Консультации для педагогов

Никонова Алена Игоревна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лыжная подготовка в физическом воспитании дошкольников

Слайд 2

Занятия лыжной подготовкой положительно влияют на: Нервную систему ребенка Формирование детской стопы Формирование осанки Развитие координации движений Ориентирование в пространстве Иммунитет

Слайд 3

Работоспособность ребенка дошкольного возраста в значительной степени определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При выборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности.

Слайд 4

Ходьба на лыжах включена во все основные программы дошкольного воспитания. Климат смирныховского района является благоприятным для систематических занятий лыжной подготовки. Длительный снежный период, относительно низкие температуры зимой в сочетании со слабыми ветрами и большим числом солнечных дней.

Слайд 5

В ходе исследования были выявлены и решены следующие проблемы : Отсутствие конспектов физкультурных занятий по лыжной подготовке. Не укомплектованность материально-технической базы и условий для занятий лыжной подготовкой. Инвентарь для занятий закуплен частично. Не оборудовано место для проведения занятий лыжной подготовкой. Стадион детского сада не оборудован для занятий лыжной подготовкой.

Слайд 6

Структура занятия по лыжной подготовке Продолжительность 30 минут Периодичность Три части занятия: вводная, основная, заключительная.

Слайд 7

Учет и контроль на занятиях лыжной подготовки Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах: - нельзя садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости; - запрещено использовать снег для утоления жажды; - недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Слайд 8

Требования к результатам освоения техникой ходьбы на лыжах правила безопасности при лыжных прогулках; название ходов на лыжах, освоить скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; бесшажный одновременный ход, повороты на месте («веер», «солнышко», повороты полуплугом с небольшого уклона.)



Предварительный просмотр:

Введение

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта.

Окружающая природа положительно влияет на настроение и нервную систему ребенка. Ходьба на лыжах оказывает влияние на формирование детской стопы и служит профилактикой плоскостопия, за счет большой динамической работы ног, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Катание на лыжах способствует развитию координации движений, ориентированию в пространстве. Регулярные занятия на свежем воздухе укрепляют иммунитет ребенка. Обучение детей старшего дошкольного возраста основам лыжной подготовки позволяет заложить хорошую базу двигательных навыков. Тем более, что дети дошкольного возраста отличаются высокой пластичностью центральной нервной системы. Коньки и лыжи, по мнению Т.И. Осокиной [14, с. 34] принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому дети без особых трудностей овладевают этими физическими упражнениями, несмотря на различную физическую подготовленность.

Работоспособность ребенка дошкольного возраста в значительной степени определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При выборе физических упражнений необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, помнить, что хорошая работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.

Ходьба на лыжах включена во все основные программы дошкольного воспитания. Климат смирныховского района является благоприятным для систематических занятий лыжной подготовки. Длительный снежный период, относительно низкие температуры зимой в сочетании со слабыми ветрами и большим числом солнечных дней.

Для реализации этого раздела программы, совместно с моим научным руководителем была проведена работа по изучению методических и организационных трудностей. В ходе исследования были выявлены и решены следующие проблемы:

  • Отсутствие  конспектов физкультурных занятий по лыжной подготовке.
  • Не укомплектованность материально-технической базы и условий для занятий лыжной подготовкой.
  • Инвентарь для занятий закуплен частично.
  • Не оборудовано место для проведения занятий лыжной подготовкой.
  • Стадион детского сада не оборудован для занятий лыжной подготовкой.

На сегодняшний день все проблемы устранены.

Структура занятия по лыжной подготовке.

Продолжительность занятий составляет 30 минут в подготовительной к школе группе, с периодичностью проведения 1 раз в неделю.

Согласно программе занятия проводятся под руководством педагога во время дневной или вечерней прогулки.

Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.

Предварительное «разогревание» позволит ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус.

Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости.

Так, в основной части занятия дети шести лет ходят  по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 м. Это ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 м для отработки длинного скользящего шага и т. п.

Сюда же входятпреодоление спусков, подъемов на склоны, игры на лыжах: «Кто скорее до флажка?», «Кто пройдет и ни разу не упадет?», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка?», «Кто ни разу не опустит руки?».

Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.

Содержанием заключительной части является ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.  

Физкультурные занятия лыжной подготовки проводятся на специально оборудованных спортивных площадках. Они должны соответствовать требованиям СанПин [21, c.86], пожарной безопасности, требованиям охраны жизни и здоровья воспитанников.

Для проведения занятий по лыжной подготовке необходима лыжня 100 – 150 метров с закругленными углами, небольшой склон для спусков, место подъёма на склон.

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано в морозную погоду при температуре от -1 до - 12° С. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), лыжную прогулку надо отменить.

Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить пособия и правильно разместить переносное оборудование. Так как затратив немного времени на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной деятельности детей во время занятия.

Для организации образовательной деятельности по обучению детей ходьбе на лыжах используется разнообразный выносной спортивный инвентарь и оборудование: лыжи, лыжные палки, флажки, конусы, гимнастические палки (для работы в паре), короба (корзины), кегли, обручи.

Спортивное оборудование размещается так, чтобы его как можно меньше пришлось переставлять во время занятия. [23, с.16]

Учет и контроль на занятиях лыжной подготовки

В процессе обучения ходьбы на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают поступающего утомления.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

- нельзя садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

- запрещено использовать снег для утоления жажды;

- недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Об этом полезно напоминать ребенку перед каждым выходом на лыжную прогулку.

При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма.

Основной причиной является отсутствие последовательности во время обучения. Выполнение непосильных детям упражнений или быстрый переход от простых и легких упражнений к сложным и трудным часто ведет к травмам.
Нельзя, например, разрешать детям спуск с высоких, крутых склонов, предварительно не отработав движения на пологом склоне или даже на ровном месте.

Не менее важной причиной травм является недостаточность общей физической подготовленности ребенка. С этой целью самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава в подготовительном периоде. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять на узкой площади опоры.

Таким образом, достичь успеха при проведении занятий лыжной подготовкой можно только при правильной подготовке к занятию и соблюдении техники безопасности.

Требования к результатам освоения техникой ходьбы на лыжах

К концу года дети должны знать:

• правила безопасности при лыжных прогулках;

• название ходов на лыжах, освоить скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; бесшажный одновременный ход, повороты на месте («веер», «солнышко», повороты полуплугом с небольшого уклона.)



Предварительный просмотр:

Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание  умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления физкультминутку можно не проводить.

Основные требования к проведению физкультминуток:

  • проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
  • подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
  • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
  • подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

  • стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
  • преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;
  • содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.). Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д.), повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает).

Воспитатель наблюдает за самочувствием и поведением детей как во время физкультминутки, так и после неё. Данные наблюдения используются для боле рационального подбора упражнений и совершенствования методики.

Комплексы физкультминуток.

Дети шли, шли, шли.

В огород зашли.

Там увидели урода –

И скорей из огорода.

Приплыли тучи дождевые                        Руки вытянуты, ладоши вниз.

Лей дождик - лей!                                 Потряхивают руками, топают

Дождинки Как живые,                                пляшут, ногами.

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!                                                 Наклоняются, садятся.

Зайки, где вы пропадали?

Мы в капусте отдыхали                                 трясутся от страха

А капусту вы не ели?

Только носиком задели.

Вас бы надо наказать.

Так попробуй нас догнать!

Сначала буду маленьким,                         Присесть, обнять колени руками,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,                         Встать,

До неба дотянусь.        Поднять руки вверх, встать на носочки.

Ветер дует нам в лицо.                                Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.                                Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.                Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше.                        Тянутся вверх.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего-ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Дождь

Капля - раз, капля - два,                        Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом –

Все бегом, бегом, бегом.                         Бег.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                                Хлопки руками на каждое слово.

Кап-кап, кап-кап.                                        Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                                Соединить руки над головой.

Листопад

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.                                        Взмахи руками.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.                                        Повороты вокруг себя.

Обуваемся

Я умею обуваться,

Топать ногами.                                                        Если только захочу,

Я и маленького братца                                                Руки перед грудью,

Обуваться научу.                показывают "маленького братца".

Вот они, сапожки,                                                Наклон вперед.

Этот с правой ножки,                                                Погладить правую ногу.

Этот с левой ножки.                                                Погладить левую ногу.

Снегопад

Белый снег, пушистый.                                                Взмахи руками.

В воздухе кружится                                                Повороты вокруг себя.

И на землю тихо

Падает, ложится.                        Опуститься на корточки.

