Система оценивания образовательных достижений
Копилка диагностического инструментария для педагога.
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.
Принципы педагогической диагностики
ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу. Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.
Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников — одно из важнейших требований госстандарта. Как поэтапно развивать в детях понимание своих эмоций и переживаний. Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов:
Принцип целенаправленности и адресности диагностики.
Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.
Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.
Принцип системности и непрерывности.
Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ
Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития.
Метод наблюдения
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств.Применяя этот метод, педагог:;
-изучает педагогические явления в динамике;
-непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и реальном времени;
-оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;
-фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты.
В ходе диагностики педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях и разных деятельности.
Например, игровой, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструктивной, двигательной.
Наблюдать за детьми можно и в разных ситуациях. Например, в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и
самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение – гибкий метод диагностики. Оно позволяет:
- изучать педагогические явления в динамике;
- непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;
- фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом. Например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп;
- оперативно получать информацию и непосредственную связь с ребенком или группой детей, за которой педагог наблюдает;
- фиксировать факты сразу по нескольким параметрам: отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми, детьми и взрослыми.
Наблюдение не зависит от желаний, умений и особенностей дошкольников. Наоборот, нежелание общаться или выполнять поручения педагога
можно зафиксировать, чтобы затем проанализировать и скорректировать работу.«Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО». Н.Н. Менькова, Ю.С. Куцевол © Материал из Справочной системы «Методист детского сада».
Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/140165/bssPhr59/?of=copy-d69cc53280
Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой.
Свободные беседы
Результаты наблюдения педагог может дополнить беседами с детьми в свободной форме. Это позволит выявить причины поступков детей,
наличие интереса к определенному виду деятельности.
А также педагог может уточнить знания о
предметах и явлениях окружающей действительностиВо время беседы педагог должен обратить внимание, что именно рассказывает ребенок при ответе на его вопросы.
Поэтому диагностическая беседа проводится с каждым ребенком индивидуально,
его ответы педагог фиксирует в любой удобной для себя форме. Вариант оформления формы смотрите ниже.
Вопросы беседы педагог готовит заранее, продумывая их количество, виды, формулировки. Также к беседе может понадобиться наглядный материал:
картины, картинки, игрушки. Какие вопросы
может задать педагог во время диагностической беседы,
смотрите в таблице.
«Как проводить педагогическую диагностику по ФОП ДО». Н.Н. Менькова, Ю.С. Куцевол © Материал из Справочной системы «Методист детского сада».
Подробнее: https://1metodist.ru/#/document/16/140165/dfas8r3b08/?of=copy-e8928004bb
Книга Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО от автора Л. Н. Лаврова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вопросы диагностической беседы
Предварительный просмотр:
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Социально-коммуникативное развитие»
При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:
- 0 – показатель не сформирован;
- 1 – показатель сформирован на низком уровне;
- 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
- 3 – показатель сформирован на высоком уровне.
№ | Показатели возрастного развития | Фамилия и имя ребенка | ||||||
____________ | ______________ | _____________ | _____ | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | _____ | ||
1. Социальные отношения | ||||||||
1.1 | У ребенка сформированы представления о себе, своих правах: осознанное отношение к своему будущему, изменение позиции человека с возрастом о взаимоотношениях в семье, традициях, досуге, истории семьи, родственных связях | |||||||
1.2 | У ребенка сформированы представления о гендерных различиях в поведении, социальных ролях | |||||||
1.3 | У ребенка сформированы представления о правилах культуры общения и поведения во взаимодействии со сверстниками | |||||||
1.4 | У ребенка сформированы представления о правилах этикета, культуре общения, поведения в разных видах деятельности | |||||||
1.5 | Ребенок способен понимать и находить причины и следствия возникновения эмоций, поступков, использовать приемлемые способы их проявления. Развитие саморегуляции поведения | |||||||
1.6 | У ребенка сформированы представления о правилах поведения в общественных местах, на улице | |||||||
1.7 | У ребенка сформированы представления об образовательной организации, школе и ее роли в жизни | |||||||
2. Формирование основ гражданственности и патриотизма | ||||||||
2.1 | Ребенок имеет представления о государственной символике, порядке ее использования, традициях и обычаях народов России; народных играх, игрушках, костюмах, творчестве известных людей в области науки, культуры, спорта, достопримечательностях родного края, волонтерской деятельности | |||||||
3. Трудовое воспитание | ||||||||
3.1 | Ребенок имеет представления о труде взрослых, современных профессиях | |||||||
3.2 | Ребенок владеет знаниями о производстве некоторых товаров и их разумном потреблении, созданных людьми культурных и материальных ценностях | |||||||
3.3 | Ребенок владеет знаниями о назначении денег | |||||||
4. Формирование основ безопасного поведения | ||||||||
4.1 | Ребенок овладел элементарными представлениями о правилах безопасного поведения в опасных ситуациях на улице, общественных местах, в природе, в транспорте, на дороге, знает элементарные правила дорожного движения | |||||||
4.2 | Ребенок овладел элементарными представлениями об элементарных правилах оказания первой медицинской помощи | |||||||
4.3 | Ребенок овладел элементарными представлениями о правилах поведения при общении с людьми, в сети интернет, профессиях, связанных с безопасностью людей | |||||||
Итого | ||||||||
Динамика |
Уровневый показатель:
- 42–31 балл –высокий уровень;
- 30–15 баллов – средний уровень;
- 14 и ниже баллов –низкий уровень.
