Консультации для родителей

Никонова Алена Игоревна

Консультации по физическому воспитанию дошкольников. В этом разделе собрана полезная информация для вас, родители. Прочитав данные статьи вы сделаете большой вклад в наше взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей http://ler.by/user/image/%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%81%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%20%D1%8D%D1%82%D0%BE.png

«Питьевая вода и здоровье ребенка» 

Питьевая вода - это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.http://mirgif.com/KARTINKI/voda/voda-13.jpg

Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

Баланс воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды.

При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.

При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.

С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.

Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.

Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.

Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!

Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.

Основные пути поступления воды в организм следующие:

  • непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);
  • остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;
  • небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути же выведения воды из организма следующие:

  • в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;
  • часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.



Предварительный просмотр:


Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Если сюжет игры позволяет, можно бегать пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, не замечайте, если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

МАШИНКА
Заведу мою машину (мотор)
- Би-би-би, налью бензину (3 хлопка)
Крепко-крепко руль держу ( держать руль )
На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Зайка

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем на двух ножках).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте с ребенком ежедневно!!!!



Предварительный просмотр:


Точечный массаж и дыхательная гимнастика

     От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Для того, чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать.  

   Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения. Точечный массаж—элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

     Мы используем в течение года 3 комплекса точечного массажа и дыхательной гимнастики, которые проводятся на каждом физкультурном занятии перед общеразвивающими упражнениями в течение трех месяцев. Специальные дыхательные упражнения лучше проводить в начале занятий, так как они требуют внимания и кроме того, создают благоприятные условия для дальнейшей физической деятельности, положительный эмоциональный настрой.

    Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 мин.    На первых занятиях по разучиванию предлагаемых комплексов желательно, чтобы дети стояли в шеренге лицом к воспитателю, который объясняет и показывает упражнения комплекса. Так дети лучше смогут понять цель и смысл упражнений, а воспитателю удобнее будет исправлять ошибки при разучивании упражнений. Далее, разученный комплекс дети могут выполнять, стоя на своих местах, перед общеразвивающими упражнениями, в течение минут. Во время выполнения комплекса точечного массажа и дыхательной гимнастики предметы, используемые для выполнения общеразвивающих предметов, следует положить на пол.   Каждое упражнение повторяется 8-10 раз.

Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.

( для детей 3 – 5 лет)

ПЕРВЫЙ  КОПМЛЕКС (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

2. Нажимать указательным пальцем  точку под носом.

3. Указательным и большим пальцем «лепим» уши снизу вверх

4. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох   через правую ноздрю (при этом закрывается левая).

5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

ВТОРОЙ  КОМПЛЕКС (декабрь, январь, февраль)

1.Соединить ладони вместе и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек.

   Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.

2.Слегка подёргать кончик носа.

3.Указательными   пальцами массировать ноздри.

4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать уши, чтобы не   отклеились».

5.Сделать вдох, на выдохе произносить  звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

6.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

ТРЕТИЙ   КОМПЛЕКС (март, апрель, май)

1. «Моем» кисти рук.

2. Указательным и большим пальцем надавливаем  на каждый ноготь  другой руки.

3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

 4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.

5.  Несколько раз зевнуть и потянуться.

 

Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.

( для детей  5 - 7 лет)

ПЕРВЫЙ  КОПМЛЕКС (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

2. Указательными пальцами  нажимать точки около ноздрей.

3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней»,

    перегородку носа.

4. Указательными пальцами с нажимом «рисуем брови».

5. Указательным и большим пальцем «лепим» уши снизу вверх.

6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным

   пальцем), выдох  через правую ноздрю (при этом закрывается левая).

7. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

ВТОРОЙ  КОМПЛЕКС (декабрь, январь, февраль)

1.Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева.

 Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.

2.Слегка подёргать кончик носа.

3.Указательным пальцем массировать точку под носом.

4.Указательными пальцами нажимать  точки у рта в местах соединения губ.

5.Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».

6.Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».

7.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».

ТРЕТИЙ   КОМПЛЕКС (март, апрель, май)

1. «Моем» кисти рук.

2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь  каждого пальца  

   другой руки.

3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.

4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.

