Картотеки
Здесь Вы сможете ознакомиться со всеми материалами, которые я использую в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.docx | 21.77 КБ |
kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 95.97 КБ |
kartoteka_artikulyatsionnyh_skazok.docx | 17.28 КБ |
kartoteka_neyrokorrektsii.docx | 27.36 КБ |
kartoteka_massazha_i_igr_s_myachikami.docx | 12.01 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И ПОСТАНОВКИ ТОЧНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИИ
Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.
Дыхательные упражнения
Правильное дыхание
Ребёнок сидит на стуле, спина прямая, ноги вместе. Просим ребёнка положить ручку на живот, чтобы он мог контролировать себя. Просим его вдохнуть так, чтобы надулся животик.
Дифференциация дыхания
Для начала просим ребёнка вдохнуть и выдохнуть носом. Затем вдохнуть и выдохнуть через рот. После предлагаем ребёнку вдохнуть носом (следить за правильностью дыхания), а затем выдохнуть ртом. И наоборот – вдохнуть через приоткрытый рот, а выдохнуть носом.
Дракон
Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.
Тишина
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Воздушный шарик
Ребенок должен выпрямить спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.
Водолаз
Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.
Роза и одуванчик
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.
Волна
Ребенок сидит на стуле, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
Вырасту большой
Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Фокус
Ребёнку на кончик носа кладется небольшой кусочек ваты. Просим его направить струю воздуха так, чтобы кусочек ваты улетел за голову (направляется нижней губой).
Насос
Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный.
Дыхание под ритм
Педагог задает ритм хлопками и топотом. На каждый хлопок ребёнок вдыхает, на топот выдыхает.
Дыхательные игры
Музыкальный пузырёк
Подносим пузырёк к губам, дуем так, чтобы появился отчётливый звук. Чтобы звук появился, горлышко пузырька должно касаться нижней губы, струя должна быть сильной. Чтобы упражнение было безопасным, проводится индивидуально, либо пузырёк передается от ребёнка к ребёнку.
Я ветер
Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
Бабочки
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
Воздушный футбол
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
Рисунок на окне
Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.
Снегопад
Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.
Праздник
Для проведения игры нужна праздничная дудочка. Предлагаем детям подуть в дудочки по очереди, через одного или всем вместе. Не напрягаясь. Если использовать направленную слабую струю воздуха, то «хоботок» просто развернётся, если дуть сильно – издаётся соответствующий звук.
Пропевание гласных звуков
Пропевание звука [а] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть звук [а] до полного окончания воздуха. | Пропевание [ау] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [ау] до полного окончания воздуха. Пропевание [аи] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [аи] до полного окончания воздуха. Пропевание [ао] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [ао] до полного окончания воздуха. |
Пропевание звука [у] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть звук [у] до полного окончания воздуха. | Пропевание [уа] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [уа] до полного окончания воздуха. Пропевание [уи] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [уи] до полного окончания воздуха. Пропевание [уо] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [уо] до полного окончания воздуха. |
Пропевание звука [и] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть звук [и] до полного окончания воздуха. | Пропевание [иа] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [иа] до полного окончания воздуха. Пропевание [иу] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [иу] до полного окончания воздуха. Пропевание [ио] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [ио] до полного окончания воздуха. |
Пропевание звука [о] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть звук [о] до полного окончания воздуха. | Пропевание [оа] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [оа] до полного окончания воздуха. Пропевание [оу] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [оу] до полного окончания воздуха. Пропевание [ои] Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть [ои] до полного окончания воздуха. |
Пропевание стечения 3 гласных звуков
[ауо], [аоу], [аои], [аио], [ауи], [аиу]; [уао], [уоа], [уаи], [уиа], [уои], [уио];
[оуа], [оау], [оаи], [оиа], [оиу], [оуи]; [иау], [иуа], [иоа], [иао], [иуо], [иоу].
Пропевание стечения 4 гласных звуков
[ауио], [аоиу], [уаио], [уоиа], [иауо], [иоуа] и другие сочетания.
