Самообразование
Тема по самообразованию на 2020-2022 уч.год «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
По результатам работы по теме самообразования был разработан и реализован проект «Развитие связной речи в коррекционной работе с воспитанниками с ТНР». Пополнен методический и дидактический материал. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей. Опубликованы статьи в электронных СМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию | 22.08 КБ |
Проект по развитию связной речи | 1.11 МБ |
Рекомендации родителям. Домашняя игротека | 16.52 КБ |
Рекомендации логопеда по развитию речи | 16.01 КБ |
Рекомендации воспитателям. Связная речь | 18.65 КБ |
Картотека игр | 471.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя-логопеда
Мащенко Ольги Константиновны
ТЕМА: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
ЦЕЛЬ: создание эффективных условий для полноценного развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР.
ЗАДАЧИ:
- Изучить психолого – педагогическую и специальную литературу по данной теме;
- Выявить особенности развитие связной речи по средством мелкой моторики рук.
- Разработать методические и дидактические материалы по теме;
- Внедрить систему приемов и упражнений для развития связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.
- Представить научно – методические рекомендации по использованию приемов развития связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: профессиональное, методическое.
ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ: интернет, методическая литература, семинары, мастер – классы, обмен опытом с коллегами.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: выступление из опыта работ на семинарах.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: разработка методических рекомендации, публикации в СМИ,
СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года (с 01.11.2020 по 30.05.2022)
План изучения темы на 2020 -2022 учебный год
№ п/п | Вопросы для изучения | Сроки | Информационные ресурсы | Практический выход |
1 | Выбор темы. Определение цели и задач. | Ноябрь 2020 | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Применить на практике полученные знания в изучении соответствующей литературы для применения их в практической деятельности. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с. Дидактический материал «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР» Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Составление перспективного плана работы по изучаемой теме. |
2 | Изучение психолого – педагогической литературы по данной теме | Ноябрь Декабрь 2020 | Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина М.: ЛКИ, 2008 - 224 с. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский М., 1982-1984. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. - 375 с. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев М., 2002. - 257 с. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн - СПб.: «Питер», 2002. - 712 с. | Разработка рекомендации для воспитателей |
3 | Изучение традиционной методики по развитию связной речи у детей дошкольного возраста | Январь Февраль Март 2021 | Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием/ Учебно-методическое пособие для пед. вузов. – М.: АРКТИ, 2008. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. - С. 32-34. Жукова, Н.С, Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова и др. М., 1998. - 345 с. Гриншпун, Б.М., Селиверстов, В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988. - С. 5-6. Крылова, Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. 1985 №2 - С. 20-25. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова М., 1991. - 90 с. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Е. Филичева - М., 1999. - 110 с. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избр. псих. труды. / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. 560 с. | Обогащение предметно-пространственной среды дидактическим и методическим материалами по теме. |
4 | Выявление особенностей развитие связной речи посредством мелкой моторики рук. | Апрель Май 2021 | Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. «Средства развития моторики рук» Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова). Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2016. Картотека игр | Консультация для родителей. |
5 | Представление научно – методических рекомендаций по использованию приемов развития связной речи у детей дошкольного возраста | В течение 2021/2022 учебного года | Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М. : Альфа, 2016. | Семинар – практикум «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» |
6 | Проведение диагностики по связной речи в группе компенсирующей направленности Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников Выявление уровня сформированности связной речи у детей с ТНР | Апрель- Май 2022 | Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1 –ая часть). – СПб,. 1993 Волкова Г. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциациальной диагностики. – СПб.. 2003 1. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996 2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. : метод. Пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005 | Результаты диагностики |
7 | Результаты самообразования. Составление плана работы на перспективу 2022/2023 учебный год. | Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. Гурович, Л. М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л. М. Гурович, М. Я. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду [Текст]. - Л., 2005. - С. 43-52. | Распространение опыта через СМИ. |
По результатам работы по теме самообразования был разработан и реализован проект «Развитие связной речи в коррекционной работе с воспитанниками с ТНР». Пополнен методический и дидактический материал. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей. Опубликованы статьи в электронных СМИ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Домашняя игротека для автоматизации звуков»
Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – закрепления правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей.
Но, к сожалению, довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Для того чтобы повысить грамотность родителей в этом вопросе, проводятся родительские собрания, клубы, мастер-классы, на которых помимо знакомства родителей с содержанием коррекционной работы, упор делается на то, что занятия дома желательно проводить в игровой форме, потому что игра – это основной вид деятельности любого ребенка – дошкольника. Именно благодаря игровой деятельности ребенок интенсивно развивается.
И здесь предлагается родителям использовать следующие игры и упражнения, которые помогут разнообразить домашние задания, с пользой провести время! Все их можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
У каждого в доме найдется крупа, которую можно использовать не только по назначению, но и как пособие для игры.
Игра «Дорожка», в которой ребенку предлагается, произнося звук, выложить дорожку из крупы. В рамках данного мастер-класса, родителям можно предложить проиграть и выложить дорожку, например, с помощью пинцета.
При проигрывании можно задать вопрос: Чем же еще можно заменить крупу?
Да любыми другими мелкими предметами, имеющимися в доме: пуговицами, бусинами, шашками и т. д. Обращаем внимание родителей на то, что помимо автоматизации звука мы развиваем и мелкую моторику рук. Иными словами до родителей стоит донести, что одна простая игра может быть многофункциональна и ребенок, развлекаясь, может развиваться, как в плане речи, так и в других сферах.
Еще одна игра, где крупа может быть хорошим пособием «Бусы». С помощью разной крупы на столе, делается как бы набросок бус. При этом не забываем закреплять звуки, поэтому ребенок, беря крупу, произносит слог с автоматизируемым звуком. Например, красная фасоль – это слог РА, белая – РО.
Преимущество этой игры в том, что материалы можно менять, вместо крупы взять макароны: длинная макаронина – слог произносится прямой, короткая – слог обратный.
Если берем настоящие бусины, условия могут быть теми же, что и в предыдущих вариантах игры. Синяя бусина – ребенок произносит, например, слог РА, зеленая – РЯ. Большая – слог произносится громко, маленькая – тихо. Круглая бусина – СА, нестандартная – ША.
Еще можно взять скрепки – их скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет, если эта цепочка получится разноцветной. Присоединяя скрепку, ребенок произносит уже, например, слово с автоматизируемым звуком. Эту цепочку можно сделать и из полосок бумаги, в конечном итоге получится гирлянда – бусы для елки.
Но вернемся все же к крупе, на вопрос о том, как же можно использовать крупу в играх, родители вспоминают сказку «Золушка», и о том, как она разбирала перемешанную крупу.
И здесь мы можем предложить ребенку помочь Золушке отсортировать перемешанную крупу. Но, отойдя от сюжета сказки, к крупе можно добавить различные мелкие предметы, чтобы ребенку было интереснее выбирать.
Итак, в большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если пуговицу среднего размера – то «ро», мелкую – «ру», т. е. к тому же мы и память ребенка тренируем.
А можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце, и складывать крупу в формочку (соответствующую положению звука в слове). Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речи, но и прекрасно развивает мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие, память.
Следующая группа игр, с таким же доступным материалом, как и крупа – это игры с нитками. Напомню, что речевой материал можно менять в зависимости от этапа автоматизации звука.
Вспомним вышеупомянутое упражнение «Дорожка». Есть еще один вариант этой же игры, но уже дорожка «рисуется» с помощью ниток. Ее можно нарисовать на столе, а можно и на полу, т. е. масштаб увеличивается. Итак, в руках у ребенка клубок ниток, можно добавить препятствия, в виде разбросанных игрушек; взрослый говорит ребенку, что он превращается, например, в змейку (если нужно закрепить звук С или Ш). И ребенок, растягивая нитку, как бы «рисуя» дорожку, двигается от препятствия к препятствию, произнося звук Ш.
К тому же, в этой игре, если ребенок плохо ориентируется в пространстве, можно, например, включить дополнительные условия, попросить его двигаться вправо/влево от игрушки.
