Технологии
Виды используемых технологий, их актуальность, задачи, алгоритмы реализации, планы мероприятий, результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 32.14 КБ |
tehnologiya_formirovaniya_osnov_zhiznedeyatelnosti.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОУ
Актуальность использования технологии:
В современной жизни ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование технологии проектной деятельности открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования
Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.Применительно к детскому саду, проект это специально организованный воспитателем, и самостоятельно выполняемый воспитанниками, коплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческогопродукта.Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллекту-
ального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Проектная деятельность - это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.
В проектной деятельности ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:
Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;
Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;
Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;
Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.
Целью проектной технологии является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Более конкретные задачи зависят от темы проектов.
Проектная технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных
навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться
в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов
ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения
учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной
и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний
формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных
видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные
качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности
самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области,
на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды
детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части
образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах
деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить
больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Алгоритм реализации проектной деятельности:
- Выявление проблемы вместе с детьми, ее озвучивание: дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, почему желтеют листья, куда они пропадают весной?
- Замысел: Совместными усилиями педагогов, детей и родителей решить эту проблему;
- Реализация проектной деятельности в 3 этапа:
- подготовительный этап
- исследовательский этап
- заключительный этап
- Осязаемый результат;
- Рефлексия: Как удалось сделать
Участники моих проектов – это дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Проекты информационно-творческие.
Оригинальность проектов:
Помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. В наших проектах ребенок сам для себя выбирает животных, о которых он узнает, как можно больше, рисует их, пишет им письма, делает поделки, придумывает загадки и стихотворения. Затем делится своими знаниями с другими детьми. Если то, что становится значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта: сделаны альбомы рисунков детей по темам, альбомы писем к разным героям проектов, организовывались выставки детских работ по темам проектов, знания применялись в сюжетно-ролевых играх и многое другое.
Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
План работы с родителями в проектной деятельности на 2021-2022г.
Время проведения | Название мероприятия: | Цель проведения мероприятия: |
Сентябрь | Консультации: 1. «Проектная деятельность в ДОУ» 2. «Роль семьи в реализации метода проектов в ДОУ». | Повышение заинтересованности родителей в реализации проектов в ДОУ. |
Октябрь | 1.Консультация «Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию». 2.Помощь и участие в реализации проекта «Это должен знать каждый»: Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе. 3.Индивидуальные беседы и поручения в ходе реализации проекта | Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования социальной компетентности ребёнка. Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности детей. |
Ноябрь | 1.Консультация «Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника». 2.Помощь и участие в реализации проекта «Я здоровым быть хочу» | Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально-коммуникативного развития ребёнка. Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка. Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОУ и городе. |
Декабрь | 1.Мастер – класс: «Создание виртуальной экскурсии» 2.Организационные вопросы по созданию экскурсии «Наш любимый детский сад». | Познакомить участников мастер-класса с виртуальной интерактивной экскурсией как одной из форм работы с дошкольниками в проектной деятельности |
Январь | 1.Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». 2.Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». | Повышение педагогической культуры родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей. |
Февраль | 1.Помощь и участие в реализации проекта «Что такое школа?» | Повышение родительской компетенции в вопросах предшкольной подготовки. Воспитание дружеского взаимоотношения между родителями и детьми. |
Март | 1.Помощь и участие в реализации проекта: «Дадим вторую жизнь мусору» 2.Конкурс поделок из мусора, приуроченных к всемирному дню птиц. 3.Досуг: «Мусорная мода» | Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Привлечение родителей к совместному творчеству. |
Апрель | 1.Помощь и участие в реализации проекта: «Мир прекрасное творенье» 2.Индивидуальные поручения в подборе материала, создание летописи «Выкса Православная». | Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Развитие патриотических чувств у детей, уважение к историческому прошлому своего народа. |
Май | 1.Консультация «Развитие творческих способностей ребенка». 2.Мастер – класс: «Индивидуальные проекты». 3.Индивидуальные рекомендации по созданию проекта «Моя семья». 4.Защита индивидуальных проектов детей в ДОУ. | Активизация педагогических знаний родителей. Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей». Расширение представлений и обогащения знаний родителей по вопросам организации проектной деятельности Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых. |
План мероприятий
по повышению уровня проектной деятельности педагогов.
