3.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.
3.1. Открытый урок по теме "Материнский (семейный) капитал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЫЗЫЛСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации
для специальности среднего профессионального образования
40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
базовая подготовка
Форма обучения: очная
Разработчик:
Преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории: Ооржак Надежда Борбак-ооловна
Кызыл, 2023 г.
Данный урок предполагает изучение нового материала, а также систематизацию, обобщение знаний и применения их в профессиональной деятельности по теме «Материнский (семейный) капитал» для обучающихся 3 курса специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. Урок проводится с использованием кейс-технологии. Содержание урока включает в себя профессиональные ситуации по теме, порядок их решения, также дополнительную информацию по вопросам социального обеспечения.
Внедрение в учебный процесс ФГОС среднего профессионального образования основано на формирования содержания образования «от результата», и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускника.
Следовательно, ключевым понятием современного образования является понятие компетенции, а формирование компетенций - одна из основных задач профессионального обучения.
Формирование общих и профессиональных компетенций зависит от
применения в учебном процессе различных современных технологий.
Кейс - ситуации используются для стимулирования долговременного и осознанного самоанализа, познавания обучающимися формулы успеха в будущей профессиональной деятельности.
Тема урока: Материнский (семейный) капитал
План урока
- Понятие материнского капитала и его правовое регулирование. Демографическая ситуация в РФ.
- Кто имеет право получать материнский капитал
- Размер материнского капитала Д.З
- Распоряжение средствами материнского капитала. (Цели расходования)
Цель: изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства.
Задачи: овладение обучающимися общими компетенциями:
1. Образовательные: изучение нового материала; обобщение и систематизация полученных при помощи кейс-технологий теоретических знаний о материнском капитале, умение применять их в практической ситуации для решения профессиональных задач.
2. Развивающие: сформировать умения решать кейс-ситуации по рассматриваемой теме; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать заключение, решать юридические вопросы в сфере социальных правоотношений.
3. Воспитательные: нравственные и эстетические представления о семье и ее социальной поддержке; способствовать формированию самостоятельной деятельности по овладению знаниями, воспитанию трудолюбия, упорства и достижения цели; формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок комбинированный.
Вид урока: изложение нового материала и систематизация полученных знаний с применением кейс-технологии.
Методы и приемы:
1) Словесные методы обучения (лекция, беседа).
2) Наглядной передачи информации и зрительного восприятия
информации (приемы: наблюдение).
3) Стимулирования и мотивации обучающихся (создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи).
5)Методы контроля (применение кейс-технологии)
6) Наглядное пособие
Формы организации работы на уроке: индивидуальная и групповая.
Норма времени:45 мин.
Оснащение рабочего места: ИКТ, нормативно-правовые акты, регулирующие материнский капитал, раздаточный материал - кейсы,
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2015.
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, с изм. 2016 г., «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». - Москва: Спарк, 2016.
- Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения для СПО.- Москва: Кнорус, 2022.
- Правовая система «Гарант». Форма доступа: www.garant.tu
Наименование результата обучения
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
Уметь:
- анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки населения;
- использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
- давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в своей профессиональной деятельности.
Знать:
- содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
- порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
- порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского(семейного) капитала и других социальных выплат;
Ход урока
Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь, давайте настроимся на результативную работу. Староста, скажите, пожалуйста, кто отсутствует на занятии? Причины отсутствия? Спасибо!
Уважаемые студенты, готовы ли вы к занятию? Хорошее ли у вас самочувствие и настрой на работу?
Актуализация знаний обучающихся.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы необходимо актуализировать полученные знания. Давайте с вами вспомним основные меры поддержки населения государством.
Опрос:
- Какие меры поддержки со стороны государства вы знаете?
- Назовите виды пособий?
- Какой НПА закрепляет основные меры поддержки населения государством?
- Роль Конституции РФ в обеспечении поддержки населения?
Так же Вашим домашним заданием было задано заранее проанализировать новую тему «материнский капитал» и основные положения ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», то исходя из этого, как вы думаете, какое из высказываний, наиболее подходит к определению «материнский капитал»? (слайд)
- «Материнский капитал — это инвестирование в будущее и поддержка населения»;
- «Материнский капитал - обеспечение семей воспитывающих детей»;
- «Материнский капитал - поддержка материнства и детства».
3. Подведение итогов домашнего задания. (Преподаватель объявляет оценки за домашнее задание)
4. Изложение нового материала с использованием наглядных пособий
Тема нашего занятия «Материнский (семейный) капитал».
План урока «Материнский (семейный) капитал».
- Понятие материнского капитала и его правовое регулирование. Демографическая ситуация в РФ.
- Кто имеет право получать материнский капитал
- Размер материнского капитала Д.З
- Распоряжение средствами материнского капитала. (Цели расходования)
Цель: изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства.
Вопросы, которые рассмотрим по плану сегодняшнего урока:
- Понятие материнского капитала и его правовое регулирование. Демографическая ситуация в РФ.
Материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство.
Основными НПА в области регулирования материнского капитала является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 года и Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (изм.03.07.2016 г.). Согласно, которым «материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки».
Главное богатство любой страны — это люди, человеческий потенциал. Снижение рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой.
Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты.
Одна из проблем — это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период. Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек. Рождаемость становится проблемой существования России вообще. Уже давно политики и общественные деятели на Западе (можно вспомнить хотя бы эксгоссекретаря США Мадлен Олбрайт) высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.
