Мастер - класс

Горохова Ирина Владимировна

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.

Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

- Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

- Сегодня мы с вами познаем  тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

- Наш мастер-класс  будет проходить в несколько  этапов:

План:

1.Мотивационно-организационный этап.

2. Теоретико-практический этап.

3. Игровой этап.

4.Исследовательский этап.

5.Заключительный этап.

--------------------------------------------------------------------------------

Правила участия в мастер-классе:

- соблюдение регламента,

- аргументированность участниками каждого принятого решения,

- решения должны быть согласованы всей группой,

- соблюдение правил дискуссии,

 1 этап. Мотивационно-организационный этап

Задание для команд:

- Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

Задание для первой команды:

- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

- В дошкольном возрасте экспериментирование является на мой взгляд ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.                                                                                                                       

Задание для второй команды:

- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.

- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

- А теперь по одному предложению для каждой команды:

  • Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
  • На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
  • Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
  • Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
  • Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
  • Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

- Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать проектной деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

Мифы о проектной деятельности:

* Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

* В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

*Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.

*Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

* Главный результат такой работы – победа на конференции.

* Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

- Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную  тему.  Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:

+ Наблюдение как способ выявления проблем

-  Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?»  Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

- Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть  какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки.  Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

+ Задание «Тема одна — сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.

 При выполнении следующих заданий  мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован  со всех позиций.

+ Задание  «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

- Задание детям формулируется  так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым,  телевизором,  любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

+ Задание  «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.

 + Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить  «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Задание для педагогов:

  1.  перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)

Предполагаемые ответы:

1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.

2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.

3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

Задание для педагогов:  выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

  1. Перед вами известный всем предмет - сахар.

- На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению,  и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

- Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)

3 этап. Игровой этап

- Каждой команде  задается  вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …

а) результат воспитания и обучения;

б) генетическая предопределенность;

в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».

 2. Исследовательское обучение – это …

а) синоним проектного обучения;

б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

- «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

- В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. Потому здесь, как правило, нет места «провокационным идеям»,

- Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

- Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Естественно, что попытки обозначить эту разницу предпринимались в разные времена разными специалистами. Например, известный психолог, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей Б. Хендерсон предлагает рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование — это исследование, базирующееся на любознательности, оно не предполагает достижение определенного заранее результата, представленного в виде какой-либо практической задачи. К слову «любознательность» я бы здесь добавил эпитет И. П. Павлова — «бескорыстной» («любознательности»).

  Пять основных общедидактических методов обучения:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

б) последовательно и системно излагающий материал;

в) репродуктивный;

г) проблемное изложение;

д) частично-поисковый (эвристический);

е) исследовательский.

- Таким образом, намечаются пять методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично-поисковый, или эвристический.

5. Исследовательский.

4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…

а) повышенной потребности в ласке;

б) капризах;

в) деструктивном поведении.

Причины деструктивного поведения?

- Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы сами лишаем себя любви, успеха, здоровья и счастья.

 

Деструктивное поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Корни такой реакции часто уходят в переживания детства.

- Если дети, попавшие в сложную ситуацию, получают от родителей заботливую поддержку и помощь, то у них вырабатываются грамотные защитные механизмы. С возрастом они разовьют в себе такие качества, как гибкость, уверенность в себе и энергичность. Деструктивное поведение у них если и бывает, то оно легко преодолевается.

- Дети, которые были лишены родительской ласки и заботы, подвергались плохому обращению, чувствуют себя одинокими и беззащитными.

- Третья категория детей не испытывала недостатка внимания и тепла, но не получала в необходимые моменты нужных наставлений и советов. В уже взрослом возрасте они могут чувствовать себя неприспособленными и беспомощными. По мере взросления и получения жизненного опыта такие люди всё более и более привязываются к различным установкам и моделям поведения, которые приносят им якобы облегчение. Однако, проблема в том, что эти установки и модели закрепляются в виде деструктивного поведения.

Тот, кто подвергался в детстве плохому обращению, часто отличается раздражительностью и склонность вымещать свои обиды на других людях.

Тому, кто был обделён родительским вниманием, свойственно чувствовать себя неудачником и замыкаться в собственной скорлупе.

И, наконец, тот кто не получал должных советов и наставлений, ощущает себя нерешительным и не верит в свои силы. Каждая из этих вариантов ведёт к тем или иным формам деструктивного поведения.

