Обоснование выбора используемых образовательных технологий

Агеева Светлана Николаевна

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв). 

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Технологии, которые   я  использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.

В процессе обучения мною используются следующие технологии:

  • Личностно-ориентированные технологии
  • Информационно – коммуникационные технологии 
  • Игровая учебная деятельность
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

Игровая технология имеет следующие преимущества:

  • создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;
  • в процессе игры обучающиеся (меланхолики и флегматики) получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств;
  • застенчивые обучающиеся более охотно вступают в диалог с учителем;
  • позволяет обучающимся получить опыт общения, который не всегда можно получить на обычном уроке;
  • игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи;
  • в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал;
  • обыгрываются реальные жизненные ситуации.

За счет применения данной технологии происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности; реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:

  • развитие коммуникативных умений обучающихся;
  • повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;
  • объективность оценки;
  • расширение возможностей предъявления информации;
  • объективность оценки при использование компьютерных тестов и тестовых программ.

Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.

Технология проблемного обучения. Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

 

Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.