С помощью следующей игры мы не только закрепляем звук (хотя нужно подчеркнуть, что все же это основное, но и развиваем мелкую моторику и тактильную чувствительность.
Игра «Узелки»
Взрослый просит ребенка произносить звук, завязывая при этом узелки на нитке. Затем, с закрытыми глазами ребенок, двигается пальчиками по веревке, и, встречая узелок, произносит закрепляемый звук, слог, слово. Родителям можно предложить проиграть, усложнив им задание тем, что
проводить по нитке они должны будут большим и безымянным пальцем, например.
Следующие игры требуют большей подготовки, т. к. в них предлагается родителям сделать пособия, своими руками.
Игра «Проворные мотальщики» К простой машинке привязываем веревку, а другой конец веревки закрепляем на палочке, карандаше или фломастере. Ребенок, наматывая верёвку на палочку, произносит звук Р. Если автоматизируем другой звук, то подключаем фантазию: в машине громко играет радио - закрепляем звук Л, у машины спускает колесо и в зависимости от размера дырки произносятся звук С или Ш. А добавив кочки, с написанными на них гласными буквами, произносим соответствующие слоги, проезжая мимо.
Можно провести игру в виде соревнования. Но опять же не забываем первоначальную цель, закрепление звука, поэтому взрослый должен следить за правильным произношением звука.
Основная цель, данного мастер-класса, это донести до родителей, что можно использовать множество предметов, чтобы разнообразить этап автоматизации, и чтобы он не был для ребенка скучным занятием.
Многие, выше перечисленные, приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, память, мышление, ловкость. И главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука!
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда воспитателям по развитию связной речи детей.
Речью ребёнок овладевает с помощью слуха, поэтому очень важно уделять внимание развитию слухового восприятия. Игры на развитие слухового восприятия способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память.
Примеры игр на развитие слухового восприятия.
Младший возраст:
-«Кто кричит?» (Взрослый изображает звуки то детёнышей домашних животных, то их мам, а ребёнок угадывает, называет или показывает картинку).
-«Колобок» (взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами «Колобок, колобок, я тебя съем!», а ребёнок угадывает).
-То же самое по сказке «Три медведя» -угадай кто говорит «Кто сидел на моём стуле?»
Для детей среднего,старшего возраста:
-Угадывать звучание музыкальных инсрументов ( бубен, дудочка, барабан, колокольчик, погремушка, губная гармошка).
-Угадывание звуков при постукивании карандашом по металлической коробке, стеклянной банке, пласстмасовому стакану, деревянной шкатулке/стол.
-Футляры от киндеров с сыпучими продуктами.
-« Кто летает (плавает, бегает) произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар…дети в нужный момент хлопают в ладоши.
-«Кто к нам пришёл?»
Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Н-р, слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей- «тук-тук» или имитация забивание гвоздей.
- «Телефон».
Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.
Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз»- флажок, звёздочку…
В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей.
Обучающий называет четыре сходных слова, например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово ( точка, бочка, дочка, кочка),а пятый произносит первое слово этого ряда и т.д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.
-«Называй, не зевай!»
Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Обучающий произносит слова, а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: « У меня мак (лак, лук, сук)» и т.д.
-«Найди ошибку»
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег течёт ручей, на ветвях полно врачей.
На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.
2. Положительно влияет на развитие речи (особенно в младшем возрасте) выполнение пальчиковой гимнастики.
-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Пальчиковая гимнастика развивает внимание, память ребёнка, т.к. он учится запоминать определённые положения рук, движения.
3.Для правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
4.Развитию речи способствуют дыхательные упражнения , которые направлены на выработку длительного плавного выдоха. Поверхостное дыхание- воздуха хватает на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове) может привести к заиканию. С этой целью рекомендуется дуть на плавующие в тазу игрушки, дуть в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой, дуть на нитку, на конце которой висит что-то лёгкое и т.д. Следить- вдох через нос без напряжения, плечи не поднимаются, выдох через рот, губы вытянуты вперёд, щёки не надуваются. Обратить внимание: во избежании головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом, количество повторений не более 4-5 раз.