№п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов
| |||
1. | Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о инициативной группе. | Создание нормативно-правовой базы | Заведующий, старший воспитатель |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | |||
2. | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Старший воспитатель, инициативная группа |
Организация работы с педагогическими кадрамипо обучению проектной деятельности | |||
3.
| Консультация: «Технология проектирования в детском саду». Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ» Педсовет «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» |
| Старший воспитатель |
4. | Организация работы инициативной группы | Разработка материалов по реализации проектов | Старший воспитатель, инициативная группа |
5. | Составление перспективного плана детских проектов | Накопление педагогами практических навыков проектирования | Старший воспитатель, инициативная группа, воспитатели |
6. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели |
7. | Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации. |
| Старший воспитатель |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | |||
8. | Мониторинг проектной деятельности |
| Старший воспитатель, воспитатели |
9. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели |
10. | Диагностика проектной деятельности педагогов |
знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе; включенности педагогов в проектную деятельность | Старший воспитатель, воспитатели |
11. | Представление опыта работы ДОУ |
| Старший воспитатель, воспитатели |
12. | Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности | План работы по проектной деятельности на перспективу | Старший воспитатель, воспитатели |
0 | Название проекта | Цель проекта | Сроки реализации | Участники проекта | Результат проекта |
1. | «Моя семья – моё богатство» | Формирование представлений у детей о себе, о своей семье. | Сентябрь | Воспитатели Родители Дети | Фотовыставка «Играем вместе» |
2. | «Золотая осень»
«Дорожная азбука»
| Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта | Октябрь Ноябрь | Воспитатели Родители Дети | Выставка поделок из природного материала «Осенняя сказка» |
3. | «Встречаем Новый год» | Расширение знаний детей о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года, развитие познавательных и творческих способностей детей, повышение эффективности детско-родительских отношений.
| Декабрь | Воспитатели Родители Дети
Муз.работник | Родительское собрание через Zoom «Новый год у ворот», Новогодний утренник «Новый год в разных странах» |
4. | Экологический проект «Покормите птиц зимой» | Расширить знания детей о птицах, их образе жизни и поведении | Январь | Воспитатели Родители Дети | Совместное развлечение с детьми подготовительной группы «Зимующие птицы» |
5. | «Люби и знай свой Коми край» | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства к малой Родине. | Февраль - май | Воспитатели Родители Дети | Создание интеллектуальной компьютерной игры для дошкольников «Люби и знай свой Коми край» |
Перспективный план по проектной технологии с детьми 5-6 лет.
На примере проекта «Золотая осень» выделим все этапы проекта.
Задачи:
- Разработать систему работы по ознакомлению детей с осенью;
- Привлечь родителей к активной работе по данной теме.
- Помочь и родителям, и детям творчески подойти к выполнению заданий;
- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.
Подготовительный этап:
- Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых, их обсуждение с родителями;
- изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение родителями магазинных игр о насекомых;
- продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с насекомыми;
- составить примерный план всех мероприятий проекта «Мир насекомых» (этот план будет корректироваться в процессе работы и зависеть от предпочтений детей).
Исследовательский этап:
Этот этап включает основную работу всех участников проекта. Он может протекать неделю, может больше или меньше, это будет зависеть от интереса детей и разных запланированных дел по теме.
Результат проектной деятельности:
- Сформированы четкие представления о сезонном явлении;
- Дети научились моделировать, различать модели и схемы, пользоваться ими;
- Научились классифицировать растения по определенным признакам;
- Активная работа детей расширила их словарный запас, позволила лучше развивать связную речь;
- Дети научились творчески подходить к решению проблем;
- Сформирован познавательный интерес к растениям и животным;
- Сформировано понятие необходимости осознанно-правильного отношения к природе.
Рефлексия. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и родителям. Сколько было поисков в различных энциклопедиях, интернете сведений о выбранном своим ребенком звере, затем птице, рыбе и насекомом! Вместе с детьми они писали письма всем этим животным, готовили презентации. В тайне писали ответы от «своих животных» для своего ребенка. Некоторые дети сами писали письма печатными буквами. А сколько было изготовлено игр! Причем дети принимали в этом процессе самое активное участие. Думаю, в этом кроется популярность таких игр у детей. Незабываемые впечатления оставили конкурсы художников.
