ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Валиахметова Гульсум Марселевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Рятамак

«Развитие речи обучающихся на уроках русского языка

и литературы»

                   

          учителя русского языка и литературы

                                                      высшей квалификационной категории          

                                                               Валиахметовой Гульсум Марселевны

 

Рятамак 2018

              АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в школе является развитие связной речи учащихся.

Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями.

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка. Актуальность темы диктуется тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ОГЭ предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности, а допуском к ОГЭ является обязательное прохождение итогового устного собеседования девятиклассниками.

Целью данной работы ставлю развитие письменной и устной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции. 

Реализация поставленной цели проекта обусловливает решение комплекса задач:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу и практический опыт по данной теме.
  2. Развивать интерес к своему предмету.
  3. Активизировать самостоятельную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
  4. Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
  5. Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: речевая культура обучащихся 5-9 классов.

Этапы реализации проекта:

1. Предварительный(I полугодие 2018-2019 учебного года):

- выдвижение гипотезы;

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

- подбор методической литературы;

- диагностика детей.

2. Основной(январь 2019 года – март 2023 года):

Использование на уроках заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической литературы по теме.

3. Заключительный.

- повторный мониторинг речевого развития  школьников;

- анализ и оценка результатов проекта;

- презентация проекта, публикация отчетов по работе на сайте СОШ;

- определение новых перспектив.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на уроках развития речи и русского языка способствует развитию связной речи школьников, формированию навыков самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых ошибок учащихся, повышению качества высказываний учащихся, что позволит им в дальнейшем успешно выполнить ВПР, пройти итоговое собеседование, сдать выпускные экзамены за 9 и 11 классы.

Практическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка, а также систематизировать упражнения, которые могут помочь учителям в работе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Сущность понятий "речь", "развитие речи"

В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление".

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему".

В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие "развитие речи учащихся": "Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого".

Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные средства общения - жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания.

Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Вопросы методики развития речи учащихся представлены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.И. Никитиной,Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковойи др.

Проблема речевого развития учащихся рассматривается в диссертационных исследованиях Е.В. Архиповой (1998), М.Т. Баранова (1985), Т.Г. Бирюковой (2003), Т.М. Воителевой (2000), Е.Ф. Глебовой (1983), Т.К. Донской (1990), Е.А. Лазаревой (1994), М.Р. Львова (1972), С.И. Львовой (1993), Р.А. Мамхеговой (1995), А.К. Михальской (1993), В.Н. Мещерякова (1986), И.А. Сотовой (2008), М.Х. Шхапацевой (1986), С.В. Юртаева (2003) и других. Многообразие аспектов развития связной речи учащихся, отраженных в работах названных и других авторов, свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы.

«Чтобы полноценно общаться, — пишет А. А. Леонтьев,— человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этот содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящим не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».

Сориентироваться в условиях общения — это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одно стороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная, письменная) виде (монолог, диалог), стиле высказывания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Развитие устной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы.

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности.

1. Информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Многословие, речевая избыточность может присутствовать даже в неинформативной фразе.

2. Логичность речи. В соответствии с законом тождества в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим. Другой закон логики – закон противоречия. Причиной нелогичности речи может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

3. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Критерий точности высказывания определяется также и его достоверностью: насколько объективно, верно мы отражаем в речи факты, события.

4. Богатство речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи – количество слов, которое мы используем. В одном из самых известных русских словарей – «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, собранном еще в XIX в., – около 250 тыс. слов.

5. Чистота речи. Язык – стройная система средств общения; приведенная в динамику, которая становится речью. А речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь диалектные слова, профессионализмы, просторечные слова, вульгаризмы, речевые штампы.

6. Уместность речи – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

7. Правильность речи. Требование правильности речи относится не только к лексике – оно распространяется на все уровни языка: на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. На всех «ярусах» языка требуется соблюдение нормы. За норму принимают наиболее распространенные из числа существующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющих свою функцию языковых (речевых) вариантов.

8. Образность речи. Образное, живое, эмоциональное слово не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Каким образом можно сделать речь более образной?

1. Употреблением слов в переносном значении.

2. Употреблением эпитетов – красочных определений, выраженных прилагательными.

3. Использованием образных сравнений.

Формы организации работы по развитию речи учащихся

Главная цель работы по развитию речи учащихся — формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Учащимся необходимо объяснить, каких же полезных результатов можно достичь, развивая свою речь

Над данной темой я работаю второй год. За это время накопила дидактический материал, подготовила методические разработки уроков, внеклассных мероприятий. В своей работе использую интересные уроки по развитию речи учителей-коллег и создаю их сама.  

Уроки русского языка требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят.   Чтобы привить ученикам интерес к урокам, любовь к книге, к слову, я сочетаю традиционные формы урока с новыми – уроками-практикумами, консультациями, диспутами, семинарами, различного рода играми; использую на уроках ИКТ.

