2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях

Севек Айдын Алдын-оолович

2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного профессионального опыта

2.1. Выступление на семинарах, совещаниях, конференциях

Тема выступления

Уровень выступления

Подтверждающие документы

1

Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

2

История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва

Уровень ОО

Сертификат о выступлении

3

Развитие выносливости

 юных борцов

Уровень ОО

Сертификат о выступлении



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

с.ЭРЗИН ЭРЗИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Тема: «История возникновения и развития вольной борьбы

в Республике Тыва»

                                                                         Тренер-преподаватель по вольной борьбе:

Севек Айдын

Алдын-оолович

        2020г.

«История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва»

Ключевые слова: Вольная борьба - единоборство двух спортсменов, которые с помощью различных технических приемов - захватов, бросков, переворотов, подножек, подсечек и др. - стремятся положить друг друга на лопатки и добиться чистой победы, либо победы по очкам (каждый удачно проведенный прием оценивается определенным количеством баллов).

Ведение: В 2011 году исполнилось 66 лет со дня создания в нашей республике государственного органа в сфере физической культуры и спорта.

В 1944 году Тувинская Народная Республика вошла в состав СССР, и в число первых задач новой географической области вошло развитие физкультурного движения.

В 1958 году приезжает выпускник Казанского сельскохозяйственного института Изаил Хусаинович Хасанов. Он направлен работать преподавателем в сельхозтехникум, где и открывает первую секцию по вольной борьбе в республике.

Именно 1958 год можно считать годом начала развития вольной борьбы в республике. За 56 года культивирования вольной борьбы этот вид стал спортом № 1 для подавляющего большинства юношей и девушек. Подготовлены один заслуженный мастер спорта СССР, пятнадцать мастеров спорта международного класса, свыше 300 мастеров спорта СССР и России, три заслуженных тренера России.

В 1961 году в Туве открылась своя первая спортивная школа молодежи при Союзе спортивных обществ и организаций, где начинают работать секции по вольной борьбе.

В этом же году Тувинскую Автономную область переименовывают в Тувинскую АССР. У Союза спортивных обществ и организаций новый руководитель – Владимир Игнатьевич Юрьев. Союз в 1966 году преобразуется в Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Тувинской АССР, председателем которого назначают Николая Кудаевича Бегзи.

Из статьи ветерана спорта Вячеслава Кара-Тоннуг: в этот период уже окрепшая в области физической культуры республика стала постоянным участником чемпионатов и первенств Сибири и Дальнего Востока по многим видам спорта. Особенно хорошо зарекомендовала себя сборная команда по национальным видам спорта, куда входили такие виды борьбы, как тувинская — «хуреш», бурятская — «барильдаа», хакасская — «курес»;

Первая веха вступления Тувы на стезю спорта высших достижений обозначена 1969 годом, когда впервые тувинский спортсмен выполняет норматив мастера спорта СССР. Это борец - вольник Оргелээр Ондар, ныне — кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры и спорта ТГУ.

1978 год стал самым памятным в истории развития тувинского спорта, так как он ознаменован первым всесоюзным турниром по вольной борьбе на призы «Центра Азии». Многократным чемпионом РСФСР по вольной борьбе становится Александр Доржу, в 1980 году он первым из тувинских спортсменов выигрывает чемпионат Советского Союза.

С 1982 по 1990 год, когда председателем Комитета по физической культуре и спорту становится Николай Анатольевич Авдеев, физкультура и спорт, а также спорт высших достижений достигают наибольшего расцвета. Значительно улучшается материально-техническая база, строятся новые школы со спортивными залами. Переделываются под спортзалы бывшие котельные Кызыла, начинают строить спортивный комплекс с двумя спортзалами на улице Калинина по линии Тувинского Областного совета профсоюзов. К 40-летию Советской Тувы реконструируется стадион «Хуреш», строится спорткомплекс имени И. Ярыгина.

Доцент кафедры ФФК ТывГУ к.п.н Ондар О. Ч. пишет: Именно в эти годы тувинские спортсмены начинают осваивать высшие ступени пьедестала почета на самых престижных соревнованиях мирового уровня. В 1983 году Александр Доржу становится серебряным призером чемпионата мира в городе Киев, а в 1986 — первым тувинским чемпионом Европы. Роман Монгуш выигрывает Чемпионат РСФСР по вольной борьбе. Ежегодно готовятся свыше 10 мастеров спорта СССР.

