консультации для родителей

Могилевец Виктория

Как организовать занятия дома

 

Консультация для родителей в отделении «Мать и дитя»

 

Проблема обращения к логопеду, встаёт перед каждой мамой с малышами в период активного становления речи от 2-5 лет.  Причины беспокойства родителей разные и зависят от возраста ребёнка.  В раннем возрасте родителей волнует, почему ребёнок в два года говорит 3-5 слов или вообще не говорит. В возрасте 3 лет: - почему ребёнок произносит только отдельные слова и не строит фраз. В четырёхлетнем возрасте: проблемы со звуками, нарушения  грамматического характера, В старшем дошкольном возрасте - нарушения звукопроизношения и не развита связная речь. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, если ребёнок ходит в детский сад, начинает работать с детьми с 5 лет, и  направлена работа, прежде всего, на постановку звуков, а также на уже имеющиеся отклонения.

Логопедическая служба нашего Центра начинает коррекционно-профилактическую работу с детьми от 0 до 15 лет. Раннее начало оказания помощи детям обусловлено предрасположенностью детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) к речевым дефектам.

Родители при посещении логопеда часто говорят, что их ребёнок выговаривает все звуки и помощь специалиста им не нужна. Но логопед работает не только над постановкой звуков. Логопед развивает фонематический слух ребёнка, учит вслушиваться в окружающие звуки и различать их; работает над дыханием; развивает артикуляционный аппарат и пальчики;  учит обобщать тематические понятия; работает над грамматикой; расширяет словарь; развивает связную речь. Если вовремя не преодолеть все трудности, возникающие в дошкольном возрасте, то они будут преследовать ребёнка в школе:

  • если ребёнок не различает звуки на слух – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, заменять парные согласные, трудно будет научиться читать;
  • если не развиты пальчики, то трудно будет научиться писать;
  • если не умеет красиво и правильно рассказывать, то возникнут проблемы с пересказом, а в дальнейшем с изучением истории, географии и других гуманитарных предметов;
  • если не умеет обобщать, появятся проблемы с мышлением, а значит с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому задача логопеда – своевременно заметить, предупредить и преодолеть недостатки речи, как можно раньше.

 

Реабилитационный курс рассчитан на пребывание ребёнка в Центре 21 день. За этот период логопед сможет провести диагностику речевого развития и 8-9 занятий  с каждым ребёнком. Этого, конечно, не достаточно для полного устранения дефекта, поэтому очень важно, чтобы родители посещали занятия,  учились у специалистов  приёмом работы, видели возможности своего ребёнка и продолжили занятия  после реабилитации в домашних условиях.

Основная трудность для родителей в организации занятий дома - нежелание ребёнка заниматься. Чтобы этого избежать – необходимо, заинтересовать ребёнка. Все занятия строить в игровой форме, ведь игра основной вид деятельности дошкольника. Учите в игре. Играя, учите подражать (встретились две собачки и сказали: «ав-ав!», две коровки мычат и т.д.). Специально создавайте такие ситуации, где ребёнку потребуется звукоподражание, либо надо произнести какое-то слово, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Вызовет интерес ребёнка к занятиям и игры с предметами. Берите любимую игрушку ребёнка и от её имени говорите с малышом. Меняйте тембр голоса, громкость, интонацию - это тоже привлекает ребёнка. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно выразительно. Озвучивайте любую ситуацию. Не говорите в пустоту, смотрите в глаза ребёнка. Старайтесь, чтобы малыш видел вашу артикуляцию. Говорите чётко, просто, внятно проговаривая каждое слово, фразу.

Очень важным условием при организации занятий в домашних условиях является хорошее настроение ребёнка. В эмоционально благоприятной обстановке малыш обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральной и неблагоприятной.

В основе речи  лежит стремление к общению. Даже если ребёнок вообще не говорит, необходимо вовлекать его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, звук). При этом выключайте музыку, телевизор, старайтесь дать возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому малышу необходимо слышать себя.