Машина- 1

Шла по улице машина,                                        Двигаться в заданном

Шла машина без бензина,                                направлении, вращая

Шла машина без шофера,                                воображаемый руль.

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Машина - 2

Завели машину: ш-ш-ш.                        Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".                        Вращение воображаемого

Улыбнулись веселей и поехали скорей.                руля.

Хлоп - топ

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Весенний дождь

Поутру надел на ножки        "Пробегать" пальчиками одной руки по другой

Дождь хрустальные сапожки.                от предплечья к кисти.

Где наступит сапожок                                Похлопывать руки ладонями.

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки.                                        Поглаживать руки ладонями.

Солнышко

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Руки поднимаем.

Радуга

В небе радуга висит                                В воздухе "нарисовать" радугу.

Детвору веселит.        Потянуться вверх и помахать кистями рук.

С нее, как с горки,                                        Опустить руки вниз.

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.                Загибать пальцы на руке.

Пароход

От зеленого причала

Оттолкнулся пароход

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Потягушеньки

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки.        Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.

Сон, скорей уходи, сила, приходи.        Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.

Улыбнись, глазок, хоть один разок.        Улыбка - мимическое движение.

Прогулка

С тобой гуляем весело,

По улице идем.

И по дороге песенку

Веселую поем.                                                        Шагать на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

По улице идем.                                                        Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля,                                                        4 хлопка.

Мы песенку поем.                                                Шаги на месте.

Фрукты

Будем мы варить компот.                                        Маршировать на месте.

Фруктов нужно много.

Вот                                        Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,                                        Имитировать, как крошат,

Грушу будем мы рубить,                                рубят,

Отожмем лимонный сок,                                отжимают

Слив положим и песок.                                        кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,                                Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.                                Хлопать в ладоши.

Птички

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

Прогулка

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.                                        Шагать на месте.

Ручки согревают, ручки потирают.                        Потирать рукой об руку,

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко.        топать

Нам мороз не страшен, весело мы пляшем,        приплясывать

Наоборот

Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: опустить руки - поднять; открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д.

Птички

Птички прыгают, летают.                        Машут руками и подпрыгивают.

Птички крошки собирают.                        "Клюют".

Перышки почистили.

Клювики почистили.                                Погладить руки, носики.

Птички летают, поют,                                Машут руками.

Зернышки клюют.                                "Клюют".

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,        "Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.                        Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.                        Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,        Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.                                Сделать большой круг.

Буратино

Буратино потянулся.                                        Руки поднять вверх и                                                                                 потянуться на носочках.

Раз - нагнулся, два - нагнулся.                        Наклоны влево и вправо.

Руки в стороны развел,                                        Развести руки в стороны.

Ключик, видно, не нашел        Вращения руками перед грудью.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.        Руки поднять вверх и потянуться на носочках.

Зарядка

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять.

В лесу - 1

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

В лесу - 2

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

- Ах! Ух! Ох! Их!        Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.

Лиса

Лисонька - лиса бежала,

Хвостик в лапочках держала,

Чтобы хвост не замочить,

В лужицу не уронить.

Белка

Белка спрячется в дупле,                                Наклоны вправо и влево,

Не найти ее нигде.                                        прыжки на месте.

Зайка

Зайка серый быстро скачет,                                Кисти согнуты перед грудью,

Словно мячик, словно мячик.        прыжки с продвижением вперед.

Лягушки

Лягушки - квакушки совсем не спешат,                        Руки согнуты в локтях,

А учат они топать веселых лягушат.                        пальцы раздвинуты.

Шаги на месте с высоким подниманием коленей.

Движение

Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу.

Три мишки

Старший мишенька шагает: топ - топ.

Ноги мишка поднимает: топ - топ.                                        Топать ногами.

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп.        Хлопки у правой и левой щеки.

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп.        Ударять ладонями по коленям.

Повторяй за мной

Кто хочет быстрым стать

И время не терять,

Пусть за моей спиной

Все делает за мной.

Движенья рук и ног

Ты повторяй, дружок.

Я играю

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол.                                Имитация удара ногой по мячу.

Я играю в баскетбол,                                Имитация броска по кольцу.

И, конечно, в волейбол.                        Имитация паса в волейболе.

Смелый солдат

Знают все ребята,                                                        Марш.

Смелого солдата,

Смелого солдата не сломить.