 

Деструктивное поведение в соответствии с Законом Эхо имеет свойство проявляться через какое-то время, хотя вы искренне считаете, что уже избавились от него. Работа над своим сознанием должна проводиться до тех пор, пока новые качества и новое поведение не станут вашей второй натурой. Но для этого ещё придётся пройти множество экзаменов, потому что деструктивное поведение особенно ярко проявляется в ситуациях, которые являются для нас своеобразными уроками и испытаниями.

5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …

а) левое полушарие;

б) правое полушарие.

- Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

- Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;

в) на выбор нового лидера ситуации.

- Бесконечно много таких ситуаций в жизни человека. Так, будильник может неожиданно не прозвонить в нужное время, в ванной может не оказаться воды, в результате аварии, сильного гололеда или тривиальных «пробок» на дорогах может быть парализовано движение транспорта и нет возможности вовремя приехать на работу. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности.

- Примечательно, что он может быть ориентирован в двух направлениях: 1 — на изменение самой проблемной ситуации или 2 — своего отношения к ней. Этот механизм и лежит в основе исследовательского поведения. Его функционирование необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.

- Таким образом, поисковую активность можно характеризовать как деятельность в ситуациях неопределенности, в условиях полного отсутствия или частичной невозможности построения прогноза развития ситуации. При этом поисковая активность может быть направлена на разрешение проблемной ситуации (изменение неприемлемой ситуации) или на изменение своего отношения к ней. Поисковая активность позволяет организму сохранить баланс с внешним миром вопреки действию нетипичных и даже угрожающих факторов и обстоятельств. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение.

7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …

а) потеря социальных смыслов деятельности;

б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;

в) депрессивное состояние человека;

г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

- Главный признак нестандартной ситуации, побуждающей поисковую активность, - объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными, автоматизированными способами. Причем ребёнок может осознавать эту невозможность, а может действовать неосознанно

8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.

б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.

в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

- «Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.

- Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как самой природы, так и социальных отношений. В реальности стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая жизнь в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные его результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в конечном итоге - малоэффективным. Поисковое поведение отличается от панического, при котором человек тоже пытается активно действовать для изменения неприемлемой ситуации, однако такая активность носит хаотический непродуктивный характер, ошибочные действия не коррегируются, ни один из путей спасения не прослеживается до конца, и такое поведение, как правило, не оказывает защитного действия. Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. У человека он проявляется разнообразно: сюда относится депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности, безнадежности, которые часто предшествуют развитию различных заболеваний. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится его отказ. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья - оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию "захватывать" поведение в целом, потому что если даже ощущения безнадежности и депрессии явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обуславливает возникновение новых неудач формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких.

- Активное поведение и жизненная стойкость во многом определяется мировоззрением и идеологией человека, которые не дают угаснуть поисковой активности вопреки всем жизненным трудностям. Но большое значение имеет и то, что поисковая активность реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживает. Потребность в поиске требует удовлетворения любым путем и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений из опасения потерять достигнутое, - он неизбежно начинает двигаться назад. Только у человека, благодаря сознанию и высокому уровню социальной организации потребность в поиске может проявиться в творчестве. Разумеется, и творчество может стимулироваться разными причинами - от потребности общества в разрешении назревших задач, до стремления к самоутверждению. Но среди побудительных причин творчества не следует забывать и о бескорыстном удовольствии, доставляемом самим процессом работы. Все дело в том, что именно в творчестве проявляется уникальность потребности в поиске - ее принципиальная ненасыщаемость, ибо потребность в поиске - это потребность в постоянном изменении самого человека. Подлинное творчество само себя стимулирует, само по себе является для человека наградой.

- «Креативность – способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний».

9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

а) в художественной деятельности;

б) в общении со сверстниками и взрослыми;

в) при изучении природных явлений;

г) во всех видах деятельности без исключения.

- Исследовательское поведение (англ. exploratory behaviour) - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.