Учёные, занимающиеся проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл вашего послания примерно на 38% передаётся выражением лица. Так что мимика – очень важная составляющая процесса общения. Исследования показывают также, что мимика, выражающая такие эмоции, как радость, огорчение и гнев, универсальна. Важно, чтобы выражения лица соответствовало тому посланию, которое вы передаёте. Если вы хвалите ребёнка за успешно выполненное задание, а при этом ваш голос и мимика выражают печаль, возникает несоответствие. Доказано, если словесное и несловесное послания не согласуются друг с другом, то слушатель (в том числе и ребёнок) поверит несловесному посланию. Поэтому, если вы хвалите ребёнка, а при этом ваше лицо и голос  грустный, то при этом все будут считать, что вы успеху малыша не рады.

 

Учёными давно доказано, что пальцы помогают развивать речь. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами, сыпучими материалами, шнуровки – всё это поможет развитию мелкой моторики рук, развитие которой является предпосылкой формирования графических навыков, готовит руку ребёнка к письму. Игры с пальчиками интересное и увлекательное занятие с малышом. Использование потешек, считалок, весёлых рифмушек всегда нравятся детям. Если ребёнок (по каким либо причинам) не может самостоятельно выполнять движения, то папа и мама выполняют руками ребёнка действия.

Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно, для чего мы их тренируем: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Но тренировать надо не только мышцы пальцев ног и рук, но и язык. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы гимнастика просто необходима. Язык должен очень хорошо быть развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые необходимы для звукопроизношения. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложнейшие нарушения звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, т.к. ребёнок должен видеть движения языка. Движения языка  доводятся до автоматизма. А чтобы этот процесс не надоел ребёнку, можно использовать весёлые стишки, дразнилки. В подборе речевого материала вам всегда помогут логопеды.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Как правило, для них целая проблема съесть яблоко или морковку. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому необходимо заставлять ребёнка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочкой, кусковое мясо. Чтобы развить  мышцы языка, щёк покажите, как надо полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух за щеками, «перекатывать» его из одной щеки в другую. Упражнения для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывания, еды). Во время умывания учите ребёнка полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребёнка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой, вылизывать пиалу, показать, как кошка лакает молоко. Если вы оказались около зеркала – хороший повод сделать с ним упражнения: покорчить рожицы, поиграть в лошадку – поцокать языком, поиграть в слона – вытянуть вперёд губки.

С раннего детства необходимо развивать словарь малыша. Человек владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный словарь.

Работать над словарём можно не на специально организованном занятии, а в повседневной деятельности. Даже если ребёнок не говорит, родители должны постоянно работать над обогащением его словаря. Для этого необходимо называть предметы, которые его окружают: игрушки, посуду, окружающие предметы быта. Работая над пониманием речи,  малыш пополняет пассивный словарь.  Активный словарь может быть совсем маленьким. Чтобы его пополнить, надо называть предметы и действия  во время умывания, одевания, во время прогулок, похода в магазин, знакомить ребёнка с событиями, происходящих дома и в окружающем мире. Чтение книг, стихов – тоже способствуют развитию речи, памяти ребёнка. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что они надоедят малышу. Меняйте интонацию, показывайте в лицах героев книг, всё это нравится ребёнку и стимулирует его речь. Если произведение знакомо ребёнку, делайте паузу на последнем слове, дайте ребёнку возможность договорить слово. Такая игра очень нравится детям. Пойте простые песни, помогите ему уловить ритм и в последствии повторять его.

Родители часто говорят, что ребёнок единожды произносил какое-либо слово, как бы пробуя его на слух, и больше не повторяет, как его не упрашивают, как его не ругают. Это может привести к тому, что ребёнок  начинает отмалчиваться, игнорировать просьбу взрослого. Он продолжает произносить отдельные звуки, «мычать», тянет взрослого к предмету, который ему нужен или сам пытается его достать без посторонней помощи. Это ситуация может привести к стойкому речевому негативизму. Поэтому, дорогие родители  помните, что если вы  хотите помочь своему ребёнку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!

 

Я желаю вам  терпения, спокойствия и у вас всё получится!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему у ребёнка речь формируется с задержкой?

Консультация для родителей

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов и начинается с момента рождения ребёнка.

Младенец появившейся на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором говорят окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения ребёнка со взрослым через имитацию слышимой им речи. Речь ребёнка является не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитация или языко-речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребёнка отмечается недоразвитие речи  различной степени.

Выделяется две группы факторов, которые обуславливают задержку в темпах формирования речи:

  • несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
  • недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребёнка.