В эти самые тяжелые годы, когда начался развал Советского Союза и возрождалась новая Россия, в стране остро ощущалось отсутствие денежных средств, зарплата не выплачивалась месяцами. В республике, не смотря на экономические трудности, при поддержке правительства, и прежде всего Шериг-оола Дизижиковича Ооржака, первого президента Республики Тыва, удалось не только сохранить имеющиеся в спорте традиции, но и добиться результатов в дальнейшем их развитии.

Из автора Сергея Ооржака: в 1994 году были учреждены Кубки Президента РТ по волейболу среди мужских и женских команд с призовым фондом 1000 долларов на каждого победителя. Затем, с такими же призовыми, — по футболу и вольной борьбе. На республиканском празднике Наадым победителям по национальной борьбе хуреш, конным скачкам, марафону стали вручаться легковые автомашины. Все это явилось большим стимулом для активных занятий юношей и девушек спортом. Примечательно, что в республике не была закрыта ни одна ДЮСШ, наоборот, в 90-х годах открылись еще две.

В 1996 году Тува впервые была представлена своими спортсменами на Олимпийских играх: Елена Достай — по стрельбе из лука и Чечен-оол Монгуш — вольная борьба. Они стали участниками ХХVI летних Олимпийских игр в г.Атланта. Появились такие перспективные спортсмены, как Лориса Ооржак, Сонамаа Куулар, Сылдыс Чургуй-оол, которые становились чемпионами и призерами первенств России, Европы и мира. Лориса Ооржак стала участницей ХХVIII летних Олимпийских игр 2004 года в г. Афины, где заняла пятое место.

Этот период был знаменателен также тем, что народные избранники республики разработали первый закон РТ «О физической культуре и спорте», а правительство подготовило несколько республиканских программ, в частности, «Развитие национальной борьбы хуреш в Республике Тыва на 2002—2004 гг.».

В завершении хочу отметить, сейчас в Республике Тыва насчитывается более 600 спортивных сооружений. Это 12 стадионов, 365 плоскостных спортивных сооружений, 193 спортивных зала, 10 стрелковых тиров, 12 лыжных баз и многое другое.

В середине 90-х годов большую популярность получила японская борьба сумо. В 1996 году Аяс Монгуш выиграет чемпионат России, в последующие годы неоднократно выигрывает чемпионаты мира и Европы и добивается высокого звания «Заслуженный мастер спорта», а его тренер Радислав Монгуш стал «Заслуженным тренером России».

Нашими спортсменами в 2005-2006 годах, в том числе Лорисой Ооржак, чемпионкой Европы (2005, 2007 г.), Сатом Опаном, чемпионом Европы среди молодежи (2005 г.), и многими другими завоевано 269 медалей, из них: на чемпионатах, первенствах мира, кубках мира – 21; на чемпионатах, первенствах Европы – 24; на чемпионатах, первенствах России – 227 медалей.

С 2007 года, когда новым директором агентства становится Мерген Чылбааевич Ооржак, который проработал до 2010 г., продолжают стабильно выступать наши ведущие спортсмены. Это Сат Опан, который выигрывает первенство Европы среди юниоров (2008 г.), Кубок мира (2010 г.) и чемпионат Европы (2010, 2011г.), Лориса Ооржак, в апреле 2007 года получившая тяжелейшую травму в автоаварии. Благодаря упорству, настойчивости, а также врачам, которые сумели в кратчайшие сроки поставить ее на ноги, Лориса в 2009 году, восстановившись, выигрывает чемпионат России, затем становится серебряным призером чемпионата мира (2009, 2011 г.), а в 2010 году побеждает на чемпионате Европы. Белек-оол Кужугет выигрывает первенство Европы по вольной борьбе среди юношей (2009 г.), Тимур Ооржак побеждает на первенстве России среди юношей по вольной борьбе.

Прослеживая 56-летний путь развития и становления вольной борьбы Тувы, можно сделать вывод: на основе экономических, социальных и культурных достижений сформировались основные принципы тувинской системы физического воспитания: всесторонность и оздоровительная направленность. Проделана большая работа, тренерско-преподавательским составом ДЮСШ подготовлены  чемпионы и призеры всероссийских и международных официальных соревнований. Каждый из руководителей спортивного ведомства Тувы внес свою лепту в эти результаты, без их труда, настойчивости, упорства не было бы таких достижений.

