Распространение ППО
Распространение ППО
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Горохова Ирина Владимировна
(Ф.И.О. педагога)
Воспитатель
(специальность)
Высшее
(образование)
9 лет
(стаж педагогической работы)
Соответствие занимаемой должности
(квалификационная категория)
1. «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования детей с ОВЗ»;
(курсы повышения квалификации)
2014г.
(дата начала работы над темой)
_____________________________________________________________________________
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
- Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- Формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».
Выступление на педагогическом совете №… по теме: Семинар – деловая игра «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовить (принять участие) в семинаре: Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: Деловая игра для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников».
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
2019-2020 | Выявление проблем | Наблюдение за детьми; Ежедневные беседы с детьми; Беседа с родителями. |
2020-2021 | Изучение материалов | Чтение научно - методической, педагогической литературы; Изучение методик; Обзор в интернете информации по образовательным областям. Изучение и внедрение новых технологий. |
2021-2022 | Обобщение материалов по выявленным проблемам | Определение с выбором тематики; Разработка планов конспектов, мероприятий, работы с родителями и тд; Обмен опытом с коллегами.
|
2022-2023- | Внедрение
| Показ и проведение разработанных ранее материалов; Организация информации для родителей по данной теме (консультация, анкетирование, памятки); Доклады, выступления на родительских собраниях. |
2023-2024 | Распространение опыта | Представление опыта на педагогическом совете; Публикации и трансляция опыта работы в педагогических изданиях, сети интернет. |
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2019-2020г
| Выявление проблем
| Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. В ходе реализации образовательной деятельности выявила проблемы познавательно – исследовательской деятельности (активно проявляется желание узнать что – то новое в окружающем мире, сделать вывод и поэкспериментировать).
|
Вывод: В течение учебного года с целью выявления проблем, наблюдала за детьми, которые по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования. В результате проделанной работы выявила следующие проблемы: наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов, дети боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её. На следующий учебный год запланировала изучение практического опыта коллег по данной тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике изучить материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). Так же стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2020-2021г
| Изучение материалов по выявленным проблемам
| Изучение теоретических аспектов познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Изучение методической литературы: 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
|
Вывод: В течение учебного года по данной проблеме были подобраны и изучены научно - методические пособия, литература. Был проведен обзор в интернете информации по образовательным областям. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проекты по теме самообразования.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2021-2022г
| Обобщение материалов по теме самообразования
| Обобщить изученный материал по позновательно – исследовательской деятельности дошкольников. Разработать перспективный план мероприятий по теме самообразования. Разработать работу с детьми: 1.Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. 2. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. 3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. 4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. 5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 6. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой. 7. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами. 8. «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения. 9. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов». 10. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы.
|
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала дидактические пособия и картотеки. В следующем учебном году планирую реализацию всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2022-2023г
| Внедрение разработок | Проведение занятий и мероприятий. Работа с родителями: 1. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. 2. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 3. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. 4.Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. 5. Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. 6. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
|
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Провела ряд открытых мероприятий НОД «Лаборатория Горелкина», «Волшебные фокусы Электрончика», «Мир вулканов» и др., выступила с отчетом на МО «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», так же мастер классы для родителей.
На следующий год запланировано распространение своего опыта в сети интернет, а так же реализация всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2023-2024г
| Распространение опыта по теме самообразования
| Показ открытых мероприятий на уровне района Представление опыта работы на педагогическом совете. Размещение опыта работы на сайтах Интернет сообществ. Публикация в СМИ. Участие в конкурсах различного уровня: «Педагогические чтения», «Есть идея», «Открытый детский сад»…
|
Вывод: В течение учебного года представила опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» на МО. Опубликовала на различных сайтах опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», статью «Опыты и эксперименты с малышами», а так же занятия, консультации и родительские собрания.
Мои воспитанники являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Волшебные фокусы Электроника», «Лаборатория Горелкина»
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками», «Лаборатория открытий», «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования», "Исследуем и экспериментируем вместе с детьми", «Познавательно – исследовательская деятельность», «Эксперименты для дошколят», «Особенности использования познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».
5. Выставка работ. Тема: «___________________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;
7. Проект. Тема: «___________________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год:
Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Дети научились не только экспериментированию, но также у них постоянно проходило развитие активного словаря, они научились видеть и обсуждать полученные результаты. Каждая тема начиналась с познавательной презентации.
Литература:
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1
| Савенков А. | Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков //
| Дошкольное воспитание. N 1. | 2006. |
2
| Савенков А. | Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // | Дошкольное воспитание. N 12. | 2005. |
3
| З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова | Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. | Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» | 2013. |
4
| Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. | Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
|
| 2007 |
5
| Савенков А.И. | Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. | СПб., Питер, | 2004. |
6
| Венгер Л.А., Мухина В.С. | «Психология» | Просвещение | 1988г. |
7
| Выготский Л.С. | «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии». | Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж | 2003г |
8
| Короткова Т.А. | «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // | «Дошкольное воспитание» №3 – с. 12. | 2003г. |
9
| Леонтьев А.Н. | «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. | Педагогика | 1996г. |
10
| Прохоровой Л.Н | «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:
| Методические рекомендации «Аркти» | 2004г. |
11 |
| «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». | Журнал «Дошкольное воспитание» №3. | 2007 |
12 |
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_ppo_gorohova.docx | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Индивидуальный план работы по самообразованию педагога
Гороховой Ирины Владимировны
(ФИО педагога полностью)
По теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Подготовительная к школе группа «Ягодка»
(возрастная группа)
г. Советский
2019г.