5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

6. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить

    звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу,  

    на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.

7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

      Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и привитие им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.



Предварительный просмотр:


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« КАК  ПРАВИЛЬНО ОДЕВАТЬ РЕБЁНКА ЗИМОЙ»

           Любая мама знает простую истину – чтобы ребёнок был здоров, нужно чтобы он чаще бывал на свежем воздухе. Ежедневная прогулка, а лучше даже две, должна быть запланирована вне зависимости от того, какая за окном погода.

           Если обратиться к мнениям авторитетных экспертов – прежде всего педиатров – на ребёнке должно быть надето столько вещей, сколько необходимо для поддержания нормального теплообмена.

           ВАЖНОЕ:

  • Одежда для ребёнка не должна сковывать его движения.
  • Не должна мешать играм – в противном случае из розовощёкого малыша вырастет вялый и страдающий лишнем весом человек.
  • Не кутайте ребёнка.

К сожалению не все молодые мамы умеют правильно одевать ребёнка. Многие продолжают излишне тепло одевать своих детей до тех пор, пока он сам не научится  убедительно  описывать своё состояние словами «Мне холодно!» и «Мне жарко!». Даже тогда продолжают кутать его, сомневаясь в том, что ребёнок может правильно оценить свои ощущения.

       Как одевать ребёнка – вопрос не только моды. И дело не в рюшечках и бантиках, а в количестве слоёв одежды на ребёнке.

Золотое правило одевания ребёнка педиатры формируют так:

Одевать ребёнка так же, как себя, плюс один слой, неправильно!

Если слоёв будет больше чем нужно, это грозит:

*Перегрев – у маленького ребёнка ещё недостаточно развита система терморегуляции. На чрезмерное количество тёплых вещей малыш может среагировать повышением температуры тела до 39С, нарушением дыхания, тепловым ударом, головокружением и головной болью.

* Переохлаждение – в излишнем количестве тёплой одежды ребёнок может быстро  вспотеть. После чего даже небольшой сквозняк приведёт к замерзанию и в последствии к простуде.

          Неспособность организма приспосабливаться к условиям окружающей среды в результате приводит к тому, что организм  настолько приспособится  к теплу, что не будет способен справляться с холодом. Ребёнок, которого в детстве всё время укутывали, в течение всей своей жизни будет зябнуть даже при малейшем похолодание.

Движение = тепло

          Никто не будет спорить, что детей сложно удержать на одном месте. Они «теряются повсюду и находятся везде». Правда, зимой это относится  только к правильно одетым детям. Малыши, которых одели чересчур тепло, малоподвижны, вялые и капризны. Чтобы не портить настроение и не подрывать здоровье детей, мамам нужно помнить, что пока  они стоят неподвижно на детской площадке, дети всё находятся в движении. А значит им гораздо теплее, ведь выработка тепла увеличивается в два раза при ходьбе и в четыре раза при беге.

Тепло, уютно и удобно

Хороший выход предлагают современные технологии. Уже достаточно давно стала доступной детская одежда на холлофайбере: тонкие и лёгкие на вид, но дышащие и тёплые, например куртки и комбинезоны. Когда-то такие удобства позволяли себе  только спортсмены. Но теперь, выбрав такой вид тёплой одежды, можно не бояться, что ребёнок замёрзнет и при этом не делать из него неуклюжего космонавта, делающего первые шаги по Луне.

Выбор одежды зависит от возраста:

В 3 года ребёнка уже, как правило, одевают в раздельную одежду. Штанишки и курточка более подходят для активного ребёнка, Если ребёнок попадает в помещение, то верхнюю куртку можно снять, чтобы он не запарился. Отдельные штаны позволяют более удобно ходить в туалет.

Выбирая куртку для этого комплекта, обращайте внимание на её длину. Спина ребёнка не должна открываться в момент приседания. Штанишки бывают двух видов. Обычные на резинках и полукомбинезон. Второй вариант выглядит как штаны на подтяжках. Длина лямок регулируется. Здесь выбор зависит от ваших предпочтений. Подкладка в верхней одежде должна быть комфортной и мягкой. В ней должно быть приятно ходить.

