3.4. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.

Ооржак Надежда Борбак-ооловна

3.4. Открытый урок по теме "Молодежь как социальная группа"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchest._urok_1.docx299.39 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая образовательная организация профессионального образования «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по теме:

«Молодежь как социальная группа»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Тема «Молодежь как социальная группа»

Цели:

Образовательные: показать основные психологические особенности юношеского возраста; проследить процесс социализации среди молодежи; охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры

Развивающие: развивать умения анализировать современные социальные проблемы; сопоставлять мнения по социальным вопросам; делать выводы; раскрывать на примерах важнейшие положения социально-гуманитарных наук

Воспитательные: формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: лабораторная работа с учебником и документами с элементами лекции

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ, проблемно-поисковые

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие листы, пакет документов, учебник

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу

Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку

Мотивационно-целевой

  1. Предлагает проанализировать высказывание:

«Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей»

О ком идет речь в высказывании?

Как вы думаете, как  давно были произнесены эти слова?

  1. Предлагает сформулировать круг вопросов, которые учащиеся считают актуальными для молодежи. Предложенные аспекты учитель записывает на доске в виде кластера
  2. Предлагает сформулировать тему и цели урока

Предлагают варианты ответов

Формулируют вопросы для исследования

Формулируют тему и цели урока

Деятельностный

  1. Организует деление учащихся на группы
  2. Комментирует задание группам. Контролирует и консультирует работу групп

  1. Организует выступление групп. Предлагает учащимся комментировать выступления групп, задавать вопросы выступающим
  2. Предлагает выполнить задания на закрепление изученного материала (в формате ЕГЭ)

  1. Делятся на 4 группы: социологи, экономисты, юристы, культурологи
  2. Знакомятся к пакетом документов. Отвечают на вопросы к документам. Готовят выступление групп

Вопросы группам:

Социологи:  как определялись возрастные границы молодежи в разное время? Чем объясняется увеличение верхней границы молодежного возраста? Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную эпоху? Какие основные социально-психологические особенности имеет молодежь? Легко ли быть молодым?

Экономисты: Нужны ли подростку карманные деньги? Какие бывают формы экономической деятельности для подростка? Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью? Насколько легко сегодня молодому человеку устроиться на работу? Какие факторы способствуют или препятствуют трудоустройству молодежи?  Что лежит в основе выбора будущей профессии молодежи? Легко ли быть молодым?

Юристы: Что такое правовой статус человека? Какие права и обязанности есть у российских подростков? Как происходит становление дееспособности молодежи? Что означает право на образование для молодежи? Каковы особенности регулирования труда подростков? Легко ли быть молодым?

Культурологи: Почему формируется молодежная субкультура? Каковы отличительные черты молодежных субкультур? Приведите примеры молодежных субкультур. Каковы положительные и отрицательные стороны молодежной субкультуры как социального явления? Легко ли быть молодым?

  1. Представляют выступление групп. Отвечают на вопросы одноклассников. Комментируют выступления
  2. Выполняют задание (в группе или индивидуально). Сравнивают с эталоном.

Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает схематично изобразить портрет молодого человека и представить его, ответив на вопрос: чем руководствовались при создании портрета

Предлагает закончить предложение: «Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что …»

Комментирует домашнее задание (п.19, эссе по высказыванию «С точки зрения молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это очень краткое прошлое» А. Шопенгауэр . Объявляет отметки. Заканчивает урок

Выполняют задание и представляют его. Отвечают на вопрос

Заканчивают предложение. Формулируют выводы по уроку

Записывают домашнее задание

Приложение 1.

Пакет документов для групп

Социологи

  1. Как определялись возрастные границы молодежи в разное время?
  2. Чем объясняется увеличение верхней границы молодежного возраста?
  3. Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную эпоху?
  4. Какие основные социально-психологические особенности имеет молодежь?
  5. Легко ли быть молодым?

Понятие молодости

     Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).

     В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины».

     Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Почему?

     1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

     2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

     3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

     На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen».

     Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

     Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

     Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как социальной группы следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

С точки зрения психологии молодость — это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, чтобы принимать правильные решения в многочисленных сложных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. Артур Шопенгауэр (1788-1860) говорил: «С точки зрения молодости, жизнь — бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости, это очень краткое прошлое». Молодость — это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

С этой позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Исходя из всех этих характеристик можно сказать, что молодежь — это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Экономисты:

  1. Нужны ли подростку карманные деньги?
  2. Какие бывают формы экономической деятельности для подростка?
  3. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью?
  4. Насколько легко сегодня молодому человеку устроиться на работу?
  5. Какие факторы способствуют или препятствуют трудоустройству молодежи?  
  6. Что лежит в основе выбора будущей профессии молодежи?
  7. Легко ли быть молодым?

Экономическое положение молодежи

С точки зрения возрастных особенностей, к молодежи относят лиц от 16 до
29 лет. Молодежь по возрастным границам делится на три группы: подростковая группа (16-18 лет), молодежь в возрасте 18-24 лет и молодые люди в возрасте 25-29 лет.