10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:

а) воспитание умения следовать инструкциям;

б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг

● развитие у детей исследовательских умений и навыков;

● детскую исследовательскую практику;

● мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Подпрограмма — «тренинг»

- В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

● видеть проблемы;

● ставить вопросы;

● выдвигать гипотезы;

● давать определение понятиям;

● классифицировать;

● наблюдать;

● проводить эксперименты;

● делать умозаключения и выводы;

● структурировать материал;

● готовить собственные мини доклады;

● объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма — «исследовательская практика»

- Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы — проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает. Методика проведения этих занятий в детском саду будет подробно рассмотрена в следующем блоке наших материалов.

Подпрограмма — «мониторинг»

- Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Это требует специального рассмотрения задачи представления результатов детских исследований. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой — обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий.

- Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершаться мини докладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог должен принять участие в обсуждении.

- В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить: фестиваль — не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело — конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебно-исследовательской практики, но требуют деликатного отношения.

- Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (будь он педагог или родитель) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы.

Жюри подводит итоги.

На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

Творческое задание

  • Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

 

  • Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
  • Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
  • Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
  • Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения.

4 этап. Исследовательский этап.

- Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме  исследования.

Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.

5 этап. Заключительный этап

Подведение итогов,  обсуждение за круглым столом.

- А закончить нашу встречу я бы хотела  Притчей  «Счастье»

 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

   Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!

Список литературы

1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx36.77 КБ
Файл master-klass_po_applikatsii.docx21.81 КБ
Файл interesnye_rasskazy_po_kartinkam.docx184.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад «Дюймовочка»

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Воспитатель: Горохова И.В.

г.Советский

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.

Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

- Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

- Сегодня мы с вами познаем  тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

- Наш мастер-класс  будет проходить в несколько  этапов:

План:

1.Мотивационно-организационный этап.

2. Теоретико-практический этап.

3. Игровой этап.

4.Исследовательский этап.

5.Заключительный этап.

--------------------------------------------------------------------------------

Правила участия в мастер-классе:

- соблюдение регламента,

- аргументированность участниками каждого принятого решения,

- решения должны быть согласованы всей группой,

- соблюдение правил дискуссии,

 1 этап. Мотивационно-организационный этап

Задание для команд:

- Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

Задание для первой команды:

- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

- В дошкольном возрасте экспериментирование является на мой взгляд ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.                                                                                                                      

Задание для второй команды:

- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.

- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

- А теперь по одному предложению для каждой команды:

  • Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
  • На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
  • Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
  • Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
  • Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
  • Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

- Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать проектной деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

Мифы о проектной деятельности:

* Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

* В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

*Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.

*Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

* Главный результат такой работы – победа на конференции.

* Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.  

- Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную  тему.  Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:

+ Наблюдение как способ выявления проблем

-  Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?»  Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

- Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть  какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки.  Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

+ Задание «Тема одна — сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.

 При выполнении следующих заданий  мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован  со всех позиций.

+ Задание  «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

- Задание детям формулируется  так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым,  телевизором,  любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

+ Задание  «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.

 + Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить  «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Задание для педагогов:

  1.  перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)

Предполагаемые ответы:

1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.

2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.

3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

Задание для педагогов:  выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

  1. Перед вами известный всем предмет - сахар.

- На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению,  и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

- Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)

3 этап. Игровой этап

- Каждой команде  задается  вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …

а) результат воспитания и обучения;

б) генетическая предопределенность;

в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».

 2. Исследовательское обучение – это …

а) синоним проектного обучения;

б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

- «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

- В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. Потому здесь, как правило, нет места «провокационным идеям»,

- Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

- Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Естественно, что попытки обозначить эту разницу предпринимались в разные времена разными специалистами. Например, известный психолог, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей Б. Хендерсон предлагает рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование — это исследование, базирующееся на любознательности, оно не предполагает достижение определенного заранее результата, представленного в виде какой-либо практической задачи. К слову «любознательность» я бы здесь добавил эпитет И. П. Павлова — «бескорыстной» («любознательности»).

  Пять основных общедидактических методов обучения:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

б) последовательно и системно излагающий материал;

в) репродуктивный;

г) проблемное изложение;

д) частично-поисковый (эвристический);

е) исследовательский.

- Таким образом, намечаются пять методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемное изложение.

4. Частично-поисковый, или эвристический.

5. Исследовательский.

4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…

а) повышенной потребности в ласке;

б) капризах;

в) деструктивном поведении.

Причины деструктивного поведения?

- Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы сами лишаем себя любви, успеха, здоровья и счастья.

