ИКТ - технологии в обучении дошкольников

Агеева Светлана Николаевна

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)

В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

 

 

 

http://i.strizhak-yuliya.ru/u/7f/2e9ef2745411e785d4eb1757a8cddc/-/o-PREDICCIONESTECNOLOGIA-facebook.jpg

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочета- ние традиционных методов обучения и современных информационных техноло- гий, в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационной и ком- муникационной.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение инфор- мации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодей- ствия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образова- нии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструмен- тальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя:

  • компьютер и интернет;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокамера и фотоаппарат;
  • DVD и CD;
  • радио;
  • игровые приставки;
  • мобильные телефоны;
  • магнитофоны;
  • мультимедиа и интерактивные доски.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском са- ду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ поддержи- вает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллекту- альную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возмож-

ность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью про- цесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей но- вого поколения, но и удобно для современного педагога.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной обще- образовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из тре- бований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

 

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

 

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  • подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других пе- дагогов России и других стран;
  • оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  • создание презентаций для повышения эффективности образовательных за- нятий с детьми;
  • использование ИКТ для проведения родительских собраний или консульта- ций специалистов для родителей;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фо- тографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографи- ровать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сцена- ми, фоновую музыку или наложение голоса);
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по раз- личным направлениям деятельности;
  • использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

 

Преимущества использования ИКТ в образовательном процес-

се:

 

  • помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • помогает формировать информационную культуру у детей;
  • предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реали- зовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обуче- нии;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя уви- деть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, поло- водье, круговорот воды в природе….);
  • помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравне- ние и др.);
  • ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими огра- ниченные возможности;
  • с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.C:\Users\constr\Desktop\лекции матан 1 сем\1450284204.jpg

                               https://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpghttps://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpg              https://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpghttps://ukc-expert.ru/pluginfile.php/2704/course/summary/1450284204.jpg

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества об- разования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

 

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  • обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение взаимодействия с семьёй;
  • обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вы- шестоящих (контролирующих) организаций;
  • облегчение реализации образовательной деятельности;
  • облегчение методической работы;
  • обеспечение коммуникации;
  • возможность самореализации;
  • возможность самообразования.
  • средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать позна- вательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

 

Алгоритм использования ИКТ технологии в ДОУ

 

Подготовительный этап.

  1. Изучение и подбор материала по теме «ИКТ технологи в ДОУ».
  2. Подбор и создание картотек изображений, презентаций, mp3, видео и фото информации в соответствии с возрастом обучающихся.
  3. Настройка оборудования в соответствии СанПиН.

 

Предварительная работа.

  1. Знакомство участников воспитательно-образовательного процесса с компь- ютером/интерактивной доской.
  2. Ознакомление с правилами безопасности и способами работы с мультиме- дийными средствами.

 

Реализация.

  1. Проведение ОД согласно теме примерного комплексно-тематического пла- нирования.
  2. Проведение тематических праздников/развлечений согласно теме пример- ному плану развлечений

Подведение итогов.

  1. Анализ результатов работы.
  2. Разработка индивидуальных/игровых заданий для закрепления/освоения пройденного материала.
  3. Создание фотоотчёта о проделанной работе для размещения на сайте ДОУ; группах родителей.
  4. Создание брошюр для родителей; статьи для сайта ДОУ по пройденному материалу.

 

Формы организации детей.

 

1.Мультимедийные презентации; 2.Обучающие фильмы;

  1. Дидактическик игры;
  2. КВН;
  3. Викторины;
  4. Образовательная деятельность;
  5. Кружки;
  6. Развлечения; 9.Праздники;
  1. Мастер - классы;
  2. Познавательные беседы.

 

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с роди- телями.

 

  1. Создание сайта группы, постоянное его обновление.
  2. Родительские собрания.
  3. Консультации.
  4. Проведение мастер классов и круглых столов.
  5. Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
  6. Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
  7. Создание тематических презентаций на разные темы.

Использование ИКТ в процессе взаимодействия со спе- циалистами ДОУ.

 

  1. Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использова- нием презентаций.
  2. Выступление учителя логопеда на родительских собраниях.
  3. Разработка и проведение тематических праздников и конкурсов совместно с музыкальным руководителем.

 

Результат использования ИКТ технологии.