Просим детей вдохнуть до максимума воздуха, надув животик. На выдохе пропеть до полного окончания воздуха.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ
«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.
«Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.
«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.
«Лопатка»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.
«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз
«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз.
«Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.
«Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.
«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.
«Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Маляр»: открыть рот. Кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.
«Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.
«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз.
«Чашка»: открыть рот. Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.
«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.
«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.
«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.
«Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.
«Мотор»: губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д. Темп очень быстрый. В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.
Упражнения с переключением
Выполнять по 5-10 раз. Смотреть по состоянию ребёнка, если быстро устаёт, то сокращаем количество повторений.
- «Заборчик» – «окно».
- «Иголочка» - «лопатка».
- «Часики» - «качели».
- «Улыбка» - «заборчик» - «окно».
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ СКАЗОК
Знакомство с язычком и его домиком
Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг. В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная.
Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться.
Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.
Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет. | Широко открывать рот. Надувать и втягивать щеки. Вращать нижней челюстью. Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу. Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы. Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку». |
Сказка «Домашняя»
Язык в ротике живет. Никогда не устает.
Очень любит чистоту В домике своем - во рту. Двери шире открывает: Воздух свежий он впускает. И пока он убирает Домик свой не запирает. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок. Время даром не теряет: Губы-двери вытирает. Моет двери он вторые - Наши зубы. Ротик шире. Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки. Вот теперь он все убрал, На лошадке поскакал. | Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта. Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ. Открывать и закрывать рот. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек. Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад. Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта. Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны. Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их. Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. |
Сказка «Прогулочная»
Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.
Смотрит, как расческа-зубы Нам причесывает губы. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. А теперь наоборот: Губки тянутся вперед. Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался. Догадаться кто бы мог. Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал, Поиграл и не устал.
То иголка, то лопата Язычки у вас, ребята.
Надоели превращенья: Лижет Язычок варенье.
Любит он покушать сладко. После скачет, как лошадка.
| Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы. Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта. Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними — по нижней, массируя ее. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы. Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед. Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек. Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» - язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата» - язык расслаблен и лежит на нижней губе. Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. |
«Язычок знаком вам, дети»
Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим. Это язычок пришел. Вправо он сейчас пошел. Все, что нужно, увидал И налево зашагал. Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко. Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает. Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает. Язычок не устаёт, Тянется теперь вперёд. В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад. Поиграл с тобою в прятки и Помчался на лошадке. Говорит он: “Досвиданья!”, Тебе машет на прощанье. | Широко улыбаемся. Рот приоткрыть, узким языком тянуться к правому уху. Рот приоткрыть, узким языком тянуться к левому уху. Широко открыть рот и удерживать в таком положении 10 секунд. Держать рот широко открытым, тянуться кончиком языка к нёбу. Держать рот широко открытым, тянуться кончиком языка к подбородку. Максимально вытянуть язык вперёд. Оттянуть язык вглубь рта. Щёлкать языком, рот широко открыт, губы в улыбке. Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать и опускать широкий язык на губы. |
Сказка «Спортивная»
Язычок на спортплощадке Занимается зарядкой.
Хотя это нелегко, Потянулся высоко.
Наклонился низко, К подбородку близко.
Ловко сделал мостик, Вниз запрятал хвостик.
А теперь Язык, как мячик, За зубами сверху скачет.
Поспешил на ипподром, На лошадку сел верхом.
Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.
Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.
А сейчас он развернулся, Лег и в трубочку свернулся.
Язычок чуть-чуть устал. Он спокойно полежал. | Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево. Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу. Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку. Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.
Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов. Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку. Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами. Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь. Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек. |
Сказка «Зоологическая»
В зоопарк пойдем теперь. Открываем шире дверь.
Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.
Если очень захотеть, Можно хоботом вертеть.
Улыбнулись нам подружки – Большеротые лягушки.
Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею.
Зебры - резвые лошадки – Бойко скачут по площадке.
Потянула зебра ножку, Постояла так немножко.
А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.
Посмотри: хамелеон Хвост закручивает он. Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.
Спину выгнула дугой... Язычок, скорей домой! | Открывать широко рот и закрывать его. Тянуть губы вперед «хоботком». Вращать вытянутыми губами по кругу. Широко улыбаться, растягивая губы. Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу. Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку. Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и, удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку. Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.
Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами. Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка. Спрятать язык. Закрыть рот. |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
УПРАЖНЕНИЙ И ИГР ДЛЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ВСЕ БЛОКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Упражнения для коррекции I (энергетического) блока головного мозга
Тесный контакт
Пожимание рук друг другу, крепкие объятия, поглаживания частей тела, массаж частей тела су-джоками.
Ритмичная ходьба
Для проведения детям нужно задать ритм (музыка, хлопки, стихотворение). И под заданный ритм дети должны делать шаги (на каждый хлопок, ударное слово – шаг).
Отбивание ритма
Для проведения детям нужно задать ритм (музыка, хлопки, стихотворение). И под заданный ритм дети должны хлопать или топать.
После того, как дети освоят статичное отбивание и отшагивание ритма, усложняем задание: добавляем еще движение (хлопок – удар по ногам…). А затем можно усложнять сам ритм.
Арт-терапия
Предлагаем детям раскраски, растирание пластилина по картинке, всевозможная лепка.
Упражнения для коррекции II (информационного) блока головного мозга
Вслушивание
Просим детей прислушаться к окружающим звукам и опознать их. Можно включать звуки природы, животных, музыкальных инструментов.
Фонематический слух
Задания можно взять из фонематического блока в коррекционных часах
На ощупь
В непросвечивающую ткань кладутся различные предметы, ребёнок нащупывает один из них и говорит, что это по его мнению.
Тело
Стояние на одной ноге, «ласточка». Также можно использовать следующее упражнение: ребёнок закрывает глаза, в это время педагог касается какой-либо части тела ребёнка, затем он должен определить чего коснулся педагог.
Зрительный гнозис
Детям показывают сложный предмет (из нескольких деталей), они должны угадать и назвать его составные части.
Можно показывать детям различные картины, на которых предметы имеют свою определенную форму, но сделаны из других материалов, предметов.
Также нужно учить детей узнавать предметы по схематичным, контурным, черно-белым и зашумленным картинкам. Можно брать часть изображения, по которому ребёнок должен понять, что за предмет перед ним.
Упражнения для коррекции III (программного) блока головного мозга
Внимание
Зрительное внимание - собрать пазлы, отыскать предмет, «Найди отличия», «Что изменилось?», рисунок по образцу.
Слуховое внимание - исправить ошибку в рассказе/стихотворении, задание по инструкции.
Память
Зрительная память - «Найди пару», «Опиши игрушку», «Что изменилось?» и т.д.
Слуховая память – прослушать рассказ/стихотворение и нарисовать/перечислить, что или кого запомнил; ребёнку произносят несколько слов от 3 до 10, которые он должен повторить сразу или через некоторое время.
Мышление
Числовые последовательности
2-4-6-8-10…; 10-8-6-4-2
Предложения – перевёртыши
«Суп варит маму» - «Мама варит суп».
«Собака выгуливает Сашу» - «Саша выгуливает собаку».
«Зонт идёт под человеком» - «Человек идёт под зонтом».
«Краски рисуют Машей» - «Маша рисует красками».
Глазодвигательные упражнения
Умение задерживать взгляд
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях, причем удержание по длительности должно быть равным предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Упражнения на расслабление глаз
Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.
Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем - полная потеря ощущения глаз
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц
1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно. Не меняя положения головы; повторите 8 - 10 раз.
2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; так 8 - 10 раз.
3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8 - 10 раз.
4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4- 6 раз.
Межполушарное взаимодействие
Колечко
Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Можно выполнять одной или двумя руками.
Зеркальные колечки
Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний…, а на другой руке в обратном порядке большой с мизинцем, безымянным и т.д.