Деструктивное поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Корни такой реакции часто уходят в переживания детства.

- Если дети, попавшие в сложную ситуацию, получают от родителей заботливую поддержку и помощь, то у них вырабатываются грамотные защитные механизмы. С возрастом они разовьют в себе такие качества, как гибкость, уверенность в себе и энергичность. Деструктивное поведение у них если и бывает, то оно легко преодолевается.

- Дети, которые были лишены родительской ласки и заботы, подвергались плохому обращению, чувствуют себя одинокими и беззащитными.

- Третья категория детей не испытывала недостатка внимания и тепла, но не получала в необходимые моменты нужных наставлений и советов. В уже взрослом возрасте они могут чувствовать себя неприспособленными и беспомощными. По мере взросления и получения жизненного опыта такие люди всё более и более привязываются к различным установкам и моделям поведения, которые приносят им якобы облегчение. Однако, проблема в том, что эти установки и модели закрепляются в виде деструктивного поведения.

Тот, кто подвергался в детстве плохому обращению, часто отличается раздражительностью и склонность вымещать свои обиды на других людях.

Тому, кто был обделён родительским вниманием, свойственно чувствовать себя неудачником и замыкаться в собственной скорлупе.

И, наконец, тот кто не получал должных советов и наставлений, ощущает себя нерешительным и не верит в свои силы. Каждая из этих вариантов ведёт к тем или иным формам деструктивного поведения.

Деструктивное поведение в соответствии с Законом Эхо имеет свойство проявляться через какое-то время, хотя вы искренне считаете, что уже избавились от него. Работа над своим сознанием должна проводиться до тех пор, пока новые качества и новое поведение не станут вашей второй натурой. Но для этого ещё придётся пройти множество экзаменов, потому что деструктивное поведение особенно ярко проявляется в ситуациях, которые являются для нас своеобразными уроками и испытаниями.

5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …

а) левое полушарие;

б) правое полушарие.

- Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

- Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;

в) на выбор нового лидера ситуации.

- Бесконечно много таких ситуаций в жизни человека. Так, будильник может неожиданно не прозвонить в нужное время, в ванной может не оказаться воды, в результате аварии, сильного гололеда или тривиальных «пробок» на дорогах может быть парализовано движение транспорта и нет возможности вовремя приехать на работу. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности.

- Примечательно, что он может быть ориентирован в двух направлениях: 1 — на изменение самой проблемной ситуации или 2 — своего отношения к ней. Этот механизм и лежит в основе исследовательского поведения. Его функционирование необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.

- Таким образом, поисковую активность можно характеризовать как деятельность в ситуациях неопределенности, в условиях полного отсутствия или частичной невозможности построения прогноза развития ситуации. При этом поисковая активность может быть направлена на разрешение проблемной ситуации (изменение неприемлемой ситуации) или на изменение своего отношения к ней. Поисковая активность позволяет организму сохранить баланс с внешним миром вопреки действию нетипичных и даже угрожающих факторов и обстоятельств. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение.

7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …

а) потеря социальных смыслов деятельности;

б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;

в) депрессивное состояние человека;

г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

- Главный признак нестандартной ситуации, побуждающей поисковую активность, - объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными, автоматизированными способами. Причем ребёнок может осознавать эту невозможность, а может действовать неосознанно

8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.

б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.

в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

- «Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.

- Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как самой природы, так и социальных отношений. В реальности стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая жизнь в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные его результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в конечном итоге - малоэффективным. Поисковое поведение отличается от панического, при котором человек тоже пытается активно действовать для изменения неприемлемой ситуации, однако такая активность носит хаотический непродуктивный характер, ошибочные действия не коррегируются, ни один из путей спасения не прослеживается до конца, и такое поведение, как правило, не оказывает защитного действия. Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. У человека он проявляется разнообразно: сюда относится депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности, безнадежности, которые часто предшествуют развитию различных заболеваний. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится его отказ. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья - оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию "захватывать" поведение в целом, потому что если даже ощущения безнадежности и депрессии явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обуславливает возникновение новых неудач формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких.