Выбор одежды зависит от температуры воздуха на улице

Условно можно выделить четыре диапазона зимней температуры: -5 - +5 С

При такой температуре одежда ребёнка зимой включает термобельё (колготки и футболка с длинным рукавом), комбинезон на синтепоне,  нитяные носки, тёплые ботинки со стелькой из шерсти, шерстяную шапку и тёплые перчатки.

Термобельё пришло сначала в гражданский, а затем и детский гардероб из военной экипировки. Его делают из синтетических материалов и шерсти. Синтетика плохо сохраняет тепло, но способна выводить лишнюю влагу. Шерсть, в свою очередь, хорошо греет, но влагу задерживает. Сочетание этих двух материалов и даёт нужный эффект. Благодаря этому ребёнку будет тепло, и он останется сухим, даже если будет активно бегать и играть.  

Если у ребёнка аллергия на шерсть, то термобельё может ему не подойти. Термобельё можно заменить футболкой с длинным рукавом, водолазкой или свитер изо льна или хлопка с смесью синтетики. Чистый хлопок использовать  не рекомендуют – он слишком хорошо впитывает влагу и охлаждается.

При температуре -5 - -10 С

При такой температуре к предыдущему набору зимней одежды дополняется ещё один слой (например, льняная, хлопчатобумажная или синтетическая водолазка). На хлопковые носки лучше дополнительно надеть шерстяные.

При температуре -10 – 15 С

В случае, если зима выдалась достаточно холодной, термобельё дополняется комплектом одежды из флиса ( искусственной тонкой шерсти). Обязательно на х/б носки нужно надеть шерстяные.

Тёплые ботинки можно заменить валенками. В такую погоду одежда ребёнка зимой должна включать комбинезон на пуху с капюшоном, который накидывается поверх шерстяной шапки.

Перчаткам лучше предпочесть варежки – шерстяные или с подкладкой из меха.

          Чем старше  и активнее ребёнок, тем меньше нужно его кутать – он и так не замёрзнет, если будет много двигаться. Если  одежда будет тесной, кровь не будет нормально циркулировать, и увеличится риск обморожения. Не забывайте, что самая высокая теплоотдача – с головы, рук и ног. Поэтому особенно важно позаботиться о тёплой шапке, шарфе, варежках и обуви.

           С вашим ребёнком всё в порядке, если у него:

* румяные щёки – значит, кровь циркулирует нормально;

* прохладный нос и щёки (но не ледяные);

*прохладные кисти рук, попа и спина (но опять же, не ледяные);

* ребёнок не жалуется на холод.

 Если ребёнок замёрз, это можно определить по таким признакам:

  • красный нос и бледные щёки;
  • холодная шея, переносица, руки выше кисти;
  • ледяные ноги (часто они очень быстро охлаждаются из-за слишком тесной обуви);
  • ребёнок сам говорит, что замёрз (поверьте, замёрзший ребёнок молчать не будет).

Если ребёнок перегрелся или вспотел, это можно узнать по:

  • тёплому лицу при температуре -8 С;
  • очень тёплым и влажным шее и спине;
  • слишком тёплым рукам и ногам.
  • Замёрзшего или перегревшегося ребёнка нужно срочно уводить домой. Если ноги малыша вспотели, наденьте на него лёгкие сухие носки, если замёрзли – дополнительно наденьте на него пару тёплых носков.

Одежда ребёнка зимой очень важна для профилактики простудных заболеваний.

Помните! Правильно подобранная одежда ребёнка зимой – залог его здоровья!

Безопасность!

Задумываясь о том, как одеть ребёнка зимой не забывайте о безопасности. На любую детскую одежду обязательно прикрепите яркие, светоотражающие элементы. Не будет лишним вложить на подкладку с именем, адресом и телефоном!

ПРИЛОЖЕНИЕ: « Играем дома»

Дидактическая игра « Оденим куклу Машу на прогулку»

Цели: формировать у ребёнка навыки и умения правильно, поэтапно одеваться на прогулку.



Предварительный просмотр:


Какую одежду выбрать для занятий физической культурой? Как сделать занятия ребенка максимально полезными и безопасными? В даннном материале вы найдете ответы на вышеупомянутые вопросы.