Инновационная деятельность
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- развивающие технологии;
- коррекционные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
2. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проекты различаются:
по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
«Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
3.Технологии исследовательской деятельности
Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения.
Цель технологии — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Основным методом технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
4.Коррекционные технологии
Коррекционные технологии – это способы обучения и развития детей, ориентированные на исправление различных дефектов их развития и создание условий продуктивного обучения, полноценного усвоения образовательной программы.
Это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
ИКТ включают в себя:
компьютер и интернет;
телевизор;
видеомагнитофон;
видеокамеру и фотоаппарат;
DVD и CD;
радио;
игровые приставки;
мобильные телефоны;
магнитофоны;
мультимедиа и интерактивные доски.
Использование ИКТ в детском саду позволяет поддерживать интерес к обучению, воспитывать самостоятельность, развивать интеллектуальную деятельность, а также качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.
6.Личностно-ориентированные технологии
Это воспитательная система, в которой ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Цель личностно-ориентированной технологии — заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:
игры, занятия, спортивные мероприятия;
беседы, наблюдения;
экспериментальная и проектная деятельность;
упражнения, гимнастика, массаж;
тренинги, этюды, образно-ролевые игры;
конкурсы и выставки детского творчества.
7.Игровые технологии
Это совокупность разнообразных приёмов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.
Они применяются в образовательном процессе ДОУ по следующим направлениям:
Изучение новой темы учебного занятия, знакомство с новым содержанием материала, новой деятельностью.
На отдельном этапе учебного занятия в качестве заполнения его содержания увлекательной деятельностью с целью повышения мотивации к познанию и развитию.
В качестве части образовательной программы или воспитательного процесса.
С моей нновационной деятельностью на практике можно ознакомиться на моей стрничке сайта МБДОУ
.https://bur-96-ka.tvoysadik.ru/?section_id=3831