Программы по внеурочной деятельности

Афлятунова Кристина Александровна

Рабочие программы по внеурочной деятельности 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по общеинтеллектуальному направлению

«Занимательная математика»

1-в класс

Составитель: Афлятунова Кристина Александровна

г. Нижневартовск

2019 год

Программа внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Тематическое планирование

Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс внеурочной деятельности  «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Курс  предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание  курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «06 образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-Ф3;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-Ф3;

- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

- ФГОС НОО;

  - Устав МБОУ «НШ №34» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности   и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 – п).

2.Содержание программы

Общая характеристика курса.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.  . Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения данного   курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт»

 — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование

1 класс

Тема 1. Математика — это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Тема 3. Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 4. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 6. Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Тема 7. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.

Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Тема 10. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Темы 11–12. Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Тема 13. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 14. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,

«Вычитание в пределах 10».

Тема 15–16. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 17. Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Тема 18. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

Тема 19. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

Тема 20. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 21–22. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 23. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Тема 24. Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Тема 26. Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Взаимный контроль.

Тема 27. Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.

Тема 28. Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Тема 29. Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Тема 30. Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 31. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 32-33. Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

Поурочное планирование «Занимательная математика»- 1-й год обучения.

урока

Тема

по плану

по факту

Математика-это интересно.

6.09

Танграмм: древняя китайская головоломка.

13.09

Построение точки.

20.09

Игры с кубиками.

27.09

Танграмм: древняя китайская головоломка.

4.10

Волшебная линейка.

11.10

Праздник числа 10.

18.10

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

25.10

Игра-соревнование «Веселый счет».

1.11

Игры с кубиками.

15.11

Конструктор «Лего».

22.11

Конструктор «Лего».

29.11

Веселая геометрия.

6.12

Математические игры.

13.12

«Спичечный конструктор»

20.13

«Спичечный конструктор»

27.13

Задачи смекалки.

10.01

Прятки с фигурами.

17.01

Математические игры.

24.01

Числовые головоломки.

31.01

Математическая карусель.

7.02

Математическая карусель.

14.02

Уголки.

21.02

Игра в магазин.Монеты.

6.03

Конструирование фигур из деталей танграма.

13.03

Игры скубиками.

20.03

Математическое путешествие.

3.04

Математические игры.

10.04

Секреты задач.

17.04

Математическая карусель.

24.04

Числовые головоломки.

8.05

Математические игры.

15.05

Математические игры.

22.05

Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

9. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.

13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2008.

14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.

15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по общеинтеллектуальному направлению

«Удивительный мир слов»

1-в класс

Составитель: Афлятунова Кристина Александровна

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Планируемые результаты.

3. Календарно-тематическое планирование и содержание программы, требования к знаниям и умениям обучающихся.

4. Методическое обеспечение, библиография.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Удивительный мир слов» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.

Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.

У первоклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Особенности программы  «Удивительный мир слов»

1кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

Методические  принципы:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Планируемые результаты.

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предмету русский язык.

1-й класс

Личностные результаты:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметые результаты

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  2. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  3. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  5. задавать вопросы.

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

Календарно-тематическое планирование   (33 часа)

№п.п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

по плану

 факт.

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

3.09

2

В страну слов. Первые встречи.

1

10.09

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

17,24 09

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

1.10

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

8.10

7

Чудесные превращения слов.

1

15.10

8-9

В гости к Алфавиту.

2

22,29 10

10

К тайнам звуков и букв.

1

12.11

11

Встреча с Радугой.

1

19.11

12

В Страну Говорящих Скал.

1

26.11

13

В  глубь веков на Машине времени.

1

3.12

14

В Королевстве ошибок.

1

10.12

15

В Страну Слогов.

1

17.12

16

Неожиданная остановка в пути.

1

24.12

17

В удивительном городе Неслове.

1

14.01

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

21,28 01

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

4.02

21-22

На карнавале слов.

2

11,18 02

23

В Театре близнецов.

1

3.03

24

Конкурс знатоков.

1

10.03

25

Новое представление.

1

17.03

26

Необычный урок.