- Активное поведение и жизненная стойкость во многом определяется мировоззрением и идеологией человека, которые не дают угаснуть поисковой активности вопреки всем жизненным трудностям. Но большое значение имеет и то, что поисковая активность реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживает. Потребность в поиске требует удовлетворения любым путем и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений из опасения потерять достигнутое, - он неизбежно начинает двигаться назад. Только у человека, благодаря сознанию и высокому уровню социальной организации потребность в поиске может проявиться в творчестве. Разумеется, и творчество может стимулироваться разными причинами - от потребности общества в разрешении назревших задач, до стремления к самоутверждению. Но среди побудительных причин творчества не следует забывать и о бескорыстном удовольствии, доставляемом самим процессом работы. Все дело в том, что именно в творчестве проявляется уникальность потребности в поиске - ее принципиальная ненасыщаемость, ибо потребность в поиске - это потребность в постоянном изменении самого человека. Подлинное творчество само себя стимулирует, само по себе является для человека наградой.

- «Креативность – способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний».

9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

а) в художественной деятельности;

б) в общении со сверстниками и взрослыми;

в) при изучении природных явлений;

г) во всех видах деятельности без исключения.

- Исследовательское поведение (англ. exploratory behaviour) - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.

10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:

а) воспитание умения следовать инструкциям;

б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг

● развитие у детей исследовательских умений и навыков;

● детскую исследовательскую практику;

● мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Подпрограмма — «тренинг»

- В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

● видеть проблемы;

● ставить вопросы;

● выдвигать гипотезы;

● давать определение понятиям;

● классифицировать;

● наблюдать;

● проводить эксперименты;

● делать умозаключения и выводы;

● структурировать материал;

● готовить собственные мини доклады;

● объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма — «исследовательская практика»

- Основное содержание работы в рамках действия этой подпрограммы — проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает. Методика проведения этих занятий в детском саду будет подробно рассмотрена в следующем блоке наших материалов.

Подпрограмма — «мониторинг»

- Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Это требует специального рассмотрения задачи представления результатов детских исследований. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой — обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий.

- Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершаться мини докладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог должен принять участие в обсуждении.

- В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить: фестиваль — не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело — конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебно-исследовательской практики, но требуют деликатного отношения.

- Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (будь он педагог или родитель) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы.

Жюри подводит итоги.

На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

Творческое задание

  • Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

  • Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
  • Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
  • Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
  • Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения.

4 этап. Исследовательский этап.

- Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме  исследования.

Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.

5 этап. Заключительный этап

Подведение итогов,  обсуждение за круглым столом.

- А закончить нашу встречу я бы хотела  Притчей  «Счастье»

 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

   Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!

Список литературы

1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по аппликации

«Лесная полянка»

Совместная деятельность родителей и детей подготовительной к школе группы по изготовлению объемной аппликации.

Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и родителей.

Описание работы. Объемная аппликация.

Назначение. Работа может быть использована для представления на выставке, являться подарком, стать украшением детской комнаты.

Цель: Формирование умственных, творческих способностей дошкольника, трудовых умений, художественного вкуса.

Задачи:

• Продолжать учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них много¬цветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга;

• Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое;

• Совершенствовать технику вырезания бумаги, сложенной гармошкой (ленточная аппликация);

• Формировать композиционные умения (размещать вырезанные элементы, ярусами начиная с заднего плана);

• Совершенствовать технику вырезания кругов способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата;

• Познакомить с разновидностями аппликации;

• развить индивидуальные способности воспитанников;

• привить эстетический вкус;

• Развивать мелкую моторику рук; композиционные навыки;

• Создание благоприятной атмосферы для взаимодействия ребенка с родителем.

Оборудование:

Готовые детали основы из картона фА4 сложенные по полам; заготовки для аппликации; шаблоны; клей –карандаш, простой карандаш, фломастеры, ножницы, чашечки для раздаточного материала, проектор, экран.

Участники:  группа детей из 10-11 человек с родителями.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1 часть:

Вступление

Воспитатель: - Здравствуйте уважаемые родители. Рада Вас видеть на своем мастер-классе. По изобразительной деятельности.

- Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников и подготовке детей к школе.

- Сегодня я хочу обратить ваше внимание на аппликацию, она очень важна для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

На занятиях по аппликации дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), с применением инструментов (ножницы, клей, кисточка).

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка не только высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности и самостоятельности.

Воспитатель: - У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность и формируется культура труда.

Давайте пригласим наших ребят.

