Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Сагадатова Юлия Фаритовна

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм,  т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx78.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. генерал-лейтенанта полиции А.Ф.Ахметханова села Турналы муниципального района

Салаватский район Республики Башкортостан

Индивидуальный образовательный  маршрут

обучающегося с ограниченными возможностями                    

                                   здоровья

Гайсина Рамазана

обучающегося 5 класса

Автор разработчик:  Сагадатова Ю.Ф.

 

                                                2019-2020 учебный год

                                          I. Пояснительная записка

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Получение образования является также неотъемлемым условием эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся школьники, имеющие различные  ограничения в здоровье, и в связи с  этим  нуждающиеся  в специальном (коррекционном) образовании.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм,  т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его образовательных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья,  и фиксирующей образовательные цели и результаты. ИОП способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:

  • в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
  • в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
  • в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;
  • в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей его психофизического развития.

Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности  образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающегося,  формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного  выбора.

Структура работы  с обучающимися с   ОВЗ:

II. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы:

Содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервнопсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

Воспитательная  функция школы направлена на раскрытие способностей ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, на обеспечение успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

III. Адресность индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащегося 5  класса  Гайсина Рамазана с ограниченными возможностями здоровья.

IV. Принципы разработки и реализации индивидуального

образовательного маршрута

Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

Принцип индивидуального подхода  предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного.

Принцип непрерывности гарантирует учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП  учащегося с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога,  администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося по индивидуальной образовательной программе.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения;

V. Содержание индивидуальной образовательной программы.

Гайсин Рамазан   обучается в  5 классе.  Его учебный план скорректирован и дополнен за счет внеурочной деятельности  в соответствии с рекомендациями врачей.

 

Дополнительные образовательные программы (формы внеурочной деятельности)

Количество учебных часов

в неделю/за год

База образовательной деятельности

Спортивная секция по волейболу

1час

Учитель физкультуры

Индивидуальный маршрут

сопровождения учащегося с ОВЗ

_____________Гайсина Рамазана___________________

Цель – купирование трудностей, сопровождающих учебный процесс и развитие личностных особенностей учащегося.

  1. Психологическая поддержка (психологическое сопровождение)

Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные, сроки проведения

1.

Психологическая диагностика особенностей личностного развития

Посещение уроков с целью наблюдения за уч-ся, его поведением на уроке.

Индивидуальная беседа с учителями  с целью определения проблемных областей в обучении.

Первичное обследование, с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности.

Психолог

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся.

Задания по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления.

Занятия по развитию коммуникативных навыков

Индивидуальные консультации родителей  по результатам обследования.

Рекомендации

Просветительская работа с родителями и учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей.

Родительское собрание, памятки, информационные стенды

Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение). Обучение.

Цель – обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения учебных заданий, способам получения знаний, организации времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные, сроки проведения

1.

Диагностика индивидуальных  особенностей развития уч-ся

Наблюдения на уроках, результаты контрольных срезов, проверочных работ

Учитель

2.

Консультации родителей

По развитию учебных умений и навыков

Учитель

Классный руководитель

3.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия

учитель

4.

Профилактическая деятельность

Беседы, тематические классные часы

Классный руководитель

5.

Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса

Родительские собрания, тематические классные часы

Классный руководитель

                 

                                           Ожидаемые результаты:

  • вовлечение в общественно – полезную  жизнь школы;
  • успешное освоение индивидуальной  программы.

                                              Критерии оценки

  • положительная динамика  успеваемости учащегося, обучающегося по ИОП;
  • высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса ходом и результатами обучения учащегося с ОВЗ по индивидуальной образовательной программе;
  • отсутствие отрицательной  динамики психофизического развития учащегося с ОВЗ;
  • эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении их друг к другу;

VIII. Проведение промежуточных тестов, контрольных срезов  учащегося

                         

Система оценки, контроля и учета знаний учащегося  позволяет отследить как рост познавательных интересов, стремление к знаниям, так и уровень знаний, умений и навыков по всем предметам. Она включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности, письменные промежуточные и годовые контрольные работы, экзамены. Сравнительный анализ, производимый по итоговым оценкам по различным предметам, позволяет отследить эффективность процесса обучения, определить шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащегося.

Использование сложившейся системы аттестации ученика с ОВЗ, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает ежемесячная оценка учителем успешности освоения ИОП.

2. Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.

3. Итоговая аттестация

По окончании обучения по ИОП используются все принятые школой формы итоговой аттестации.