Распространение ППО

Горохова Ирина Владимировна

Распространение ППО

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Горохова Ирина Владимировна      

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Высшее

(образование)

9 лет

(стаж педагогической работы)

Соответствие занимаемой должности

(квалификационная категория)

1. «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования детей с ОВЗ»;

(курсы повышения квалификации)

2014г.

(дата начала работы над темой)

_____________________________________________________________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

 

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:

  • Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • Формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

Выступление на педагогическом совете №… по теме: Семинар – деловая игра  «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовить (принять участие) в семинаре: Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: Деловая игра для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников».

Перспективный план самообразования педагога:

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

2019-2020

Выявление проблем

Наблюдение за детьми;

Ежедневные беседы с детьми;

Беседа с родителями.

2020-2021

Изучение материалов

Чтение научно - методической, педагогической литературы;

Изучение методик;

Обзор в интернете информации по образовательным областям.

Изучение и внедрение новых технологий.

2021-2022

Обобщение материалов по выявленным проблемам

Определение с выбором тематики;

Разработка планов конспектов, мероприятий, работы с родителями и тд;

Обмен опытом с коллегами.

 

2022-2023-

Внедрение

 

Показ и проведение разработанных ранее материалов;

Организация информации для родителей по данной теме (консультация, анкетирование, памятки);

Доклады, выступления на родительских собраниях.

2023-2024

Распространение опыта

Представление опыта на педагогическом совете;

Публикации и трансляция опыта работы в педагогических изданиях, сети интернет.


План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2019-2020г

 

 

 

 

 

 

 

Выявление проблем

 

 

 

 

 

 

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

В ходе реализации образовательной деятельности выявила проблемы познавательно – исследовательской деятельности (активно проявляется желание узнать что – то новое в окружающем мире, сделать вывод  и поэкспериментировать).

 

Вывод: В течение учебного года с целью выявления проблем, наблюдала за детьми, которые по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования. В результате проделанной работы выявила следующие проблемы: наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов, дети боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её. На следующий учебный год запланировала изучение практического опыта коллег по данной тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике изучить материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). Так же стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2020-2021г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение материалов по выявленным проблемам

 

 

Изучение теоретических аспектов познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Изучение методической литературы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

Вывод: В течение учебного года по данной проблеме были подобраны и изучены научно - методические пособия, литература. Был проведен обзор в интернете информации по образовательным областям. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проекты по теме самообразования.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2021-2022г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение материалов по теме самообразования

 

Обобщить изученный материал по позновательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Разработать перспективный план мероприятий по теме самообразования.

Разработать работу с детьми:

1.Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

2. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.

3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

6. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

7. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами.

8. «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения.

9. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов».

10. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы.

 

Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала дидактические пособия и картотеки. В следующем учебном году планирую реализацию всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2022-2023г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение разработок

Проведение занятий и мероприятий.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

2. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

3. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

4.Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

5. Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

6. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

 

Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Провела ряд открытых мероприятий НОД «Лаборатория Горелкина», «Волшебные фокусы Электрончика», «Мир вулканов» и др., выступила с отчетом на МО «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», так же мастер классы для родителей.

На следующий год запланировано распространение своего опыта в сети интернет, а так же реализация всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2023-2024г

 

 

 

 

 

 

 

Распространение опыта по теме самообразования

 

Показ открытых мероприятий на уровне района

Представление опыта работы на педагогическом совете.

Размещение опыта работы на сайтах Интернет сообществ.

Публикация в СМИ.

Участие в конкурсах различного уровня: «Педагогические чтения», «Есть идея», «Открытый детский сад»…

 

Вывод: В течение учебного года представила опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» на МО. Опубликовала на различных сайтах опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», статью «Опыты и эксперименты с малышами», а так же занятия, консультации и родительские собрания.

Мои воспитанники являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.

 

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Волшебные фокусы Электроника», «Лаборатория Горелкина»

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Организация познавательно -  исследовательской деятельности с дошкольниками», «Лаборатория открытий», «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

 

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования», "Исследуем и экспериментируем вместе с детьми", «Познавательно – исследовательская деятельность», «Эксперименты для дошколят», «Особенности использования познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».

 

5. Выставка работ. Тема: «___________________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «___________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год:

 Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

 В результате НОД и опытов-экспериментов:

  • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со  свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
  • ребята  с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Дети научились не только экспериментированию, но также у них постоянно проходило развитие активного словаря, они научились видеть и обсуждать полученные результаты. Каждая тема начиналась с познавательной презентации.

 

Литература:

Автор

Название

Издательство

Год издания

 

 

Савенков А.

 Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков //

 

Дошкольное воспитание.

 N 1.

2006.

2

 

 

Савенков А.

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков //

Дошкольное воспитание.

N 12. 

2005.

3

 

 

З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова

Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2013.

4

 

 

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

 

2007

5

 

 

Савенков А.И.

Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.

СПб., Питер,

2004.

6

 

 

Венгер Л.А., Мухина В.С.

 «Психология»

Просвещение

1988г.

7

 

 

Выготский Л.С.

 «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии».

Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж

2003г

8

 

 

Короткова Т.А.

 «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. //

«Дошкольное воспитание»  №3 – с. 12.

2003г.

9

 

 

Леонтьев А.Н.

 «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев.

Педагогика

1996г.

10

 

 

Прохоровой Л.Н

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:

 

Методические рекомендации «Аркти»

2004г.

11

 

«Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

Журнал «Дошкольное воспитание» №3.

