Статья Развитие мелкой моторики рук у дощкольников с нарушением зрения как залог успешного обучения в школе

Стаья раскрывает актуальность проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением зрения и содержит практические рекомендации для учителей - дефектологов и других специалистов, занимающихся с данной категорией дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_doshchkolnikov.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления (статья в сборник): «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением зрения, как залог успешного обучения в школе».

Автор выступления: Ефремова Оксана Васильевна, учитель-дефектолог высшей  категории, МБДОУ №24 «Пчёлка» комбинированного  вида Новосибирской области г.Бердска.

Традиционно обучение письму вызывает у детей, поступивших в первый класс, наибольшие трудности. К причинам их возникновения современные исследователи в области педагогики и психологии относят несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам дошкольников. Говоря о детях с нарушением зрения важно отметить, что они гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляются с выполнением графических заданий. Для детей, имеющих проблемы со зрением характерным является: нарушения границ рабочего поля, строки; трудности при анализе рабочего поля; пропуски или появление лишних элементов; плохое запоминание и различение конфигурации букв; зеркальное написание букв, носящее стойкий характер и другие. С графическими трудностями дети со слабовидением сталкиваются и в дошкольном детстве.  Любая моторная деятельность для них сложна, так как контроль за движением руки снижен, что отрицательно сказывается на точности, скорости, пластичности движений во время рисования и любой другой ручной работе. Затруднения ребёнка, связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребёнка, он самоустраняется от деятельности, связанной с мануальным аспектом, что влияет на взаимоотношения ребёнка со сверстниками, взрослыми. Поэтому, учитывая всё вышеизложенное, начинаю проводить работу по развитию мелкой моторики задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание заданиям, упражнениям, играм, содержащим аспект моторной деятельности, решаются сразу несколько задач: во-первых, косвенным образом оказывается влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, идет подготовка его к овладению навыками письма, в-третьих, тренируются зрительные функции и, в-четвёртых, формируется вера в свои силы, что позволяет более успешно адаптироваться к разным жизненным условиям.

Изучив специальную литературу по вопросу развития сенсомоторики, и пользуясь на практике разнообразными методами и приёмами формирования ручной умелости, пришла к выводу о необходимости постоянного включения заданий, позволяющих в той или иной степени положительно повлиять на развитие мелкой моторики рук детей. Свою работу строю с  учётом  индивидуальных возможностей каждого ребёнка, как зрительных, так и познавательных. Задания подбираю по этапам лечения:

на плеоптике – игры с мозаиками; нанизывание бус разной величины; обводка через кальку контурных изображений (младшие дети и дошкольники с низкой остротой зрения: простые крупные предметы; старшие дети: сюжетные картинки); рисование по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета; составление из частей целого (матрёшки, пирамидки); сортировка (круп, фигур и других предметов); дорисуй недостающие части; дорисуй половину изображения.

на ортоптике и диплоптике – игры с мячами (прокати шар в ворота; попади в цель; набрось кольцо; настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»).

Начальный этап обучения (в основном он соответствует младшему дошкольному возрасту, но иногда и более старшим детям, в зависимости от индивидуальных особенностей) начинается со знакомства с пальчиками, их возможностями. Затем постепенно  мы разучиваем  несложные упражнения и сопровождаем их интересными весёлыми словами. Например, выполняя упражнение с массажным мячиком «су-джок», говорим следующие строки: «Гладь мои ладони ёж. Ты колючий, ну и что ж. Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить». После этого «ёжик делится волшебными колючими» колечками, которые малыши с удовольствием примеряют на каждый пальчик. Пальчики учатся здороваться, сгибаться, разгибаться, держать карандаш, мячик, прокатывать их и удерживать.

В младшем возрасте чаще всего дети  рисуют крупно, размашисто, поэтому сначала предлагаю выполнять графические работы на больших рабочих листах и в тетради на весь лист.

Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, поэтому формировать его у детей с нарушением зрения необходимо используя трафареты (Л.И.Плаксина). Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, чёткими. Всё это важно на этапе, когда дети ещё слабо владеют изобразительными навыками. В своей практической деятельности я убедилась в эффективности предложенной методики и использую её для формирования детской ручной умелости. Срисовывание по трафарету, обводки по контуру и силуэту применяю непостоянно, по мере того как у детей появляется уверенность в способе изображения,  они начинают работать без вспомогательных средств.  Задания становятся более сложные: дорисуй половинку предмета; «преврати» квадрат (любые фигуры и линии различной конфигурации) в какой либо предмет; нарисуй по памяти и другие.

Темы графических работ, как и различных пальчиковых гимнастик, соответствуют тематическому плану всей организованной деятельности.  Например, изучая «Лес, ягоды, грибы», мы с детьми выполняем упражнения для пальцев рук «Осенние листья», задания «Нарисуй гриб по трафарету», «Обведи гриб фломастером», «Раскрась ягоду», «Пройди по тропинке и угости ёжика ягодкой», «Нарисуй разные дорожки для медведя, мышки и лисы» (кисточками различной толщины). Проходя тему «Домашние животные», тренируем пальчики и кисти рук, сматывая нитку в клубок, которую раскрутил шаловливый котенок, и ищем в сухом бассейне других представителей группы домашних животных. В данном случае мы развиваем тактильную чувствительность и одновременно массируем кисти рук бобовыми. В тетрадях дети обводят котёнка фломастером, дорисовывают ему глаза, нос, усы, а так же «дарят» (рисуют) ему разноцветные клубочки. Так на протяжении всей недели задания варьируются, но при этом решаются смежные задачи: развитие мелкой моторики рук и развитие зрительно-моторной координации. У детей в этом возрасте внимание непроизвольное. Это значит, что ребёнок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому на своих занятиях использую как можно больше оборудования. Яркость, новизна, необычность позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребёнка к заданиям. Так, например, мои воспитанники очень любят  упражнение «Кто быстрее скрутит ленточку», на конце которой закреплена картинка или игрушка, соответствующая изучаемому материалу;  игра «Весёлые прищепки», в которой дети из  прищепок создают различные предметы: деревья, цветы, ёжиков, расчёски и другое.

 Чтобы ребёнок в дальнейшей практической деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания), я стараюсь предупредить формирование механизмов подобных затруднений.

Поэтому, в старшем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с образами букв (о проблемах детей с нарушением зрения, связанных с восприятием и написанием, букв говорилось выше). Мы не просто учимся изображать их на тетрадном листе, но и вышиваем, рисуем пластилином, выкладываем счётными палочками, крупой, обводим и вырезаем, заштриховываем, выполняем аппликативно в обрывной технике, рисуем с помощью графического диктанта, находим в «Чудесной коробочке» или сухом бассейне, рисуем,  на что похожа буква -  «превращаем» буквы в разные предметы, дописываем у них недостающие части.

Немного хочу остановиться на индивидуальной работе с детьми. Мною разработана система развития зрительного восприятия через изобразительную деятельность (рисование натюрмортов). Она позволяет тренировать как зрительные функции: умение анализировать предметы по их основным признакам, видеть и понимать перспективу в сюжетном изображении, понимать перекрытие одного предмета другим, так и тренировать ручную умелость через непосредственное обследование предметов, а затем и их изображение различными материалами  (карандашами, красками, мелками). Особенно важна подобная работа для детей с косоглазием, так как именно у них в большей степени страдает объёмное видение, глазомер, глубинное зрение.

Особое внимание уделяю развитию осязания и ручной умелости  тотально незрячих детей, наш детский сад посещают такие дошкольники. В данном случае, провожу индивидуальную работу, в ходе которой стимулирую перцептивную активность ребёнка через систему поисковых игр и заданий: знакомство с предметами окружения, игрушками, материалами, из которых они изготовлены, рисование руками, пальцами (гуашью), работа с пластилином (лепка, рисование), вышивание на картоне, подготовка дырочек для вышивания и  рисования пластилином, рассматривание рельефных изображений, аппликации, нанизывание бус, определение качеств различных поверхностей, игры с прищепками, резиночками, пуговицами, мозаикой, крупами и другое. Постепенная, регулярная организация моторной деятельности незрячих детей стимулирует чувствительность осязающей руки, обогащает их конкретными представлениями об окружающем мире, а также снимает трудности вхождения ребёнка в социум, увеличивает активность детей в коллективных играх.

Вся моя работа по развитию мелкой моторики рук у детей  с нарушением зрения опирается на тесное взаимодействие заинтересованных в успехах дошкольников взрослых: родителей и воспитателей групп компенсирующей направленности.

Проводимая работа даёт позитивный результат, прежде всего, отмечается эмоционально-положительное отношение детей к заданиям, связанным с мануальным аспектом, в тоже время радуют и графические работы будущих выпускников. Всё это даёт надежду полагать, что школьная адаптация у наших воспитанников пройдёт легко, и дальнейшее обучение не будет вызывать больших трудностей.

Список литературы:                                                                                                                        

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль: Академия развития, 1997 г.

2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М.: Просвещение, 1988 г.

3.Денискина В.З. Программа развития осязания и моторики для детей с нарушением зрения.

4.Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969 г.

5.Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Санкт-Петербург: Акцент, 1977

6.Никулина Г.В., Потёмкина А.В., Фомичёва Л.В. Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения.

7.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие. С-Пб, 1995 г.

8.Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: «ГороД», 1998 г.

9.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. М.: Владос, 2008 г.

10.Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает. Новгород, 2002 г.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей): ясли-сад-начальная школа. Часть 1. Детский.1999г.

12. Ремезова Л. Рекомендации по обучению конструированию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. /Дошкольное воспитание, 1999 г. № 3, с. 32-41.

13. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Под ред. Безруких М.М. М.: Владос, 2001 г.