В ходе работы выяснилось, что наиболее целесообразным в данной ситуации оказалось следующее:

  • ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи, особенно с текстами произведений, изучающихся на уроках литературы) на уроках русского языка и литературы;
  • использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
  • внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Вот некоторые из используемых мною на уроках упражнений и речевых задач, которые способствуют достижению поставленной цели:

  • диктанты: по памяти; “Угадай словечко”; "Реклама нового слова", лексический; "немой", зрительный и др.;
  • сочинение-миниатюра по опорным словам;
  • игра “Объясни разницу”;
  • построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
  • "Собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений.
  •  использование произведений живописи на уроках русского языка.
  •  тренировка артикуляционного аппарата.

 Постоянно провожу работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке. Кроме того, использую ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.

На уроках литературы необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Эта работа включает в себя:

  1. Работа над дикцией.
  2. Работа над выделением логического ударения.
  3. Составление партитуры стихотворения, в котором проставляются все паузы.
  4. Выразительное чтение учителем или артистом в записи.
  5. Анализ чтения других учеников и самоанализ. Дети привыкают анализировать своё и чужое чтение, что помогает им читать лучше предыдущего и даёт уверенность в своих силах.

Считаю, что именно такая работа стала причиной улучшения качества чтения. Заметно стало, что ребята с большим желанием начали читать вслух, улучшились показатели выразительности чтения. Желающих участвовать в конкурсах стало больше.

Неотъемлемой частью моей работы на каждом из уроков литературы является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.

Упражнениям на обогащение грамматического строя речи учащихся тоже уделяю серьезное внимание:

• Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования (Приложение 1).

• Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит

в том, чтобы слово:

- правильно воспринималось в тексте;

- было понято со всеми оттенками и окрасками;

- вошло в словарь ребенка;

- воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.

Нужно отметить важность таких упражнений при подготовке к выполнению ВПР, итоговому собеседованию в 9 классе, ОГЭ. Элементы итогового собеседования и ОГЭ начинаю вводить уже в 5 классе.

Одной из эффективных форм работы считаю обучение различным видам речевой деятельности.

  1. Обучение слушанию:

• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

• записать во время слушания опорные слова;

• конспектировать, составлять тезисы.

Вышеперечисленные виды работ эффективны при подготовке обучающихся к выполнению задания 2 на итоговом собеседовании и заданий 9.1-9.3 на ОГЭ в 9 классе.

  1. Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);

• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

• обсудить текст во время беседы;

• «жужжащее» чтение (правил, заданий, текстов с доски и др.);

• чтение «по цепочке».

Такая работа готовит обучающихся к успешному выполнению задания 1 на итоговом собеседовании, где они должны в течение короткого времени подготовиться к выразительному чтению.

  1. Обучение устной и письменной речи

Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

  • сочинение-репортаж на экологическую тему;
  • сочинение-интервью с литературным героем;
  • сочинение-рецензия на самостоятельно прочитанное небольшое произведение современной литературы;
  • отзыв о просмотренном фильме;
  • сочинение-эссе «Природа и мы в XXI веке»;
  • доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
  • сочинение – портретный очерк «Моя мама (бабушка, сестра)».

Немаловажную роль в достижении поставленных целей занимает и внеклассная работа по русскому языку и литературе. Я считаю, что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

КВН

Грамматические турниры

Конкурсные программы

Викторины

Лингвистические эстафеты

Устные журналы

Олимпиады

Праздники

Недели русского языка и литературы

Такая работа активизирует мыслительную деятельность, воображение ребят, способствует развитию речи, привитию интереса к предмету, учению.

«Интерес к учению, — писал В.А.Сухомлинский, — проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»

Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Говоря о промежуточных результатах по данному направлению работы, видны следующие результаты:

Техника чтения(в разрезе одного класса)

Начало реализации проекта

Конец 5 класса

Конец 6 класса

Конец 7 класса

Конец 8 класса

Конец 9 класса (реализации проекта)

Выше нормы

18%

27%

56%

Норма

18%

З6%

24%

Ниже нормы

64%

36%

9%

Сформированность навыков чтения(Приложение 2)

Начало реализации проекта

Конец 5 класса

Конец 6 класса

Конец 7 класса

Конец 8 класса

Конец 9 класса (реализации проекта)

Слабый уровень

27%

9%

9%

Сформирован не полностью

18%

18%

0%

Хорошо

36%

45%

27%

Очень хорошо

18%

27%

63%

Сравнив результаты работ по развитию речи учащихся, я сделала вывод, что положительная динамика роста прослеживается. Систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность учащихся. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют в олимпиадах, занимают призовые места (Приложение 3).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой работе я раскрыла некоторые наиболее важные аспекты своей деятельности. Масштабность работы по развитию речи даёт возможность и заставляет искать новые методы преподавания, что  предполагает  творческий  поиск  и самообразование преподавателя.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках русского языка, на мой взгляд, являются:

- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях учащегося, его образовательных интересах и потребностях;

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной

 деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.