К первой группе относятся неправильные методы воспитания в семье или детском саду, которые заключаются в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых или в гиперопеке. При этом у ребёнка не формируется мотивации речевого общения. В первом случае ребёнку не к кому обращаться т.к. взрослые заняты своими делами и рады, что ребёнок занят самостоятельными играми. А во втором случае, незачем обращаться, всё и так будет сделано вовремя. Родители предупреждают  малейшее желание ребёнка и бросаются ему помочь при каждом движении. При этом не видят и не хотят видеть, как малыш постепенно становится капризным и требовательным. Он реже выражает свои желания и потребности речью, ведь стоит ему протянуть руку - и все желания исполняются. В случае отказа он плачет, топает ногами, приходит время и он становиться неуправляемым.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания способствует быстрой и полной коррекции.

Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематическое  восприятие, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса, возможность воспринимать и опознавать  окружающий мир с помощью зрения) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии требует более продолжительного времени и больших сил и внимания.

Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется появлением у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм или отказ от речи, может выражаться активно или пассивно, но в любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Часто ребёнок произносит какое-либо слово и больше его не повторяет. Родители просят его повторить, но ребёнок упорно молчит. Затем просьба переходит в требование, ребёнка умоляют, иногда наказывают, но это приводит лишь к одному: со временем все задания, требующие от ребёнка словесной реакций, активно им отвергаются и игнорируются.

Ребёнок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?»,  «Сколько тебе лет?» и пр. Он мычит, показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребёнка, когда он без посторонней помощи, сам достаёт нужную ему вещь со шкафа, включает телевизор и т.д., радует родителей, хотя свидетельствует  чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребёнку, то забудьте слова «скажи», «повтори» хотя бы на первое время.

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы ребёнка, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка как можно раньше.

Особенно продуктивным  периодом развития речи является ранний и младший дошкольный возраст (от 0,8 – 1 года до 3-4 лет). В течение этого короткого периода ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 –4 годам его словарь достигает примерно 800-1000 слов. К этому возрасту ребёнок  умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления, ребёнок может рассказывать сказки, рассказывать о своих действиях.

Успешное развитие малыша зависит от активной позиции родителей, которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребёнком, изменить условия воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребёнка, которые эффективно, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе.

Как  было сказано выше, наиболее благоприятным периодом в овладении речью является ранний возраст, но это не значит, что при выявлении речевого развития в 6-7 лет нужно опускать руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребёнка, если будут носить систематический и направленный характер.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет

 «Если ваш ребёнок плохо говорит…»

(Школа для родителей)

Содержание:

  1. Причины нарушения речи у детей.
  2. Развитие речи в норме.
  3. Советы логопеда.
  4. Ответы на вопросы родителей.

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

 Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

  1. Внутриутробная патология.

 Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода).
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота).
  • Несовместимость крови матери и плода.
  • Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение.
  • Алкоголь и наркотические вещества.
  • Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
  • Стресс, который испытывает будущая мама.

2. Наследственная предрасположенность.

 По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3. Неблагоприятные роды и их последствия.

  • Родовые травмы.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
  • Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
  • Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.
  • Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Сильный испуг или стресс.

 Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

 Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет? За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

 Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

 К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что  это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

 В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

 Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Советы логопеда

  • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  • Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

В конце нашей беседы я хочу напомнить: не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми, каждый человек  ценен и индивидуален.



Предварительный просмотр:

Речь – на кончиках пальцев

(выступление «Школа для родителей»)

Уважаемые родители, вы, наверно, уже знаете, что наша речь неразрывно связана с развитием мелкой моторики пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Играя с пальчиками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей  ускоряет появление голосовой реакции, звукоподражания, слов и положительно сказывается на  качестве речи.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки и всего тела. Техника письма требует слаженной работы  мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие этих компонентов может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной моторики и умелости.

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать занятия более занимательными и увлекательными, необходимо применять  современные методы такие как: биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия.

Развитие мелкой моторики рук способствует:

 1. Повышению тонуса коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

 4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

Развивая мелкую моторику, необходимо помнить, что у ребенка две руки. Поэтому все упражнения необходимо  выполнять и правой, и левой руками поочередно. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Практическая часть (с демонстрацией пособий, упражнений).