Дети проходят, присаживаются рядом со своими родителями.

Воспитатель: - Сегодня мы с Вами будем делать объемную аппликацию, которая называется «На лесной полянке» и познакомимся с ее видами.

Звучит тихая мелодия леса.

Лесная поляна

 Поляна светлая, лесная,

Издалека зовёт меня,

В уют зелёный, шелковистый

 Травой высокою маня.

Кивают головой ромашки,

А колокольчик голубой,

Расправил плечи за фиалкой,

В траве некошеной лесной.

Летают пчёлы над цветами,

Порхают бабочки вдали.

И птицы на ветвях выводят

 Рулады звонкие свои.

Красивы стройные берёзки,

С резною, жёлтою серьгой,

По белоствольной коже тонкой

 Гуляет лучик золотой.

А в небесах, поднявшись, тучи,

Устроили роскошный пир,

Над ними солнышко смеётся,

Огромный озаряя мир.

2 часть:

Практическая

Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая лесная полянка. Давайте мы с вами сегодня вместе сделаем лесные полянки. Для её изготовления у нас есть все инструменты и заготовки.

Ребята как вы думаете с чего нам нужно начинать нашу работу?

Ответы детей

Воспитатель: - Правильно, нам нужно оформить фон для нашей полянки. Берем картон и приклеиваем на него зеленый и голубой фон (земля и небо). Намазываем клеем прямоугольники на дощечке по краю. Стараемся совместить все линии края, чтобы наша полянка была красивая и аккуратная.

Чтобы наша аппликация получилась объемная, на голубой фон у линии сгиба приклеиваем полосу из картона. Это нужно для того, чтобы наш лес был на переднем плане. Прижимаем пальцем левой руки полосу и намазываем клеем от пальчика в сторону. Приклеиваем, прижимаем салфеткой.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, как вырезать деревья, лес из длинных полос цветной бумаги, чтобы деревья чередовались и повторялись?

Ответы детей

 - Правильно, молодцы, вырезать деревья ленточным способом с помощью шаблонов. Для этого мы берем две зеленые длинные полоски цветной бумаги (светлого и темного зеленого цвета) и сворачиваем их гармошкой цветной стороной во внутрь. Прикладываем шаблон, совмещая края, обводим крону деревьев. Вырезаем только верхнюю часть кроны, не трогая линии сгиба. А почему нельзя разрезать линию сгиба?

Ответы детей

 Воспитатель: - Да, правильно, если мы разрежем линию сгиба, у нас не получится ленточная аппликация, да и деревья тоже.

По ходу работы родители помогают своим детям, если они затрудняются.

Приклеиваем деревья темно-зеленого цвета выше белой полосы из картона. На белую полосу нужно приклеить ряд деревьев из светло-зеленой бумаги, при этом намазывать клеем нужно только нижнюю часть деревьев. Намазываем клеем на дощечке аккуратно, с белой стороны. Хорошо, молодцы!

Физминутка

«Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Потягивания – руки в стороны.

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Потягивания руки вверх.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Дети машут руками.

Даже толстые стволы

 Наклонились до земли.

Наклоны вперед.

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

Наклоны вправо-влево, вперед-назад.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Вращение туловищем

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Дети садятся за столы

Отдохнули!

Воспитатель: - Как выдумаете, чего еще не хватает на нашей полянке?

Ответы детей

 - Конечно, солнышка! Поселим его наше небо, пусть будет солнечная теплая полянка.

Посмотрите, у вас на столах есть желтый квадрат, берем его. Как из квадрата получить круг, не используя шаблон и карандаш?

Ответы детей

 Воспитатель: - Правильно, вырезать из квадрата круг способом постепенного срезания углов.

Какие вы молодцы, все знаете!

Приклеиваем наше солнышко на голубой фон, неба. Намазываем его на дощечке с белой стороны по кругу.

- Чего не хватает нашему солнышку?

Ответы детей

 - Конечно теплых лучиков. Лучики я вам предлагаю сделать с помощь обрывной аппликации. Берем жёлтый прямоугольник, и нарываем из него длинные полосы. Они будут, смотрится на нашем небе объемно, так как края у них будут не ровными. Приклеиваем лучики около солнышка. Намазывая клеем на дощечке с белой стороны от пальчика в сторону.