Нам тренерам предстоит огромный фронт работы, чтобы приобщить к здоровому образу жизни максимально большее количество жителей Тувы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

с.ЭРЗИН ЭРЗИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Тема: «Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»

                                                                         Тренер-преподаватель по вольной борьбе:

Севек Айдын

Алдын-оолович

        2019г.

«Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»

История возникновения

Современная вольная борьба зародилась в Англии в конце 19 века. Первые соревнования по вольной борьбе состоялись на Играх III Олимпиады в Сент-Луисе (1904). В состязаниях участвовали только американские борцы (38 спортсменов). С тех пор США являются одними из лидеров в этом виде спорта. На их счету за все время участия в Олимпийских играх (1904—2004) сто четыре медали — больше, чем у любой другой страны. С американскими борцами на протяжении многих лет успешно соперничает сборная СССР (а теперь России). На Олимпиаде в Сиднее (2000) российские борцы завоевали четыре золотые медали (больше всех). Другими ведущими странами в этом виде спорта являются Иран, Турция, Болгария.

БОРЬБА́ ВОЛЬНАЯ, вид предоставлена значительная свобода в выборе технических приемов: спортивной борьбы, в котором участникам различные захваты (в т. ч. ног), подсечки и подбивы. Международная любительская федерация борьбы (FILA) основана в 1912, ее членами являются 142 страны (2002). В программе Олимпийских игр с 1904, чемпионаты мира проводятся с 1951, Европы — с 1928.

Вольная борьба в России

Первый чемпионат СССР по вольной борьбе был проведен в 1945. В 1952 советские борцы впервые приняли участие в Олимпийских играх в Хельсинки (1952), где заняли первое место. С тех пор Россия не уступала своих лидерских позиций.

В 1996 Россия впервые выступила на Олимпийских играх самостоятельной командой. Самый титулованный борец вольного стиля Александр Медведь (см. МЕДВЕДЬ Александр Васильевич) — трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира. Двукратными олимпийскими чемпионами и шестикратными чемпионами мира являются С. Белоглазов и А. Фадзаев. Два олимпийских «золота» имеют также И. Ярыгин (см. ЯРЫГИН Иван Сергеевич), Л. Тедиашвили, О. Андиев, М. Хадарцев. На Олимпиаде в Сиднее (2000) олимпийскими чемпионами стали М. Умаханов, Б. Сайтиев.

Виды борьбы

Международные спортивные виды борьбы.

Спортивная борьба

Греко-римская борьба (классическая)

Вольная борьба

Дзюдо

Самбо

Бразильское Джиу-Джитсу

Грэпплинг

Национальные виды борьбы

Кураш (Узбекистан) — узбекская национальная борьба.

Гюлеш (Азербайджан)

Казахша курес (Казахстан)

Кох (Армения)

Сумо (Япония)

Гибкость и сила

Вольная борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета при котором ковра касаются только руки, лоб, иногда подбородок, и пятки, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, фляк, рондат, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега на длительные дистанции и подвижными играми, особенно популярен баскетбол по правилам регби. Технические действия отрабатывают на манекене (кукле, чучеле), а затем и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника.

Ловкость

Чем с большим количеством движений знаком борец, тем легче ему перейти от одного действия к другому, тем выше его ловкость.

А ловкость для борца имеет немаловажное значение. Если проследить в течение нескольких лет за одним и тем же спортсменом, специализирующимся в борьбе, нетрудно увидеть, как растет богатство его движений, умение пользоваться ими.

Лучше всего развивать ловкость в учебно-тренировочных схватках с партнером.

Развитию ловкости способствуют: занятия акробатикой, гимнастикой, специальными упражнениями с партнером и без него, имитационные упражнения.

Гибкость

Гибкость — качество желательное, но не столь уж необходимое для борца. Неоднократные чемпионы СССР Вагаршак Мачкалян, Михаил Бекмурзов и многие другие знаменитые борцы отличались исключительно плохо развитой гибкостью. Этот свой недостаток они значительно компенсировали своими другими, прекрасно развитыми качествами, в особенности силой.

И все же хорошо развитая гибкость позволяет с большим эффектом проявлять силу, ловкость и техническое мастерство. Она позволяет расширить тактические возможности борца.

Упражнения, развивающие гибкость, могут применяться в продолжении всего времени тренировочных занятий. К ним относятся упражнения акробатического характера, упражнения на растягивание, упражнения с широкой амплитудой движений.

Гибкость в сочетании с большой амплитудой движений требует своевременного и умелого расслабления мышц. Тогда при выполнении технического действия увеличивается путь приложения силы, появляются возможности для повышения скорости движения.

При выполнении упражнений на растягивание и гибкость не следует доводить их до появления болевых ощущений в мышцах. Упражнения для развития гибкости должны выполняться ежедневно и на каждой тренировке.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются — приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом. Рекомендуется заниматься на жгуте возле гимнастической стенки, отрабатывать подвороты: бедро развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуа¬ции деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных си¬туаций и смешанных единоборств.

Специфика тренировок

Вольная борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета при котором ковра касаются только руки, лоб, иногда подбородок, и пятки, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, фляк, рондат, стойка и хождение на руках, подъём со спины прогибом. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега на длинные дистанции и подвижными играми, особенно популярен баскетбол по правилам регби. Технические действия отрабатывают на манекене (кукле, чучеле), а затем и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.

Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются — приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), работа со жгутом. Рекомендуется заниматься на жгуте возле гимнастической стенки, отрабатывать подвороты: бедро.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка - важный раздел в подготовке спортсменов к соревновательной деятельности. Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и до этого в учебно - тренировочном процессе использовались отдельные разделы психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки.

Тем не менее, наметился ряд противоречий, которые отражают характер и динамику развития современного спорта и реализацию научных достижений в сфере психологической подготовки спортсменов высокого класса.

Во-первых, в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником.

1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений

Физическая культура охватывает огромную область двигательных и умственных упражнений, призванных совершенствовать биологические функции человека. Роль физической культуры возрастает в связи с ростом технического прогресса, снижающего двигательные энергозатраты в деятельности человека.

Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют высокие требования: к энергетике (А.А. Виру и др., 1988;. Г.С. Туманян, Коблев Я.К 1973 и др.), скоростно-силовым качествам (Е.Б. Под-скоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н.А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А.Китаев-Смык, 1983; А.В. Ивойлов, 1986 и др).

Путь к мастерству, лежит только через массовость (Н.Н. Пархоменко, А.А. Новиков, 1983), а массовость можно обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту (Л.П. Матвеев, 1969), перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку (Б.А. Никитюк, 1994).

Результаты опроса проведенные показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:

- слишком сложные упражнения- 27 %:

- боязнь соревновательных схваток - 42%;

- тяжелые физические нагрузки - 98 %.

- не присваивают разрядов - 53%

- мало борьбы - 61 %

- мало приемов единоборств - 72%

- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%

Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.

Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция в спорте...стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» (А.А. Новиков, А.И. Колесов, 1972).

Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия (А.Н. Ленц, 1972; Г.И. Торопин, 1984). «Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» (А.А. Колмановский, 1963).

Согласно программы для ДЮСШ (Борьба самбо, 1975) задачей этапа начальной подготовки в процессе двух лет занятий является: «Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка, изучение специальных физических упражнений, простых форм борьбы, выполнение норм 1-й ступени комплекса нормативов».

Выходит, что ребенок, придя в секцию борьбы, вынужден 2 года заниматься не тем, ради чего он пришел и, самое главное, он не может получить обратной связи, поскольку в течение 2-х лет отсутствует контроль и оценка усвоения специализированных действий. Неудивительны поэтому вышеприведенные результаты опроса учащихся ДЮСШ.

Способом сохранения контингента обучаемых без ущерба качеству подготовки может стать акцент на техническую подготовку без форсирования спортивных результатов.

По данным ряда источников специальной литературы (А.Ш. Алахвердиев, Р.А. Пилоян, 1982 и др.) в возрасте с 11 до 18 лет мотивацией к занятиям в секциях спортивной борьбы являются факторы познавательной деятельности и потребности к самоутверждению. Поэтому в учебных программах на первом плане должны стоять требования к содержательному технико-тактическому компоненту, как об этом уже говорилось выше и создаваться условия к формированию щадящего и стимулирующего режима квалификационных требований.

Из вышесказанного можно заключить, что в проблеме повышения двигательной деятельности единоборцев одним из малоизученных факторов является вопрос мотивации деятельности учащихся спортивных секций в период начальной подготовки. Дети, приходя в спортивную секцию единоборств, вынуждены преимущественно заниматься общефизическими упражнениями, не имеющими ничего общего с избранным видом спорта. Однако в тех случаях, когда программа базовой технической подготовки насыщена специфическими упражнениями, продолжает иметь место отсев по причине отсутствия стимулирующего контроля и оценки усвоения специфических умений.