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Горохова Ирина Владимировна
(Ф.И.О. педагога)
Воспитатель
(специальность)
Высшее
(образование)
9 лет
(стаж педагогической работы)
Соответствие занимаемой должности
(квалификационная категория)
- «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования детей с ОВЗ»;
(курсы повышения квалификации)
2014г.
(дата начала работы над темой)
_____________________________________________________________________________
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
- Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- Формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- Формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».
Выступление на педагогическом совете №… по теме: Семинар – деловая игра «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовить (принять участие) в семинаре: Семинар-практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: Деловая игра для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников».
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
2019-2020 | Выявление проблем | Наблюдение за детьми; Ежедневные беседы с детьми; Беседа с родителями. |
2020-2021 | Изучение материалов | Чтение научно - методической, педагогической литературы; Изучение методик; Обзор в интернете информации по образовательным областям. Изучение и внедрение новых технологий. |
2021-2022 | Обобщение материалов по выявленным проблемам | Определение с выбором тематики; Разработка планов конспектов, мероприятий, работы с родителями и тд; Обмен опытом с коллегами. |
2022-2023- | Внедрение | Показ и проведение разработанных ранее материалов; Организация информации для родителей по данной теме (консультация, анкетирование, памятки); Доклады, выступления на родительских собраниях. |
2023-2024 | Распространение опыта | Представление опыта на педагогическом совете; Публикации и трансляция опыта работы в педагогических изданиях, сети интернет. |
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2019-2020г | Выявление проблем | Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. В ходе реализации образовательной деятельности выявила проблемы познавательно – исследовательской деятельности (активно проявляется желание узнать что – то новое в окружающем мире, сделать вывод и поэкспериментировать). |
Вывод: В течение учебного года с целью выявления проблем, наблюдала за детьми, которые по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования. В результате проделанной работы выявила следующие проблемы: наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов, дети боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её. На следующий учебный год запланировала изучение практического опыта коллег по данной тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике изучить материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). Так же стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2020-2021г | Изучение материалов по выявленным проблемам | Изучение теоретических аспектов познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Изучение методической литературы: 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. |
Вывод: В течение учебного года по данной проблеме были подобраны и изучены научно - методические пособия, литература. Был проведен обзор в интернете информации по образовательным областям. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проекты по теме самообразования.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2021-2022г | Обобщение материалов по теме самообразования | Обобщить изученный материал по позновательно – исследовательской деятельности дошкольников. Разработать перспективный план мероприятий по теме самообразования. Разработать работу с детьми: 1.Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. 2. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. 3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. 4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. 5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 6. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой. 7. «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами. 8. «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения. 9. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов». 10. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы. |
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала дидактические пособия и картотеки. В следующем учебном году планирую реализацию всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2022-2023г | Внедрение разработок | Проведение занятий и мероприятий. Работа с родителями: 1. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. 2. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 3. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. 4.Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. 5. Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. 6. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. |
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Провела ряд открытых мероприятий НОД «Лаборатория Горелкина», «Волшебные фокусы Электрончика», «Мир вулканов» и др., выступила с отчетом на МО «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», так же мастер классы для родителей.
На следующий год запланировано распространение своего опыта в сети интернет, а так же реализация всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2023-2024г | Распространение опыта по теме самообразования | Показ открытых мероприятий на уровне района Представление опыта работы на педагогическом совете. Размещение опыта работы на сайтах Интернет сообществ. Публикация в СМИ. Участие в конкурсах различного уровня: «Педагогические чтения», «Есть идея», «Открытый детский сад»… |
Вывод: В течение учебного года представила опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» на МО. Опубликовала на различных сайтах опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», статью «Опыты и эксперименты с малышами», а так же занятия, консультации и родительские собрания.
Мои воспитанники являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Волшебные фокусы Электроника», «Лаборатория Горелкина»
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками», «Лаборатория открытий», «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования», "Исследуем и экспериментируем вместе с детьми", «Познавательно – исследовательская деятельность», «Эксперименты для дошколят», «Особенности использования познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми».
5. Выставка работ. Тема: «___________________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;
7. Проект. Тема: «___________________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год:
Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Дети научились не только экспериментированию, но также у них постоянно проходило развитие активного словаря, они научились видеть и обсуждать полученные результаты. Каждая тема начиналась с познавательной презентации.
Литература:
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Савенков А. | Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // | Дошкольное воспитание. N 1. | 2006. |
2 | Савенков А. | Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // | Дошкольное воспитание. N 12. | 2005. |
3 | З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова | Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. | Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» | 2013. |
4 | Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. | Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. | 2007 | |
5 | Савенков А.И. | Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. | СПб., Питер, | 2004. |
6 | Венгер Л.А., Мухина В.С. | «Психология» | Просвещение | 1988г. |
7 | Выготский Л.С. | «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии». | Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж | 2003г |
8 | Короткова Т.А. | «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // | «Дошкольное воспитание» №3 – с. 12. | 2003г. |
9 | Леонтьев А.Н. | «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. | Педагогика | 1996г. |
10 | Прохоровой Л.Н | «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: | Методические рекомендации «Аркти» | 2004г. |
11 | «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». | Журнал «Дошкольное воспитание» №3. | 2007 | |
12 |