школа для родителей
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о взаимосвязи речи и мелкой моторики пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Играя с пальчиками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_na_konchikah_paltsev_1.doc | 43 КБ |
razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчики помогут нам заговорить
(выступление в «Школе для родителей»)
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о взаимосвязи речи и мелкой моторики пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Играя с пальчиками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей ускоряет появление голосовой реакции, звукоподражания, слов и положительно сказывается на качестве речи.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки и всего тела. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие этих компонентов может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной моторики и умелости.
Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать занятия более занимательными и увлекательными, необходимо применять современные методы такие как: биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия.
Развитие мелкой моторики рук способствует:
1.Развивает речевые центры коры головного мозга.
2. Стимулирует развитие речи ребенка.
3. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
4. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
5. Развивает чувство ритма и координацию движений.
6. Подготавливает руку к письму.
Развивая мелкую моторику, необходимо помнить, что у ребенка две руки. Поэтому все упражнения необходимо выполнять и правой, и левой руками поочередно. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Практическая часть (с демонстрацией пособий, упражнений).
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям в развитии моторику у малыша (шнуровки, мозаики, пазлы и др.).
Кроме этого детям нравится работать с природным и «подручным» материалами, тех, которые нас окружают: бельевые прищепки, ленты, тесемочки, бусины, пластилин, тесто, счетные палочки.
Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше):
- пересыпать сыпучие материалы с помощью совочка, ложки (крупы, песок);
- катать между ладошками и пальцами шарики разного размера и фактуры, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
- сортировать мелкие предметы по коробочкам, по определенному принципу (по размеру, цвету, форме);
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (шарики, пуговицы, перебирать фасоль, горох и т.д.);
- находить и доставать из емкостей с крупами (горох, фасоль, каштаны)
- мелкие игрушки;
- открывать и закрывать коробки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки разного диаметра на бутылках, на банках;
- опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;
- застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, кнопки, молнии на одежде;
- завязывать и развязывать шнурки, бантики;
- раскладывать счетные палочки, строить домики из них.
Развивать мелкую моторику рук можно не только на специально организованных на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Нравятся детям раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, наклейки, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет):
-«Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
-«Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Моем, моем руки мы!
Будут чистыми они!
- «Котенок»: пальцы сжимаются в кулачок, а затем разжимаются
Ты котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
-«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
-«Мы идем»: ладони лежат на поверхности стола, поочередно поднимаем только кисти рук.
По песочку топ-топ,
По водичке шлеп-шлеп!
-«Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
Выполнение фигурок из пальцев (с 3 лет).
-«Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
-«Домик». Прямые ладони соединены под углом, пальчики пальцев соприкасаются.
Это дом,
Есть окошко в доме том.
-«Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
-«Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
- «Шарик». Все пальцы собраны в щепоть и соприкасаются кончиками, разводим пальцы, не отрывая кончики пальцев, принимая форму шара
Надуваем быстро шарик,
Стал он круглым и большим.
С возрастом двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.
Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
Любите своих детей, развивайте их….
Самое главное – уделяйте им больше времени!!!
Желаю вам успехов в нелёгком деле воспитания детей!
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического слуха у малышей
Слух - одно из пяти чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения.
Слух ребёнка развивается в двух направлениях:
- развитие физического слуха - восприятие неречевых звуков;
- развитие речевого (фонематического) слуха – восприятие звуков речи человека.
Оба этих направления имеют важное значение в жизни людей.
Физический слух и восприятие неречевых звуков, помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, воспринимаются им как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении предметов, живых существ.
Фонематический слух – это способность человека слышать и различать на слух звуки родного языка.
В отличие от музыкального слуха, который направлен на различение звуков разной высоты, фонематический слух направлен на различение фонем – частичек слов имеющих смысловое содержание, обладающих значением.
Умение сосредоточиться на звуках речи – важная способность человека. Без неё нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо для того, чтобы ребёнок научился правильно говорить: произносить все звуки, отчётливо произносить слова. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Фонематический слух формируется с младенчества.
Календарь развития фонематического слуха младенца
1 неделя – реагирует на звук испугом или переменой в поведении;
2 неделя – прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и игрушка возникает одновременно;
3 неделя – слуховое сосредоточение, затихает при резком звуке;
4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика;
1м.1 н. - прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой поведения;
2 м. 1 н. – начинает прислушиваться ко все более тихому звука: достаточно негромко поговорить с малышом и он успокаивается; распознаёт звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратко временным замиранием в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршанием бумаги.
2 м. 2 н. – живая реакция на громкие звуки;
2 м. 3 н. – довольно умеренно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им;
2 м. 4 н. – появляются ответные действия на звук, сосредоточение внимание, улыбка, движение рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука;
3 м. – слушает музыку (предпочитает классическую);
4 м. – начинает непроизвольно подражать услышанным звукам;
5 м. – поворачивает голову к говорящему;
6 м. – различает своё и чужое имя;
7 м. – оценка и понимание осмысленных звуков;
9 м. – нравиться слушать музыку, появляются любимые и нелюбимые мелодии;
12 м. – понимание часто употребляемых слов.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Это способность развивается в общении со взрослыми, с матерью на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полутора годовалом возрасте.