Лезгинка
Одну руку сжимаем в кулачок, большой палец в сторону, кулак пальцами к себе. Другой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу первой руки. Меняем положения рук как можно быстрее.
Ухо—нос
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. При смене положения рук делаем хлопок.
Лягушка
Ладонь одной руки собрана в кулак, на второй – пальчики растопырены, меняем положения одновременно на обеих руках.
Капитан
Одна рука согнута в локте, ладонь приставлена к голове. Вторая рука поднята перед собой, ладонь в кулачке, большой палец поднять вверх. При смене положения рук делаем хлопок.
Перекрестные шаги
Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Заводим правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево.
«Симметричные рисунки»
Просим ребёнка нарисовать на доске/листочке двумя руками одновременно простые геометрические фигуры. Затем фигуры можно усложнять.
Релаксация
РЕЛАКСАЦИЯ «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
Взрослый: - Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях. Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
РЕЛАКСАЦИЯ «ОТДЫХ НА МОРЕ»
Взрослый: - Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день
РЕЛАКСАЦИЯ «ПРИДУМАННАЯ СТРАНА»
Взрослый: - Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется. Далее можно описать различные объекты. Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды.
Взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих чувствах, ощущениях, запомнить их.
РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СОН»
Взрослый: - Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!»
Мы спокойно отдыхаем. Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, Ровно, глубоко. Наши руки отдыхают, Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена, А расслаблена она. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать! Музыка выключается. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
РЕЛАКСАЦИЯ «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»
Взрослый: - Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле.
Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день.
РЕЛАКСАЦИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Взрослый: - Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.
РЕЛАКСАЦИЯ «ТИХОЕ ОЗЕРО»
Взрослый: - Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.
А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.
РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Дети сидят на стульчиках.
Взрослый: - Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух уходит из шарика. Сделайте паузу, досчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.
РЕЛАКСАЦИЯ «ЛИФТ»
Взрослый: - Положите ладонь на живот. Представьте, что живот — это первый этаж дома. Немного выше находится желудок - второй этаж. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома. Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте». Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа — живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните так, чтобы воздух поднялся до второго этажа — желудка. Задержите дыхание, выдохните ртом. Вдохните и поднимайте лифт на один этаж выше — до груди. Задержите дыхание, выдохните ртом. Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.
РЕЛАКСАЦИЯ «ВОДОПАД»
Дети стоят на ковре, спина и руки расслаблены, голова опущена.
Взрослый: - Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА МАССАЖА И ИГР С МЯЧИКАМИ
СУ-ДЖОК
Упражнение 1
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Выполнять поочередно правой и левой руками.
Упражнение 2
«Здравствуй, мой любимый мячик!» - Скажет утром каждый пальчик. Крепко мячик обнимает, Никуда не выпускает, Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. | Нажимать поочередно каждым пальцем правой руки на мяч. Ритмично сжимать пальцами правой руки. Переложить мячик в левую руку. |
Повторить игру, начиная с левой руки.
Упражнение 3
Массаж пальцев эластичным кольцом. Раз – два – три – четыре – пять Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. | Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец Разгибать пальцы по одному |
Упражнение 4
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
«Колючий ёжик» Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить. И хочу с тобой поладить! Катаем мячик между ладонями, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». | «Ёжик и мышки» Ходит ёжик без дорожек По лесу, по лесу И колючками своими Колется, колется. А я ёжику – ежу, Ту тропинку покажу, Где катают мышки Маленькие шишки. |
«Мячик» Я мячом круги катаю. Взад-вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк – Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту. | Игра с ёжиком Ёжик выбился из сил – Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Ёж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал. Движения соответствуют тексту. |
«Колючие иголки» У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник. Катаем мяч между ладонями вверх-вниз сначала медленно, затем ускоряясь. | «Этот шарик непростой» Этот шарик непростой, Весь колючий вот такой. Меж ладошками кладём Им ладошки разотрём, Вверх и вниз его катаем – Свои ручки развиваем. Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу (из руки в руку), Раз, два, три, четыре, пять, Нам пора и отдыхать! Движения соответствуют тексту. |