План по самообразованию
Тема самообразования
"Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель:
Исаичева Л.А.
Тема педагогического опыта работы:
«Сенсорное развитие детей посредством
дидактической игры»
Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.
М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики», главная цель в ней учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П.Усова и К.П.Сакулина создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является
залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Актуальность
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Проблема
Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины. Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.
Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблюдается недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию. Также не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.
Таким образом, проблема сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Цели и задачи
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Цель: - формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
- формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
- развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
- взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
- реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
Система педагогической работы
В 2013 году я начала работу по «Сенсорному развитию детей посредством дидактической игры», создала для детей теплую и уютную атмосферу. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание сенсорное развитие детей будет происходить наиболее успешно.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей первой и второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Изучив теоретические основы проблемы сенсорного развития у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. В процессе диагностирования мною были подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (Диагностика по методике Л. Венгера «Проверяем сенсорные способности»), которая устанавливается на основе изучения восприятия формы; изучения восприятия цвета; изучения умения ориентироваться в величине предметов; изучения особенностей осязательного восприятия предметов. Были проведены с детьми игровые тренинги, наблюдения, дидактические и развивающие игры и упражнения по выявлению уровня знаний сенсорики.
Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по сенсорному развитию должна вестись совместно с семьей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей. (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием сенсорика. Имеют представление об этом понятии, выделяют свойства и качества сенсорного восприятия. Также результаты анкетирования (ПРИЛОЖЕНИЕ) дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Работа с семьей в области сенсорного развития детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Исходя из данных
анкетирования и собеседований с родителями, был составлен перспективный план мероприятий с родителями (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Наличие диагностики, позволило мне взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми первой, а затем второй младшей групп.
Этапы - длительность работы над опытом
Работа по сенсорному воспитанию детей, проводилась в течение 2-х лет, с 1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – октябрь. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме на основе диагностики сенсорного развития детей.
2 этап – основной (формирующий) – ноябрь – март. На данном этапе, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по сенсорному развитию детей, проводилась апробация системы работы. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
3 этап – заключительный (контрольный) – март - май. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.
Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:
- индивидуальные социально- психологические особенности детей;
- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
- возрастные особенности.
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
В группе была оформлена «Сенсорная стена»:
- фланелеграф (дети создают композиции из ниток, ткани, поролона различного цвета и формы);
- ленточки различного цвета и длины;
- доска с крючками (группируют предметы по цвету, форме, величине);
- доска с липучками (собирают целый предмет или картинку из частей);
- доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности;
- дидактический стол (позволяет детям упражняться в перцептивных действиях).
Оформляя физкультурный уголок, я постаралась наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке много нетрадиционного оборудования (дуги и обручи из киндерсюрпризов, ребристые доски из решеток для раковин, дорожки из губок и др.), а также мячи, кегли, кольцеброс. Все эти предметы разного цвета и размера, сто позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы.
В группе имеется центр «Песок- вода», его значение для развития органов чувств трудно переоценить. В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой листок?» и др.), продуктивной деятельности
(«Выложи узор из листьев», « Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства. Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и др.)
Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:
- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины),
- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины),
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и веши с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т.д.).
И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями « Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Поэтому, свою работу по сенсорному воспитанию и развитию детей я начала, прежде всего, с составления перспективного - тематического плана (ПРИЛОЖЕНИЕ).
В этот план кроме специальных занятий, я включила отобранные мною заранее дидактические игры, а также задачи по сенсорному развитию я включила в занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим, занятия продуктивной деятельностью, математикой.
Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет, достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество дидактических игр планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход. Часть дидактических игр я проводила на участке во время прогулки. Побеседовав с инструктором по физкультуре и музыкальным работником, некоторые дидактические игры мы органично включили в музыкальные, физкультурные занятия. Очень удачно эта работа вписалась в занятия по изобразительной деятельности, а именно в кружковой работе «Мир глазами детей» (ПРИЛОЖЕНИЕ). Считаю, что эта продуманная мною работа не нарушила целостности педагогического процесса, и я достигла поставленных мною задач не за счет других видов деятельности.