В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям в развитии моторику у малыша (шнуровки, мозаики, пазлы и др.).

Кроме этого детям нравится работать с природным и «подручным» материалами, тех, которые нас окружают:  бельевые прищепки, ленты, тесемочки, бусины, пластилин, тесто, счетные палочки.

Упражнения с использованием различных предметов

(начиная с 10 месяцев и старше):

  • катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
  • «Сухой бассейн», коробки горохом, фасолью, каштанами в которых спрятаны  мелкие игрушки;
  • открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки разного диаметра на флаконах, на баночках из-под крема;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
  • завязывать и развязывать шнурки;
  • раскладывать счетные палочки, строить домики из них.

Развивать мелкую моторику рук можно не только на специально организованных  на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.

Помимо всего прочего,  про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет):

  • «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

  • «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Моем, моем руки мы!

Будут чистыми они!

 «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

  • «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Выполнение фигурок из пальцев (с 3 лет).

  • «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надел

И внучонка разглядела.

  • «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

  • «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

 С возрастом двигательный анализатор человека достигает высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.

Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Любите своих детей, развивайте их….

Самое главное – уделяйте им больше времени!!!

Желаю вам успехов в нелёгком деле воспитания детей!



Предварительный просмотр:

Если ребёнок не жуёт твёрдую пищу

(советы для родителей)

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чаще давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.

  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.

  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.

  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.

  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.

  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.



Предварительный просмотр:

Растём и развиваемся вместе с малышом

(практикум для родителей)

За  прошедшие  три  года  жизни  ребёнок  не  только  окреп  и  возмужал,  но  успел  накопить  значительный  объём  знаний  и  представлений  об  окружающем  его мире, приобрёл некоторую самостоятельность и имеет определённый  практический  опыт  действия  с  различными  предметами.

Важным  показателем  развития  ребёнка  является  речь,  умения  общаться  с родными,  сверстниками.

Для  нормального  речевого  развития   ребёнка  общение  должно  быть значимым,  проходить  на  эмоциональном  положительном  фоне  и  побуждать  к ответу.  Ему  недостаточно  слышать звуки (радио,  телевизор,   магнитофон), необходимо,  прежде  всего, прямое  общение  с взрослыми.  Речь  ребёнка задерживается  и  нарушается  в  отсутствии  эмоционального  положительного окружения.

Какие  же условия  необходимы для  своевременного и правильного  формирования  речи? Главное, чтобы  ребёнок был соматически  здоров,  активен, имел  полноценное  речевое  окружение,  испытывал  потребность  в  общении, обладал  нормальным  слухом.

Основной вид деятельности  малышей – это игра. Большое  значение  в развитии  речи отводится совместным играм. Необходимо выбирать игры, которые  совершенствуют внимание  ребёнка, его  память,  мышление,  воображение.   Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Сегодня мы напомним вам,  какие игры-занятия можно проводить с ребёнком дома.

Совместные игры для родителей и детей.

1.«Воздушные шары». Подбери  и  нарисуй  нитку к шарам.

Взрослый надувает шарик и, не завязывая ниткой, дают малышу. Как только малыш возьмет шарик, он тут же сдуется.  Чтобы шарик не сдувался, нужно его завязать ниткой. Надуйте еще раз шарик и завяжите его ниткой.

- Посмотрите, сколько шариков у вас нарисовано, они овальные, разноцветные, но у них… нет ниточек  (ребёнку предлагают дорисовать ниточки к шарикам).   

- Давайте  поиграем с  воздушным шариком, его можно подбивать вверх, можно перебрасывать друг другу.

2.«Блины» – лепка из теста.

  • Заканчивается зима, а провожают её  блинами. Давайте сделаем из теста красивые блины (дети вместе с родителями разминают ладонями комочки теста в разных направлениях, сначала ладонью одной руки, потом другой).

Как на масленой недели из печи блины летели,

Ой, блины мои блины, вы блиночки мои!

  • Молодцы! Много блинов испекли. Давайте украсим их (дети делают глазки из пуговиц, рот раскрашивают гуашью).

        -Давайте научим наш язычок делать блины (логопед демонстрирует артикуляционное упражнение «Блинчик», дети по возможности повторяют).