Ребята получили огромное удовольствие от процесса познания животных и еще раз убедились, что узнавать новое – это очень интересно. Ощущение праздника надолго сохранилось и у детей, и у воспитателей, и у их родителей.
Диагностика на выявление уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет по проекту «Золотая осень»
Критерий оценки (уровень) | Количество детей до реализации проекта | Количество детей после реализации проекта | ||
высокий уровень | 2 | 9% | 9 | 45% |
средний уровень | 14 | 79% | 11 | 55% |
низкий уровень | 4 | 12% | 0 | 0% |
Диагностика на выявление уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет по проекту «Дорожная азбука»
Критерий оценки (уровень) | Количество детей до реализации проекта | Количество детей после реализации проекта | ||
высокий уровень | 1 | 5% | 8 | 43% |
средний уровень | 15 | 80% | 12 | 57% |
низкий уровень | 5 | 15% | 0 | 0% |
По результатам мониторингов мы видим, что на начало работы по проектной деятельности «Золотая осень» детей
- с низким уровнем развития составлял 4 человека – 12%; упал до 0%
- с средним уровнем развития - 14 человек – 79%; упал до 55%
- с высоким уровнем развития – 2 человек – 9%; возрос до 45%
По проектной деятельности «Дорожная азбука» детей
- с низким уровнем развития составлял -7 человек – 37%; упал до 12%
- с средним уровнем развития - 12 человек – 49%; вырос до 62%
- с высоким уровнем развития – 1 человек – 14%; возрос до 26%
Выводы по использованию «проектной технологии».
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Список используемой литературы.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ. М:ТЦ «Сфера», 2010г
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.
- Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО. 2013 г.
Предварительный просмотр:
Технология основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ.
«Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых.
И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит
К. Гельвеций
Актуальность внедрения технологии в практическую деятельность.
Дети-наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Работа проводится по шести разделам, каждая из которых имеет свою направленность.
В первом разделе дети получают знания о том, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми, во втором – знакомятся с природой, в третьем – учатся вести себя дома, оставшись одни, в четвертом – получают знания о здоровье и о том, как его сберечь, в пятом – знакомятся с эмоциональным благополучием, в шестом – что делать, оказавшись на улице. Занятия дети получают на занятиях, в процессе игры, на прогулке, в беседах с педагогом, с родителями, при общении друг с другом.
В условиях модернизации российского дошкольного образования одними из приоритетных задач являются формирование основ безопасности у детей.
При составлении перспективного планирования в кабинете образовательных информационных технологий я опираюсь на задачи, поставленные годовым планом учреждения в тесной взаимосвязи с воспитателями и специалистами, что способствует более полному комплексному развитию детей по образовательным областям
Целью является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Основные задачи:
Закреплять с детьми правила безопасного поведения в окружающей среде:
- правила безопасного поведения на дороге,
- правила поведения во время пожара, сильного задымления,
- правила поведения на природе,
- правила поведения дома и при встрече с незнакомцем.
Начальный этап.
Выбор актуальной темы проектной деятельности и посильной задачи для детей определенного возраста, разработка плана деятельности по достижению цели.
Основной этап.
Выполнение проектов (практическая часть). Сотрудничество с родителями, педагогами, ответственное отношение к выбранной теме проектов и ее реализации.
Заключительный этап.
Реализация проектов завершается защитой: презентацией, выставкой, праздником, досугом. На всех этапах идёт активное взаимодействие с родителями.
Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за опасными ситуациями, умения предвидеть опасные ситуации, обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
Расширять словарный запас детей, связанный с темой безопасность.
Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил безопасного поведения в окружающем мире, культуру поведения, внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Активизировать работу по пропаганде правил безопасного поведения и безопасного образа жизни среди родителей.
Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил безопасности.
Учитывая положения Федеральных государственных требований и Федерального государственного стандарта дошкольного образования в практике нашего дошкольного учреждения на занятиях используются модели новых форм организации воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать этот процесс в рамках поставленных задач основной образовательной программы.
Модели новых форм организации воспитательно-образовательного процесса:
Визуальная модель представляет собой использование технических средств для визуализации объектов и понятий окружающего мира (презентации, слайд-шоу, видеофрагменты), которые дают возможность педагогу более понятно и информативно выстроить объяснение, эффективно расширять детские представления об окружающем мире.