5.Для развития связной речи важное значение имеет словарная работа и совершенствование грамматического строя. В активный словарь вводятся названия предметов, их частей, деталей; цветов и их оттенков; формы, величины и материала, из которого они сделаны. Ребёнок учится отвечать на вопросы, называя как предметы, так и их признаки, действия. Словарный запас детей пополняется не только существительными, но и другими частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями, числительными. При подборе материала для занятий учитываются ворастные особенности ребёнка.
6.Грамматические формы языка ребёнок освваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи. Посредством дидактических игр и упражнений внимание детей обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у них определённые трудности.К ним относятся ошибки на изменение сущ-х по падежам:нет сапогов, карандашов вместо сапог, карандашей; нет телёнков, гусёнков вместо телят, гусят. Отмечаются грубые ошибки на согласовани: моя платье, два лисёнков, на зелёной дереве и многое другое. Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже с детьми трёхлетнего возраста.
Вывод: правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.
Последовательность работы над связной речью:
1. воспитание понимания связной речи;
2. воспитание диалогической связной речи.
Воспитание монологической связной речи, приемы работы:
- работа над составлением рассказа - описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.
Методические приемы работы по формированию связной речи.
1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.
- Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов - учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.
5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.
6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:
7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля - льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.
Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:
- полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
• рассказ о дне, проведенном в детском саду;
• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка - и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. «Самое важное для развития мышления— уметь пользоваться знаниями. Это значит — отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Д/у «Решение творческих задач»
Цель: развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания.
Примерные типы задач:
- «Построим необитаемую Планету»
- «На планете чудес живут необычные обитатели, придумаем и назовем новых жителей планеты».
- «По вечерам жители планеты любят смотреть на звезды, которые соединяются в созвездия. Попробуй придумать и назвать свое созвездие».
- «Больше всего жители планеты любят волшебство, попробуем превратить кружок…»
- «Кто - то из жителей собираются к нам в гости. Что им необходимо взять с собой на планету Земля?»
Д\у «Сказка»
(с использованием конструктора букв В.В. Воскобовича)
Цель: развитие умения связно излагать свои мысли.
Ход игры: воспитатель предлагает из элементов конструктора букв выложить на столе сюжет, какой либо сказки и рассказать ее. Можно предложить ребенку по - фантазировать и добавить что то свое.
Д\у «Слова»
(с использованием конструктора букв В.В. Воскобовича)
Цель: активизация, расширение словарного запаса.
Ход игры: воспитатель предлагает из элементов конструктора букв выложить определенную букву и назвать слова на тему: «Съедобные предметы», «Животные» и д.т.
Д\у «Придумай рассказ»
(с использованием игровизора В.В. Воскобовича)
Цель: развитие связной речи.
Ход игры: воспитатель предлагает нарисовать предмет, фигуру на игровизоре на половине, ребенок дорисовывает предмет, фигуру и рассказывает о ней.
Д\у «Фигурки»
(с использованием чудо - сот В.В. Воскобовича)
Цель: научить детей составлять описательные рассказы, использовать прилагательные.
Ход игры: предложить ребенку сложить фигуру из элементов чудо - сот по образцу или придумать свою и составить описательный рассказ с использованием прилагательных. Например: фигурка бабочки. Красивая бабочка летала от цветка к цвету. Она пила нектар от ярких цветов. Вдруг маленькая бабочка увидела пчелку веселую Жужу и они вместе стали играть.
Д\у «Для чего?»
(с использованием чудо - сот В.В. Воскобовича)
Цель: описать выложенную фигуру, используя разные характеристики предмета это предмета и объяснить для чего этот предмет.
Ход игры: предложить ребенку сложить фигуру из элементов чудо - сот по образцу (из альбома фигур) из тем: «Быт», «Посуда», «Светильники», «Море», «Транспорт» и описать данный предмет с объяснением его функций.
Д/и «Приготовим салат»
Цель: учить детей проговаривать свои действия во время деятельности (кулинария).
Ход игры: во время приготовления салата воспитатель задает вопросы о разных овощах, какой формы? Какого цвета? Какого вкуса? Какой на ощупь? Где растет? Дети режут салат и проговаривают свои действия. Дети пробуют салат и называют последовательность приготовления. Записывают схему-рецепт.
