Методическая копилка
русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant_8_klass_po_obosobleggym.docx | 15.19 КБ |
diktant.docx | 13.95 КБ |
diktanty.docx | 14.77 КБ |
zadanie_korni_s_cheredovaniem.docx | 16.98 КБ |
pryamaya_rech.ppt | 218.5 КБ |
podchinitelnye_soyuzy.docx | 36.51 КБ |
Проверочный тест | 241.52 КБ |
Контрольная работа | 280.58 КБ |
Контрольная работа 5 класс | 194.48 КБ |
Контрольная работа 8 класс | 116.94 КБ |
Профессиональный стандарт педагога. Доклад на педагогическом совете. | 229.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС ТЕМА: "ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ"
Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. Он привык бегать по ней босиком. До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. Песок этот был удивительной белизны. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час. (По В. Катаеву) (128 слов)
Грамматическое задание: 1. Сделайте синтаксический разбор предложений: 1 вариант - первое предложение первого абзаца; 2 вариант - второе предложение второго абзаца.
2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание: 1 вариант - из второго предложения первого абзаца; 2 вариант - из первого предложения второго абзаца.
3. Определите способ образования слов: 1 вариант - серебряные; 2 вариант - чудеснейший. |
Предварительный просмотр:
Летнее, июльское утро! Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. Воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки. Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий.
Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже стало жарко. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.
Под самым обрывом таится источник. Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом.
Вот и полдень. Становится душно. Внезапно налетел ветер и промчался. Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния. Растущая туча, наклоняется сводом. Передний ее край вытягивается рукавом. Трава, кусты - все вдруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии!
Гроза прошла. Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!
2) Найдите односоставные предложения, выделите главный член, определите тип предложения.
3) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Предварительный просмотр:
Поздний сентябрь
Конец сентября. Клён полыхает ярким багрянцем, и молодая бе¬рёзка у нашего дома совсем пожелтела. А ведь она первая весной распустила свои клейкие листочки! Резкие порывы ветра сбрасывают с деревьев их летнюю1 одежду.4
Листья крутятся, вьются в воздухе бабочками или маленькими парашютиками, устилают разноцветным ковром мокрую землю, сбива¬ются в кучи в укромных уголках дворов.5С каждым днём всё позже восходит солнце и всё раньше прячется за край окрестных гор.
В лесу уже ты не услышишь весёлого птичьего щебетанья, не найдёшь съедобных грибов, но зато у дороги сможешь увидеть мухо¬мор или поганку.
Вот уже третий день идёт дождь, и его тонкие струйки льют и не хотят остановиться. (115 слов.)
(По Н. Соловьёвой)
Волчица
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)
Предварительный просмотр:
Заг..рается вдали, прекл..няться перед талантом, спл..влять по реке, противный выск..чка
сотв..рение мира, сг..рать от нетерпения, пришло оз..рение, новый попл..вок
выг..рел на солнце, условное накл..нение, зап..рли на ключ, раст..реть в порошок
сотв..рение мира, изб..рать в депутаты, выт..рли насухо, бракосоч..тание
укл..ниться от удара, уп..реться руками, расст..лается на горизонте, натв..рили дел
бл..стательный успех, обг..ревший на солнце, зап..рают на два замка, нат..реть воском
уг..реть от дыма, прекл..нить колени, сг..ришь от стыда, уп..реться ногой
укл..нение от долга, выполнить выч..тание, выж..гать рисунок, выд..рнуть нитки
нач..нают сначала, небольшая р..внина, проб..рается тайком, газовая заж..галка
нат..рать чесноком, обд..рать кору, р..внение в рядах, сл..жение дробей
зан..маться в классе, уд..рёт без оглядки, заст..лил бумагой, подсч..тать убытки
сж..гать в печи, переб..рать чётки, соч..тание слов, зан..мательные задачи
вт..раешь мазь, обж..гающий кофе, бл..стела на листьях, пож..мать плечами
прокл..нать судьбу, выб..рут три штуки, подн..мается над лесом, пол..гаться на случай
изл..гать просьбу, чудесное тв..рение, сг..рел дотла, непром..каемый плащ
нал..жить гипс, пром..кают всегда, сл..жились бл..стяще, имя прил..гательное
покл..нился и вышел, обм..кнул в чернила, заг..релый мужчина, яркие з..рницы
Р..стислав Петрович, ск..чок в сторону, отр..сль промышленности, хорошие пл..вцы
разл..жение на множители, зап..раешь на ключ, расст..лается на р..внине
утренняя з..ря, быстро выск..чить, подг..ревшее пюре, оп..раясь на палку
ср..внить данные, выр..стали на глазах, старый р..стовщик, соск..чил с ноги
юный возр..ст, арабские ск..куны, зам..реть от восторга, нач..нает партию
зан..маем места, кас..тельная к окружности, прим..нать землю, к..снулся случайно
нераств..римое вещество, раств..рить настежь, домашняя утв..рь, оз..рённый луной
м..кать бублик в чай, распол..гаешь временем, выг..рает на солнце, сложное ур..внение
преп..раться с соседями, переб..рать крупу, насоб..рать ягод, выр..щенный лук
зап..реть на щеколду, вск..чить на коня, нежная пор..сль, нал..жить запрет
проск..чу на лошади, неудачный ск..чок, отл..жение солей, произр..стает на юге
прож..гать дыру, возл..гать ответственность, аграрная отр..сль, прол..жить дорогу
выр..стали из тьмы, ур..вень жидкости, подск..чил и ударил, откл..нение в сторону
распол..жились на привал, перел..жить на стихи, предпол..гать худшее, нежный р..сточек
второе сл..гаемое, зар..сли малины, ск..чок вперед, густая р..стительность
ср..слись плотно, предл..жить компромисс, отм..кает в воде, ср..внение не в пользу
подр..внять траву, пром..кнуть салфеткой, ур..внять в правах, несг..раемый шкаф
обм..кнуть в сметану, выполнить ср..внение, зап..рающее устройство, Р..стов-на-Дону
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые ребята! Мы вместе изучим новый материал, и я помогу вам выполнить практические задания
Чужая речь может передаваться с помощью : Прямой речи Косвенной речи Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. 3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. 4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Определите в предложениях способ передачи чужой речи. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
А : « П. » 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а 7) « П, - а, - п.» 8) « П, - а. - П.» 9) « П ? – а. – П.» 10) « П ! – а. – П.» Оформление прямой речи на письме
Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. 1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу. 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!» 4) «П,- а,- п»!
- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр. - Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка. - А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр. - Все вымерли, а один остался. - А почему он остался? Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка. ( В.Токарева)
Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). СРАВНИТЕ 1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!» 2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Замените прямую речь косвенной «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый. Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»
Расставьте знаки препинания в предложениях 1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу. 2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею. 3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон. 4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
Цитата - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка» 2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас». В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…» 4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся. Стихотворение М.Цветаевой начинается так : Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь.
Найдите неправильный способ цитирования. А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца». 2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её». 3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца». 4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».
У нас всё получилось. Молодцы!
Предварительный просмотр: