Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Сагадатова Юлия Фаритовна
  • Работа с одаренными детьми

1.Составлены и обработаны программы:        

«Подготовка к предметным олимпиадам различного уровня», программа «Работа с одаренными детьми»

 2.Используются дистанционные образовательные технологии, которое осуществляется через собственный сайт

  • Работа с детьми из социально неблагополучных семей

Целостная система для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации,  детьми с девиантным поведением  реализуется через:

 программу воспитательной работы: Сагадатовой Ю.Ф. учителя МОБУ СОШ им.генерал-лейтенанта полицииА.Ф.Ахметханова с.Турналы , срок реализации программы: 2019-2020уч год.

  • Работа с детьми-инвалидами 

Разработанные и реализованные программы для детей с ОВЗ и инвалидов:

 

  • Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и инвалидов.

 

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей 

Разработана и реализована «Программа классного руководителя  Сагадатовой Ю.Ф. с родителями (законными представителями) обучающихся 5 класса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф.Ахметханова села Турналы муниципального района

 Салаватский район  Республики Башкортостан

«Рассмотрено»                           « Согласовано»                                         «Утверждаю»

Руководитель ШМО                  Зам. директора по УВР                            Директор МОБУ

__________________                 _____________________                          СОШ с.Турналы

Протокол №_______                 _Резяпова  З.И.________                        Басыров А.Ю.

от__________2019 г.                _______________ 2019г                           _____________2019 г

Адаптированная  программа по истории для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

5 класс

Уровень базовый:

Срок реализации : 1 год

                                                                      Программу составила:

                                                                       Учитель истории и обществознания  

                                                                        Сагадатова Ю.Ф.

Турналы-2019

Пояснительная записка

к адаптированной основной общеобразовательной рабочей программе по истории для детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии ч.2 п.1. ст.34, п.5 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в МОБУ СОШ им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф. Ахметханова с.Турналы  создаются необходимые условия для обучения детей с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Уровень рабочей программы - базовый.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по истории для учащихся 5-9 классов, обучающихся по программе для детей с ОВЗ.

Рабочая программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История 5-9 класс». История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для ОВЗ детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. В этой связи программа направлена на то, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах.

Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта. Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по этой программе, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Структурным принципом построения программы явился линейный принцип. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов:

-цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе; -экзистенциальности позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для детей с ОВЗ невозможно из-за специфики развития учащихся.

Учебно-методический комплекс .

1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

2. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Москва «Просвещение» 2014г.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов , 0.5 часа в неделю.

Цель:

1.Формирование у учащихся с ОВЗ способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

2. Освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи:

1.Образовательные:

 усвоить важнейшие факты истории;

 создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

  овладеть умением применять знания по истории в жизни; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

 выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

2.Воспитательные:

 гражданское воспитание учащихся,

 патриотическое воспитание,

 воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

 нравственное воспитание,

 эстетическое воспитание,

 трудовое воспитание

правовое воспитание,,

 формирование мировоззрения учащихся.

3. Коррекционно - развивающие:

 развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы.

 учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.

 содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

 расширять лексический запас;

  • развивать связную речь

Программа реализует следующие принципы:

  1. Линейность;
  2. Элементы концентризма;
  3. Научность содержания;
  4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;
  5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала;
  6. Уровневый подход к формированию исторических знаний;
  7. Коррекционная направленность обучения.

Методы:

• словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

• наглядные - наблюдение, демонстрация

• практические -упражнения, работа с исторической картой.

Типы уроков:

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

• Комбинированный урок.

Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке или полный урок.

Межпредметные связи: география (географическое положение стран), математика (исторические даты), литература (биография исторических личностей.)

В конце изучения каждого раздела добавлены контрольные работы и тестирования.

содержание программы

История Древнего мира (17 часов)

Введение в предмет (1 час)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.

Первобытность (1 часов)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (5 часов)

Древний Египет -1час

Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Западная Азия в древности

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Индия и Китай в древности

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция. Эллинизм (5 часов)

Древнейшая Греция

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Полис-город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. (5 часов). Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (4 часа)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.

Гражданские войны в Риме

Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право.

Римская империя в первые века нашей эры

Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзииОраторское искусство.

Историческое и культурное наследие Древнего мира (1 час)

Вклад древних цивилизаций в историю человечества.

Планируемые результаты освоения учебной программы

В связи с тем, что способности к обучению учащихся с ОВЗ сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

В основе содержания обучения истории лежит овладение учащимися следующими видами деятельности:

  • Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  • Обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
  • Овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  • при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  • Знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
  • Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • Знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Учащиеся должны знать:

когда началось и закончилось событие;

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, учёных;

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться лентой времени;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических

событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф.Ахметханова села Турналы муниципального района

 Салаватский район  Республики Башкортостан

«Рассмотрено»                                        « Согласовано»                                            «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                Зам. директора по УВР                              Директор МОБУ

__________________                              _____________________                            СОШ с.Турналы

Протокол №_______                               _____________________                            Басыров А.Ю.

от__________2019 г.                              _________________2019г                            _____________2019 г

 Программа основного и среднего  общего образования

по работе с одаренными детьми.

5-11 класс.

Уровень базовый:

Срок реализации : 2 года

                                                    Программу составила:

                                                                                   Учитель истории и обществознания  

                                                                                    Сагадатова Ю.Ф.

Турналы-2019

 1. Положение о работе с одарёнными детьми.

1.Общие положения.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими  людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
(Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д.Б.).

2. Цели и задачи.

Цель - создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;

Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

Организация разнообразной внеурочной и внешкольной  деятельности;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

3.Принципы работы с одарёнными детьми.

Индивидуализация обучения  (наличие индивидуального плана обучения учащихся - высший уровень).

Принцип опережающего обучения.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

4.Участниками реализации данного положения являются:

Администрация школы

Рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год;

Руководители школьных методических объединений;

Учителя-предметники;

Классные руководители;

Родители учащихся.

5.Формы проведения мониторинга реализации положения.

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные дни

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

 педсовет

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану.

Проектная деятельность

По годовому плану

Мониторинг динамики развития

По годовому плану

II. Организация и функциональное обеспечение

 данного положения.

1. Функции руководителя.

Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание). (Постоянно).

Оформление нормативной документации;

Разработка программ;

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.)

Координация действий учителей работающих с одарёнными детьми. (Постоянно)

Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).

Сбор банка данных по одарённым детям.  

 2. Функции рабочей группы.

Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.

Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.

Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

Определение критериев эффективности работы.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

3 .Функции учителей-предметников.

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.

Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

4.Функции классных руководителей.

Выявление детей с общей одарённостью.

Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

 5.Функции руководителей факультативов.

Выявление одарённых детей.

Организация творческих отчётов детей.

Предоставление необходимой информации кл. руководителям.

Консультирование родителей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме);

Программа  «Одарённые дети».

Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки к выпускников школы в условиях компетентного  подхода, научно-технический   прогресс и быстро меняющиеся условия  общественной жизни,  предъявляемые человеку новые требования выполнить которое под силу только творческой, способной гибко реагировать  на смену обстоятельств, личности обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

В нашем образовательном  учреждении:

Ведётся определённая работа по обновлению содержании образования , форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;

осуществляются профильная подготовка по отдельным предметам;

формируется нравственный и гражданский облик выпускника;

широко развернута научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов;

учащиеся имеют определённые успехи в школьных, районных олимпиадах, конкурсах.

Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:

психолого-педагогической диагностики одарённых детей.

адресной поддержки учащихся и педагогов для развития способности и таланта;

работы с семьями одарённых детей;

адаптации в социуме одарённых детей.

Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования:

Традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.

Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми.

Наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональных компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:

  • Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
  • Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • Утверждение здорового образа жизни школьника;
  • Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
  • Организации воспитательной работы в рамках программы:
  • Воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей;
  • Формирование духовной культуры, общекультурной компетенции;
  • Формирование высокой речевой культуры;
  • Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей;стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  • Общекультурная эрудированность;
  • Доброжелательность высокий педагогический такт;
  • Наличие организаторских способностей;
  • Знание и применение здоровье сберегающих технологий.

Социально-психологическо  обеспечение реализации программы:

создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;

создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы;

обучение одарённых детей навыкам поддержания  психологической стабильности и психорегуляции;

формирование умение адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);

организация работы с учителями, направленной на повышение уровня и психолого-педагогической подготовки.

Семейные аспекты развития одарённого ребенка:

создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;

учёт личностных особенностей одарённых детей;

оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.



Предварительный просмотр:

         

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Турналы муниципального района

 Салаватский район  Республики Башкортостан

«Рассмотрено»                           « Согласовано»                                         «Утверждаю»

Руководитель ШМО                  Зам. директора по УВР                            Директор МОБУ

__________________                 _____________________                          СОШ с.Турналы

Протокол №_______                 _____________________                           Басыров А.Ю.

от__________2018 г.                _______________ 2018г                           _____________2018 г

 Программа работы с детьми инвалидами

Уровень базовый:

Срок реализации : 1 год

                                                                       Программу составила:

                                                                       Учитель истории и обществознания  

                                                                       Сагадатова Ю.Ф.

Турналы-2018

Цель:

 Обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МОБУ СОШ им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф.Ахметханова с.Турналы.

Задачи:

1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;

2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3. Организация и проведение комплекса адаптационных  мероприятий;

4.Систематизировать  работы по социальному и физическому направлению

детей-инвалидов;

5.Консультационная работа с родителями.

Пояснительная записка

         Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами   образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР на ступени дошкольного   образования разработана для контингента детей-инвалидов ,  посещающих МОБУ СОШ им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф. Ахметханова с.Турналы.

         ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

         ИПР-это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом развитии и  их социальную адаптацию .

Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной  программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами являются:

 -   Конституция Российской Федерации

 - Конвенция ООН о правах ребенка

-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»

-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011  № 61  «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

- «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

- Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

 

Содержание ИПР определяют принципы:

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие  и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.
Основой профилактики и коррекции  является общее развитие  ослабленного организма.

Мероприятия МОБУ СОШ им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф. Ахметханова с.Турналы, направленные на работу с детьми - инвалидами

п/п

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

1.

Участие     семей,     имеющих     детей-

инвалидов, в работе круглых столов, семинаров.

По  плану

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

2.

 Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность МОБУ СОШ с.Турналы  и семьи по оздоровлению детей»

октябрь

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

3.

Проведение индивидуальных занятий по

формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении.

По плану

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

4.

Консультация для педагогов  «Формирование  навыков  самоконтроля  у детей  с нарушениями развития».

октябрь

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

5.

Участие детей-инвалидов в

праздниках,театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду

По плану

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

6.

Консультация    для    педагогов    «Эколого-оздоровительная работа с детьми - инвалидами».

 февраль

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

7.

Проведение подвижных игр малой и средней подвижности.

В течение года

Ситдикова Р.Ф.

8.

Консультация  для родителей  «Подвижные   игры  в

коррекционной педагогике».

март

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

9.

Родительское собрание.

Тема: «Обучение

и воспитание детей – инвалидов».

май

Кл рук. Сагадатова Ю.Ф.

                                   Предполагаемые конечные результаты:

Обеспечение оптимального двигательного режима и умственного развития ребенка-инвалида.

Достижения положительных результатов в коррекционной  работе.

Обогащение  предметно-развивающей среды  МОБУ СОШ им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф. Ахметханова и укрепление материально-технической  базы.



Предварительный просмотр:

Создание учителем условий для адресной работы
с различными категориями обучающихся

                                                                        Сагадатова Юлия Фаритовна,

учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ им.А.Ф.Ахметханова с.Турналы

                                                                                       Салаватского  района

Республики Башкортостан

Моя работа направлена, в первую очередь, на создание благоприятного психологического климата во всех классах для всех обучающихся, где я работаю как учитель-предметник, и в классе, в котором  я являюсь классным руководителем. За все годы работы на меня не было жалоб со стороны родителей и обучающихся. Отсутствуют  постоянные конфликтные ситуации в классе с обучающимися (их родителями).

В классах, в которых я работаю, выявлены следующие группы детей:

- одарённые дети;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети из неблагополучных семей и дети, попавшие в трудные жизненные ситуации.

1. Работа с одаренными детьми

Раннее выявление и развитие способностей обучающихся способствует повышению качества образования. Моя работа в этом направлении включает в себя:

  • изучение интересов и склонностей детей;
  • создание, разработку и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализацию программ профильного обучения;
  • формирование у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;
  • профориентацию молодежи на наукоемкие профессии, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;
  • развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
  • проведение тематических мероприятий
  • моральное стимулирование лучших обучающихся.

Талантливый ребенок, с незаурядными способностями, может не подозревать о собственных возможностях. Поэтому педагогу очень важно разглядеть склонности ребенка и подобрать условия, максимально полно способствующие их раскрытию. Я придерживаюсь мнения, что каждый ребенок может проявить себя и имеет свои сильные стороны, необходимо лишь правильно подобрать деятельность, совпадающую с направлением вектора его личности. Поэтому нужно пробовать разные формы демонстрации способностей: кто-то из учеников проявляет себя в трансляции знаний, с легкостью справляясь с самыми сложными темами и имея успех на диагностических и экзаменационных работах, кто-то обладает нестандартным мышлением и талантливо проявляет себя на проектных конкурсах. Я неоднократно убеждалась: для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мало просто дать информацию о конкурсе для того, чтобы ребята приняли в нём участие, порой нужно несколько раз напомнить и отследить, что они все сделали правильно. Многие нуждаются в помощи на всех стадиях, начиная с регистрации и заканчивая моральной поддержкой по дороге на конкурс.

2. Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Эти дети в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории детей наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Я стараюсь максимально вовлечь ребенка (в моем классе есть 1 такой ребенок) в участие во всех классных делах, с целью создания ситуации успеха. Необходимо дать возможность ребенку проявить себя. Дать ему почувствовать, что есть область, где он может добиться успеха, проявить свои способности. Это всегда индивидуальная работа.

Привлекаю его к участию во всех внеклассных мероприятиях. Особенно важными являются «Новогодний праздник», «Служу Отечеству» (23 февраля), «Если в сердце живёт весна…» (8 Марта).

На своих уроках я стараюсь создать условия успешности для всех учеников в классе. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Однажды открыв для  себя увлекательность  поиска,  погружения  в  мир неведомого,  школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь  с трудностями, временными неудачами. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!

3. Работа с детьми из неблагополучных семей и детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации

В основе лежит педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, определяются их причины, отслеживаются истоки возникновения конфликтных ситуаций.  При этом я веду работу с самим ребенком, с учителями-предметниками, с родителями. Для заполнения и сбора необходимой информации используется социальный паспорт учащегося.

Провожу  индивидуальные беседы и консультации для родителей по вопросам воспитания: профилактика правонарушений, индивидуальная помощь в решении конфликтных и критических ситуаций, защита прав каждого ребёнка и взрослого. Индивидуальную форму в этом направлении считаю наиболее эффективной. Гарантом эффективности работы с родителями, на мой взгляд, являются:

  • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  • доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
  • системный характер работы с родителями;

Накопленным опытом делюсь с коллегами, выступаю на заседаниях МО классных руководителей, педагогических  советах.