Конспекты занятий

Кутявина Алина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Групповое занятие по развитию лексики-грамматического строя речи у детей среднего возраста (7 группа)

Тема недели: «Лето»

Цель: развитие лексической и грамматической сторон речи.

Задачи:

  • Формировать физиологическое дыхание;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать слухоречевую память;
  • Расширять и актуализировать словарь по теме недели;
  • Учить группировке и обобщению предметов;
  • Учить согласовывать слова;
  • Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму слов;
  • Учить правильно употреблять падежи;
  • Учить отвечать полными предложениями

Ход занятия:

Организационный момент

1. Игра «Назови соседа ласково».

Дети садятся на стульчики, логопед выбирает ребёнка, который первый назовёт имя своего соседа ласково. И так по очереди, пока каждый из детей не выполнит задание.

Основная часть

  1. Дыхательная гимнастика:

 «Вертушки». Дети берут в руки вертушки, садятся на стульчики, вдыхают воздух так, чтобы надулся живот, затем выдыхают струю воздуха на вертушку, чтобы та закрутилась. Выполняется 3 раза.

  1. Игра «Запомни-повтори».

Дети запоминают и повторяют услышанные слова.

Пляж-солнце

Сачок-бабочка

Гроза-трава

Роса-арбуз

Дача-ягоды

  1. Детям предъявляются картинки и предлагается сказать, что на них изображено. Темы: признаки лета, летние забавы, летняя одежда.
  2. Игра «Топни-хлопни».

Детям предлагается хлопать, если они услышат летнюю примету или забаву, и топать, если что-то сказано неправильно. Можно попросить детей исправить ошибку.

«Летом идёт снег».

«Летом мы купаемся и загораем».

«В лесу летом можно кататься на лыжах»

«Зимой на даче растёт много ягод».

«Летом можно кататься на велосипеде».

«Летом мы носим майки и шорты».

  1. Пальчиковая гимнастика по теме «Лето»

Вот и лето наступает,

Всех на отдых приглашает.

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

«Колечки».

Соединяем одноименные пальцы на двух руках.

Сжимаем-разжимаем кулачки.

Наклоны ладоней влево-вправо.

  1. Игра «Доскажи словечко» на материале картинок по теме недели.

Самое теплое время года – это…(лето)

На лугу растут красивые…(цветы)

Летом на улице летает много…(бабочек, насекомых)

Дети купаются в… (речке)

Летом в лесу собирают…(грибы, ягоды)

Дети играю в мяч на…(песке)

Летом ярко светит…(солнце)

Дети ловят бабочек…(сачком)

  1. Игра «Как назвать одним словом?» на материале картинок по теме недели.

Одуванчик, роза, ромашка (цветы)

Бабочка, муха, жук (насекомые)

Клубника, малина, смородина (ягоды)

Шорты, майка, футболка (летняя одежда)

Песок, море, солнце (пляж)

Плавать в море, загорать, кататься на велосипеде, отдыхать на даче (летние забавы)

  1. Физ.минутка по теме «Лето».

Лето! Мы идём гулять.

Раз, два, три, четыре пять.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Чтоб сорвать в лугу цветочки,

Наклонимся до носочков.

А вокруг полно малины,

Не смогли пройти мы мимо.

Тут в лесу растет черника, ежевика, голубика,

Чтобы ягодку сорвать, нужно ниже приседать.

А теперь пора нам, братцы, поскорее возвращаться.

Хлопки в ладоши.

Шаги на месте.

Наклоны.

Повороты в стороны.

Приседания.

Шаги на месте.

  1. Игра «Давайте посчитаем» на материале предметов по теме недели.

Перед детьми выкладываются одинаковые предметы по теме недели и предлагается посчитать сколько их («одна ягода, две ягоды…пять ягод»).

3. Заключительная часть

Игра «Матрёшка». Дети передают друг другу матрёшку, тот, на ком закончился стишок, называет одно слово, связанное с темой «лето» и подходит к двери.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звук [а], буквы Аа

(подготовительная группа)

Задачи занятия:

1. Развивать артикуляционную, мелкую, крупную моторику, слуховое внимание и восприятие, творческое самовыражение.

2. Развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматические категории.

3. Продолжить знакомить с буквой А.