1

31.03

27

Следопыты развлекают гостей.

1

7.04

28

В Клубе весёлых человечков.

1

14.04

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

21,28 04

31

Экскурсия в прошлое.

1

12.05

32

Полёт в будущее.

1

19.05

33

Итоговое занятие.

1

26.05

Итого 33 часа

Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)

 Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)  

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».

Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.)

 Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)

 Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч)

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.)

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)

 Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знатоков. (1ч.)

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знатоков». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.)

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (2ч.)

 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее.   (1ч.)

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.  

Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. 
Делить слова на слоги.                                                                                                             

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                 

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Вид

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011

- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

 - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD)

Технические средства

1.   Классная доска

2.   Магнитная доска.

3.   Персональный компьютер с принтером.

4.   Мультимедийный проектор

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  7.  «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

      9.      Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по общеинтеллектуальному направлению

«Шахматы»

1-в класс

Составитель: Афлятунова Кристина Александровна

г. Нижневартовск

2019 год

Пояснительная записка

Содержание

1.Планируемые результаты изучения программы

2. Содержание программы

3. Тематическое планирование

Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакомиться с фигурами и их расположением на шахматной доске, узнать ходы фигур и их ценности, особенности взаимодействия.

  Этапы проведения уроков по программе:

- вводный — даётся необходимая для учителя информация по изучаемой теме (если в этом есть необходимость);

- постановки учебной задачи и поиска её решения;   примерный перечень наводящих вопросов, побуждающих учащихся к диалогу и направленных на поиск решения поставленной учебной задачи;

— работы с шахматным словарём;

— разыгрывания шахматных задач и этюдов;

- самостоятельной работы и самопроверки;

— подведения итогов — учащимся предлагается самостоятельно оценить своё состояние, эмоции, результаты деятельности на уроке.

 Разбираются дидактические шахматные позиции,  в шахматные термины и понятия

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Шахматы»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, мета предметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала.

 К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

-  формирование основ шахматной культуры;

-  понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-  уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

-  воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

-  дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-  формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированное  универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

-  умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию

—  способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

-  умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и ко-операцию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3.  Регулятивные УУД:

-  умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

—  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1—4 классы) должны:

— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

—  владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения предмета «Шахматы в школе»

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся  должны:

— уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;.

— знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

— иметь представление о том, что такое' нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

— ориентироваться на шахматной доске;

— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

— правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

— правильно расставлять фигуры перед игрой;

— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

— рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

— знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

—  знать цену каждой шахматной фигуры;

— усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

—  владеть способом взятия на проходе;

— записывать шахматную партию;

— уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала доконца с записью своих ходов и ходов партнёра.

         К концу второго года обучения  обучающиеся должны:

- уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

- защищать свои фигуры от нападений и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

- разыгрывать шахматную партию сначала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.

2.Содержание программы

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

3.Тематическое планирование

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Планирование прохождения программного материала на первом году обучения

№п/п

Виды Деятельности

Распределение учебных часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

29

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

 

 

Конкурсы решения позиций

Соревнования

Шахматные праздники

4-5 часов

Общее количество часов

33 (для обучающихся 1-х классов)

 

Поурочное планирование «Шахматы»- 1-й год обучения ( 1 классы)

№ п/п

По плану

По факту

Тема

1

2.09

Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат.

2

9.09

Шахматная доска.

3

16.09

Горизонталь.

4

23.09

Вертикаль.

5

30.09

Диагональ.

6

7.10

Шахматная нотация.

7

14.10

Шахматные фигуры, начальная позиция.

8

21.10

Ладья.

9

28.10

Слон.

10

11.11

Ферзь.

11

18.11

Конь.

12

25.11

Пешка.

13

2.12

Превращение пешки.

14

9.12

Король.

15

16.12

Ценность фигур.

16

23.12

Нападение.

17

13.01

Взятие. Взятие на проходе.

18

20.01

Шах и защита от шаха.

19

27.01

Мат.

20

3.02

Пат- ничья.

21

10.02

Рокировка.