Аудио модель – это модель, которая представляет собой использование звукового сопровождения.
Игровая модель подразумевает использование различных электронных и компьютерных развивающих игр.
Методическая модель включает в себя методические видео-занятия.
Подготовительная модель позволяет изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные изображения.
Обучение детей правилам безопасного поведения - это долгосрочная педагогическая и социальная задача, которая не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду.
Перспективный план работы по формированию основ безопасности
жизнидеятельности с детьми в подготовительной группе.
Дата | Тема | Содержание, вид деятельности |
Сентябрь 1 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Цель: Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных служб. Д/ игра «СПАСАТЕЛИ» Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению. Д/игра «Скорая помощь» Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 103. С/Р игра «Служба спасения». Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения. |
2 неделя | На игровой площадке и на улице.
| 1. Беседа «На игровой площадке» Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке. Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Оказание первой помощи. Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность. |
3 неделя | Дорожные знаки | .Беседа с детьми «История дорожного движения». Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. Д/И «Найди и расскажи». Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак. Д/И «Подбери знак». Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность. |
4 неделя | Безопасность в природе | Беседа: Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды. Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой. Познакомить с правилами поведения на природе, закрепить знания о ядовитых грибах. Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах. Загадывание загадок о грибах и ягодах. С/игра «В лесу». Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе. |
Октябрь 1 неделя | Правила пожарной безопасности. | 1. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?». Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя. Тематическое рассказывание «Пожарный». Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Д/И «Чем пожар я потушу». Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д. «Правила эвакуации при пожаре». Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности. |
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности. | Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности. Чтение Житкова «Пожар» Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча». Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре». Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их. |
3 неделя | Безопасность на Дорогах
| Беседа: " Всем ребятам надо знать как по улице шагать" Цель: Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении. Д/игра «Я – шофер». Цель: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. С/Р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность. |
4 неделя | Незнакомец | 1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. 2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. 3. Беседа «Осторожно, не знакомый!». Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях. 4. Д/И: «Знакомый, свой, чужой». Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал. |
Ноябрь 1 неделя | Безопасность на дорогах | Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Д/И «Воробушки и автомобиль» Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения. Нод «Безопасность на дороге» Цель: Закрепить названия профессий людей, которые обеспечивают безопасность на дорогах; Продолжить знакомить с работой светофора, объяснить какую важную роль он играет на проезжей части. |
2 неделя | Электроприборы. | Беседа «Осторожно – электроприборы». Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью. 3. Д/И: «Четвертый лишний». Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара. 4. Моделирование ситуации «Один дома». Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома. Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами». Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту. |
3 неделя | Электроприборы. | Беседа «Опасность оборванных проводов». Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба. Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот». Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение. «Цветик – Семицветик». Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения. Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь. |
4 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Если ребенок потерялся» Цель: Уточнить знания детей о большом городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми. Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации», Д/и «Почтальон» Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес. С/р. игра «Милиция». Цель: Учить детей правильно вести себя на улице , когда остаются одни; Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми. |
Декабрь 1 неделя | Осторожно гололёд. | Тематическая беседа «Зимние дороги». Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах». Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице». Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов. |
2 неделя | «Человек и его здоровье» | 1.Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята» 2.Беседа «Опасные невидимки» (Микробы) 3.Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп» 6. «Реши кроссворд» 10.Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн. |
3 неделя | Безопасное поведение в природе | Ситуативный разговор : как мы можем " спасти" природу Цель: Знакомить с красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в неё. Д/и "Загадки – отгадки" Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей системой элементарных знаний оприроде; помочь запомнить некоторые виды исчезающих животных и растений. С/р игра "Спасатели леса." Цель :На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей. |
4 неделя | Новый год без забот. | Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет». Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника». Рассказывание детям «Зимние каникулы». Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т.д. «Зимние забавы». Цель: продолжать формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу. |
Январь 2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Игровой тренинг «Правила поведения на льду». Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций. С/Р игра «Первая помощь при обморожении». Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме. Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?». Цель: дать знания о препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях. |
3 неделя |
| Литературная викторина «Что? Где? Когда?». Цель: познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни человека. |
4 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Моделирование ситуации «Я потерялся». Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Д/И: «Я б в полицию пошел, пусть меня научат». Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции. |