 

  1. Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
  2. Внедрение ИКТ в образовательное пространство согласно возрастным нор- мам.
  3. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников. 4 Создание единой информационной среды.
  1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  2. Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью исполь- зования ИКТ.
  3. Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к за- нятиям.
  4. Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах.
  5. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Использование ИКТ педагогической деятельности

За свою работу воспитателем я использовала ИКТ для: 1.оформление стендов, группы;

  1. подбор материала к НОД;
  2. оформление документации, отчетов;
  3. создание презентаций; 5.обмен опытом работы;
  1. участие в конкурсах через интернет;
  2. выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов заня- тий, докладов и презентаций;
  3. подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.

Используемая литература:

1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9», 2022г.;

2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 – 2013

 

Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

 

  1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. До- школьное воспитание, 1991г., № 5
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методиче- ское пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
  4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошколь- ное воспитание, 2000г., № 11
  5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997 8.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным элек-

тронно-вычислительным машинам и организации работы".) 9.Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/mahova-elena-aleksandrovna
  2. maam.ru/users/1978098

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работы с применением ТСО в старшей группе на год

Месяц

Предварительная работа

Тема занятия, ТСО

Последующая работа

Сентябрь

Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы.

Беседа об осени. Просмотр  серии  «Природа в изображении русских художников», в презентации  MS Power Point ,прослушивание  «Времена года» (муз. П. И Чайковского).

Рисование на тему «Осень золотая»

 

Экскурсия в хлебный магазин

Беседа о хлебе. Просмотр презентации «Как получают хлеб» «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян»


Рисование на тему «Осень в деревне

Октябрь

Просмотр  ролика «Будь вежлив»


Просмотр фильма «Волшебное слово». Беседа по нему


Создание игровых ситуаций, решение с детьми проблемных задач

 

Рассматривание альбомов «Столица нашей страны -Москва», « Березники -юбилей города -85 лет»


Беседа на тему «Страна, где мы живем». Презентации к беседе «Наша Родина», «Детям о Москве», «Детям о городе в котором мы живем»


Рисование на тему «Наш город

 

 

 

Прогулка на улице ,наблюдение за транспортными средствами и пешеходами

 

 

Беседа о правилах дорожного движения  презентации из серии «На улице»

 

 

Разыгрывание дорожных ситуа ций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки

 

Экскурсия о строительстве дома

 

 

 

Беседа о строительстве. Ролик  «На строительной площадке»

Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей

Ноябрь

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся»

 

 

 

Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Презентация «Знакомимся с природой»,  «Дикие животные»

 

Рисование на тему «Осень в лесу»

 

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам презентации

Рисование на тему «Моя любимая сказка»

 

Экскурсия в детское ателье


Беседа о труде взрослых. Презентация «Кто и где шьет одежду и обувь


Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ателье»

 

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»


Пересказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» по кадрам одноименного фильма


Проведение вечера-викторины по сказкам

Декабрь

Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина

 


Беседа о домашних животных. Телепередача «Домашние животные» Беседа о зиме. Презентация «Природа в изображении русских художников», просмотр мультфильмов «Зима в лесу»; «Зимушка-зима»


Рисование на тему «Домашние животные»

Рисование на тему «Почему я люблю зиму

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Просмотр мультфильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему

 

 

 

Просмотр м/фильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему

 

 

 

Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты презентации  из серии «Художник В. Васнецов»

Рисование на тему «По дорогам сказок»

Февраль

Рассматривание альбома о Российской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака


Беседа на тему «Наша Армия».  Презентация на тему «Праздник 23 февраля»
Беседа о почте. М/фильм «Как ребята на почте побывали».


Рисование на тему «Пограничники»

Написание письма сверстникам из другого детского сада.

Март

Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача,кастелянши.

Заучивание стихов  ко  Дню  8 марта.


Беседа на тему «Скоро праздник наших мам». Презентация «Дела женщин


Приготовление подарков мамам, бабушкам, сестрам

Апрель

Наблюдение за весенними явлениями в природе

 

 

 

Беседа о весне. Просмотр презентации «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», прослушивание муз.произведения  «Весна-красна»

 

Рисование на тему «Весна идет

Май

Прогулки по улице. Просмотр презентации «Праздник Первомая»

Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Презентация «Наша Родина», «Детям о Москве»

 

 

Рисование на тему «Город, украшенный к празднику»

 

Чтение художественных  произведений на тему «День победы»

 Е. Благина «Шинель»;

-чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

-Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;

-А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»

-Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

 

- загадывание загадок на военную тематику;


Беседа на тему «Почему мы празднуем День Победы Презентация  «Кого называют героями»


Посещение могилы неизвестного солдата и возложение цветов

 

Экскурсия в библиотеку

 

 

Беседа о любимых книгах. Презентация «Как создается книга»

 

 

Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг

Июнь

Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений

 

Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето»

Рисование  на тему «Лето»