Предварительный просмотр:
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Речевое развитие»
При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:
- 0 – показатель не сформирован;
- 1 – показатель сформирован на низком уровне;
- 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
- 3 – показатель сформирован на высоком уровне.
№ | Показатели возрастного развития | Фамилия и имя ребенка | ||||||
______________ | _____________ | _____________ | _____ | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | _____ | ||
1. Формирование словаря | ||||||||
1.1 | Ребенок способен подобрать точные слова для выражения мысли | |||||||
1.2 | Ребенок использует в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворение | |||||||
2. Звуковая культура речи | ||||||||
2.1 | У ребенка продолжают развиваться интонационная культура речи, фонематический слух | |||||||
2.2 | Ребенок использует в речи средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения | |||||||
2.3 | Ребенок умеет правильно произносить сонорные звуки | |||||||
2.4 | Ребенок способен использовать средства интонационной выразительности | |||||||
3. Грамматический строй речи | ||||||||
3.1 | Ребенок способен правильно образовывать сложные слова посредством слияния основ | |||||||
3.2 | Ребенок использует разные типы предложений | |||||||
3.3 | Ребенок правильно использует согласование существительных с другими частями речи, их образование с суффиксами, глаголов с приставками, сравнительной и превосходной степени прилагательных | |||||||
4. Связная речь | ||||||||
4.1 | Ребенок способен составлять разные типы рассказов, пересказов | |||||||
4.2 | Ребенок способен вести диалог и использовать разные типы реплик, выбирать этикетные формы в зависимости от ситуации общения | |||||||
4.3 | Ребенок использует в речи средства языковой выразительности, объяснительной, доказательной речи, рассуждений | |||||||
4.4 | Ребенок умеет осуществлять речевое планирование | |||||||
4.5 | Ребенок способен замечать ошибки | |||||||
5. Подготовка детей к обучению грамоте | ||||||||
5.1 | Ребенок может осуществлять звуковой анализ слова, определить твердость, мягкость согласных | |||||||
5.2 | Ребенок способен объяснить термины: слово, звук, буква, предложение, гласный звук и согласный звук | |||||||
5.3 | Ребенок умеет интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность | |||||||
5.4 | Ребенок способен составлять предложения с заданным количеством слов | |||||||
5.5 | Ребенок способен выделять ударение, определять количество и последовательность слов в предложении, чтение слогов | |||||||
6. Интерес к художественной литературе | ||||||||
6.1 | У ребенка формируется отношение к книге как эстетическому объекту | |||||||
6.2 | У ребенка сформировано представление о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений | |||||||
6.3 | У ребенка сформированы навыки исполнительских умений, проявляется интерес в выборе произведений | |||||||
Итого | ||||||||
Динамика |
Уровневый показатель:
- 66–49 баллов –высокий уровень;
- 48–24 балла – средний уровень;
- 23 и ниже баллов –низкий уровень.
Предварительный просмотр:
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Познавательное развитие»
При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:
- 0 – показатель не сформирован;
- 1 – показатель сформирован на низком уровне;
- 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
- 3 – показатель сформирован на высоком уровне.