Подростковая группа представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый
“шок от реальности”, связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. Именно на этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Молодежь по своему общественному положению - социальная группа, активно выражающая свое отношение и участвующая в определении содержания общественной действительности. В экономике, например, молодежь имеет особый смысл. Это социальная группа, которая пробует на себе ту или иную общественную потребность, тот или иной новый товар. Не случайно мода ориентирована именно на молодежь, на тех, кто способен экспериментировать с устоявшимися общественными традициями. Когда молодое поколение освоит новый экономический продукт, становится возможным запуск товара в массовое производство.

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества.
Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Так, например, практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть всё то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке труда.

Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в
России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии
(специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлениях о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной в большинстве городов страны.

Еще одной серьезной проблемой является падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Вследствие этого для молодежи стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.

Карманные деньги: за и против

Что же такое карманные деньги? Это мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Как же правильно научить ребенка пользоваться карманными деньгами? Ведь необходимо, чтобы эти деньги пошли ему на пользу. Первоначально необходимо привить ребенку значимость денег, приучить к тому, что взятые деньги в долг необходимо отдавать и делать это вовремя, научить тратить их. Не стоит давать деньги ребенку бессистемно, для этого должны быть выделены определенные дни, когда родители выдают ему средства, это может быть один раз в неделю или в месяц. При всем этом карманных денег не должно быть много, их должно быть достаточно для того, чтобы ребенок мог приобрести себе что-то нужное.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы карманных денег.

Итак, плюсами в наличие карманных денег у ребенка являются его подготовка к взрослой жизни, умение совершать нужные покупки тратить деньги. При наличии денежных средств, дети учатся самостоятельно принимать решения, делать правильный для себя выбор и естественно, когда у ребенка есть карманные деньги, он начинает понимать их ценность.

Минусы в наличие карманных средств могут проявляться с той стороны, если карманные средства будут расходоваться ребенком бесконтрольно, поэтому на первых порах приучения ребенка к пользованию денежными средствами нужно контролировать его расходы. К тому же минусы в самостоятельном распоряжении карманными деньгами появляются тогда, когда родители не обучают своего ребенка правильно ими пользоваться. Следовательно, при выдаче средств на карманные расходы родителям необходимо учитывать, какую сумму необходимо ребенку выдать, желательно заранее обсудить ребенком, сколько ему понадобится денег и для чего.

Следовательно, основной целью выделения карманных денег детям является предоставление возможности им самим распоряжаться материальными средствами. Он начинает осознавать свои потребности, приучается их планировать и осуществлять контроль, а также начинает осознавать ценность человеческого труда.

Юристы: 

  1. Что такое правовой статус человека?
  2. Какие права и обязанности есть у российских подростков?
  3. Как происходит становление дееспособности молодежи?
  4. Что означает право на образование для молодежи?
  5. Каковы особенности регулирования труда подростков?
  6. Легко ли быть молодым?

Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве субъективные права, гарантии их осуществления и юридические обязанности субъекта права. Понятие правового статуса охватывает правоспособность (т.е. возможность лица иметь определенные права, обладать ими, быть носителем этих прав), дееспособность (способность лица своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему права, а также исполнять возложенные на него обязанности), деликтоспособность (способность лица нести юридическую ответственность за свои действия). Таким образом, мы видим, что термин «правовой статус» употребляется для характеристики правового положения субъекта в целом.

В настоящем случае субъект  молодежь  весьма специфичен. Его специфичность выражается в том, что молодежь  это социальная группа людей, которая определена возрастными рамками. Молодым считается тот, кто не достиг 30 лет . Специфичность проявляется также в том, что молодежь подразделяется по возрастному критерию на следующие категории:

  1. несовершеннолетний  лицо, не достигшее 18 лет (по общему правилу): ребенок или малолетний (не достигший 14 лет), подросток  (в возрасте от 14 до 18 лет);
  2.  т.н. совершеннолетний молодой человек  лицо в возрасте от 18 до 30 лет.

Рассмотрим каждую категорию отдельно.

Лица, не достигшие 18 лет, находятся под особой зашитой государства. Это обусловлено тем, что несовершеннолетние в силу своего возраста не всегда в полной мере могут осознавать значение своих действий. В связи с этим ограничивается способность несовершеннолетних своими действиями создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность. Так, ничтожна сделка, совершенная малолетним, т. е. она не влечет никаких юридических последствий, в т. ч. возникновения каких-либо обязанностей, для лица, не достигшего 14 лет. В то же время уголовной и административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. И лишь в исключительных случаях за совершение наиболее тяжких преступлений уголовной ответственности могут подлежать несовершеннолетние, достигшие 14 лет. Причем и в этом случае такая ответственность носит ограниченный характер.

По указанным выше причинам для несовершеннолетних устанавливается также и особый порядок осуществления принадлежащих им прав и свобод. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, по общему правилу, могут совершать сделки лишь с письменного разрешения своих законных представителей.

