучающихся 10 классов
- Литература на экране (экранная жизнь произведений русской литературы XIX века).
- Современная жизнь русского романса (стихи поэтов XIX века).
- Жизнь и быт россиян в конце XIX века (на примерах произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого).
- Быт пушкинской поры.
- Театр А.Н. Островского: особенности репертуара.
- Пословица в творчестве А.Н. Островского.
- Литература и музыка: пьеса Островского "Гроза" и одноименная опера Кашперова.
- «Их университеты» – занятия русских литераторов XIX века.
- Что читают герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"?
- Образ Петербурга в произведениях XIX века.
- Вооружение русской и французской армии в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Библейские мотивы в русской поэзии.
- Сказ и его воплощение в повестях и рассказах.
- Реализация концепта «путь» в русской литературе XIX века.
- Реализация концепта «письменный стол» в лирике поэтов Серебряного века.
- Реализация концепта «разлука» в творчестве писателей-эмигрантов.
- Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание".
- Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
- Читательский портрет моего одноклассника.
- Библиотека современного школьника.