Таким образом, возникает серьезная проблема организации мотивирующего контроля и оценки усвоения умений на начальном этапе спортивной подготовки в единоборствах.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

с.ЭРЗИН ЭРЗИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Тема: «Развитие выносливости юных борцов»

                                                                         Тренер-преподаватель по вольной борьбе:

Севек Айдын

Алдын-оолович

        2020г.

Развитие выносливости юных борцов

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА – один из зрелищных видов спорта, достигший в наши дни периода  наивысшего расцвета. Зрелищные поединки, эмоциональный настрой спортсменов и болельщиков – все это вместе взятое делает вольную борьбу одним из самых популярных видов спорта среди детей.

Но одного желания стать спортсменом мало. Необходимо приложить определенные усилия для достижения высокого уровня спортивной подготовки. Чтобы победить на соревнованиях,  юный борец должен обладать большим техническим мастерством, силой воли, умением рассчитывать свои силы. Всё это достигается изнурительными тренировками.

Результатом многолетней тренировочной деятельности стал системный подход к подготовке юных борцов. Для юных борцов важна хорошая общефизическая подготовка. Высокий уровень физической подготовки является той основой, на которой строится мастерство спортсмена. Но трудно встретить детей, у которых физические качества развиты равномерно. Как правило, какое-либо  физическое качество преобладает над другими. Поэтому, во время тренировки нужно уделять внимание совершенствованию всех физических качеств ребенка, в которых наблюдается отставание. Также необходимо, сохранить и развить те качества, в которых наблюдается преимущество перед соперниками.

Одним из ведущих качеств борцов является выносливость. По мнению Л.С. Каганова, «выносливость - это своего рода базис, на котором надстраиваются все другие физические качества и двигательные умения». Она зависит от мышечной силы, быстроты движений, подвижности в суставах, совершенства техники, от волевой и психической установки спортсмена.

Специалисты выделяют общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью.  Перед тренером стоит задача создать условия для неуклонного повышения общей аэробной выносливости юных борцов на основе различных видов двигательной деятельности.

В. М. Зациорский,  А.А. Шепилов к средствам развития аэробной выносливости относят специальные и общеподготовительные упражнения. Это могут быть учебно-тренировочные схватки по 20-30 мин, подвижные игры на борцовском ковре с использованием приёмов борьбы, регби. В процессе тренировки используются  специальные упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью и значительной продолжительностью.

Без общей выносливости невозможно развить специальную выносливость.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Существуют различные классификации специальной выносливости:

  • по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
  • по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
  • по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от ряда факторов: возможности нервно-мышечного аппарата, быстрота расходования ресурсов внутримышечных источников энергии,  техника владения двигательным действием,  уровень развития других двигательных способностей.

У борцов специальная выносливость проявляется в способности добиваться результата, затрачивая минимум  энергии, и в экономизации деятельности, т. е. большем снижении уровня утомления при сохранении нужного уровня работоспособности.

Формирование специальной выносливости юных борцов осуществляется при помощи  большого комплекса методов, включающих в себя различные виды развития технико-тактического мастерства, тесты, круговые тренировки с использованием бросков манекена и специальных силовых упражнений.

Каждому тренеру-преподавателю следует помнить слова Р.К. Лоренса: «Тренировка, не вызывающая усталости, не даёт желаемого эффекта».

Развитие  выносливости невозможно без постоянного преодоления усталости. Поэтому в учебно-тренировочном занятии особое внимание следует уделять именно этапу разминки. Высокий темп, большое количество разнообразных упражнений, требование правильности их выполнения и контроль за этим со стороны тренера приводит к тому, что ребенок быстро устает. В этот момент тренеру необходимо правильно оценить уровень усталости ребенка, чтобы не допустить  значительного переутомления. Ведь юный борец должен преодолеть себя, собрать все силы и продолжать тренировку.  И в этом большую роль играет  личностно-психический фактор.

Умение работать через «не могу» - один из важнейших моментов в формировании выносливости.

Преодолевая свою усталость, юный борец воспитывает в себе такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и терпение. В конечном итоге это приводит к  мотивации на достижение высоких результатов, устойчивости установки на процесс и результат длительной деятельности.

Тренер должен уметь определять недостатки выносливости у юного борца и их разновидности. А затем проводить коррекционную работу по их устранению. Результатом станут заслуженные победы его воспитанников на соревнованиях разного уровня.