Уже к 3-м годам дети имеют достаточно большой объём слуховых впечатлений, но они ещё не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки, не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха, её нужно целенаправленно развивать.
Развитый речевой слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- чётко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громко, тише, плавно, ритмично);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение;
К трём годам ребёнок самостоятельно определяет неверно произнесённый звук в собственной речи.
К четырём годам фонематический слух совершенствуется, становиться более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит основой звукового анализа и синтеза.
К пяти годам формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Слух является непременным условием формирования речи.
Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.
А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).
У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и без помощи специалиста – логопеда, таким детям не обойтись.
Упражнения для развития фонематического слуха.
1.Различение на слух неречевых звуков. Упражнение на различение неречевого слуха способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
Упражнения на развитие неречевого слуха включают задания на распознавание:
- звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
- звучащих предметов (крупа в коробках, банках, погремушки, шуршание бумаги);
- действие предметов (шум воды, хлопанье, свист, звон ложек, посуды, сигнал автомобиля);
2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Игры на развитие слухового восприятия:
- «Кто позвал?» (узнавание голоса друга);
- «Кто пришёл в гости?» (зайка – с погремушкой, мишка с – барабаном и т.д.);
- «Кто кричит?» (узнавание крику животных);
- «Угадай на чём играют?» (узнавание музыкальных инструментов);
- «Громко – тихо». Говорим шёпотом, когда бабушка спит. Кричим громко «Ау!» в лесу, когда заблудились;
Меняем высоту голоса. Сказка «Волк и семеро козлят». Волк говорит грубым голосом, а коза – тоненьким.
«Три медведя». Произносим разными по высоте голосами слова Михайла Ивановича, Анастасии Петровны, Мишутки.
- Различение слов в стихах:
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
- Различение звуков.
Комарик поёт «З-З-з», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «ррр».
Взрослый произносит звуки, а ребёнок угадывает, кто его издаёт.
- Освоение навыков анализа и синтеза.
- Назвать один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
- Назвать ряды слов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука
- Назвать слово с пропущенным звуком, а ребёнок его должен отгадать. Например: из слова убежал звук «л» (..ампа, мы..о, кук…а).
Приложение
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Кто больше»
Рассмотреть картинки, разложенные перед ребёнком. Найти среди них те, в названии которых есть звук «с» (или другой звук). За каждое правильно названное слово даётся фант, очко.
Игра «Придумай больше»
Водящий называет звук, просит вспомнить 3 слова, в котором встречается этот звук. Кто правильно и быстро выполнит это задание - становится водящим.
Игра «Разноцветные кружки»
Раздать детям кружки (сигнальные карточки) двух цветов: зелёный и красный. Ведущий называет слова. Ребёнок должен внимательно вслушиваться и определить, есть ли в этом слове заданный звук. Если в слове заданный звук есть, то ребёнок поднимает зелёный кружок, если нет – красный. Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся.
Игра «Кто внимательный»
Ведущий показывает картинку и называет предмет нарисованный на ней. Ребёнок должен внимательно вслушиваться и отгадать какой общий звук есть во всех словах. Например: роза, рыба, парад, забор. Общий звук «з».
Игра «Цепочка слов»
Взрослый называет слово, а ребёнок должен придумать слово на последний звук. Следующий игрок называет слово на последний звук предыдущего игрока. Образуется цепочка из нескольких слов.
Игра «Найди ошибку».
Удивился дед Тарас,
Бородой своей затряс:
Сорняки на гряде
А морковка в бороде (в борозде).
Я осла узнаю сам
По его большим усам (ушам).
Хвост с узорами
Сапоги со шторами (шпорами).
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том (дом).
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках (почках) спят.
Игра «Договори словечко».
Целый день «уа-уа»
Вот и все её (слова).
Серый волк в густом лесу
Встретил хитрую (лису).
Красные щёчки,
пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые … (матрёшки).
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится (кошки).
Лежебока серый кот
Отлежал себе (живот).
Лейся, дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (лужам).
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий… (чай).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Динь-дон, динь –дон
В переулке ходит … (слон).
Лежит лентяй на раскладушке
Грызёт похрустывая … (сушки).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
Вылезла из норки мышка,
На неё упала …. (шишка).
Подготовлен самолёт,
Он отправиться в … (полёт).
Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег лохматый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе … (лопатой).
У меня пропал носок
Утащил его …. (щенок).
В реке большая драка
Поссорились два… (рака).
Мы щенка в воде и мыли
Два часа мочалкой… (мыли).
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в … (речке).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки).