Дополнительные образовательные программы

Шакирова Алесья Владимировна

Дополнительные образовательные программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол от «___» _______ 20   г. №

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Берёзка»

_______________ И.С. Шамсутдинова

Приказ от «    »                20   г. №

Дополнительная общеобразовательная программа

«Раз - ступенька, два – ступенька…»

направленность: социально-гуманитарная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Составитель:

Гребенщикова Екатерина Петровна,

Иванова Татьяна Владимировна

воспитатели

г. Когалым, 2022 г.

Содержание

1.        Пояснительная записка        3

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы        4

Цель и задачи программы        5

Адресат программы        5

Уровень программы, объем и срок реализации        5

Условия реализации Программы        5

2.        Учебный план        6

3.   Содержание Программы        7

4.        Планируемые (ожидаемые) результаты        12

5.        Формы аттестации (контроля), оценочные материалы        13

6.        Методические материалы        14

7.        Организационно-педагогические условия реализации Программы        15

Календарный учебный план        15

Материально-технические условия        15

Кадровое обеспечение реализации программы        15

Учебно-методическое обеспечение программы        16

1.Пояснительная записка

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность.        Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.        

Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является целью и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом!

Всё это вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач

умственного развития можно организовать через занятия по программе дополнительного образования «Раз - ступенька, два – ступенька…»

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Раз - ступенька, два -  ступенька.» призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.  

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предполагает преемственность между дошкольным и школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения детей 6-7 лет является актуальным.

Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы способствует практической подготовки детей – развитию математических способностей, к обучению решению задач, головоломок, ведет работу по совершенствованию устной речи.

Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, ручкой, счетным материалом, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, камушки и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа «Раз ступенька, два ступенька» имеет социально-гуманитарную - направленность.

Новизна. Особенность занятий программы заключается в том, что для работы с детьми было выбрано учебное пособие и рабочие тетради «Раз - ступенька, два - ступенька…» Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.

В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа «Раз ступенька» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Раз - ступенька, два - ступенька…» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.11 ст. 13;

•        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

•        инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Цель и задачи программы

Цель программы:

Всестороннее развитие ребенка, формирование у детей системы элементарных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах подготовке к школе.

Обучающие задачи:

  • познакомить детей с общими математическими понятиями;
  • формировать математические представления о числах;
  • формировать пространственно-временные отношения;
  • учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;
  • формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами;
  • учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

  • выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;
  • выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Адресат программы

Программа адресована дошкольникам 6-7 лет.

Количество детей в группе: 21 человек

Уровень программы, объем и срок реализации

Срок реализации программы: 9 месяцев

Объем программы: количество учебных часов - 36

Условия реализации Программы

Формы обучения: подгрупповая, очная, во вторую половину дня

Режим занятий: 1 раз в неделю, всего 36 часов в год.

Продолжительность занятий: 30 мин.

Уровень программы: стартовый

Место проведения: групповая комната.

  1. Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Общее количество часов

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Количество и счет

14

5

9

2

Величина

5

1,5

3,5

3

Геометрические фигуры

5

1,5

3,5

4

Ориентировка во времени

4

1

3

5

Ориентировка в пространстве

4

1

3

6

Логические задачи

2

1

1

7

Повторение,закрепление

2

0,5

1,5

Итого:

36

11,5

22,5

  1. Содержание Программы

№ п/п

ЦЕЛЬ:

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Тема: «Число 1-5. Повторение»

1.

Повторить числа 1-5: образование, написание, состав. Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

Игры на образование чисел 1-5:

«День — ночь», «Волшебный мешочек».

Физкультминутки.

Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра  «Волшебные домики».

Работа в тетради (№1-3, стр. 1).

2.

Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =, < и > .

Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше - позже.

Ввести в речевую практику термин задача.

Игры с раздаточным материалом.

Рассматривание картин.

Игровое задание на сравнение чисел с помощью составления пар.

Физкультминутка.

Загадки «Веселые задачки».

Работа в  тетради  (№1-5, стр. 2-3).

Тема: «Число 6. Цифра 6»

3.

Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Работа с моделью числового отрезка.

Игра «Поезд».

Создание игровой ситуации.

Физкультминутка.

Игра на развитие логического мышления с цветными треугольниками.

Работа в тетради (№1-5, стр. 4-5).

4.

Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников — шестиугольником.

Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

Игры «В гостях у Веселого Карандаша».

Игра «Геометрическое лото».

Игры с полосками из цветной бумаги.

 Физкультминутка.

Работа в тетради  (№1-5, стр. 6-7).

Тема: «Длиннее, короче»

5.

Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощь. непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче».

Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6,

счетные умения в пределах 6.

Игры на сравнение по длине.

Физкультминутка «Эстафета».

Пальчиковая гимнастика

Работа в тетради (№1-6, стр. 8-9)

Тема: “Измерение длины”

6

Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.

Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

Игра «Забавные человечки».

Физкультминутка «Альпинисты».

Игры на измерение длины с помощью мерки.

Практическая работа.

Пальчиковая гимнастика

Работа в тетради (№1-6, стр. 10-11).

7

Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

Игры с метром и сантиметром.

Практические задания.

Физкультминутка: «Улитка», «Зарядка».

Измерение длин отрезков с помощью линейки.

Работа в тетради (№1-6, стр. 12-13).

8

Закрепить умение пракчески измерять длину отрезков с помощью линейки.

Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины “условие” и “вопрос” задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

Игра-путешествие: «Путешествие сороконожки».

Физкультминутка: «Сороконожка», «Бабочка».

Игры на деление на части отрезков и групп предметов.

 Игры с задачами «Веселая задача».

Работа в тетради (№1-4, стр. 14-15).

Тема: «Число 7. Цифра 7»

9

Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7.

Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

Игры с задачами «Веселая задача» - знакомство с числом 7 и цифрой

 Инсценировка занимательной задачи.

Физкультминутка «Ежик», «Веселый хоровод».

Игры на закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.

Работа в тетради (№1-5, стр. 16-17).

10

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7.

Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

Игра «Строители», «Телефонисты».

Игры-соревнования «Кто  быстрее пронумерует бусинки».

Физкультминутка: «Парад чисел», «Косари».

Работа в тетради (№1-4, стр. 18-19).

11

Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.

Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

Сюжетное занятие по сказке «Волк и семеро козлят».

Физкультминутка: «Цыплятки», «Волки».

Работа с планом и      картой.

Работа в тетради (№1-6, стр. 20-21).

Тема: «Тяжелее, легче. Сравните по массе»

12

Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Закрепить понимание взаимосвяи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

Игры на формирование представлений о понятиях: тяжелее, легче.

Игра: «Воздухоплаватели», «Поварята».

Физкультминутка «Камни и пух», «Качели».

Работа в тетраде  по формированию представлений о непосредственном сравнении предметов по массе (№1-4, стр. 22-23).

Тема: «Измерение массы»

13

Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Измерение массы с помощью мерки.

Игры с задачами «Седьмой лишний».

Физкультминутка «Мишка с куклой», «Зайка».

Работа в тетради (№1-6, стр. 24-25).

14

Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.

Закрепить геометрическиеи пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

Игра «В магазине», «Зеркало».

Практическая работа с коробками.

Физкультминутка: «На зарядку!», «Урожай».

Работа в тетради (№1-5, стр. 26-27).

Тема: «Число 8. Цифра 8»

15

Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах

7, взаимосвязь целого и частей.

Игры на повторение состава числа 7.

Игра на образование числа 8: «День – ночь», игры с квадратиками на состав числа 8.

Стихи С. Маршака, Г. Виеру про цифру 8.

Физкультминутка «Зарядка», «Мячик».

Игры на закрепление представлений о числе 8 и цифре 8.

Работа в тетради (№1-5, стр. 28-29).

16

Формировать счетные умения в пределах 8.

Закрепить представления об измерении длины и массы предметов о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

Игра «Путешествие лягушонка».

Веселые загадки.

Решение веселых задачек с использованием раздаточного материала.

Физкультминутка: «Котята», «Лягушата».

Работа в тетради (№1-2 стр. 30; № 4-6 стр.31).

17

Повторить прием сравнений групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

Игра «Геометрическое лото», «Экскурсия», «Найди пару».

Физкультминутка: «Репей», «Яблонька».

Задания с таблицами- схемами отрезков.

Работа в тетради (№1-4 и №6, стр. 32-33).

Тема: «Объем. Сравнение по объему»

18

Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания.

Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

Игры на сравнение по объему «Праздник в Простоквашино».

Сказочные герои - Матроскин и Шарик.

Практическая работа.

Физкультминутка «На велосипедах», «Звездолет».

Работа в тетради (№1-6, стр. 34 -35).

Тема: «Измерение объема»

19

Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

Игры на измерение объема (с помощью мерки, от величины мерки).

Игра на измерение объемов пространственных фигур кубиками «Кубики».

Практическая работа.

Физкультминутка «Речка», «Огородники».

Работа в тетради (№1-6, стр. 36 -37).

Тема: «Число 9. Цифра 9»

20

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 8.

Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Игры на знакомство с числом 9 и цифрой 9:

«Веселые задачи». Стихи С. Маршака, Ф. Дагларджа про цифру 9.

Физкультминутка «Ванька-встанька»,

«Движения».

Игра «Путешествие в Сообразилию» (А. Зак).

Работа в тетради

(№1-6, стр. 38-39).

Тема: «Ориентировка во времени»

21

Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

Веселые загадки про часы.

Знакомство с циферблатом часов в сказочном замке Феи.

Игра «Торопись, да не ошибись!».

Физкультминутка:«Листочки», «Часы». Работа в тетради (№1-3 стр.40).

22

Продолжать знакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам

Работа с с циферблатом часов.

Игра «Учим время!».

Физкультминутка:«А часы идут,идут!»,

Работа в тетради (№4-6 стр.41).

23

Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

Повторить прием сравнения чисел на предметной основе

(составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Игра «Что изменилось?». Физкультминутка: «Лапки и тапки», «Лыжник».

Составление задач с использованием схем отрезков для обоснования их решения.

Работа в тетради (№1- 3 и №5, стр. 42-43).

Тема: «Площадь. Измерение площади»

24

Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

Закрепить порядковый и количественнй счет в пределах 9, состав чисел 8 и

9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Работа с раздаточным материалом. Сюрпризный момент - письмо от  Буратино.

Практическая работа на сравнение фигур по площади.

Физкультминутка «Буратино», «Уточки».

Игры на сравнение фигур с помощью мерки.

Работа в тетради (№1-5, стр. 44-45).

25-26

Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходитьот действий с предметами к действиям с числами.

Создание сюжета: «В цирке». Веселые загадки.

Игра на знакомство с квадратным сантиметром.

Физкультминутка: «Я и ты», «Клоуны».

Работа в тетради (№1-4 стр.46-47).

Тема: «Число 0. Цифра 0»

27

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.

Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Игра на формирование представлений о числе 0 «В Лесной школе», «Буратино».

Игры с отрезком: «Место числа 0 в ряду чисел».

Веселые задачки.

Физкультминутка «Зайчики», «Ягодка по ягодке».

Работа в тетради (№1-4 стр.48; № 6 стр. 49).

28

Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

Игра «Вспомним сказку»,

«Школа». Шуточное стихотворение. Решение логических задач. Физкультминутка: «Делай, как я», «Лошадка». Работа с раздаточным материалом. Работа в тетради (№1-3, 5 стр.50-51).

Тема: «Число 10»

29

Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей,  умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Игра «Путешествие в зоопарк» на образование числа 10.

Игры  на числовом отрезке.

Работа с раздаточным материалом на формирование представлений о составе числа 10.

Физкультминутка – пантомима «Загадка», «Зарядка».

Работа в тетради (№1-2, 4, стр. 52 -53).

Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед»

30

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика).

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке.

Игры на формирование представлений о шаре, кубе, параллелепипеде «Волшебный мешочек», «Фотографы», «Найди и расскажи».

Игра «Найди свою пару» Физкультминутка «Мячики», «Зарядка».

 Работа в тетради (№1-5, стр. 54 -55).

Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр»

31

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложения и вычитания чисел на числовом отрезке.

Игры на формирование представлений о пирамиде, конусе, цилиндре «Угадай-ка», «Волшебный мешочек», «Фотографы».  

Игра «Фотоателье» (закрепление знаний состава числа 10) Физкультминутка «Юла», «Зарядка». Работа в тетради (№1-5, стр. 56 -57).

Тема: «Символы»

32

Познакомить детей с использованием символов для обозначения       свойств предметов (цвет, форма, размер)

Закрепить представления о составе чисел 8, 9 и 10, умение ориентироваться по плану.

Игры на формирование представлений о символах: «Путешествие зайчишки Пушишки». Работа с карточками с изображением символов.

Игра «Угадай-ка».

Физкультминутка «Медвежата», «Зайка».

Работа в тетради (№1-5, стр. 58 -59).

Тема: «Повторение. Игра-путешествие в страну Математику»

33-34

Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.

Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

Игра-путешествие.

Игры: «Выбираем транспорт», «Волшебная  лужайка», «Салки-догонялки», «Художники», «Числоград», «Железная дорога». Физкультминутка «Лебеди», «Утята- путешественники»

Работа в тетради (№1-5, стр. 60 -61).

Тема: «Повторение. Игра «Скоро в школу»

35

Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.

Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Работа с числовым отрезком (порядковый счет).

Игры: «Веселые задачки».

Работа с карточками-схемами, опорными таблицами. Физкультминутка «Скакалочка». Работа в тетради    (№1-5, стр. 62-63).

36

Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Работа с числовым отрезком (порядковый счет).

Игры: «Найди закономерность».

Работа с карточками-схемами, опорными таблицами. Физкультминутка «Пантомима». Работа в тетради    (№1-3, стр. 64

Планируемые (ожидаемые) результаты

К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительномоторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • крупных движений и умения владеть своим телом;
  • пространственных и временных представлений (ориентация на листе,
  • в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
  • активной речи, словарного запаса;
  • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять

словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.

  • К концу года дети должны знать и уметь:
    умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  • умеют объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  • умеют находить части целого и целое по известным частям;
  • умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • умеют называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  • умеют соотносить цифру с количеством предметов;
  • умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
  • умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
  • умеют выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  • умеют называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.
  • умеют преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.
  • умеют измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерений.
  • умеют решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • умеют проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
  1. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование).

Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях.

ФИО ребенка

Умение выделять и выражать в речи признаки сходства

  и различия отдельных предметов и совокупностей

Умение объединять группы предметов, выделять

часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым

Умение находить части целого и целое

по известным частям

Умение сравнивать группы предметов по количеству

с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами

Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном

порядке, правильно пользоваться порядковыми и

количественными числительными

Умение соотносить цифру с количеством предметов

Умение называть для каждого числа в пределах

10 предыдущее и последующее числа

Умение выражать словами местонахождение

предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги

Умение называть части суток

н

к

Оценка уровня развития:

  • 0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
  • 1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
  • 2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

  1. Методические материалы

Программа дошкольной подготовки «Раз – ступенька, два – ступенька...» для детей 6-7 позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия по формированию ЭМП развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

 У Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам. Так он учится справляться с трудностями и не ориентироваться на готовые шаблоны, а активизировать мозг. Когда додумался до ответа сам, уже не забудешь. Ориентация на понимание, а не зазубривание.

Помимо визуальных рядов и ярких иллюстраций, учебные пособия по методике преподавания Петерсон составлены так, чтобы ребёнку было увлекательно учиться.

Например, записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в учебнике — просто вписываешь ответ в нужное окошко. Большое число заданий — сравнить, найти закономерность, решить ребус, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. И это всё — прямо в пособии. 

Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются технологии:

  • Личностно – ориентированные технологии.
  • Технология развивающего обучения.
  • Игровая технология.

В практике работы используются следующие формы:

  • рассказ;
  • беседа;
  • описание;
  • указание и объяснение;
  • вопросы детям;
  • ответы детей, образец;
  • показ реальных предметов, картин;
  • действия с числовыми карточками, цифрами;
  • модели и схемы;
  • дидактические игры и упражнения;
  • логические задачи;
  • игры-эксперименты;
  • развивающие и подвижные игры и др.

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

Методические приемы:

  • поддержка ребенка в ситуации неудачи;
  • одобрение поведения;
  • анализ игровой ситуации;
  • постепенное усложнение задачи;

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

  1. Организационно-педагогические условия реализации Программы

Календарный учебный план

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

Продолжительность каникул

Мониторинг

1

36

1/4/36

28.12.2021 – 09.01.2022

Диагностика проводится в конце года

Материально-технические условия

  • Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель».
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы и
  • Полоски – мерки, метр (портняжный, складной, рулетка), модель сантиметра, линейки.
  • Карточки – символы, модель числового отрезка, мерки
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.
  • Наборы пространственных фигур, буквы и цифры магнитной азбуки.
  • Тетради в клетку, тетради на печатной основе с заданиями.
  • Тематические иллюстрации.
  • Цветные карандаши, простой карандаш.

Кадровое обеспечение реализации программы

Программу реализует педагог с уровнем образования – высшее педагогическое, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

Учебно-методическое обеспечение программы

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

1

Петерсон Л.Г.

Холина Н.П.

«Раз-ступенька, два — ступенька...» рабочая тетрадь в двух частях.

М,: «Ювента»,

2016

2

Петерсон Л.Г.

Холина Н.П.

Практический курс математики для

дошкольников.

Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и переработанное.

М,: «Ювента»,

2016

Методическая литература

  1. Дорофеева Г.В.«Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы М,: УМЦ «Школа  2000…», 2016
  2. Шевелев К.В «Тесты по математике» М., «Ювента», 2010г.
  3. Чилинрова Л.А. Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике»

М., «Ювента», 2005.

  1. Смоленцева А.А. «Математика до школы» СПб: Детство-Пресс, 2003
  2. Колесова Л.В.Математическое «Развитие детей 4-7 лет: игровые занятия» Волгоград: Учитель, 2013