22

17.02

Основные принципы игры в начале партии.

23

2.03

Мат двумя ладьями одному королю.

24

16.03

Мат ферзем и ладьей одному королю.

25

30.03

Мат ферзем и ладьей одному королю.

26

6.04

Материальное преимущество.

27

13.04

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

28

20.04

Партии- миниатюры.

29

27.04

Запись шахматной партии.

30

18.05

Шахматный этикет.

31

25.05

Шахматные соревнования и праздники.

32

26.05

Шахматные соревнования и праздники.

33

27.05

Шахматные соревнования и праздники.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по духовно-нравственному направлению

«Юный патриот»

1-в класс

Составитель: Афлятунова Кристина Александровна

г. Нижневартовск

2019 год

Пояснительная записка

Содержание

1. Планируемые результаты изучения программы

2. Содержание программы

3. Тематическое планирование

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный патриот» (далее-программа) реализует духовно-нравственного направление внеурочной деятельности и направлена на развитие гражданского и патриотического   воспитания российских школьников, на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Программа составлена на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста ( 7-10 лет).

Программа осуществляется через систему классных часов и мероприятий.

Срок реализации программы – 1 год .

  В помощь обучающимся в освоении общественно- исторического опыта истории России должно стать использование информационных технологий, социальных проектов, акций, перспективных проектов российских школьников(«Юнармия», «Российское движение школьников» и т.д.).

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности в рамках развития воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Актуальность программы связана с возрастным  формированием культурно-ценностных ориентаций  духовно-нравственной основы личности ребенка, начинается процесс национально-культурной самоиндентификации, осознание себя в окружающем мире, образы восприятия действительности, культурных и исторических фактов ярко отпечатываются в памяти, что очень важно для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.

Новизна программы заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту.

Цель программы – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Совершенствование системы патриотического воспитания;
  • Формирование у учащихся культуры гражданственности и патриотизма;
  • Воспитание у учащихся любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
  • Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству и готовности приносить пользу обществу и государству;
  • Утверждение в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
  • Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, а также уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям;
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческих и прикладных качеств мышления;
  • Развитие интереса к истории России и совершенствование навыков самообразования и всестороннего развития;
  • Обучение поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости;
  • Развитие логического мышления, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза;
  • Воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности и творческого отношения к учёбе;
  • Формирование мотивационно-ценностного стремления учащегося и воспитания у него гражданской ответственности и других личностных качеств гражданина.

Обучающие:

  • Сформировать систему знаний в сфере российской истории;
  • Обучить элементам системного мышления использовать инструменты активизации мышления;
  • Обучить механизмам анализа истории России и запоминания основных исторических фактов и событий.

Развивающие:

  • Развить интеллектуальные способности обучающихся;
  • Развить гражданские навыки;
  • Развить деловые и гражданские качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность и аккуратность;
  • Сформировать потребности в самопознании и саморазвитии.

Воспитательные:

  • Воспитать культуру общения и поведения в социуме;
  • Воспитать целеустремлённость личности;
  • Воспитать толерантную личность;
  • Воспитать правильный образ гражданина и патриота своей Родины.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и  сопереживания;
  • Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • Нахождение с сверстниками общего языка и общих интересов;
  • Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • Развитие критического и творческого мышления;
  • Развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • Формирование заинтересованности в личном успехе;
  • Формирование лидерских качеств.

Метапредметные результаты:

  • Характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • Организация самостоятельной образовательной деятельности с учётом требовании организации места занятий;
  • Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
  • Формулирование собственного мнения и позиции в вопросе выбора своего профессионального пути и развития.

Предметные результаты:

По окончании программы обучающийся должен знать:

  • Значимые страницы истории страны;
  • Примеры исполнения гражданского и патриотического долга;
  • Традиции и культурное достояние своей страны;
  • Моральные нормы и правила поведения;
  • Этические нормы взаимоотношений в обществе ,

По окончании программы обучающийся должен  уметь:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
  • Оценивать главную мысль прочитанных текстов;
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

По окончании программы обучающийся получит возможность научится:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и морали;
  • Работать с историческими источниками и документами.
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа;
  • Описывать реальные связи и зависимости;
  • Сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования.