Д/и «Магазин»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы.
Ход игры: дети играют в «магазин», но для того, чтобы купить вещь или продукт - нужно описать предмет, не называя его.
Д/и «Новоселье»
Цель: закрепить знания детей о бытовых приборах, научить детей находить функциональные отличительные особенности объекта, составлять загадки.
Ход игры: дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок - описание бытовых приборов их основных функций.
Д/и «Новая квартира»
Цель: закрепить классификацию мебели, знать её назначение, учить составлять рассказ из личного опыта, по картинке-передвижке (фотографии, рисунку ребенка).
Ход игры: шаблон квартиры, комнаты, кухни., картинки мебели (лучше вырезанные по контуру). Ребенку предлагается расставить подходящую мебель и проговорить свои действия и соображения по поводу необходимости этой мебели и её расстановке.
И/у «Назови правильно»
Цель: научить детей составлять описательные рассказы
Ход игры: на столе лежат карточки с картинками,
-Назовите обувь (иная категория, её цвет; сезон, когда её носят).
И/у «Отгадай»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: ведущий задумывает какой-то объект и описывает его, не называя названия самого объекта. Игроки должны узнать его по описанию.
И/у «Найди отличия».
Цель: сравнение предметов одежды и обуви, предметов посуды, интерьера, научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: детям предлагаются картинки однотипные, но с отличительными особенностями. Ребенок ищет отличия и называет, что от чего отличается.
И/у «Путаница»
Цель: научить детей находить отличительные особенности признаков времен года, составлять описательные рассказы по картинкам с элементами юмора.
Ход игры: Предъявляется картинка «Зима», на которой есть отдельные признаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано. Для старших дошкольников возможно составление рассказа по картинке с элементами юмора.
И/у «А у нас»
Цель: составление описательного рассказа, из личного опыта с опорой на фотографию.
Ход игры: дети приносят домашние фотографии и делятся впечатлениями, воспоминаниями о прошедших событиях.
И/у «Сочинялки»
Цель: развитие речевого творчества детей, закрепление рифмы, знаний об изучаемых объектах.
Ход игры: дети придумывают самостоятельно стишки, загадки, частушки.
И/у «Кто, где живет?»
Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.
Ход игры: дети рассказывают го своем доме по графической схеме-плану:
Название улицы. Какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный). Сколько этажей? Сколько комнат? Что видно из окон? За что вы любите свой дом?
Последовательные пересказы
Цель: учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.
Ход: воспитатель читает детям небольшое произведение и дети пересказывают его по отдельным предметным картинкам, на которых изображены главные герои произведения.
Д/у «Рассказ Незнайки»
Цель: учить детей работать с деформированным текстом.
Ход игры. Педагог открывает конверт и обращается к детям:
-Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».
-Давайте ребята, исправим этот рассказ.
Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последовательности
Выборочные пересказы.
Цель: учить детей понимать и пересказывать отдельные части рассказа:
рассказать о весне,
рассказать о том, что делали птицы,
рассказать о кошке.
И/у «Расскажи и покажи»
Цель: разучивание стихотворений при помощи движений.
Ход игры.
1. Воспитатель рассказывает детям стихотворение при этом показывает действия-иллюстрации, того о чем он говорит. Для каждого слова – свой жест.
2. ребенок рассказывает стихотворения, а другой ребенок подражает какому-то персонажу.
И/у «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
И/у «Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
И/у «Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
И/у «Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
И/у «Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Оборудование: цветной камешек.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»
И/у «Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
И/у «Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Оборудование: картинки-нелепицы.
Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
И/у «Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.
Ход игры: «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
И/у «Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Оборудование: цветной камешек
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.
Д/у «Пойми меня»
Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Оборудование: коробка с картинками предметов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.
После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.
Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.
Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Д/у "Нарисуй картину словами"
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).
Ход игры:
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.
Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
И/у "Придумай сказку"
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).
Ход игры:
Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Д/у «Волшебный мешочек»
Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.
Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.
Ход игры: Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.
Простые речевые упражнения для развития связной речи
Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.