Знают все ребята,

Смелого солдата                                        Сгибание рук в локтях - "силачи".

Никогда не смогут победить.

Закаляемся

Я утром закаляюсь,                                        Движения хлопанья по воде.

Водичкой обливаюсь.        Движения набрасывания на себя воды.

Пусть тельце будет красненьким,                        Поглаживание рук.

А ротик пусть зубастеньким.                                Улыбка.

Пусть ручки будут чистыми,                                Имитация намыливания рук.

А ножки будут быстрыми.                                Бег на месте.

Овощи

В огород пойдем,                                                Маршировать на месте.

Урожай соберем.        Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты        Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный.                Показать руками.

Щавеля нарвем немножко                        "Рвут".

И вернемся по дорожке.                        Идти по кругу, взявшись за руки.

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.                                Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.                Имитировать, как встают на лыжи и едут.

Боровик

По дорожке шли,                                                        Маршировать.

Боровик нашли.                                                        Наклониться

Боровик боровой

В мох укрылся с головой,                                Руки над головой в "замке".

Мы его пройти могли –

Хорошо, что тихо шли.                                        Ходьба на месте.

Сапожок

Куй – куй сапожок,                                Руки к плечам, сжаты в кулачки

Дай скорее молоток                                в стороны.

А не дашь молоток                                Кулачок о кулачок стучат

Не найдёшь сапожок                                Наклон вперёд, выпрямиться.

Лодочки

Две лодочки по озеру                                Сидя, руки перед грудью отводить

Широкому плывут                в стороны с разведением рук в стороны.

Гребцы сидят на лодочках                        руки вперёд, пальцы сжаты в

И весело гребут.        кулачки, сжимать и разжимать пальцы, руки – вперёд, к груди, опустить вниз.

Ива

Во дворе стояла ива,                                 Маршировка, поднять руки через

Ветерок её качал        стороны, руки кверху, руки

То налево, то направо,                                свободно вниз, стряхнуть кисти рук

То верхушки колыхал.

Паровоз

Загудел паровоз,                                        Движения руками, имитируя движе

Он вагончики повёз                                ния колёс(руки согнуты в локтях).

Чох – чох, чу – чу!

Я далёко укачу.

Вагончики зелёные                                Маршировка на месте, руки на

Бегут, бегут, бегут                                поясе, наклоны в стороны,

А круглые колесики                                опустить руки,

Всё тук да тук да тук                                 маршировка высоко поднимая ноги.


Существуют разнообразные формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию.

  1. Беседы и лекции для родителей.
  2. Практикумы для родителей (ознакомление с техникой движений, особенностями проведения подвижных игр).
  3. "День открытых дверей" — с целью ознакомления с постановкой физического воспитания в детском саду.
  4. Групповые родительские собрания.
  5. Общие родительские конференции.
  6. Спортивные праздники с участием родителей.
  7. Конкурс "Лучшая спортивная семья".
  8. Организация фотовитрин, стендов по физическому воспитанию в "Уголках родителей".
  9. Открытые занятия по физкультуре для родителей.

Примерный план лекций-бесед по физическому воспитанию для родителей:

  1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и задачи физического воспитания.
  2. Средства физического воспитания детей в семье.
  3. Утренняя гимнастика в детском саду и в семье.
  4. Прогулки и экскурсии с детьми дошкольного возраста.
  5. Условия, необходимые для формирования правильной осанки.

Примерный план педагогического практикума с родителями:


1. Знакомство с особенностями и техникой основных движений (ходьбой, прыжками, бегом, метанием).

2. Содержание и правила проведения подвижных игр с детьми.

3. Общеразвивающие упражнения для детей разных возрастных групп.

4. Знакомство с техникой спортивных развлечений: лыжи, коньки, плавание и т. д.


           Примерный план конференции для родителей по физическому воспитанию:
Тема: "Особенности основных движений у детей разных возрастных групп".
1. Выступления воспитателей с анализом развития движений у детей своей группы.
2. Обмен опытом развития движений у детей в семье (выступления родителей).
Примечание: К конференции заранее готовятся книжная выставка, фотовыставка, фильмы, где отражены двигательные умения детей.



Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

 

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами:

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2012г.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  5. Закон Российской Федерации Од основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  6. Закон РФ «Об образовании, ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников».
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п.2.6.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Одной из основных задач на протяжении последних лет является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении большое внимание уделено  для создания здоровьесберегающего пространства.