       3. Подвижная игра «Пузырь».

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Получается большой растянутый круг. Взрослый говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, говорят: «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).  После этого игра начинается сначала.  Закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, сказать: «Полетели маленькие пузырьки…». Дети разбегаются в разные стороны.

Такие игры стимулируют речь, мыслительные процессы, развивают воображения, внимание, память.

В конце встречи родителям раздают памятки «Что должен знать малыш 3 – 4 лет».

Успехов в воспитании ваших малышей!



Предварительный просмотр:

Учите детей общаться

(беседа для родителей)

 Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает  учиться, работать, заводить друзей. Родившись, ребенок не просто появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми.

Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены эти навыки и способности, и задача родителей – научить ребенка общаться, т. е. грамотно выстраивать отношения с окружающими. Этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.

Первые коммуникативные навыки малыш приобретает в семье. С первых дней жизни кроха учится общаться с мамой.

 Разговаривая с малышом, мама использует разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую»… ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие – порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряющее покачивает головой: «Ай-ай-ай» и т.п. причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные  представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но – чаще всего – и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Именно в семье ребенок получает первые уроки общения: слушать собеседника, правильно общаться и  налаживать контакт с родными. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребенок впитывает культуру общения из повседневной жизни.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов,  телесных движений.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений.

Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет.

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его, общаются с ребенком  на равных, не отталкивая его, это необходимо для формирования правильного навыка общения. 

Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь тогда у ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.

 Ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.

Всему этому должны научить, прежде всего, родители.

С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:

•        играть и дружить;

•        идти на контакт;

•        не обижать.

Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки. Предлагаем несколько упражнений и игр, которые помогут научить детей простейшим способом невербального общения. Игры и упражнения могут проводиться с детьми как индивидуально, так и в небольших подгруппах.

Упражнения и игры, которые помогут научить детей простейшим способом невербального общения.

Просыпаемся – потягиваемся (2-3 года)

Взрослый. Давайте поиграем, как будто вы еще спите. Как можно изобразить это движением? (Сложить ладошки под щекой, закрыть глаза.) Вот наступает утро, и раннее солнышко будит детей: кого коснется лучом, тот просыпается, открывает глаза.

Взрослый, взяв на себя роль солнца, дотрагивается до ребенка, мягко поглаживая по плечу, по голове.

Затем взрослый читает потешку и выполняет движения, дети их повторяют.

Потягунушки, Потягунушки!  Потягиваются: тянут руки вверх, выгибая спину.

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,      Сидя на стуле, вытягивают ноги.

А в ручки хватунушки,     Сжимают – разжимают пальцы рук.

А в роток говорок,             Зевают, прикрыв рот ладошкой;

А в головку разумок.          Слегка почесывают темя.

Умываемся (2-3 года)

Выполняется аналогично предыдущему – под речитатив. Дети стоят в полный рост.

Водичка, водичка,            Подставляют ладони под воображаемую струю ;

Умой мое личико,            «омывают водой» лицо;

Чтобы глазки блестели,    протирают глаза кулачками;

Чтобы щечки краснели,    слегка растирают щеки ладонями;

Чтоб смеялся роток,           улыбаются;

Чтоб кусался зубок.           Смыкают губы: «Ам!»

Прошу, дай мне, пожалуйста (2-3 года)

Взрослый. Пришел медвежонок к пчелке и просит меду. Я буду пчелкой, а вы медвежатами. Попросите меду голосом и движением.

Если ребенок затрудняется, взрослый берет на себя роль медвежонка и, обращаясь к пчелкам, просит ласковым голосом: «Пчелка, пчелка, дай мне меду» (протягивает руку с повернутой вверх раскрытой ладонью). Дети кладут ему на ладонь воображаемое лакомство, и «медвежонок» съедает его с удовольствием, облизываясь. Снова меняются ролями: ребенок – медвежонок просит у взрослого – пчелки меду, а тот угощает только тогда, когда ребенок выражает просьбу ласковым голосом и мягким движением руки. Особенно обращается внимание на то, чтобы просящий смотрел на того, к кому обращается.

