Работа с родителями
План работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_roditelyami.docx | 46.18 КБ |
kak_effektivno_provesti_roditelskoe_sobranie.docx | 25.19 КБ |
rekomendatsii_po_provedeniyu_roditelskogo_sobraniya.doc | 34 КБ |
sovety_roditelyam.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
План совместной работы школы с родителями учащихся
на 2019-2020 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Предполагаемые | ||
п/п | результаты | ||||
1. | Изучение семей учащихся | ||||
1.1 | Изучение семей будущих первоклассников, | в течение года | Формирование | ||
знакомство их с системой обучения в | единых | ||||
школе. | педагогических | ||||
требований. | |||||
1.2. | Ежегодное составление социального | в течение года | Создание банка | ||
паспорта | данных. | ||||
1.3. | Посещение семей | в течение года | Составление | ||
Акта обследования жилищных условий | |||||
2. | Развитие нормативно-правовой базы | ||||
2.1 | Познакомить с законодательными актами, | в течение всего | Администрация, | ||
определяющими права и обязанности | периода | классные | |||
членов семьи, аспекты государственной | руководители | ||||
помощи семье. | |||||
2.2. | Разработка рекомендаций об | в течение всего | Заместитель директора по ВР | ||
организационном и методическом | периода | ||||
взаимодействии школы по работе с семьёй. | |||||
2.3 | Введение в действие нормативных | в течение всего | Администрация | ||
правовых актов обеспечивающих права | периода | ||||
родителей на участие в управлении | |||||
общеобразовательным учреждением, | |||||
организацией учебно-воспитательного | |||||
процесса. | |||||
3. | Работа с родителями | ||||
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы | |||||
3.1. | День открытых дверей для родителей. | один раз в год | |||
3.2. | Обновление информации для родителей на | в течение года | |||
школьном сайте. | |||||
3.3. | Консультации для родителей по | по мере | |||
интересующим их вопросам | необходимости | ||||
3.4. | Совместные праздники родителей и | ||||
учащихся: | |||||
День Знаний | сентябрь | ||||
Акция «Внимание – Дети!» | сентябрь | ||||
День пожилого человека | октябрь | ||||
День учителя | октябрь | ||||
День матери | ноябрь | ||||
родителей в | |||||
Урок мужества | декабрь | ||||
воспитательный | |||||
Новогодние мероприятия | декабрь | ||||
процесс школы | |||||
Праздничные мероприятия к 23 февраля | февраль | ||||
Праздничные мероприятия к 8 марта | март | ||||
День Победы. | май | ||||
Последний звонок. | май | ||||
День защиты детей. | июнь | ||||
Выпускной бал | июнь | ||||
4. Педагогическое и психологическое просвещение родителей | |||||
4.1. | Собрание родителей первоклассников. | сентябрь | |||
4.2. | Привлечение к организации родительских | в течение года | |||
лекториев в качестве лекторов | |||||
специалистов: медиков, представителей | |||||
правоохранительных органов, психологов, | |||||
и других. | |||||
5. Работа с проблемными семьями. Работа классного руководителя | |||||
5.1 | Посещение проблемных семей | по мере | Оказание помощи | ||
необходимости | проблемным | ||||
5.2 | Индивидуальные беседы с родителями | В течение периода | семьям, снижение | ||
правонарушений | |||||
среди подростков, | |||||
5.3 | Совместная работа классного руководителя, | В течение периода | |||
родителей, учителей предметников | устранение | ||||
злоупотреблений | |||||
5.4 | Ведение ежедневного учета пропусков | Постоянно | |||
со стороны | |||||
занятий учащихся, способных прогуливать | |||||
недобросовестных | |||||
без уважительной причины | |||||
родителей, | |||||
уменьшение | |||||
количества | |||||
проблемных семей | |||||
6. | Работа заместителя директора по ВР | ||||
6.1 | Индивидуальная работа с родителями, | в течение периода | |||
нуждающимися в помощи | |||||
6.2 | Консультации для родителей | в течение периода | |||
6.3 | Совместная профилактическая работа с | в течение периода | |||
инспекторами ПДН | |||||
6.4. | Составление социального паспорта школы | сентябрь | |||
6.5. | Проведение анкетирования детей и | в течение периода | |||
родителей по организации питания | |||||
учащихся в школьной столовой. | |||||
6.6. | Посещение семей учащихся. | в течение периода | |||
6.10 | Организация профилактической работы с | в течение периода | |||
семьями, оказавшимися в социально- | |||||
опасном положении. | |||||
6.11 | Оказание помощи родителям в | в течение периода | |||
формировании нравственного образа жизни | |||||
семьи, в предупреждении вредных | |||||
привычек у детей и подростков. | |||||
7. Работа администрации школы
7.1 | Индивидуальные беседы и консультации | постоянно | |||
7.2 | Контроль за работой классных | в течение периода | |||
руководителей | |||||
7.3 | Индивидуальные отчеты классных | 1 раз в четверть | |||
руководителей об успеваемости и | |||||
посещаемости учащихся из проблемных | Обеспечение | ||||
семей | |||||
плодотворного и | |||||
7.4 | Уточнение списков проблемных семей и | каждую четверть | |||
полноценного | |||||
детей | |||||
сотрудничества с | |||||
7.5 | Совершенствование содержания воспитания | в течение периода | |||
родителями в | |||||
и образования в соответствии с | учебно- | ||||
традиционными духовно-нравственными | воспитательной | ||||
ценностями семьи, семейного воспитания. | работе. | ||||
7.6 | Разработка и проведение массовых | в течение периода | Выполнение | ||
совместных мероприятий общественно- | законодательной | ||||
значимой деятельности и досуга с | базы. | ||||
учащимися и родителями. | |||||
7.7. | Изучать и распространять позитивный опыт | в течение периода | |||
семейного воспитания, традиций семейной | |||||
народной педагогики через школьную, | |||||
районную газету. | |||||
7.8 | Заседание родительского комитета | 1 раз в месяц | |||