Какой?
Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что могут делать…?
Цель: обогащать речь ребенка глаголами.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры:
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.
Слова-товарищи
Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.
Ход игры:
Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один – много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры:
«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример:
стол – столы
кусок – куски
стул – стулья
день – дни
гора – горы
прыжок – прыжки
лист – листья
двор - дворы
дом – дома
перо – перья
крыло - крылья
глаз – глаза
сон – сны
гусёнок – гусята
пальто- пальто
лоб – лбы
тигрёнок – тигрята
нога - ноги
дыра - дыры
носок – носки
Потому что…
Цель: учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.
Я мою руки потому, что.… Почему ты идёшь спать? и т. д.
Объясни
Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.
Ход игры:
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?
Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры:
Взрослый называет предмет или животное, аребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Пример:
Цыплёнок – яйцом
Шкаф – доской
Лошадь – жеребёнком
Велосипед – железом
Корова – телёнком
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Дом – кирпичом
Бабочка – гусеницей
Сильный – слабым
Взрослый – ребёнком
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Хлеб – мукой
Яблоня – семечком
Обобщающие понятия
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Пример:
Взрослый: овощи
Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Взрослый: Ягоды
Дети: малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Взрослый: Деревья
Дети: берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Взрослый: Домашние животные
Дети: корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака
Взрослый: Перелётные птицы
Дети: стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль
Взрослый: Зимующие птицы
Дети: голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова
Взрослый: Мебель
Дети: стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа
Взрослый: Посуда
Дети: тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце
Взрослый: Одежда
Дети: пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы
Взрослый: Обувь
Дети: туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Взрослый: Игрушки
Дети: кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Взрослый: Дикие животные
Дети: тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Взрослый: Фрукты
Дети: яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Взрослый: Инструменты
Дети: пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы
Взрослый: Транспорт
Дети: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Взрослый: Огурец, помидор
Дети: Овощи.
Животные и их детёныши
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1.
у тигра – тигрёнок
у лисы – лисёнок
у льва – львёнок
у лося – лосёнок
у слона – слонёнок
у оленя – оленёнок
Группа 2.
у медведя – медвежонок
у кролика – крольчонок
у верблюда – верблюжонок
у белки – бельчонок
у зайца – зайчонок
Группа 3
у коровы – телёнок
у овцы – ягнёнок
у лошади – жеребёнок
у курицы – цыплёнок
у свиньи – поросёнок
у собаки – щенок
Скажи ласково
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Пример:
стол – столик
белка – белочка
ключ – ключик
ложка – ложечка
шапка – шапочка
картина – картинка
книга – книжечка
зеркало – зеркальце
голова – головка
свёкла – свёколка
мыло – мыльце
коса – косичка
кукла – куколка
жук – жучок
вода – водичка
дуб – дубок
вишня – вишенка
башня – башенка
платье – платьице
кресло – креслице
перо – пёрышко
стекло – стёклышко
часы – часики
трусы – трусики
Что происходит в природе?
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый: Солнце – что делает?
Дети: Светит, греет
Взрослый: Ручьи – что делают?
Дети: Бегут, журчат
Взрослый: Снег – что делает?
Дети: Темнеет, тает
Взрослый: Птицы – что делают?
Дети: Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни
Взрослый: Капель – что делает?
Дети: Звенит, капает
Взрослый: Медведь – что делает?
Дети: Просыпается, вылезает из берлоги
Хорошо – плохо
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход игры:
Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Веселые рифмы
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.
Ход игры:
Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:
Я надела сапоги
Принесла вам пироги.
Все расставим по местам
Цель: развитие связной речи, внимания и памяти.
Ход игры:
Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.
Вам сейчас задачу дам
Все расставить по местам:
Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время
Громко лаял у соседки.
Я запутался опять,
Помогите разобрать.
Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
Воробей же в это время
Громко лаял у соседки.
Кто больше?
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования
Ход игры:
Один из игроков загадывает любую букву – это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву – 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.
Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.
Цепочка слов
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования
Ход игры:
Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.
В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог – груша - арбуз – слива и т.д.