МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Мои методические разработки. Буду рада, если они вам принесут пользу!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 55.5 КБ |
Конспект урока | 1.57 МБ |
test_chehov_o_lyubvi.docx | 12.24 КБ |
test_kuprin_kust_sireni.docx | 11.87 КБ |
krossvord_po_biografii_pushkina.docx | 133.94 КБ |
Предварительный просмотр:
М. А. Осоргин «Пенсне»
Цели урока: кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Метод. приёмы: рассказ учителя, беседа по вв., выразительное чтение, элементы анализа текста.
Оборудование: презентация
Ход урока
- Беседа по статье на с. 131 -132.
- Осоргин облегчил работу биографов: сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», В ДЕСЯТКАХ ОЧЕРКОВ.
- Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов.
- В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.
- Но юрид. поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - л – ра. С гимназических лет он печатается в газетах.
- В очерке «905 год» (1930) вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальн. л –ра, оружие.
- Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политэмигрантов.
- За 10 лет в газете «Русских ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости»
- В эти же гг. печатаются в ж. «Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.
- В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.
- Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.
Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д» — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября) и «Prussia» (16—17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Также высылки осуществлялись на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом—осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.
В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003
- Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.
- Большую часть года Осоргин проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу «Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным обитателям.
- В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку».
- С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.
- Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 г. Там и похоронен.
- Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине». И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее».
- Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»
Беседа по рассказу «Пенсне»
- Стр. 137 Вопросы учебника.
- Дополнительные вв.:
- Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?
- Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
- олицетворения. Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:
- «часы шагают, хворают, кашляют»,
- «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),
- «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,
- «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,
- «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,
- «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга
- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
- «шляпа передразнивает своего владельца»,
- «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
- «чайник – «добродушный комик»,
- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,
- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».
- Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:
- «демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка», - «интеллигент-термометр»,
- «неудачник из мещан – носовой платок»
- «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».
- Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.
- Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;
- «часы шагают» - реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные - могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают»)
- «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.
Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
- Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль
- Синтаксические приёмы:
- Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»;
- Многочисленные длинные ряды однородных членов
- Обращения к читателю
- Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаёте, лезете, заглядываете и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;
- Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актёрское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш» и т. д.
- В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…»: «загулявшие стёклышки» и т. д.)
Пересказ текста.
- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?
- Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?
- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
- Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Итог урока. Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.
- Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
- Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
- Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?
- Любил пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три года» передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем»
- Очень интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»
Д. з. Придумать историю о каком-нибудь предмете
Прочитать статью «Шмелёв»
Прочитать рассказ «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.
Использованная литература:
- О. А. Ерёмина «Поурочное планирование по литературе», 8 класс, «Экзамен», Москва, 2004 г. стр. 259 -260
- Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсалное пособие», 8 класс, стр. 240 – 244.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
А. П. Чехов «О любви»
А 1. Определите жанр произведения.
1) роман;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
А 2. Главной темой произведения является:
1) тема несостоявшейся любви;
2) тема долга;
3) тема крестьянского труда;
4) тема добра и зла.
А 3. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
А 4. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?
1) выявить отношение героя к любви;
2) выявить внутреннюю пустоту героя;
3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;
4) подчеркнуть узость взглядов героя.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («душевные», «жгучей», «мокрые»).
Ответ_______________________________________________________
Предварительный просмотр:
А. И. Куприн «Куст сирени»
А 1. Определите жанр произведения.
1) рассказ;
2) повесть;
3) быль;
4) история.
А 2. Главной темой произведения является:
1) тема бездуховности;
2) тема нравственности и безнравственности;
3) тема вещей, живущих особой жизнью;
4) тема труда.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («мельчайшими», «странную», «любимыми»).
Ответ_______________________________________________________
Предварительный просмотр:
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 1 | X | X | X | X | 2 | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 3 | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 4 | 5 | X | X | X | X | X | |||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | 6 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 7 | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 8 | X | X | X | X | X | X | |||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 9 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 10 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 11 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | 12 | X | 13 | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 14 | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||
X | X | X | X | X | X | X | 15 | 16 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | 17 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | 18 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
По горизонтали
4. Имя императора, открывшего Царскосельский лицей. 7. "Мой первый друг, мой друг бесценный". Фамилия лицейского товарища Пушкина, которому посвящены эти строки. 8. Фамилия Арины Родионовны, няни поэта. 9. Город, в котором родился А. Пушкин. 10. Любимая пора года Александра Сергеевича. 12. С кем была первая дуэль Пушкина? 14. Первая любовь Александра Пушкина. 15. Это стихотворение посвящено будущей любимой жене Наталье Гончаровой. Написано Пушкиным за шесть месяцев до их свадьбы. 17. Предводитель крестьянского восстания 1773-1775гг, герой исторической повести "Капитанская дочка". 18. А.С. Пушкин по гороскопу.
По вертикали
1. Село на речке Азанке, в котором пребывал Пушкин осенью 1830 года. 2. Девичья фамилия матери А.С. Пушкина. 3. Кличка Пушкина в лицейские годы из-за его увлечения французской литературой. 5. После лицея Пушкин устраивается в Коллегию иностранных дел. Его чин коллежский ... 6. Имение матери А. Пушкина в Псковской губернии. 10. Город, в который направлен служить Пушкин к графу Воронцову. 11. Композитор, автор оперы "Руслан и Людмила". 13. По мнению поэта, она "гений чистой красоты". 16. Поэт эпохи Просвещения, принимавший экзамен у Пушкина в 1815 году.