7.9 | Заседание управляющего совета | 1 раз в год | |||
8. Работа с семьями опекаемых детей | |||||
8.1 | Посещение семей опекаемых детей | в течение периода | Составление банка | ||
8.2 | Контроль за регулярным питанием детей в | постоянно | данных, | ||
школьной столовой | составление актов | ||||
8.3 | Индивидуальное собеседование с | в течение периода | обследования, | ||
опекунами. | |||||
8.4 | Оказание помощи в организации летнего | в течение периода | своевременная | ||
отдыха | помощь семьям в | ||||
различных | |||||
ситуациях. | |||||
9. Работа с многодетными семьями | |||||
9.1 | Контроль за постановкой детей на льготное | в течение периода | Составление банка | ||
питание в школьной столовой | данных, | ||||
10. | Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе | ||||
10.1 | Работа родительского комитета. | в течение года | Создание единого | ||
10.2 | Вовлечение родителей в учебно- | воспитательного | |||
воспитательный процесс класса и школы. | пространства | ||||
10.3 | Организация и проведение совместных | по плану | «родители – дети – | ||
классных праздников детей и родителей | учителя» | ||||
11. | Работа с педагогическими кадрами |
11.1 | Изучение нормативно-правовых | постоянно | Знание педагогами | ||
документов по работе с семьёй | необходимых | ||||
11.2 | Распространение информационно- | в течение года | правовых | ||
просветительских материалов для учителей | документов, | ||||
и работников школы. | доступность | ||||
информации по | |||||
проблеме работы с | |||||
семьями учащихся. | |||||
12. Работа с социумом | |||||
13.1 | Школа традиционно поддерживает | Постоянно | Расширение | ||
отношения: | культурно- воспитательного пространства | ||||
-Администрация Ягоднинского сельского поселения | |||||
- сельская библиотека; | |||||
- дом культуры; | |||||
Директор школы | Р.М.Васищева |
Предварительный просмотр:
Как эффективно провести родительское собрание
Нередко родительские собрания в школе сводятся к обсуждению успеваемости и поведения учащихся. Поэтому многие мамы и папы целенаправленно пропускают такие мероприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат. Предлагаемые материалы помогут классным руководителям творчески и по-новому подойти к организации встречи с родителями.
Задачи школы в работе с родителями
Классное родительское собрание является одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия педагога с родителями учащихся. По мнению большинства учителей, на родительском собрании классный руководитель может решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. К ним относятся:
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, для выработки единых требований и общих принципов при определении целей и задач воспитания, его содержания и реализации в семье и школе.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей. (Повышение общеобразовательного уровня родителей влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции, однако исследования педагогов и психологов свидетельствуют о низком уровне психолого-педагогической культуры родителей и возрастающем интересе к ней в обществе.)
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.
- Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
- оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одаренных учащихся;
- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;
- индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
- Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т. п.
Подготовка родительского собрания
Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, педагоги называют:
- тщательную их подготовку;
- включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания;
- расширение тематики собраний;
- использование разнообразных форм проведения родительских собраний.
При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:
1. Правильно выбрать тему собрания и определить цели его проведения. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.
Повестку дня очередного собрания в большинстве случаев следует определять учителю совместно с членами родительского комитета, при этом необходимо учитывать мнение и других родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на собрании может не получиться.
При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть выбраны:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к ребенку со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.
2. Изучить научно-методическую литературу.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями и лишь, затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.
3. Определить вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
В зависимости от поставленной цели следует выбрать вид собрания (тематическое, организационное, итоговое, диспут, практикум, по плану родительского всеобуча) и форму его проведения. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, конкурс, праздник, продуктивная педагогическая игра и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
4. Провести микроисследования.
Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
5. Своевременно и правильно пригласить родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
6. Подготовить решения собрания, рекомендации, памятки родителям.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
7. Подготовить оборудование и оформить место проведения родительского собрания.
Собрание следует проводить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом необходимо специально позаботиться учителю и учащимся. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, на доске – цветными мелками написать тему и эпиграф родительского собрания, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.
Способы и приемы работы с родителями
Не менее важным для педагога является выбор методов работы. Существует ряд известных приемов.
Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому следует дать "научное" определение. Например, слово "гора". Гора – это возвышенность на поверхности земли, имеющая разнообразную форму. В определении необходимо указать существенные и несущественные признаки. Они должны раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других. Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, выделят для себя какие-то направления в работе с детьми.
Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например:
– Я всегда настроен благожелательно.
– Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.
Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они обычно делают, а используя другие слова и выражения.
Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт переиначить и пофантазировать, что получится. А затем следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот: например, вместо того, чтобы наказывать – поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть, – приласкать и т. д.
Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3–4 заголовка. Предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой на родительском собрании проблемой.
Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.
Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку учиться самостоятельно" может быть представлена такими вопросами:
- Как научить ребенка быть внимательным?
- В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?
- Как проконтролировать учебу ребенка? и др.
- Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации.
Использование игровых ситуаций
Некоторые педагоги предлагают при проведении родительского собрания использовать игры и игровые ситуации, которые помогут избежать монотонности собрания, являются прекрасной социоигровой разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Предлагаем варианты таких игр-заданий.
Автопортрет. Учитель предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно нарисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.
Кто он? Учитель предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо человека, не называя его имени. Работа ведется в группах или в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая больше всех угадает представленных участников.
Три предмета. Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, должен определить склонности и интересы их владельца.
Самореклама. Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть "объявление в газете" (несколько строчек) или "реклама на радио, телевидении". В "рекламе" или "объявлении" необходимо указать главную цель сообщения.
Фантастическая автобиография. Участникам предлагается придумать себе необычайную автобиографию (можно "жить" в другой стране, другом измерении, на другой планете и т. д.)
Стул для вопросов .Один из участников родительского собрания садится на стул в центре комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает учитель. Участнику необходимо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Кресло автора. Учитель предлагает родителям рассказать о самом ярком впечатлении их детства. Какие чувства связаны с этим впечатлением? Что сегодня напоминает им об этом? Какое было у них самое любимое занятие? Кто их этим заинтересовал? Сохранились ли у них любимые игрушки? Что они напоминают и где хранятся? и т. д.
Три зеркала. Участникам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и веселым, в третьем – счастливым. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?
Первое родительское собрание
На первом родительском собрании учитель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. И в этом случае можно использовать игру, например одну из приведенных ниже.
Бинго. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.
Любимые животные .Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает и как связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.
Представление самого себя и своего соседа.Участники разбиваются на пары. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать небольшие группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем родители представляют членов своей группы всем остальным.
Предмет моего детства. На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
Фильм, который я снял бы.Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они хотели бы экранизировать и какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они пригласили бы и почему?
Знакомство-представление. Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обратить внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.
Представление соседа. Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идет общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учетом регламента (1–2 мин), юмористический компонент в общении поощряется. В завершение представления определяется пара-победитель.
Хобби. Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только рисунок, найти партнера, имеющего сходные интересы. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.
Завяжем узелки. Участникам раздают нити длиной 30–40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.
Описанные условия повышения эффективности родительского собрания и варианты их реализации помогут не только новичку, но и опытному классному руководителю, который подготовил и провел уже не одно собрание. Рассмотренные методы и приемы работы, несмотря на наличие алгоритма подготовки собрания, позволят педагогу не повторяться, творчески и по-новому подходить к организации каждого такого мероприятия.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению родительского собрания.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным "жанром", чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители, для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
I этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.
Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно.
В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как общеизвестно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Настрой родителей меняется в лучшую сторону, когда их встречает приветливый педагог в чисто убранном классе.
II этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. (С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи). Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций. - Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата класса.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "грехов школьников из кондуита" классного руководителя. - Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания
необязательно выделять в отдельный пункт собрания: он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д. - Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проделанной работе и информации о предстоящих делах; финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом.
- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь не судят их, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".
III этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов родительского собрания начинается на самом родительском собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать: персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Предварительный просмотр:
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ
РОДИТЕЛЯМ.
1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли ребёнок сказать: «Я счастлив!»
2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.
3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы.
Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.
5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.
7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.
8. Чаще говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не унывай!
Не бойся! Не пищи!».
9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков- один
Из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
10. Иногда дети принимают близко к сердцу все школьные неприятности. Учите их различать, что важно, а что не очень.
11. Если дети слишком увлечены ТВ: не ходят гулять и потеряли друзей, то ТВ должен… сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока ребёнок не придёт в себя. А как же взрослые? Воспитание детей , как искусство требует жертв.
12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.
13. Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину-
Создавайте такую необходимость в доме.
14. Вы пришли домой и увидели, что ваш 8-летний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто дети играли в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».
15. Говорите ребёнку : «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.
16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы
тебя кормим, поим».
17. Старайтесь ни кого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
18. Самое трудное в воспитании - научить детей человеколюбию.
Хвалите ребёнка, но чаще хвалите людей в его присутствии.
19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.
20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого
Слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты»…Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов спасает их.
23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.
24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.
25. Говорят: «Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год».
Хвалите ребёнка с утра до вечера!
26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья : «Ты хорош, но не лучше других».
27. Скажите ребёнку : «Не будь чистюлей- в классе не любят чистюль, не будь грязнулей- в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? А какую оценку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».