4. Учить анализировать свою деятельность.

Ход занятия:

1. Организационный момент: воспроизведение ритма на металлофоне --.. (Медведь рычит: ААаа).

2. Пальчиковая игра «Листья осенние тихо кружатся» (стоя).

3. Артикуляционная гимнастика:

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

(Стучать языком за верхними зубами, биоэнергопластика (указательным пальцем одной руки стучать по ладони другой руки))

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь?

(Касаться языком верхней губы, нижней губы, правого угла рта, левого угла рта)

4. - Я беззвучно произнесу звук, а вы догадайтесь, какой это звук?

- Схема звука [а], «Губы», мнемотаблица (характеристика звука [а]: положение губ при артикуляции (гласный, «все гласные – красные»)).

- Биоэнергопластика.

- РДГ.

- Что вы делали со звуком [а]? (произносили и слышали, звуки нельзя увидеть, пощупать, погладить…). Буквы Аа:

      Вот два столба наискосок,

А между ними поясок,

    Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

5. Психогимнастика:

Изобразите дрожащую на ветру осинку; могучий дуб, который не боится ни дождя, ни ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой. «Прогулка в лесу»: пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику и воронику.

6. На доске висят картинки, обозначающие слова со звука [а] в начале, середине и конце. Дети называют слова, определяют количество слогов и  определяют позицию звука [а] в слове. «Звуковая птичка» и красная фишка.

7. Итог занятия: - Из кабинета выйдет тот, кто слово со звуком [а] назовет.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звук [у], буквы Уу

(подготовительная группа)

Задачи занятия:

1. Развивать артикуляционную, мелкую, крупную моторику, слуховое внимание и восприятие, творческое самовыражение.

2. Развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматические категории.

3. Продолжить знакомить с буквой У.

4. Учить анализировать свою деятельность.

Ход занятия:

1. Организационный момент: воспроизведение ритма на металлофоне --.. (Сова ухает: ааА).

2. Пальчиковая игра «Гранат» (красные резинки на левую руку, резиновые шарики, набитые горохом):

Гранат под толстой кожурой

Имеет детский садик свой

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В нём – полным-полно детей,

Посчитайте их скорее.

(Стараются нащупать и ухватить горошину под оболочкой шарика, потом ухватить другую и т.д.)

Все они чудесные, костюмы их прелестные.

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В каждом – искорка лучится,

(Ритмично стучат пальчиками по шарику)

Сок полезный в них хранится.

(Гладят шарик, прижимают к себе)

3. Артикуляционная гимнастика:

Широко рот открываю, персик вкусный я кусаю.

(Открыть широко рот, затем закрыть, стукнув зубами, с элементами биоэнергопластики)

Груши и яблоки осенью стучат,

Слышу я утром фруктопад.

Груши и яблоки осенью стучат,

осень пришла во фруктовый сад.

(Стучать языком за верхними зубами с элементами биоэнергопластики)

Хоть и сладкая хурма, волокнистая она.

Язычок пожую и волокна сниму.

(Жевать язык, рот приоткрыт, с элементами биоэнергопластики)

4. - Я беззвучно произнесу звук, а вы догадайтесь, какой это звук?

- Схема звука [у], «Губы», мнемотаблица (характеристика звука [у]: положение губ при артикуляции (гласный, «все гласные – красные»)).

- Биоэнергопластика.

- РДГ и звука [у], и звука [а].

- Что вы делали со звуком [у]? (произносили и слышали, звуки нельзя увидеть, пощупать, погладить…). Буквы Уу:

      У буквы У одна нога

       И очень острые рога.

5. Психогимнастика:

Изобразите дрожащую на ветру осинку; могучий дуб, который не боится ни дождя, ни ветра; плакучую иву, которой жалко расставаться со своей листвой. «Прогулка в лесу»: пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику и воронику.

6. Дети определяют наличие и последовательность звуков А и У в одном слове. Наволочка для подушки («небо», «лужи», «дождь»), 2 зонтика, слова: губа, муха, Баку, азу, дуга, туча, пара, жара, учу, мука, кума, тащу, качу, дача, Маша, рука, куча, папа, мама.

7. Итог занятия: - Из кабинета выйдет тот, кто слово со звуком [у] назовет.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ФРУКТЫ

(подготовительная группа)

Задачи занятия:

1. Учить доброжелательному отношению к окружающим людям. Использовать здоровьесберегающие технологии для развития познавательного интереса, положительного психологического настроя.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Обогащать словарный запас, развивать грамматические категории, связную речь.

4. Учить делить слова на слоги.

Ход занятия:

Красные резинки на левую руку.

Квест-игра: Внучка с бабушкой и дедушкой собрали фруктовый урожай, дети помогают «обработать» фрукты», после чего отдыхают вместе с этой семьей – катаются с горки.

  1. Организационный момент: пальчиковая игра «Гранат» (резиновые шарики с горохом):

Гранат под толстой кожурой

Имеет детский садик свой

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В нём – полным-полно детей,

Посчитайте их скорее.

(Стараются нащупать и ухватить горошину под оболочкой шарика, потом ухватить другую и т.д.)

Все они чудесные, костюмы их прелестные.

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В каждом – искорка лучится,

(Ритмично стучат пальчиками по шарику)

Сок полезный в них хранится.

(Гладят шарик, прижимают к себе)

  1. Игра с кубиком «Описалка-сочинялка» (муляжи фруктов, кубик, мнемотаблица для составления описания предмета). Число на кубике соответствует числу слов-признаков.

  1. Игра «Выложи крылечко» (легенда: у хорошего хозяина должно быть выложено крылечко перед домом, скоро фрукты занесем в дом, надо не испачкать обувь; в ряд выложены муляжи фруктов, дети кидают кубик, число на кубике соответствует порядковому номеру фрукта, ребенок берет нужный фрукт, делит слово на слоги, берет соответствующее число ракушек и выкладывает ими крылечко).

  1. Игра «Горка»: мы собрали фруктовый урожай, теперь можно и с горки покататься (бабушка, дедушка, внучка, горка), педагог ребенку называет последовательность, в которой будет кататься семья (начало, середина, конец), ребенок выстраивает соответствующую очередь, прокатывает семью по горке и называет при этом 3 любых  фрукта.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звук [а], буквы Аа

(старшая группа)

Задачи занятия:

1. Развивать артикуляционную, мелкую, крупную моторику, слуховое внимание и восприятие, творческое самовыражение.

2. Развивать просодику, фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматические категории.

3. Продолжить знакомить с буквой А.

4. Учить анализировать свою деятельность.

Ход занятия:

1. Организационный момент: прослушивание голосовых звуков аистов и дополнительные вопросы. После чего выполняется подражание звукам с модуляцией голоса по высоте.

Руки вверх – высокий звук А.

Руки вниз – низкий звук А.

2. Пальчиковая игра «Листья осенние тихо кружатся» (стоя).

3. Артикуляционная гимнастика:

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

(Стучать языком за верхними зубами, биоэнергопластика (указательным пальцем одной руки стучать по ладони другой руки))

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь?

(Касаться языком верхней губы, нижней губы, правого угла рта, левого угла рта)

4. - Я произнесу звук, а вы попробуйте его повторить.

- Схема звука [а], мнемотаблица (характеристика звука [а]: положение губ при артикуляции (гласный, ниточка длинная, «все гласные – красные»).

- РДГ.

- Что вы делали со звуком [а]? (произносили и слышали, звуки нельзя увидеть, пощупать, погладить…).

- Знакомство с образом буквы Аа (показываем букву):

      Вот два столба наискосок,

А между ними поясок,

    Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

5. На доске висят картинки, обозначающие слова со звуком [а] в начале и конце. Дети называют слова, определяют количество слогов и  определяют позицию звука [а] в слове. «Звуковая птичка» и красная фишка.

6. Итог занятия: - Из кабинета выйдет тот, кто слово со звуком [а] назовет.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Звук [у], буквы Уу

(старшая группа)

Задачи занятия:

1. Развивать артикуляционную, мелкую, крупную моторику, слуховое внимание и восприятие, творческое самовыражение.

2. Развивать просодику, фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматические категории.

3. Продолжить знакомить с буквой У.

4. Учить анализировать свою деятельность.

Ход занятия:

1. Организационный момент: прослушивание голосовых звуков сов и дополнительные вопросы. После чего выполняется подражание звукам с модуляцией голоса по высоте.

Руки вверх – высокий звук У.

Руки вниз – низкий звук у.

2. Пальчиковая игра «Гранат» (красные резинки на левую руку, резиновые шарики, набитые горохом):

Гранат под толстой кожурой

Имеет детский садик свой

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В нём – полным-полно детей,

Посчитайте их скорее.

(Стараются нащупать и ухватить горошину под оболочкой шарика, потом ухватить другую и т.д.)

Все они чудесные, костюмы их прелестные.

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В каждом – искорка лучится,

(Ритмично стучат пальчиками по шарику)

Сок полезный в них хранится.

(Гладят шарик, прижимают к себе)

3. Артикуляционная гимнастика:

Широко рот открываю, персик вкусный я кусаю.

(Открыть широко рот, затем закрыть, стукнув зубами, с элементами биоэнергопластики)

Груши и яблоки осенью стучат,

Слышу я утром фруктопад.

Груши и яблоки осенью стучат,

осень пришла во фруктовый сад.

(Стучать языком за верхними зубами с элементами биоэнергопластики)

Хоть и сладкая хурма, волокнистая она.

Язычок пожую и волокна сниму.

(Жевать язык, рот приоткрыт, с элементами биоэнергопластики)

4. - Я произнесу звук, а вы повторите его.

- Схема звука [у], мнемотаблица (характеристика звука [у]: положение губ при артикуляции (гласный, ниточка длинная, «все гласные – красные»).

- РДГ и звука [у], и звука [а].

- Что вы делали со звуком [у]? (произносили и слышали, звуки нельзя увидеть, пощупать, погладить…).

- Знакомство с образом буквы Уу:

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи

6. На доске висят картинки, обозначающие слова со звуком [у] в начале и конце. Дети называют слова, определяют количество слогов и определяют позицию звука [у] в слове. «Звуковая птичка» и красная фишка.

7. Итог занятия: - Из кабинета выйдет тот, кто слово со звуком [у] назовет.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ФРУКТЫ

(старшая группа)

Задачи занятия:

1. Учить доброжелательному отношению к окружающим людям.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Обогащать словарный запас, развивать грамматические категории, связную речь.

4. Учить делить слова на слоги.

Ход занятия:

Красные резинки на левую руку.

Квест-игра: Внучка с бабушкой и дедушкой вернулись из деревни после летних каникул. Они собрали фруктовый урожай, дети помогают «обработать» фрукты», после чего отдыхают вместе с этой семьей – катаются с горки.

  1. Организационный момент: пальчиковая игра «Гранат» (резиновые шарики с горохом, красные резиночки на левую руку):

Гранат под толстой кожурой

Имеет детский садик свой

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В нём – полным-полно детей,

Посчитайте их скорее.

(Стараются нащупать и ухватить горошину под оболочкой шарика, потом ухватить другую и т.д.)

Все они чудесные, костюмы их прелестные.

(Дети ритмично сжимают воздушный шарик с горохом)

В каждом – искорка лучится,

(Ритмично стучат пальчиками по шарику)

Сок полезный в них хранится.

(Гладят шарик, прижимают к себе)

  1. Игра с кубиком «Описалка-сочинялка» + работа с соглосованием слов по родам (муляжи фруктов, кубик, мнемотаблица для составления описания предмета). Число на кубике соответствует порядковому номеру фрукта. Ребёнок должен описать фрукт по мнемотаблице.

  1. Игра «Выложи крылечко» (легенда: у хорошего хозяина должно быть выложено крылечко перед домом, скоро фрукты занесем в дом, надо не испачкать обувь; в ряд выложены муляжи фруктов, дети кидают кубик, число на кубике соответствует порядковому номеру фрукта, ребенок берет нужный фрукт, делит слово на слоги, берет соответствующее число ракушек и выкладывает ими крылечко).

  1. Игра «Горка»: мы собрали фруктовый урожай, теперь можно и с горки покататься (бабушка, дедушка, внучка, горка), педагог называет ребенку последовательность, в которой будет кататься семья (начало, середина, конец), ребенок выстраивает соответствующую очередь, прокатывает семью по горке и называет при этом 1 любой фрукт.