Февраль 1 неделя | Безопасное поведение в природе | Беседа: «Замерзшая речка совсем не каток». Цель: Знакомство с правилами поведения на льду . Знакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности. Д/и " Что для чего" Рассматривание иллюстраций, чтение К. Ушинского «Умей обождать» |
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Поведение в транспорте». Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте. 6.Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте». Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта. |
3 неделя | Безопасное поведение в природе | Беседа: " Осторожно , сосульки и снег с крыши! " Цель: дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Учить предвидеть опасность, не ходить вблизи крыш, на которых есть сосульки. |
4 неделя | Осторожно газ. | Беседа «Кухня – не место для игр». Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. / «О правилах пожарной безопасности», Т.А. Шорыгина, стр. 40/ 2.Чтение художественной литературы «Пир мышей». Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя. С/Р игра «Приготовление пищи». Цель: познакомить с газом и его свойствами. Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе». Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека. |
Март 1неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | «Проделки Королевы простуды». Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда. 2.Практическая работа с опытами. «Осторожно, микробы!» Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах. Развлечение «Как стать Неболейкой» Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь. |
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Д/и "Можно- нельзя" Д/ игра «Добрый или злой человек» Цель: Игра поможет детям определять, какие люди представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. Способствует воспитанию уверенности в своих силах и осторожность. Учит предчувствовать и оценивать опасность. Д /И «Один дома» Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь |
3 неделя | «Человек и его здоровье» | Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности. Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным» Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях. |
4 неделя | «Правила безопасности в природе» | Беседа «Будем беречь и охранять природу». Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. |
Апрель 1неделя | Дорожные знаки | Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др. 2.Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами. 3.Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…». Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/. |
2 неделя | Безопасность на дороге | Беседа : "Катание на велосипеде”. Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. Д/ и "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; С/р игра "На станции технического обслуживания автомобилей" Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. |
3 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа : "Ящик с инструментами" Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том что они требуют внимательного и бережного отношения к ним. Д/ игра : " Четвертый лишний" Цель: развивать умение обобщать и исключать. Д/и «Откуда эта вещь? » Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты. С/ р. игра "Строители." Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игр |
4 неделя | Правила пожарной безопасности. | КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня» Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность., продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях. |
Май 1неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | 1. Беседа «На игровой площадке» Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке. Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. Оказание первой помощи. Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность. |
2 неделя | Безопасность собственной жизнедеятельности | Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон это опасно» Цель: Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них нельзя это очень опасно. Д/игры «Я знаю - это опасно». «Бывает – не бывает?» Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; охранительное самосознание. С/р. Семья Цель: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. |
3 неделя | Безопасность на дорогах | Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Д/ игра «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?» Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках. Обыгрывание и обсуждение ситуаций которые могут произойти во дворе.. |
4неделя | Безопасное поведение в природе | Беседа “На воде, на солнце” Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности. Д/ игра: "Что такое хорошо и что такое плохо" Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. |
| Безопасное поведение в природе | Ситуативный разговор : " Если на улице гроза и сильный ветер" Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра. Д/игра: "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных ,уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи. |
Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
С целью изучения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном образовательном учреждении провела анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дорогах и других ситуациях; также провела опрос по выявлению информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи. По результатам анкетирования 50% родителей нуждаются в помощи педагога, 96% родителей считают, что этим должны заниматься педагоги и преподаватели ОБЖ, 70% родителей уверены, что ребенок должен уметь вызвать экстренные службы помощи, 60% родителей используют информацию книг и телепередач, и только 80% родителей считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности. Также провожу тестирование. Анализ анкет и тестов показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи.
Для решения данных проблем были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы с родителями - создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи:
С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
Содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;
Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.
Для реализации поставленных задач определили этапы и формы с семьями воспитанников.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Подготовительный (ознакомительный). Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и детского сада. Анализ существующей предметно-развивающей среды ДОУ и семьи. Формы выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования безопасного поведений у детей дошкольного возраста
2. Просветительский. Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.
3. Совместной деятельности с семьей. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог
Проведение итогового мониторинга направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Также в своей педагогической деятельности активно используем формы работы с родителями: Это традиционная, просветительская, нетрадиционная, и их виды.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
1. Традиционная-анкетирование, тестирование, опрос, родительские собрания, беседы; игры-тренинги; семейный клуб «Мы вместе»; совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования. Совместные экскурсии в пожарную часть.