Воспитатель: - Ну, а какое небо без белых и пушистых облаков. Берём белый квадрат, рисуем силуэт облака, вырезаем его. Этот вид аппликации так и называется, силуэтное вырезание. Приклеиваем на голубой фон, неба. Можно с помощью фломастера придать нашему облаку пушистость.

Как хорошо на нашей полянке, растут деревья, светит яркое теплое солнце. Ребята, как вы думаете, чего еще не хватает на полянке?

Ответы детей

- Правильно красивых, ярких цветов.

- Посмотрите, изображения нескольких цветков, венчик которых имеет круговое строение, - садовую ромашку, астру, гвоздику.

- В чём сходство и отличие этих цветов между собой?

Ответы детей

 Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые цветы похожи на солнышко или звёздочку, если посмотреть НА них сверху.

- Как можно вырезать такие цветы?

Ответы детей

 - Да, правильно, можно так вырезать... очень хороший способ.

- Цветы, мы будем вырезать розетковый цветок путём сложения бумажного квадрата дважды по диагонали.

- Берём квадрат понравившегося цвета, сгибаем его по диагонали 2 раза. Рисуем понравившийся лепесток. Вырезаем его по нарисованной линии, не разрезая линии сгиба.

- Можно сделать пышный полихромный (многоцветный) цветок - 2-3 и более вырезанных форм наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький - наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объем¬ная, пышная форма. Из желтого квадрата делаем серединки для цветочков, сворачиваем 2 раза пополам, получился 1 маленький квадрат, и вырезаем. Приклеиваем цветочки на полянку.

Звучит музыка, ребятки давайте мы превратимся в маленьких красивых бабочек!

Физминутка 

«Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель: - А вы хотите, чтобы на нашу полянку прилетели пестрые бабочки. Для этого берем квадрат любого цвета, складываем его пополам, рисуем 2 крылышка бабочки, и вырезаем их по нарисованной линии, не трогая линию сгиба. Можно оформить крылышки бабочек с помощь фломастера.

Приклеиваем на полянку бабочек.

- Теперь наша лесная полянка готова, спасибо вам за работу, у вас получилась очень красочная, красивая открытка, вы большие молодцы!

Звучит музыка

Педагог предлагает родителям памятки, для будущего первоклассника.

Родители, дети и педагог обмениваются впечатлением о совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия
«Интересные рассказы по картинкам»

 

Мастер - класс рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, у кого плохо развита речевая деятельность, воображения (для тех, кто затрудняется обобщать, анализировать имеет маленький словарный запас).

Цель: стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, развивать связную речь, творческое мышление и воображение, мелкую моторику пальцев.

Ход

1. Для изготовления пособия нам необходимо:

  • Старые журналы, картинки, открытки, фантики;
  • 2 листа бумаги по 1/4части ватмана;
  • Карандаши, краски, баночка с водой, кисточка;
  • Ножницы, линейка;
  • Клей карандаш.

 

Мастер-класс

Мастер-класс

 

На основе таблицы и будет составляться рассказ.

1. Для получения такой таблицы надо 2 листа бумаги по 1/4части ватмана, 1 таблица, разлинованная на квадраты с помощью линейки и простого карандаша с наклеенными картинками и вторая таблица, разлинованная на квадраты с вырезанными окошками.

В качестве наглядного материала для составления рассказов можно использовать картинки как предметного, так и сюжетного характера, образные изображения букв, фантики, детям можно предложить самим что – ни будь изобразить - нарисовать, или вырезать из открыток или из старых журналов картинки.

 

Мастер-класс

Мастер-класс

 

2. На первый, разлинованный на квадраты лист бумаги, наклеить разнообразные картинки, предметы.

 

Мастер-класс

 

3. Второй лист бумаги также, разлиновываем на квадраты и вырезаем окошки.

 

Мастер-класс

Мастер-класс

 

4. Вот так выглядит таблица. Внизу 1 лист с картинками, сверху 2 лист с вырезанными окошками.

 

Мастер-класс

 

Процесс изготовления таблиц уже сам по себе является творчеством и способствует развитию воображения.

Ребенок при составлении рассказа может открывать окошки в любой последовательности каждый из квадратиков, после того как рассказ составлен, таблица может быть закрыта, также в любой последовательности, для продолжения рассказа или восстановление рассказа целиком.