 

 Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 33 часа

Поурочно-тематическое планирование программы в 2019/2020 учебном году

N  п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Кто я? Где живу? Игровая викторина «Международный день грамотности». День Знаний. Народы Югры.

6.09

2

День солидарности в борьбе с терроризмом: «Мы помним о детях Беслана».

13.09

3.

Повторим историю…

Защитники земли русской: «Бородинское сражение русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией 1812 г.»

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

Победа великого князя Дмитрия Донского в Куликовской битве.

20.09

4.

Что такое гражданская оборона? День ГО и ЧС.

27.09

5.

Викторина и проект энергосбережения «Всероссийский урок экологии и энергосбережения». Что такое  финансовая  грамотность?

4.10

6.

Великие учителя. Международный день учителя. Кого мы можем называть своими учителями?

Всероссийский урок, посвященный жизни и творчеству И.С.Тургенева

11.10

7.

Зачем нужны библиотеки? Самые большие библиотеки мира.

1 ч

18.10

8.

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Интернет- это добро или зло?

25.10

9.

«Семейные» обязанности. Кто такие волонтеры и как ими стать?

1.11

10.

 Кто кому и кем доводится? Мои прабабушки и прадедушки.

Урок – игра: «Как родился «День народного единства».

15.11

11.

Международный день толерантности.

Люди разные нужны…   Люди  разные  важны…

Международный день инвалидов.

1 ч

22.11

12.

День Матери в России. Семейные обязанности.  

Кто кому и кем доводится? Мои прабабушки и прадедушки.

1 ч

29.11

13.

День Энергосбережения. Как сохранить леса и воду?

Копейка рубль бережет.

6.12

14.

Многонациональная Россия. Дружба народов.

Викторина: «Мои права и обязанности» ( «День Конституции Российской Федерации»)

13.12

15.

Всероссийская акция «Час кода» .

День Героев Отечества.

20.12

16.

День российской печати;  

27.12

17.

Кто придумал Новый Год?  Викторина: «Традиции Нового года».

10.01

18.

День памяти жертв Холокоста.

1 ч

17.01.

19.

Мои прабабушки и прадедушки.

День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады. Города –герои России.

24.01

20.

 День российской наука. Как Д.И.Менделеев составил свою знаменитую таблицу?

31.01

21.

Мир семейных увлечений. Детские журналы. День Российской печати.

7.02

22.

Международный день родного языка.

1 ч

14.02

23.

 Экскурсия   по школьным выставкам:  «День памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами Отечества».

Защита исследовательских проектов  и семейных газет « Мой папа в армии служил».

1 ч

21.02

24.

Боремся со всеми вредными привычками от лени до глупости.

1 ч

6.03

25.

Викторина «Международный день родного языка».

День воссоединения Крыма с Россией.

13.03

26.

 Юбилейные даты российских поэтов:

День славянской письменности и культуры.

1 ч

20.03

27.

Всероссийская неделя музыки для детей и юношества.

1 ч

3.04

28.

День космонавтики. Гагаринский урок : «Космос –это мы.»

10.04

29.

День местного самоуправления. Зачем нужны начальники?

 Как стать грамотным  командиром?

День защиты прав потребителей .

Развивающая викторина «День местного самоуправления».

Что такое РДШ?

17.04

30.

День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ.

24.04

31.

Мои прабабушки и прадедушки. Час проекта: «Великая Отечественная война в истории моей семьи.

Викторина «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-й 1945-й годов»

8.05

32.

День славянской письменности и культуры

15.05

33.

 День крещения Руси.

22.05

Итого: 33 часа

 

Критерии оценивания обучающихся по программе

По итогам    часа  внеурочной деятельности  на  сайте школы    выставляются  фотоотчеты, организуются выставки стенгазет, рисунки, проекты и т.д.  



