Методическая копилка
Здесь Вы сможете ознакомиться со всеми материалами, которые я использую в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pesochnaya_terapiya.pptx | 1.02 МБ |
prazdnik_oseni.docx | 179.42 КБ |
kutyavina_a.a._mbdouno1_sibiryachok.docx | 784.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Праздник Осени
Цель: развитие речи у детей дошкольного возраста.
Задачи: развивать
- словарный запас, грамматический строй речи, связную речь;
- фонематический слух;
- внимание, мышление;
- тактильные ощущения;
- общую моторику.
Действующие лица: лиса, медведь.
Ход занятия:
Вместе: - Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто мы?
Лиса: - Скажите, пожалуйста, лиса по характеру какая? Правильно, я хитрая, а еще любознательная, поэтому сегодня я буду с вами играть в интересные игры и буду пытаться вас обхитри-и-и-ть! Будьте начеку!
Медведь: - Ну, я для вас тоже задания подготовил. Да не простые они, у-у-х!
1. «Доскажи словечко»: дети отгадывают загадки, берут нужный фрукт и кладут его в мешочек:
Очень сочны и красивы выросли на ветках…(сливы)
Для Ванюшки и Катюши соберём в корзину… (груши)
Для начинки в пироги набираем… (яблоки)
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж (виноград)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его … (арбуз)
2. Затем мешочек «произносит» слова:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть
Лиса: - Ребята, угадайте наощупь, какой фрукт вам попался (можно положить и другие фрукты – лимоны, бананы, апельсины).
3. Игра «Варим джем». - Ну а теперь давайте сварим из наших садовых фруктов и ягод джем!
Детям предлагается сварить фруктовый джем, используя дидактический материал. Этапы готовки при необходимости можно обсудить и объяснить. Для выполнения задания приглашается 4 ребёнка (1 ставит кастрюлю на печь, 2 – кладёт фрукты в кастрюлю, 3 – засыпает сахар, 4 – снимает готовой джем). При выполнении действий ребёнок должен проговорить, что он делает. В конце задания с детьми можно обсудить чем полезен фруктовый джем, как его можно использовать (готовить с ним булочки, кушать во время чаепития, приготавливать морс и т.д.).
Медведь: - У меня приключилась большая беда. Из моего огорода куда-то пропали все овощи. Чтобы их отыскать – нужно отгадать небольшие загадки. Вы поможете мне их найти?
Загадки (ОВОЩИ)
У нас в огороде Всё в полном порядке. Поспели томаты И перцы на... ГРЯДКЕ Я огурчику родня, Полюбуйтесь на меня – Крепкий глянцевый бочок, А зовусь я… КАБАЧОК Много платьев, Много хруста. Как зовут её?.. КАПУСТА | Под землей живёт семья: Папа, мама, деток тьма. Лишь копни её немножко - Вмиг появится... КАРТОШКА Есть на каждом огороде, Ведь любимец он в народе! Всех избавит от недуг, Чуть поплачешь. Это... ЛУК Я оранжева, сочна, Я полезна и вкусна. За ботву схватись ты ловко, Чтобы вытащить… МОРКОВКУ |
4. - Чем еще, кроме овощей и фруктов, богата осень? (Грибами)
«Хлопай в ладоши»:
5. Игра «Доскажи словечко» (с мячом, дети стоят по кругу):
Моросит (дождь).
Дует (ветер).
Вянет (трава).
Желтеют (листья).
Льет (дождь).
Улетают (птицы).
Опадают (листья).
Созревают (овощи, фрукты, грибы).
Собирают (урожай).
6. Игра «Топни – Хлопни»: если фраза с ошибкой, топните ногой и поднимайте руки для правильного ответа. Если фраза правильная, хлопайте в ладоши.
- Осенью все деревья становятся голыми.
- Медведица вышла из берлоги и увидела листопад.
- Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Журавли вылетают из скворечников в теплые края.
- Осенью вся земля укрыта снегом.
- Осенью часто идет дождь.
- Осенью люди загорают в майках и шортах.
- Осенью лес загорается красными, желтыми, оранжевыми красками.
- Зимой ласточки склевали все вишни с яблони.
7. Игра «Угадай овощ»: - Сейчас я вам расскажу про овощ, который спрятался у нас в мешочке, а вы должны будете сказать, как его мы называем. Детям даётся описание овоща, после чего они должны назвать загаданный овощ.
- Этот овощ круглой формы с тонкой гладкой кожурой. Бывает красного, жёлтого и оранжевого цвета. Внутри него много семян. (ПОМИДОР)
- Этот овощ овальной формы. Бывает с гладкой, а бывает с пупырчатой кожурой. Зелёного цвета. (ОГУРЕЦ)
- Этот овощ круглой формы с тонкой кожурой. Растёт под землёй. (КАРТОФЕЛЬ)
- Этот овощ вытянутой формы с гладкой кожурой. Оранжевого цвета, сладкий на вкус. Растёт под землёй. (МОРКОВЬ)
- Этот овощ круглой формы с хвостиком. Снаружи почти чёрного цвета, а внутри – красный. Растёт под землёй. (СВЕКЛА)
- Этот овощ круглой формы. Зеленого цвета, но иногда бывает фиолетового. У него много листов, растет на кочерыжке. (КАПУСТА)
8. Подвижная игра «Грибок» (муз.):
- У кого имя начинается на звук А …? (этот ребенок встает в центр)
- Дети идут в одну сторону – стоят – в другую сторону – стоят – идут в центр, поднимая руки вверх – ребенок из центра выбирает другого ребенка, а сам встает на его место – расходятся обратно в широкий круг.
Завершение:
Медведь: - Ну спасибо вам, ребята. Очень вы нам помогли. Лиса: -Теперь нужно найти обратную дорогу из города домой.
Медведь: Ребята, вы про нас не забывайте! Приходите к нам в гости в лес. Лиса: - Да не забудьте корзинки для лесных даров!
Вместе: До свидания!
Предварительный просмотр:
«Развитие активного словаря у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии с песком»
(из опыта работы учителя-логопеда Кутявиной Алины Алексеевны
МБДОУ №1 «Сибирячок»).
Активный словарь ребёнка – это слова, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет их в своей свободной речи. На данный момент существует большая проблема недоразвития активной лексики у детей не только с речевыми нарушениями, но и с нормой развития.
На сегодняшний день существует огромное количество методических указаний по исправлению нарушений активного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю подробнее остановиться на методах и приёмах работы с данным нарушением в процессе взаимодействия с песком.
Песочная терапия – приятный и интересный вид деятельности и для воспитанников, и для педагогов. Благодаря нескольким включённым в работу анализаторам: слуховому, зрительному и тактильному – в головном мозге формируется более чёткое представление изучаемого материала, а также несколько возможных «путей» обращения к сформировавшемуся представлению. Всё это значительно упрощает ребёнку активизацию слова в свободной речи.
Игра «Доскажи словечко».
Для данной игры можно использовать различные рассказы по лексической теме недели, которые можно легко придумать самому. Это задание очень эффективно для развития активной лексики детей с общим недоразвитием речи. Его главный плюс – она легка в исполнении и понятна для ребёнка любого возраста.
Инструкция логопеда: «У меня есть небольшой рассказ, но из него пропали слова. Поможешь мне найти их? Я буду читать тебе рассказ, а ты называй мне недостающие слова и делай рисунки для этих слов на нашем песке, чтобы они больше не потерялись» (при необходимости показать ребёнку пример).
Игра «Собери предмет».
Эта игра отлично подходит для изучения и запоминания составных частей окружающих нас предметов по лексической теме недели. Ребёнку будет проще использовать их в своей речи, так как он сам «создаёт» из них изучаемое. Также игру можно использовать на групповом занятии. Для этого задания нам понадобится понятная и красочная картинка анализируемого предмета.
Инструкция логопеда: «Что это за предмет (по теме недели)? (ребёнок должен ответить). Молодец, а ты знаешь из каких частей он состоит? (если материал только изучается, то рассказать ребёнку; если уже изучен – подсказать при необходимости). Когда-то человек придумал такой полезный предмет. Давай мы с тобой тоже попробуем создать его? Называй части, из которых он состоит и рисуй их на песке, чтобы в конце у нас получился такой же предмет» (при необходимости подсказать или помочь ребёнку).
Также данное упражнение можно использовать и в обратную сторону – для синтеза частей в предмет, но такое задание больше подходит для детей подготовительного возраста. Для этого нам понадобятся картинки составных частей предмета.
Инструкция логопеда: «Посмотри, у меня сломался какой-то предмет (по теме недели), остались только его части. Ты поможешь мне собрать его обратно? Что это такое? (ребёнку показывается картинка с частью предмета). Молодец, а теперь давай соберем наш сломанный предмет, называй части и рисуй их на песке, соединяя вместе. Что у нас получилось?» (при необходимости подсказать или помочь ребёнку).
Сказка – игра.
Это задание отлично подходит для закрепления уже изученного материала по лексической теме недели: предметов, действий предметов и признаков предметов. Благодаря её интересному сюжету и участию детей, она окажет сильное влияние на ребёнка. Сказку можно адаптировать для детей разных возрастов.
Инструкция логопеда: «Сейчас мы с вами погрузимся в удивительный мир сказки и начнём очень занимательное путешествие. Но для начала нам нужно превратиться в жителей сказочного мира (предметы по лексической теме недели). Вот теперь мы можем начать наше путешествие».
Я в своей работе использую сказки по лексической теме недели. Далее приведу пример используемого материала для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Сказка по лексической теме недели «Мебель».
«Жили в одной комнате (предъявляются картинки) диван и стул (дети называют и рисуют персонажей сказки). Каждый день они спорили о том, кто из них лучше и нужнее. Диван говорил: «Я…» (ребёнок должен от имени дивана рассказать, какой он. При необходимости помочь ребёнку). Стул говорил: «Нет, я…» (ребёнок должен от имени стула сказать, что он лучше. При необходимости помочь ребёнку). Диван отвечал: «На мне можно…» (ребёнок должен продолжить какие действия можно выполнять с диваном). А стул говорил: «А на мне можно…» (ребёнок должен продолжить, какие действия можно выполнять со стулом). Так было до того времени, пока в комнате не появился стол (предъявляется картинка, ребёнок называет и рисует стол). «А ты для чего?»: - спросили диван и стул. Стол ответил: «Я…, меня используют для того, чтобы. Но у стола всегда должны быть помощники – …» (спрашиваем у детей какие помощники у стола, при необходимости помочь). Так стул и диван поняли, что они одинаково полезны и нужны. А через некоторое время в комнате появились…(предъявляются картинки, дети называют и рисуют их). И никто с тех пор не спорит о том, кто полезнее и нужнее. Ведь у каждого предмета мебели есть своя задача.»
Такие несложные и интересные игры с песком могут быть отличным помощником в работе учителя-логопеда по развитию активного словаря ребёнка с общим недоразвитием речи. Одновременно с этим они также решают другие коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового восприятия, мелкой моторики, грамматических категорий и связной речи. Дети с удовольствием проявляют активность на занятии, что не может не отразиться положительно на усвоении изучаемого материала и отношении ребёнка к индивидуальным и групповым логопедическим занятиям.