№ | Показатели возрастного развития | Фамилия и имя ребенка | ||||||
_____________ | ______________ | ____________ | _____ | |||||
н.г. | н.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | _____ | ||
1. Сенсорные эталоны и познавательные действия | ||||||||
1.1. Действия с предметами | ||||||||
1.1.1 | Ребенок владеет в совершенстве приемами сравнения по четырем–шести признакам | |||||||
1.1.2 | Ребенок владеет в совершенстве навыками упорядочения | |||||||
1.1.3 | Ребенок владеет в совершенстве приемами классификации, группировки предметов | |||||||
1.2. Исследовательская активность | ||||||||
1.2.1 | Ребенок владеет обобщенными способами установления связи между познавательным вопросом и поисковой проблемой | |||||||
1.2.2 | Ребенок способен планировать свою деятельность, определять способы поиска информации, прогнозировать результаты деятельности, выделять проблему, стремиться к ее решению | |||||||
1.2.3 | Ребенок умеет задавать вопросы познавательного характера, проводить анализ, сопоставлять и обобщать информацию, присутствует логика в рассуждениях | |||||||
1.3. Представление о цвете | ||||||||
1.3.1 | Ребенок овладел способностью различать все цвета спектра и их оттенки, тона, получать новые цвета | |||||||
1.4. Представление о форме и величине | ||||||||
1.4.1 | У ребенка развита способность различать и называть геометрические фигуры и их части, способность соотносить части и целое | |||||||
1.5. Цифровые средства познания | ||||||||
1.5.1 | Ребенок проявляет интерес к цифровым средствам познания как источнику для поиска информации | |||||||
1.5.2 | У ребенка сформировано представление об использовании человеком цифровых средств | |||||||
2. Математическое развитие | ||||||||
2.1. Количество и счет | ||||||||
2.1.1 | Ребенок овладел счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10, понимает отношение между целым и частями в результате разрезания предметов на равные части | |||||||
2.1.2 | Ребенок овладел понятием состава числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка | |||||||
2.1.3 | Ребенок способен решать простые арифметические задачи, знает знаки «+», «–», «=» | |||||||
2.2. Величина | ||||||||
2.2.1 | Ребенок умеет измерять предметы, жидкие и сыпучие вещества с помощью условной меры | |||||||
2.2.2 | Ребенок умеет сравнивать предметы по величине опосредованно с помощью условной мерки, развивается глазомер | |||||||
2.3. Геометрические фигуры | ||||||||
2.3.1 | Ребенок имеет представление о плоских и объемных геометрических фигурах, многоугольных фигурах | |||||||
2.3.2 | Ребенок умеет классифицировать фигуры по внешним признакам, видоизменять геометрические фигуры, устанавливать взаимосвязи между ними | |||||||
2.4. Ориентировка в пространстве | ||||||||
2.4.1 | Ребенок может ориентироваться в двухмерном пространстве на странице в клетку, по схеме, плану местности | |||||||
2.5. Ориентировка во времени | ||||||||
2.5.1 | Ребенок имеет представление о календаре как системе измерения времени, о часах – приборе измерения времени | |||||||
2.5.2 | Ребенок умеет определять время с точностью до четверти часа; развивается чувство времени | |||||||
3. Окружающий мир | ||||||||
3.1. Представление о себе, семье, людях | ||||||||
3.1.1 | Ребенок имеет представление о способах общения с людьми: членами семьи, сверстниками, взрослыми | |||||||
3.1.2 | Ребенок использует разные способы коммуникации и взаимодействия с людьми, имеет представление о деятельности людей разных профессий | |||||||
3.1.3 | Ребенок имеет представление о деятельности людей разных профессий | |||||||
3.2. Предметный мир | ||||||||
3.2.1 | Ребенок имеет представление об игрушках, играх, предметах быта, орудиях труда, одежде, книгах, предметах искусства | |||||||
3.2.2 | Ребенок имеет представление о технических и компьютерных средствах, их назначении и использовании человеком | |||||||
3.3. Явления общественной жизни | ||||||||
3.3.1 | Ребенок имеет представление об общественных праздниках, событиях в городе, стране | |||||||
3.3.2 | Ребенок имеет представление о трудовых действиях людей разных профессий | |||||||
3.3.3 | Ребенок имеет представление о назначении общественных учреждений | |||||||
3.4. Моя Родина | ||||||||
3.4.1 | Ребенок имеет представление о месте проживания, особенностях, достопримечательностях, инфраструктуре родного города, села, названиях улиц, столице, крупных городах | |||||||
3.4.2 | Ребенок имеет представление о достижениях людей в области спорта, культуры, искусства, традициях народов нашей страны | |||||||
4. Природа | ||||||||
4.1. Животные | ||||||||
4.1.1 | Ребенок имеет представление о наиболее ярких представителях разных природных зон, особенностях их приспособления к среде обитания, роста и развития, заботы о потомстве | |||||||
4.1.2 | Ребенок имеет представление об особенностях внешнего вида и образа жизни домашних и декоративных животных, их потребностях | |||||||
4.1.3 | Ребенок умеет сравнивать и группировать животных по различным признакам: дикие и домашние, рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые, земноводные, рептилии, перелетные и зимующие птицы | |||||||
4.2. Растения и грибы | ||||||||
4.2.1 | Ребенок имеет представление о деревьях, кустарниках, кустарничках, овощных, плодовых, злаковых, лекарственных, декоративных, цветковых растениях разных природных зон, комнатных растениях, различающихся по строению и уходу, их особенностях, росте и развитии | |||||||
4.2.2 | Ребенок имеет представление о съедобных и несъедобных грибах | |||||||
4.3. Явления природы | ||||||||
4.3.1 | Ребенок имеет представление о признаках смены времен года по месяцам: изменения температуры воздуха, продолжительности дня, почвенного покрова, осадков, состояния водоемов, жизни живых существ | |||||||
4.3.2 | Ребенок имеет представление о разнообразных атмосферных явлениях: радуга, гроза, закат, рассвет, туман, роса, разная сила ветра, виды облаков, полнолуние, кометы | |||||||
4.4. Неживая природа | ||||||||
4.4.1 | Ребенок имеет представление о неживой природе как среде обитания живых существ, свойствах песка, глины, воды, воздуха, камней, природных материалов, ископаемых | |||||||
4.4.2 | Ребенок имеет представление о водных ресурсах планеты | |||||||
4.4.3 | Ребенок имеет представление о небесных телах: Солнце, Луна, звезды | |||||||
4.5. Человек и природа | ||||||||
4.5.1 | Ребенок имеет представление об использовании человеком живой и неживой природы, природоохранной деятельности, профессиях, связанных с природой, ее изучением, охраной, выращиванием и разведением животных и растений | |||||||
Итого | ||||||||
Динамика |
Уровневый показатель:
- 123–92 балла –высокий уровень;
- 91–45 баллов – средний уровень;
- 44 и ниже баллов –низкий уровень.