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по духовно-нравственному направлению

«Социокультурные истоки»

1-в класс

Составитель: Афлятунова Кристина Александровна

г. Нижневартовск

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук, основа данной программы заключается в социокультурном системном подходе в образовании.

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «06 образовании»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-ФЗ;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-ФЗ;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2- ФЗ;
  • ФГОС НОО;
  • Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями в приложении от 20.10.2012г.; 24.11.2012г.; 23.02.2013г.);

Приказ «Об утверждении плана основных мероприятий в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры по проведению Года экологии в 2017 году в ХМАО-Югре» ( 14 июня 2016г. № 144);

  • Приказ «Об утверждении плана мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2016-2010 годы» ( от 04.07.2016 г №1008- р);
  • Устав МБОУ «СШ №34» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 - п).

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развить социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В 1995г. социокультурный системный подход признан эффективным ресурсом воспитания Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Цель курса «Истоки» в начальной школе — введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

— раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

  • присоединение семьи к школе;
  • формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами

сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе - внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом

преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

В 1-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Год обучения

Наименование учебных курсов

Кол-во часов

1

Слово. Образ. Книга.

33

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»

Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. ниже):

  1. Слово. Образ. Книга.
  2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
  3. Вера. Надежда. Любовь. София.
  4. Русские традиции Образа, Слова, Души.

1 класс

АЗБУ1

КА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧ

КО»

СЛОВО

ОБРАЗ

КНИГА

  • Золотое сердечко
  • Доброе Слово
  • Честное Слово
  • Слово о родителях
  • Святое Слово
  • Родник
  • Первый Образ
  • Светлый Образ
  • Образ Богородицы
  • Благодатный Образ
  • Книга
  • Первая Книга
  • Живая Книга
  • Книга книг
  • Мир Книги

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс

Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.

Золотое сердечко живёт добрым, честным, святым Словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет «медью звенящей».

Использование учебного материала по теме «СЛОВО» поможет учителю осуществить социокультурное присоединение от семьи к начальной школе.

«ИСТОКИ» предполагают обучение через «Образ». Не всё видимое есть Образ. Многое является безобразным.

Вторая часть учебного курса знакомит с Образом Истоков. Книга является главным инструментарием образования в школе.

Третья часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - живое существо. Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Как сделать первые шаги по выпуску своей первой Книги?

Главными целями этого курса в 1-м классе являются:

  • освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
  • развитие ценностей Истоков;
  • развитие целостного восприятия, способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)

Слово (11 часов)

  1. Вводное занятие.
  2. ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Драгоценный дар Слова. Слово, как ценность.
  3. Золотое сердечко любит («Доброе Слово»), надеется («Честное Слово») и верит («Святое Слово»). Слово о родителях - основа жизни.
  4. ДОБРОЕ СЛОВО. Смысл жизни - делать добро. Доброе слово - доброе
  5. дерево - добрый плод.
  6. Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.
  7. ЧЕСТНОЕ СЛОВО - основа крепкой дружбы. Духовная искра.
  8. Верность. Верный друг.
  9. СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях
  10. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях Доброе Слово о родителях - основа жизни.
  11. СВЯТОЕ СЛОВО. Верить - значит жить. Дар Божий. Святое Слово путь к сердцу найдёт.

Образ (12 часов)

  1. РОДНИК - начало жизни.
  2. Святой источник. Святая вода.
  3. Крещение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы?
  4. ПЕРВЫЙ ОБРАЗ. О том, как Золотое сердечко спасает.
  5. Спаситель. Спас нерукотворный.
  6. Первый Образ. Крест. Слово Образа.
  7. СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. Белый свет. Светлый путь.
  8. Икона. Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.
  9. ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ. Дом Пресвятой Богородицы.
  10. Заступница. Чудотворная икона. «Скоропослушница».

  1. Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров.
  2. БЛАГОДАТНЫЙ ОБРАЗ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запечатленный Образ.