Также следует обратить внимание, что в России достаточно низкий уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении является исключением.
Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 2016 года) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
- Кто имеет право получать материнский капитал
Материнский капитал может получить женщина, родившая или усыновившая:
- первого ребёнка с 1 января 2020 года
- второго ребёнка с 1 января 2007 года
- третьего или последующего ребёнка с 1 января 2007 года
В некоторых случаях право на маткапитал возникает:
Получатель сертификата и ребёнок, в связи с рождением которого выдаётся маткапитал, должны быть гражданами РФ. Гражданство второго родителя значения не имеет
Независимо от гражданства маткапитал может получить отец или усыновитель, если мать умерла, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах или было отменено усыновление ею
- Размер материнского капитала
В 2023 году размер маткапитала зависит от того, какой по счёту ребёнок и когда он родился или был усыновлён
- Первый ребёнок родился или усыновлён до 2020 года, второй — в 2020 году и позже — 775 628,25 ₽ на второго
- Оба ребёнка родились до 2020 года — 586 946,72 ₽ на второго
- Единственный ребёнок родился с 1 января 2020 г. — 586 946,72 ₽
- Первый ребёнок родился с 1 января 2020 г. — 586 946,72 ₽, и появился второй — ещё 188 681,53 ₽
- Первый и второй ребёнок родились до 2007 года, третий — в 2020 году или позже — 775 628,25 ₽ на третьего
- Распоряжение средствами материнского капитала
Статья 7 Закона № 256-ФЗ предусматривает 5 направлений использования средств материнского капитала:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком (детьми);
- формирование накопительной пенсии матери;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (ч. 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ)
(Работа с кейс - ситуациями, смоделированными преподавателем в процессе объяснения нового материала)
Материнский капитал получают не реальными деньгами, а суммой, зафиксированной в сертификате.
В последнее время участились случаи незаконного «обналичивания» материнского капитала. Только по статистике СК РФ за 2015 года было возбуждено 20941 уголовных дел по факту мошенничества с незаконным обналичиванием материнского капитала.
Игра:
- Можно ли снимать материнский капитал (НЕТ)
- Со скольки лет можно получить МК (с 3 лет)
- До какого года можно будет получать МК (до 2026)
- Сколько целей расходования у МК (4)
Систематизация и закрепление нового материала.
Уважаемые обучающиеся, теперь Вы владеете теоретической информацией по теме, и мы переходим к решению кейс-ситуаций. (Преподаватель раздает кейс-ситуации студентам)
Кейс-ситуация № 1
Гражданка А, мать двоих детей, рожденных после 2007 года, была лишена родительских прав после рождения второго ребенка, обратилась в территориальное отделение ПФР за выдачей ей сертификата на материнский капитал. ПФР ей отказал, проанализируйте ситуацию и дайте ответ согласно НПА в области защиты материнства, семьи и детства.
Кейс-ситуация № 2
Гражданка Б. получила сертификат на материнский капитал, подала документы по реализации его на образовательные услуги первого ребенка, однако ПФР отказал. Проанализируйте ситуацию, согласно ФЗ «О дополнительных мерах поддержки…».
Кейс-ситуация № 3
Гражданка С. родила второго ребенка в 2009 году, ребенка и ее выписали из родильного дома в удовлетворительном состоянии. Она обратилась в ПФР с заявлением на получение сертификата на материнский капитал. В процессе оформления документов, ее второй ребенок заболел и после проведенной операции впал в кому. ПФР приостановил оформление документов на выдачу сертификата на материнский капитал. Проанализируйте ситуацию, согласно ФЗ «О дополнительных мерах поддержки…».
Преподаватель: «Итак, вы разобрали кейс-ситуации, полные ответы на поставленные вопросы. Теперь стало ясно, чтобы решить ситуации по праву социального обеспечения, необходимо уметь анализировать нормативно-правовые акты, своевременно реагировать на все изменения, происходящие в законодательстве. Юрист сегодня — это специалист, обладающий достаточными профессиональными компетенциями, он решает сложные профессиональные задачи в различных правовых коллизиях».
5.Подведение итогов урока.
Я благодарю всех за работу! (Преподаватель выставляет оценки за работу на уроке)
Таким образом, резюмируя все приведенные выше аргументы, сделаем ряд выводов:
• материнский (семейный) капитал является своевременной мерой государственной поддержки семей имеющих детей;
• материнский (семейный) капитал является социальной инновацией современного общества, влияющей на демографические процессы;
• материнский (семейный) капитал является современным инвестиционным инструментом, позволяющим решать ряд наиболее острых проблем семьи (улучшение жилищных условий, образование детей, оплата услуг образовательного учреждения, оплата содержания ребенка в детском саду);
• продолжают совершенствоваться меры борьбы с незаконными действиями с материнским (семейным) капиталом.
- Домашнее задание.
Исходя из полученных знаний на занятии ваше домашнее задание написать Эссе «Плюсы и минусы материнского капитала в РФ».
Документы, необходимые для получения сертификата:
-заявление,
-документ, подтверждающий личность,
- свидетельства о рождении первого и последующих детей,
- Снилс матери (отца),
-снилсы детей (если имеются).
Документы для распоряжения средствами материнского капитала:
-заявление,
- Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
- СНИЛС владельца сертификата,
Основной документ, удостоверяющий личность лица,
Копия разрешения органов опеки и попечительства на направление средств материнского (семейного) капитала по выбранному направлению - в случае подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала опекунами (попечителями) или приёмными родителями несовершеннолетнего ребёнка (детей).