2007

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_ppo_gorohova.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Индивидуальный план работы по самообразованию педагога

Гороховой Ирины Владимировны

(ФИО педагога полностью)

По теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

 

Подготовительная к школе группа «Ягодка»

(возрастная группа)

г. Советский

2019г.

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Горохова Ирина Владимировна      

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Высшее

(образование)

9 лет

(стаж педагогической работы)

Соответствие занимаемой должности

(квалификационная категория)

  1. «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования детей с ОВЗ»;

(курсы повышения квалификации)

2014г.

(дата начала работы над темой)

_____________________________________________________________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:

  • Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • Формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

 

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

Выступление на педагогическом совете №… по теме: Семинар – деловая игра  «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовить (принять участие) в семинаре: Семинар-практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: Деловая игра для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников».

Перспективный план самообразования педагога:

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

2019-2020

Выявление проблем

Наблюдение за детьми;

Ежедневные беседы с детьми;

Беседа с родителями.

2020-2021

Изучение материалов

Чтение научно - методической, педагогической литературы;

Изучение методик;

Обзор в интернете информации по образовательным областям.

Изучение и внедрение новых технологий.

2021-2022

Обобщение материалов по выявленным проблемам

Определение с выбором тематики;

Разработка планов конспектов, мероприятий, работы с родителями и тд;

Обмен опытом с коллегами.

2022-2023-

Внедрение

Показ и проведение разработанных ранее материалов;

Организация информации для родителей по данной теме (консультация, анкетирование, памятки);

Доклады, выступления на родительских собраниях.

2023-2024

Распространение опыта

Представление опыта на педагогическом совете;

Публикации и трансляция опыта работы в педагогических изданиях, сети интернет.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2019-2020г

Выявление проблем

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

В ходе реализации образовательной деятельности выявила проблемы познавательно – исследовательской деятельности (активно проявляется желание узнать что – то новое в окружающем мире, сделать вывод  и поэкспериментировать).

Вывод: В течение учебного года с целью выявления проблем, наблюдала за детьми, которые по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования. В результате проделанной работы выявила следующие проблемы: наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов, дети боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её. На следующий учебный год запланировала изучение практического опыта коллег по данной тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике изучить материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). Так же стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2020-2021г

Изучение материалов по выявленным проблемам

Изучение теоретических аспектов познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Изучение методической литературы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Вывод: В течение учебного года по данной проблеме были подобраны и изучены научно - методические пособия, литература. Был проведен обзор в интернете информации по образовательным областям. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проекты по теме самообразования.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2021-2022г

Обобщение материалов по теме самообразования

Обобщить изученный материал по позновательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Разработать перспективный план мероприятий по теме самообразования.

Разработать работу с детьми:

1.Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

2. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.

3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

6. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой.

7. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами.

8. «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения.

9. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов».

10. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы.

Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала дидактические пособия и картотеки. В следующем учебном году планирую реализацию всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2022-2023г

Внедрение разработок

Проведение занятий и мероприятий.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

2. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

3. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

4.Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

5. Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

6. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Провела ряд открытых мероприятий НОД «Лаборатория Горелкина», «Волшебные фокусы Электрончика», «Мир вулканов» и др., выступила с отчетом на МО «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», так же мастер классы для родителей.

На следующий год запланировано распространение своего опыта в сети интернет, а так же реализация всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2023-2024г

Распространение опыта по теме самообразования

Показ открытых мероприятий на уровне района

Представление опыта работы на педагогическом совете.

Размещение опыта работы на сайтах Интернет сообществ.

Публикация в СМИ.

Участие в конкурсах различного уровня: «Педагогические чтения», «Есть идея», «Открытый детский сад»…

Вывод: В течение учебного года представила опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» на МО. Опубликовала на различных сайтах опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», статью «Опыты и эксперименты с малышами», а так же занятия, консультации и родительские собрания.

Мои воспитанники являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Волшебные фокусы Электроника», «Лаборатория Горелкина»

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Организация познавательно -  исследовательской деятельности с дошкольниками», «Лаборатория открытий», «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования», "Исследуем и экспериментируем вместе с детьми", «Познавательно – исследовательская деятельность», «Эксперименты для дошколят», «Особенности использования познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».

5. Выставка работ. Тема: «___________________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «___________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год:

 Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

 В результате НОД и опытов-экспериментов:

  • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со  свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
  • ребята  с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Дети научились не только экспериментированию, но также у них постоянно проходило развитие активного словаря, они научились видеть и обсуждать полученные результаты. Каждая тема начиналась с познавательной презентации.

Литература:

Автор

Название

Издательство

Год издания

1  

Савенков А.

 Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков //

Дошкольное воспитание.

 N 1.

2006.

2

Савенков А.

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков //

Дошкольное воспитание.

N 12. 

2005.

3

З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова

Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2013.

4

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2007

5

Савенков А.И.

Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.

СПб., Питер,

2004.

6

Венгер Л.А., Мухина В.С.

 «Психология»

Просвещение

1988г.

7

Выготский Л.С.

 «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии».

Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж

2003г

8

Короткова Т.А.

 «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. //

«Дошкольное воспитание»  №3 – с. 12.

2003г.

9

Леонтьев А.Н.

 «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев.

Педагогика

1996г.

10

Прохоровой Л.Н

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:

Методические рекомендации «Аркти»

2004г.

11

«Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

Журнал «Дошкольное воспитание» №3.

2007

12