Книга (10 часов)

  1. КНИГА. О том, как Золотое сердечко созидает.
  2. Как Книга передаёт Слово и Образ? Единение Слова и Образа. Любимая Книга.
  3. ПЕРВАЯ КНИГА. Твоя Первая авторская Книга («Мои Истоки»).
  4. Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать? Кому ты хотел бы её посвятить?
  5. ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги.
  6. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание.
  7. КНИГА КНИГ. Свет Учения. Заповеди Божии.
  8. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная.
  9. МИР КНИГИ. Торжество Света и Добра.
  10. Выбор. Открытия. Чтение, как ценность.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

Тематическое планирование учебного курса

«Азбука Истоков» (1 класс)

/33 часа/

I. Мир

Дата

Тема

Содержание

Основные понятия

Азбука

Прописи

План

Факт

1

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит - семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет.

Благодарность.

А, М

А а, Мм Колыбельная

2

Мир и лад (Поле, школа и семья)

Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв?

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

П, Л

П п, Л л Песня

3

Истоки и школа

Что обозначает слово? Общее и конкретное значение слов. Слово- образ. Слово-символ.

Слово-имя. Имена родителей и друзей.

(Заглавная буква.)

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена.

Уважение к старшим. Школа.

К, О

К к, О о Считалочка а

4

Дар

Праздничное слово.

Дар. Божий дар.

Е, Ё

Е, ё

(Рождество)

Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление.

Благодарение.

Поздравление.

Праздник.

Загадки

5

Истоки и радуга

Откуда берутся слова?

Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

Истоки.

Живительная сила. Родная земля. Родное

слово. Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

И, Р

Ии, Рр Хороводна я

6

Сказки А. С.

Пушкина

Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

Ш, С

Ш ш, С с Потешка

7

Родной край

Имя края. В какой стране мы живем? Названия. Происхождение названий.

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

Й

-

8

Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец )

Героические слова. Слова верности. Слово-действие.

Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

Герб. Щит. Щит- совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец.

Щ, Г

Щщ, Гг Марш

9

Святыни

России.

Илья

Муромец

Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

У, Ф

У у, Ф ф Частуш-ка

10

Обобщающий й урок (Память)

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

-

-

II. Слово

Число

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Азбука

Прописи

План

Факт

11

Слово

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело.

X, В

X х, В в Угадайка

12

Весна и слово

Слово - сравнение, описание. Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.

н, я

Н н, Я я Песенка

13

Золотое

Пять талантов

Золотое сердечко.

3, Т Зз, Тт

сердечко

Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение - труд души.

Трудные упражнения.

Талант. Доброе слово. Честное слово.

Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

Послови

цы

14

Серебряное

копытце

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Д, Б

Дд, Б б Совет

15

Честное

слово.

Добрыня

Никитич

Слово - наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

ч, ы

Ч ч, ы Былина

16

Слово о родителях

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

Благословение. Родительское слово, любовь. Уважение. Почитание.

э, ю

Э э, Ю ю Послови цы

17

Святое слово. Алеша Попович

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. Ищем слова-помощники в тексте - зрительно и на слух.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ь, ъ

ь, ъ

Послови

цы

18

Чаша жизни

Правила в нашей жизни.

Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Ж, ц

Ж ж, Ц Ц

Дорога

19

Обобщающий й урок (Внимание)

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир.

Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание.

-

-

20

Экскурсионно-тематический урок

III. Образ

Дата

Тема

Содержание

Основные понятия

План

Факт

21

Родник

Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы - без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

22

Образ Родины

Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

23

Образ

защитника

Отечества

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах - без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг.

24

Образ праздника (День Победы)

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача - предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

25

Обобщающий

урок

(Мышление)

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»?

Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли.

26

Экскурсионно-тематический урок.

IV. Книга

Дата

Тема

Содержание

Основные понятия

План

План

Факт

27

Книга

Разнообразие книг. 0 чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

Книга - живое существо. Добро и красота. Творец.

28

Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки.

Связь поколений.

29

Живое слово книги

Книга - культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Живое слово книги. Чтение.

Сердечный дар.

30

Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год.

Слова благодарности книге.

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

31

Годовой обобщающий (Речь)

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»?

Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово.

32-

33

Заключительный экскурсионно-тематический урок.