Особая защита несовершеннолетних государством выражается, прежде всего, в том, что установлены и гарантированы те права, которые являются для несовершеннолетних в силу их возраста наиболее важными: право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг и т.д. Вместе с тем государство содействует предотвращению нарушения прав и свобод несовершеннолетнего гражданина. УК РФ предусматривает в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, такие факторы, как привлечение к совершению преступления несовершеннолетних, совершение преступления в отношении малолетнего, а также устанавливает уголовную ответственность за ряд деяний, направленных непосредственно на нарушение тех общественных отношений, которые обеспечивают как материальные, так и нематериальные условия нормального физического и нравственного формирования личности несовершеннолетнего. Особая защита несовершеннолетних выражается также предоставлением им ряда льгот. В трудовых правоотношениях несовершеннолетним предоставляются льготы в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда. А в уголовном праве несовершеннолетие виновного рассматривается как смягчающее обстоятельство.

Правовой статус совершеннолетних молодых людей во многом двойственен. Такое положение определяется, прежде всего, тем, что, с одной стороны, законодатель наделил их полной общей правосубъектностью, а с другой стороны, ограничил ряд политических прав совершеннолетних граждан дополнительным возрастным цензом и установил дополнительные обязанности.

Трудовой кодекс РФ.

Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 269. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Меры воздействия на несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение

К несовершеннолетним могут применяться специальные меры воспитательного воздействия:

а) возложение на подростка обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

б) вынесение предупреждения;

в) объявление выговора или строгого выговора на заседании комиссии.

г) возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (стипендию), и если сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда; д) наложение штрафа также возможно только в отношении работающих подростков;

е) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или заменяющих их лиц, или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации с их согласия. Комиссия сама проявляет инициативу в поиске и выборе организаций или граждан, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних;

з) направление в профессионально-техническое училище. Самая серьезная мера воздействия. Она применяется в случаях систематического совершения правонарушения, когда административному проступку предшествовали другие общественно опасные деяния, нарушения общественного порядка, применялись другие меры воздействия, которые не возымели действия. В специальных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения 15 лет, а в специальных ПТУ – до 18 лет. Несовершеннолетние находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более 3 лет.

Культурологи:

  1. Почему формируется молодежная субкультура?
  2. Каковы отличительные черты молодежных субкультур?
  3. Приведите примеры молодежных субкультур.
  4. Каковы положительные и отрицательные стороны молодежной субкультуры как социального явления?
  5. Легко ли быть молодым?

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат. sив - частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно  в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Основные черты молодежных субкультур

Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Для одних они связаны с желанием обрести взаимопонимание и взаимоподдержку. Для других это способ почувствовать себя более сильными и защищенными. К сожалению, есть и те, кому важно почувствовать власть над другими...

Большинство молодежных групп сочетают противоречивые черты единообразия и непохожести. Единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) поддерживается внутри группы. Вместе с тем сама группа стремится (прежде вceгo, внешне) выделиться в общей мacсе молодежных движений.

Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Отметим, что на Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 1960-1970-x гг., активно участвует в социальных программах помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т. д. Вероятно, такое различие можно объяснить особенностями российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Поэтому досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное - для студента нередко отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей.

Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению, чаще всего, выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки), например группами футбольных фанатов. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

Например, субкультура рейва (от англ. гave - бред, бессвязная речь) возникает в 1980-x гг. в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-1991 гг. Ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик) в одежде стали элементами рейверского образа жизни. Развитие этой субкультуры шло параллельно с распространением наркотиков. Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуpы,- высказывали и высказывают крайне негативное oтнoшение к приему наркотиков.

Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Тем не менее, молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Это скорее культура досуга, чем работы. 

Приложение 2

Тестирование

1. Почему молодежь стала восприниматься как социальная группа только с появлением индустриального общества?

  1. фабричное производство создавало условия для использования детского труда на промышленных предприятиях;
  2. усложнение техники, растущая специализация привели к необходимости увеличения периода получения образования;
  3. увеличилось количество войн, и молодежь стала основной частью вооруженных сил;
  4. В период становления индустриального общества эпидемии уносили большое количество жизней, и выживали только молодые

2. В книге «Социология» английский социолог Э.Гидденс пишет: «То, что молодежь привыкла считать безработицу практически нормальным образом жизни, чаще всего становится причиной непонимания между нею и родителями. «О. - говорят они, - Все вы непутевые. Вам бы только валяться целыми днями, курить, да трепаться по углам». О каком социальном конфликте идет речь?

  1. поколенческом
  2. этническом
  3. конфессиональном
  4. экономическом

3. Для молодежи как особой социальной группы характерно

1) отсутствие социального оптимизма

2) «вызов» агрессии на себя со стороны других лиц

3) нежелание менять свой статус

4) негативное отношение к новациям

4. Верны ли следующие суждения о социализации молодежи?

А) Процесс социализации молодежи заканчивается в юности

Б) Наиболее интенсивно социализация молодежи происходит в детстве и юности

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

5. Какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребенка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие еще критерии вы могли бы назвать в качестве главных. Аргументируйте свой ответ