В детском саду необходим оборудованный физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарём.

В группах должны быть физкультурные уголки, для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.

На территории детского сада - спортивная площадка с «полосами препятствий», баскетбольные стойки, гимнастические стенки, беговая дорожка, мишени для попадания в цель для  формированию двигательных умений и навыков.

В работе с детьми необходимо  использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Технологии коррекционные.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы;
  • Самомассаж;
  • Физкультминутки;
  • Контроль осанки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Мимическая гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Оздоровительные игры;
  • Релаксация.

Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включаются  в режим дня.

Ежедневно проводя  пальчиковую гимнастику мы воздействуем на кончики пальцев стимулируем прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

- предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

- снятие напряжения;

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. 

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

  • познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
  • усилить глубину и устойчивость чувств;
  • разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Элементы закаливания в режиме дня:

- мытьё рук до локтя прохладной водой;

- полоскание горла водой комнатной температуры.

Технологии обучения здоровьесберегающему образу жизни:

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурные занятия;
  • Физкультурные досуги;
  • Точечный массаж;
  • Спортивные развлечения;
  • Гимнастика пробуждения.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма.

Гимнастика пробуждения проводится регулярно, после дневного сна в сочетании с самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья и пуговичным коврикам.

Активный отдых - это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, самокатах, занятия общей физической подготовкой).

Технологии терапевтического воздействия в организованных формах обучения:

  • Музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов и занятий);
  • Свето и цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса);
  • Звукотерапия (лечение звуками природы);
  • Фитотерапия (подбор комнатных растений).

Работа с родителями: эта работа является составляющей частью всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями надо проводить под девизом «Детский сад, мама, папа, я – это дружная семья», что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Использовать разнообразные формы работы с семьями детей: дни здоровья с родителями, совместные досуги, праздники, соревнования.

Применяя эти технологии в своей работе, вы  достигните следующих результатов:

- повысится уровень физического развития детей;

- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия);

- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Позитивное осознание своего тела и уверенность в себе имеют очень важное значение для физического и психического здоровья, а также гармоничного развития ребенка. Дети должны учиться воспринимать свое тело таким, какое оно есть. Уроки бодипозитива ребенку нужно преподавать прямо с детского сада. Вот несколько хороших уроков, которые помогут детям научиться принимать себя такими, какие они есть.

Познакомить ребенка с частями тела 

Согласно проведенным исследованиям, дети начинают говорить о проблемах с телом в возрасте 5 лет. Именно поэтому родителям нужно начинать эти разговоры как можно раньше. Если дети не чувствуют себя уверенно в своем теле, они подвержены риску возникновения расстройства пищевого поведения, тревожному расстройству и перепадам настроения.

Нужно поощрять малышей и дошкольников знакомится со своим собственным телом. Родители могут называть части тела, чтобы детям было их легче запомнить. Когда дети становятся старше, родители могут встать вместе с детьми перед зеркалом, называть части тела ребенка и говорить о том, что у него красивые глаза, они помогают видеть, прекрасные уши, благодаря которым мы слышим. Малыши начинают узнавать себя в зеркале в возрасте 15-24 месяцев.

Помочь детям понять, что здоровье важнее веса 

Нет определенной формы, размера или ИМТ, которые бы являлись символом красоты. Стоит сосредоточить внимание на ведении здорового образа жизни, основой которого является умеренность. Нужно составить сбалансированную и здоровую диету, которая будет включать все группы продуктов, и рассказать о том, как правильно разделить приемы пищи, десерты и закуски. Воздействие СМИ и нереалистичных стандартов красоты на ребенка неизбежно, особенно в эпоху активного использования социальных сетей. Родителям важно следить за информацией, которая поступает детям, и рассказывать ребенку о том, что нужно любить свое тело, а не стремиться к стандартам красоты.

Вести разговоры о здоровой пище 

Стоит использовать максимально простые термины, чтобы помочь ребенку понять важность пищи. Стоит разделить продукты, которые потребляет ваша семья, на 3 группы: "всегда", "время от времени" и "редко".

