ИКТ - технологии в обучении дошкольников
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочета- ние традиционных методов обучения и современных информационных техноло- гий, в том числе и компьютерных.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационной и ком- муникационной.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение инфор- мации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодей- ствия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образова- нии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструмен- тальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
ИКТ включает в себя:
- компьютер и интернет;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- видеокамера и фотоаппарат;
- DVD и CD;
- радио;
- игровые приставки;
- мобильные телефоны;
- магнитофоны;
- мультимедиа и интерактивные доски.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском са- ду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ поддержи- вает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллекту- альную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возмож-
ность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью про- цесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей но- вого поколения, но и удобно для современного педагога.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной обще- образовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из тре- бований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других пе- дагогов России и других стран;
- оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных за- нятий с детьми;
- использование ИКТ для проведения родительских собраний или консульта- ций специалистов для родителей;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фо- тографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографи- ровать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сцена- ми, фоновую музыку или наложение голоса);
- оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по раз- личным направлениям деятельности;
- использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процес-
се:
- помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- помогает формировать информационную культуру у детей;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реали- зовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обуче- нии;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя уви- деть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, поло- водье, круговорот воды в природе….);
- помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравне- ние и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими огра- ниченные возможности;
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества об- разования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
- обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вы- шестоящих (контролирующих) организаций;
- облегчение реализации образовательной деятельности;
- облегчение методической работы;
- обеспечение коммуникации;
- возможность самореализации;
- возможность самообразования.
- средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать позна- вательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Алгоритм использования ИКТ технологии в ДОУ
Подготовительный этап.
- Изучение и подбор материала по теме «ИКТ технологи в ДОУ».
- Подбор и создание картотек изображений, презентаций, mp3, видео и фото информации в соответствии с возрастом обучающихся.
- Настройка оборудования в соответствии СанПиН.
Предварительная работа.
- Знакомство участников воспитательно-образовательного процесса с компь- ютером/интерактивной доской.
- Ознакомление с правилами безопасности и способами работы с мультиме- дийными средствами.
Реализация.
- Проведение ОД согласно теме примерного комплексно-тематического пла- нирования.
- Проведение тематических праздников/развлечений согласно теме пример- ному плану развлечений
Подведение итогов.
- Анализ результатов работы.
- Разработка индивидуальных/игровых заданий для закрепления/освоения пройденного материала.
- Создание фотоотчёта о проделанной работе для размещения на сайте ДОУ; группах родителей.
- Создание брошюр для родителей; статьи для сайта ДОУ по пройденному материалу.
Формы организации детей.
1.Мультимедийные презентации; 2.Обучающие фильмы;
- Дидактическик игры;
- КВН;
- Викторины;
- Образовательная деятельность;
- Кружки;
- Развлечения; 9.Праздники;
- Мастер - классы;
- Познавательные беседы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия с роди- телями.
- Создание сайта группы, постоянное его обновление.
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Проведение мастер классов и круглых столов.
- Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков.
- Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду.
- Создание тематических презентаций на разные темы.
Использование ИКТ в процессе взаимодействия со спе- циалистами ДОУ.
- Обмен опытом через проведение мастер-классов, сообщений с использова- нием презентаций.
- Выступление учителя логопеда на родительских собраниях.
- Разработка и проведение тематических праздников и конкурсов совместно с музыкальным руководителем.
Результат использования ИКТ технологии.
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство согласно возрастным нор- мам.
- Повышение эффективности процесса обучения воспитанников. 4 Создание единой информационной среды.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью исполь- зования ИКТ.
- Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к за- нятиям.
- Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах.
- Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Использование ИКТ педагогической деятельности
За свою работу воспитателем я использовала ИКТ для: 1.оформление стендов, группы;
- подбор материала к НОД;
- оформление документации, отчетов;
- создание презентаций; 5.обмен опытом работы;
- участие в конкурсах через интернет;
- выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов заня- тий, докладов и презентаций;
- подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.
Используемая литература:
1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9», 2022г.;
2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 – 2013
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. До- школьное воспитание, 1991г., № 5
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методиче- ское пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошколь- ное воспитание, 2000г., № 11
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997 8.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным элек-
тронно-вычислительным машинам и организации работы".) 9.Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/mahova-elena-aleksandrovna
- maam.ru/users/1978098
Планирование работы с применением ТСО в старшей группе на год
Месяц | Предварительная работа | Тема занятия, ТСО | Последующая работа |
Сентябрь | Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы. | Беседа об осени. Просмотр серии «Природа в изображении русских художников», в презентации MS Power Point ,прослушивание «Времена года» (муз. П. И Чайковского). | Рисование на тему «Осень золотая» |
| Экскурсия в хлебный магазин | Беседа о хлебе. Просмотр презентации «Как получают хлеб» «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян» |
|
Октябрь | Просмотр ролика «Будь вежлив» |
|
|
| Рассматривание альбомов «Столица нашей страны -Москва», « Березники -юбилей города -85 лет» |
|
|
|
Прогулка на улице ,наблюдение за транспортными средствами и пешеходами |
Беседа о правилах дорожного движения презентации из серии «На улице» |
Разыгрывание дорожных ситуа ций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки |
| Экскурсия о строительстве дома
| Беседа о строительстве. Ролик «На строительной площадке» | Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей |
Ноябрь | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся»
| Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Презентация «Знакомимся с природой», «Дикие животные»
| Рисование на тему «Осень в лесу» |
| Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам презентации | Рисование на тему «Моя любимая сказка» |
| Экскурсия в детское ателье |
|
|
| Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» |
|
|
Декабрь | Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина |
|
|
Январь |
|
Просмотр мультфильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему |
|
|
| Просмотр м/фильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему |
|
|
| Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты презентации из серии «Художник В. Васнецов» | Рисование на тему «По дорогам сказок» |
Февраль | Рассматривание альбома о Российской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака |
|
|
Март | Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача,кастелянши. Заучивание стихов ко Дню 8 марта. |
|
|
Апрель | Наблюдение за весенними явлениями в природе
| Беседа о весне. Просмотр презентации «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», прослушивание муз.произведения «Весна-красна»
| Рисование на тему «Весна идет |
Май | Прогулки по улице. Просмотр презентации «Праздник Первомая» | Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Презентация «Наша Родина», «Детям о Москве»
| Рисование на тему «Город, украшенный к празднику» |
| Чтение художественных произведений на тему «День победы» Е. Благина «Шинель»; -чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; -Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; -А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» -Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
- загадывание загадок на военную тематику; |
|
|
| Экскурсия в библиотеку
| Беседа о любимых книгах. Презентация «Как создается книга»
| Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг |
Июнь | Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений | Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето» | Рисование на тему «Лето» |