До свидание – здравствуйте! (2-3 года)

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуйте» приближается, протягивая к нему руки с повернутыми верх ладонями. Пусть ребенок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

Сорока-сорока (3 года)

Взрослый рассаживает кукол в ряд. Приговаривая слова, выполняет движения (дети наблюдают).

- Сорока-сорока,     Взмахивает руками, будто крыльями;

Где была?

- Далеко!

Кашу варила, левой рукой «держит перед собой горшок каши», а

правой мешает ее;

Деток кормила,    «зачерпнув каши», протягивает руку

Этому дала,           (раскрытой ладонью вверх) к крайней кукле;

Этому дала,           тот же жест – по направлению к следующей кукле;

Этому дала…        то же – к следующей в ряду кукле и т.д.

А этому не дала:    прячет руки за спину, обращаясь к последней кукле;

Ты дрова не рубил,   грозит ей пальцем;

Воду не носил,

Тебе нет ничего!    разводит руки в стороны, показывая пустые ладони

Баю – бай (3-4 года)

Взрослый предлагает ребенку бережно взять куклу на руки и побаюкать ее (например, стоя в полный рост, покачать ее из стороны в сторону), напевая вполголоса: «Баю – бай» или «А-а-а». Подсказывает: «Покачивай плавно, без рывков, иначе ты ее разбудишь. Держи ее бережно, не прижимай к себе сильно, чтобы не сделать ей больно. Посмотри: она спит? Не просыпается?» укачивать куклу можно под музыку – запись колыбельной или ее исполнение взрослым на фортепиано. Когда кукла заснет, малыш может положить ее на кроватку, укрыть заботливо одеялом, погладить по головке, ласково приговаривая: «Спи, моя хорошая» и т.д.

Это упражнение прекрасно воспринимается девочками. Его предлагают и мальчикам, ведь будущим мужчинам важно уметь проявлять заботу и нежность.

Проснись (3-4 года)

Ребенок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, мое солнышко!» и т.п.

Взрослый. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.

Прошу -  не надо (3-4 года)

Взрослый предлагает ребенку сначала попросить жестом то, что ему нравиться, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова «прошу» рука выводится вперед раскрытой ладонью вверх, с твердым «не надо» - кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повернута «от себя»).

Ласка (2-3 года)

 Взрослый просит малыша ласково погладить любимую игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно». Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

В конце нашей встречи я хочу пожелать вам успехов в воспитании детей и  здоровья вашим семьям!



Предварительный просмотр:

Особенности развития детей раннего возраста

(Консультация для родителей)

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 возрастных периода.

Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится более самостоятельным, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь: он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период - от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период - от 2 до 3 лет. Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

НАКОПЛЕНИЕ  СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА

Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу, да и слова, да и более трудные слова, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в «ящичке памяти». Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по несколько раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение. Дитя - это ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знании у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития, знаний закладываете вы.    В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь.    Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и  он  положит.

ПОЗНАНИЕ  ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т. д. Если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть - посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок - полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша  очередное  «нельзя!».  Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз - в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д.

 Вы понимаете, что не все предметы подходящие для игр, но не спешите отнимать их у малыша - нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов.    Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше дитя довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать  в  своем  ребенке.

Чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры  протекают молча, про себя.

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии.

Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка), психологу,  к учителю-логопеду.

ШКАФЫ  И  ИХ  СОДЕРЖИМОЕ

Ребенок от 1,5 до 2 лет очень подвижен. Он всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папином письменном столе, если попадается что-то хрупкое, ненароком сломает. Как с этим быть? Запрещать или все позволять?    Запрещать не следует. Ребенок подвижен - это так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервничать, все предметы, какие ребенок может сломать или какие могут причинить ему вред, уберите подальше - на шкаф, на стенку, на полку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите. Или загородите проход к столу стулом, креслом. Ребенок в этом возрасте любит все выбрасывать из ящиков шкафа. Ребенок проявляет естественное любопытство, он должен удовлетворить жажду познания. Ему ведь давно надоели игрушки, а смотреть часами на однообразный рисунок обоев - кому это интересно?.. Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малыша: выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так - методично, с ревизией - вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

ВАШ  РЕБЕНОК  РАЗГОВАРИВАЕТ

  В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте.    Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу да и фраз тех раз-два - и обчелся. Между тем соседняя девочка в два года щебетала, как птичка, и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Не все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.