Особый такт нужно было проявить при планировании индивидуальной работы с детьми (ПРИЛОЖЕНИЕ). Важно было помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Нужно было заинтересовывать и вызывать желание малышей поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради решения задач сенсорного воспитания отрывать ребенка от интересных для него дел, надо постараться эти задачи органично включить в игру ребенка. Например: ребенок увлеченно играет с машинкой, воспитатель
просит его помочь перевезти в заданное место полочки определенного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины
Чтобы реализовать раннее поставленные задачи, мною были определены этапы работы:
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами, о круглых говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.
Я использовала следующие методы и приёмы:
- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок…)
- Наглядные ( использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия…)
- Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….).
- Игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).
Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом.
Организация дидактических игр осуществлялась мной в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
- определение количества играющих ( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
- подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;
- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об
эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.
В конце игры я всегда спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: « Догадайтесь, дети, что в этой коробке».
Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.
Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что - то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Для чувственного познания окружающего мира, воспитатель должен подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно
с ним действовать.
Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо- и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть.
При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки…
Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.
Исходя из всего перечисленного, мы можем сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.
Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий;
- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым
для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).
Следовательно, ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Я как педагог одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов (найди лишнее, поставь матрешку на красный кубик, …). Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Я забочусь об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, при нанизывании шариков двух цветов на веревочку, добавить еще цвета.
С помощью игр – занятий я не только передаю детям определенные знания, но и формирую представления, учу детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы
затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
- Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей
Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.
Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».
Например:
Дидактическая игра « Воздушные шары»
Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра (задача запомнить названия перед детьми не ставится).
Дидактическая игра « Геометрическое лото».
Дидактическая задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу (задача запомнить названия геометрических фигур перед детьми не ставится).
Дидактическая игра « Что там?».
Дидактическая задача: способствовать закреплению умения устанавливать соотношение трех предметов по величине, использовать это умение при выполнения действий с предметами ( составление матрешки).
Дидактическая игра « Соберем овощи».
Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.
В своей практике я использовала много занятий, которые полностью состояли из дидактических игр (пример такого занятия см. в Приложении).
Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, который умеет:
- выделять ряд свойств и качеств и называть их:
- величина (большой, маленький, одинаковые)
- форма (круг, квадрат, треугольник)
- вес ( легкий, тяжелый)
- свойства материалов (прочность, твердость, мягкость)
- структура поверхности (гладкая шероховатая)
- группировать предметы по величине, форме, цвету
- сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения
- различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание
- собирать целое из 4-6 частей
- в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Результативность дидактических игр обеспечиваются специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения дидактических игр:
Учет специфики овладения детьми сенсорных эталонов:
- Формирование подготовленного интереса через приемы работы, активизирующие деятельность ребенка.
- Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности
- В целях получения максимального педагогического эффекта, дидактические игры организуются при условии положительного
- эмоционального отношения у ребенка. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ - фото).
По окончании работы, предусмотренной перспективным планом, мною была проведена диагностика с использованием тех же методик, которые поводили в начале года. Уровень развития сенсорных способностей детей отслеживаем, используя технологию Т.В. Николаевой.
По результатам диагностики (ПРИЛОЖЕНИЕ), мы получили положительные данные об овладении детьми сенсорными эталонами и перцептивными действиями, т.е. об эффективности денного педагогического опыта.
А наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности, беседы с родителями позволят отследить, как дети используют полученные знания в повседневной жизни.
Для проведения диагностики по методике Л. Венгера «Проверяем сенсорные способности» детям предлагались следующие задания:
- вложить геометрические формы в гнезда соответствующей плоскости;
- сгруппировать предметы по цвету при выборе из четырех (красные, желтые, синие, зеленые);
- сложить трехсоставную матрешку;
- сложить три пирамидки разного цвета (красную, желтую, синюю) из трех убывающих по величине колец;
- сложить картинку, разрезанную вертикально на три части и т.п.
Результаты обследования заносятся в протокол.
Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок
мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Могу отметить, что при систематической работе в соответствии с перспективным планом, использовании воспитателем рациональных методов и приемов, стремлении к профессиональному росту и конечно, при тесном контакте с родителями, показатели овладения детьми сенсорными способностями оказываются достаточно высокими.
Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель должен очень хорошо владеть методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера - в результате чего ограничивается и активность и самостоятельность детей. А самое главное условие - эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к этим играм, они начнут играть в них и самостоятельно.
Педагогическое сопровождение семьи.
В работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течение года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок («Путешествие в Красную страну», « Где живет круг» и др.) Было проведено тематическое занятие с участием родителей «Магазин игрушек», где дети и родители смогли быть
полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а также гармонизации детско- родительских отношений. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
В родительском уголке постоянно помещается материал по изготовлению дидактических игр из природного и бросового материала, бумаги, картона.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.
Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.
Вывод
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Использование современных технологий в процессе
сенсорного развития детей
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное! В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, так как они являются главным в охране и укреплении физического и психологического здоровья детей, обеспечивание безопасности их жизнедеятельности.
Развитию сенсомоторных способностей помогает использование здоровьесберегающих технологий. С своей работе я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья, а именно гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. Также эти технологии способствуют ненавязчивому развития сенсорных способностей. А также в своей педагогической деятельности я использую такие технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, упражнения на развитие общей моторики, ориентация в пространстве и собственном, подвижные игры, малоподвижные игры, динамические паузы. Интересными для детей являются физкультурные развлечения с использованием различного дидактического сенсорного пособия.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении.
В своей группе я применяю различные дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые, способствующие развитию сенсорных процессов у детей. Используемые мною игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
С помощью игровых технологий развивается у детей быстрее развивается понятие сенсорного восприятия.
С детьми я стараюсь чаще использовать технологию художественного творчества, которая направлена на сенсомоторное и познавательное развитие детей через продуктивную деятельность. Посредством этой технологии происходит формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития.
Сенсорное воспитание играет очень важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. Так как, без простейших знаний цвета, формы, величины того или иного предмета невозможно дальнейшее познание в области художественного творчества.
Использования сенсорных систем в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста, является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления). У меня она использовалась в кружке.
Грамотное использование современных информационно- коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению сенсорного восприятия. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, в форме, в величине,
движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Показав информацию на экране в игровой форме, я вызываю у детей огромный интерес. В доступной форме, ярко, образно, преподношу детям материал, что соответствует наглядно-образному мышлению.
В своей работе использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Большую помощь в реализации задач моей работы по сенсорному воспитанию оказывают проектные технологии. В них развивается у детей самостоятельная, исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
При использование проектные технологии у детей происходит осознание своих интересов и формирование умений их реализовывать; приобретение опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать; формирование личностных качеств; применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
В своей работе я внедряла следующие проекты: «Разноцветный мир, «Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!».
Для эффективной реализации проектов, мне способствовало активное участие родителей, совместной работе с детьми дома, экскурсии, прогулки семейные, организации выставок, совместных игр с детьми. В реализации проектов я использую Е.В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Создание здоровьесберегающей среды
В создание здоровьесберегающей среды детей мной были определены основные направления работы:
- Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса;
- Физическое развитие и оздоровление детей;
- Профилактическая работа;
- Работа с родителями;
- Обеспечение психологического благополучия.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей я уделяю совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности моих воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика, индивидуальная работа, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, оздоровительный бег, дозированная ходьба, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», закаливающие мероприятия, спортивные досуги и праздники, музыкальные и физкультурные занятия, ежедневный режим прогулок.
В процессе формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, я учила их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию развития у детей навыков личной гигиены и осуществлению контроля, за их неукоснительным соблюдением.
В своей работе я использую общеизвестные средства:
- закаливание; массаж (самомассаж); упражнения, на формирование осанки
и развитие опорно-двигательного аппарата; упражнения на развитие физических качеств; физические упражнения, способствующие психическому развитию, игры, которые лечат, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, ежемесячное проведение «Дней здоровья».
Создаю условия для организации здоровьесберегающего процесса:
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
- поощрение самостоятельности;
- формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;
- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
- развитие активного самовыражения.
Организовывала активную работу по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий я добилась следующих результатов:
- Снижение % заболеваемости детей.
- Улучшение физического развития;
- Отсутствие травматизма;
- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
- Рост качественных показателей мониторинга физического состояния детей.
Система индивидуальной работы.
У каждого ребенка имеются свои особенности. Процесс психофизического развития оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей.
Индивидуальная работа с детьми заключается в конкретизации общих целей воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания, а также организация оптимальных условий для развития отдельного ребенка.
Планирование задач, содержания и методов индивидуальной работы с детьми выполняю на основании результатов повседневных наблюдений за ребёнком, анализа его деятельности и бесед с родителями.
Показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с индивидуальной работы:
- уровень знаний (осознанность и действенность);
- характер и длительность работоспособности;
- характеристики переключения мыслительных процессов;
- степень активности и самостоятельности;
- личное отношение к обучению;
- наличие познавательных интересов;
- степень волевого развития.
Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе.
Родителям, детей которые не смогли повысить полностью свои результаты, мной были даны рекомендации и консультации.
Результаты освоения образовательной программы детьми.
Анализ мониторинга отражает положительную динамику сенсорного развития всех детей, у воспитанников показан положительный результат усвоения умений, знаний и навыков игровой деятельности, физического и речевого развития.
Сенсорное развитие
| Высокий | Средний | Низкий |
Сентябрь 2020 г. | 0% | 64% | 36% |
Май 2021 г. | 9% | 78% | 13% |
Сентябрь 2020 г. | 12% | 78% | 10% |
Май 2021 г. | 21% | 79% | 0% |
Игровая деятельность
| Высокий | Средний | Низкий |
Сентябрь 2020 г. | 0% | 52% | 48% |
Май 2021 г. | 3% | 74% | 23% |
Сентябрь 2021 г. | 5% | 76% | 19% |
Май 2022г. | 14% | 79% | 7% |
Речевое развитие
| Высокий | Средний | Низкий |
Сентябрь 2020 г. | 0% | 18% | 82% |
Май 2021 г. | 0% | 65% | 35% |
Сентябрь 2021 г. | 0% | 75% | 25% |
Май 2022 г. | 5% | 87% | 8% |
Физическое развитие
| Высокий | Средний | Низкий |
Сентябрь 2020 г. | 0% | 70% | 30% |
Май 2021 г. | 7% | 78% | 15% |
Сентябрь 2021 г. | 10% | 80% | 10% |
Май 2022 г. | 17% | 83% | 0% |
Художественное творчество (лепка, рисование)
Анализ полученных результатов позволяют говорить об эффективности проводимой работы с детьми в рамках деятельности кружковой работы.
| Высокий | Средний | Низкий |
Сентябрь 2020 г. | 0% | 61% | 39% |
Май 2021 г. | 5% | 78% | 17% |
Сентябрь 2021 г. | 5% | 70% | 15% |
Май 2022 г. | 17% | 79% | 4% |
Опираясь на результаты мониторинга, можно сказать, что программа воспитанниками ДОУ освоена (с учетом возрастных требований).
Таким образом, очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем уровне, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Список используемой литературы:
- Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.
- Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
- Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
- Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
- Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
- Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
- Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
- Каралашвили Е.А. , Антоненкова О.В. , Малахова Н.Е . «Организация сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
- Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
- М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
- Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр
12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html
13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405
14. http://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Исаичевой Людмилы Александровны
На тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
2023г.
Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Актуальность
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Цель:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном развитии детей младшего возраста
- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному развитию
Выход темы:
- консультация для родителей
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
3 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Месяц | Форма работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика детей | Изучение необходимой литературы Оформление в группе уголка дидактических игр. Обновление игровой развивающей среды в группе. Подбор материалов. | Консультация для родителей: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?» | |
Октябрь | В свободное деятельности применение игр на сенсорное развитие | Творческий отчет по «Сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» | Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. | |
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | Диагностика | Написание отчета о проделанной работе за учебный год. | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год. |
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
∙ развивает наблюдательность;
∙ готовит к реальной жизни;
∙ позитивно влияет на эстетические чувства;
∙ является основой для развития воображения у детей.
Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.
Развивающие игрушки. Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года – полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.
Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику, формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.
Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.
Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.
Матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.
предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом прошнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть — работы — отшнуровать детали — не менее, если не более сложна, чем первая.
Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.
Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.
Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.
Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой. Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера. Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.
Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с новыми понятиями. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки — просто стежки, стежки крест-накрест.
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.