В категорию "всегда" должны входить здоровые и питательные продукты, которые мы едим ежедневно, в частности, такие как белковые продукты, овощи и фрукты. В группу "время от времени" можно включить что-то вроде еды навынос. В категорию "редко" может входить шоколадный батончик, картофель фри, мороженое или пончик.

Стоит объяснить детям, что редкостью может быть еда, которая имеет приятный вкус, но при этом содержит много жира или сахара и вредна для нашего организма.

Побуждать детей к активности

Не стоит пытаться убедить ребенка в том, что физические упражнения являются способом похудения. Физическая активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, и детей нужно поощрять к поиску занятий, которыми они будут хотеть заниматься с самого раннего возраста. Важно, чтобы ребенок занимался спортом с большим удовольствием.

Естественно, заниматься спортом может быть сложно во время пандемии, когда многие дети учатся онлайн из дома, где нет игровой площадки, которая помогла бы им высвободить энергию и заняться полезными для здоровья упражнениями. Дети, которые вынуждены заниматься спортом, чтобы похудеть, не только будут презирать такие занятия, но и станут ненавидеть свое тело. Стоит избегать поддразнивания детей относительно его фигуры, так как, согласно проведенным исследованиям, это может привести к увеличению веса, жестким методом контроля своей фигуры или перееданию.

Родители должны подавать пример детям

Дети учатся, подражая поведению своих родителей. Важно показать ребенку то, что вы вполне уверены в своей внешности. Кроме того, не стоит обсуждать то, как выглядят другие люди. Нужно помнить о том, что маленькие дети подражают всему тому, что они видят и слышат.



Предварительный просмотр:

 

Позвоночник – это главная опора нашего тела. От того, здоров ли он зависит правильность работы внутренних органов и, конечно, самочувствие. Поддержку позвоночному столбу оказывают мышцы. Крепкий каркас, сформированный ими, позволяет без труда держать осанку, помогает позвонкам оставаться на месте, а вам — справляться с физическими нагрузками.

Почему вредно сидеть со скрещенными ногами:

  1. Замедленно кровообращение (воспаления в органах малого таза, варикозное расширение вен)
  2. Смещение таза ( смещение позвонков, постепенное искривление, позвоночник привыкает к такому положению)

Долго сидеть межпозвоночные диски не дополучают жидкости становятся жесткими истираются, (несколько охранников делают разминку)

Сидеть в телефоне держа ниже груди (вес головы в среднем пять кг, каждые 15 градусов обеспечивают дополнительные от 3 до 6 кг на шейный отдел

За столом

Сидя на стуле спина прижата к спинке спинка повторяет изгибы позвоночника, стопы стоят на полу угол 90 если не достают, ставим подставку, руки лежат на столе

Тело от макушки до пяток максимально приближено к прямой линии (готовить с книгой на голове забудете о болях в спине)

Мрем посуду нога на ногу

Умываемся чистим зубы

Поднимаем тяжести согнувшись вперед страдает поясничный отдел пережатые нервные окончания вызывают хронические боли в пояснице – ПРИСЕДАТЬ

Каблуки и слишком плоская обувь (любим каблуки вечером компенсировать массажем стоп теннисный массажный мяч )

Курение

Никотин сужает сосуды, изменяет стенки артерий и негативно влияет на кровообращение. Исследование Американской Академии хирургов-ортопедов в Сан-Франциско в 2001 году показало, что боль в пояснице появляется в результате повреждения сосудов в суставах и межпозвоночных дисках. Специалисты проанализировали анкетные данные испытуемых (самым большим периодом были 53 года наблюдений за одним из них) и рассказали о взаимосвязи курения и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Руководитель исследования доктор Портер-Гарри Винклер, сотрудник отделения хирургии Carolinas Medical Center, утверждает, что курение и артериальная гипертензия способны влиять на развитие хронических болезней позвоночника наравне с высоким холестерином в организме.

Спать на мягком матрасе

Кто-то любит утопать в перине, а кому-то нравится спать на жесткой поверхности. Но сон на жестком матрасе способствует нарушению кровообращения, а на мягком — чреват проблемами с позвоночником. Это особенно актуально для людей с большой массой тела — мягкая поверхность прогибается под весом, и человек спит будто в гамаке. В результате позвоночник находится в неестественных прогибах в течение нескольких часов. В идеале стоит искать золотую середину и выбирать матрас, который повторяет изгибы тела, не позволяя ему «проваливаться».