Предварительный просмотр:
Вопросы диагностической беседы
Предварительный просмотр:
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Физическое развитие»
При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры:
- 0 – показатель не сформирован;
- 1 – показатель сформирован на низком уровне;
- 2 – показатель сформирован на среднем уровне;
- 3 – показатель сформирован на высоком уровне.
№ | Показатели возрастного развития | Фамилия и имя ребенка | ||||||
_____________ | ____________ | _____________ | _____ | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | _____ | ||
1. Основная гимнастика | ||||||||
1.1 | Ребенок владеет основными движениями: катание, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки, прыжки со скакалкой | |||||||
1.2 | Ребенок способен выполнить упражнение на равновесие | |||||||
1.3 | Ребенок может выполнять общеразвивающие и строевые упражнения и ритмическую гимнастику | |||||||
2. Подвижные игры | ||||||||
2.1 | Ребенок проявляет интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, к сюжетным и бессюжетным играм, играм-эстафетам, играм с правилами и на проявление творчества, находчивости, целеустремленности | |||||||
2.2 | Ребенок обращает внимание на проявление нравственно-волевых качеств другими детьми, сплоченности коллектива | |||||||
3. Спортивные игры | ||||||||
3.1 | Ребенок проявляет интерес к спортивным играм: элементы хоккея, тенниса, баскетбола, футбола | |||||||
4. Спортивные упражнения | ||||||||
4.1 | У ребенка развиты навыки катания на санках: игровые задания и соревнования в катании на санях на скорость | |||||||
4.2 | У ребенка развиты навыки катания на двухколесном велосипеде: по прямой, по кругу, с разворотом, с разной скоростью; с поворотами направо и налево, с соблюдением правил безопасного передвижения | |||||||
4.3 | У ребенка развиты навыки ходьбы на лыжах: скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину, 500–600 м в медленном темпе в зависимости от погодных условий; попеременным двухшажным ходом (с палками); повороты переступанием в движении; поднимание на горку «лесенкой», «елочкой» | |||||||
4.4 | У ребенка развиты основные навыки езды на двухколесном велосипеде и самокате: по прямой, по кругу, змейкой, объезжая препятствие, на скорость | |||||||
4.5 | У ребенка развиты основные навыки плавания: с движениями прямыми ногами вверх и вниз, сидя на бортике и лежа в воде, держась за опору; ходьба по дну вперед и назад, приседая, погружаясь в воду до подбородка, до глаз, опуская лицо в воду, приседание под водой, доставая предметы, идя за предметами по прямой в спокойном темпе и на скорость; скольжение на груди, плавание произвольным способом | |||||||
4.6 | У ребенка развиты основные навыки катания на коньках: удержание равновесия и принятие исходного положения на коньках (на снегу, на льду); приседания из исходного положения; скольжение на двух ногах с разбега; повороты направо и налево во время скольжения, торможения; скольжение на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь | |||||||
5. Формирование основ ЗОЖ | ||||||||
5.1 | Ребенок стремится самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками | |||||||
5.2 | Ребенок соблюдает соблюдает правила безопасности в двигательной деятельности, способы оказания элементарной первой помощи | |||||||
5.3 | Ребенок имеет представление о роли физкультуры и спорта | |||||||
6. Активный отдых | ||||||||
6.1 | Ребенок активно принимает участие в физкультурных досугах, праздниках, туристических прогулках и экскурсиях | |||||||
Итого | ||||||||
Динамика |
Уровневый показатель:
- 48–36 баллов –высокий уровень;
- 35–17 баллов– средний уровень;
- 16 и ниже баллов –низкий уровень.