2. Просветительская. Папки–передвижки; Консультации; Выпуск буклетов; Выставки рисунков; Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС; Показ открытых мероприятий; Дни открытых дверей; Памятки для родителей; Видеофильмы; Совместное пополнение предметно-развивающей среды.
3. Нетрадиционные. Мини-собрания (по интересам) Индивидуальный безопасный маршрут; Он-лайн общение с родителями по средством интернет сайта. Мастер-класс; Исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры; Круглый стол;
Традиционная форма работы с родителями этою. Родительские собрания, но родительские собрания проводятся не в обычной форме. А с целью активизации и заинтересованности родительской общественности, мы включаем игры-тренинги, в процессе которых родители включаются в обсуждения, во время которых родителям предлагаются различные ситуации, в которых они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение, примерные темы которые мы уже использовали в своей практике, например: «Спички не тронь, в спичках огонь», «Волшебные знаки», «Один дома». Используем в течении года запланированный на год план мероприятий клуба «Мы вместе», в котором ежемесячно расписаны мероприятия.
- Проводятся совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования;
-Родители совместно с детьми ездят на экскурсию в пожарную часть, возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных.
- Проводятся родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций;
Просветительская работа с родителями:
В работе с родителями активно используются:
-стенды для размещения информации различной направленности;
папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту.
- Консультации для родителей на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем»
- выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности.
- Проводятся мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС.
С каждым из родителей проводим индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях. Родители часто говорят, что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам, которые специально вывешиваются в доступном месте для детей и родителей, как тут, же за ними появляются все остальные. (детские рисунки совместно с родителями)
- Одной из интересных форм работы является: выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому. В результате такой работы- в нашей группе разработан маршрут на каждого воспитанника.
Опираясь на знания родителей информационными и компьютерными технологиями, на страничке сайта образовательного учреждения «Безопасность»
Размещаем для родителей полезную и интересующую для них информацию.
Перспективный план работы по ОБЖ с родителями
Сентябрь
1.Анкетирование родителей «Правила безопасности в быту».
2.Папка-передвижка «Безопасность вашего ребёнка».
3.Подбор материала, дидактических игр на тему «Опасности в быту».
Октябрь
1.Консультация « Страхи у детей».
2.Выставка литературы по теме « Безопасность вашего ребёнка».
3.Беседа «Свод жизненно важных правил для семьи».
Ноябрь
1.Семинар «Как обучать ребёнка безопасному поведению».
2.Консультация «Приучайте маленьких детей к труду».
3.Подборка игр «Я - помощник».
Декабрь
1.Стенд «Чем занять своего ребёнка дома».
2.Подборка статей из журналов: «Один дома».
3.Беседа «Если дома появился дым, позвони 01».
Январь
1.Консультация «Первая помощь при ожогах, электротравмах».
2.Папка-передвижка «Электроприборы в доме».
3.Беседа по профилактике ложных вызовов.
Февраль
1.Азбука для родителей: как обучать ребёнка безопасному поведению.
2.Семинар «школа занятых родителей; действия при пожаре».
3.Подбор материала по теме: «Что нужно делать, если случится беда».
Март
1.Информационный стенд: «как организовать досуг детей дома, если вам некогда».
2.Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения детей.
3.Консультация «Конфликты между детьми».
Апрель
1.Беседа «Как организовать режим для ребёнка».
2.Анкетирование «Витамины и здоровый организм».
3.Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения).
Май
1.Беседа « О любви к живому».
2. Подборка дидактического материала по теме «Съедобные и несъедобные грибы».
3.Консультация «Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками»
Перспективное планирование работы с педагогами по формированию основ
жизнидеятельности детей в ДОУ.
Сентябрь
Консультация для воспитателей «Система работы по ПДД и ОБЖ в группах детского сада в соответствии с возрастной категорией воспитанников».
Октябрь
Дискуссионный клуб с работниками ДОУ «Не оставайтесь безучастными!»
Конкурс рисунков между группами «Наш помощник- светофор»
Обмен опытом по работе педагогов по ПДД
Ноябрь
Круглый стол. Обсуждение изготовления буклета для родителей «Здоровье ребенка в наших руках!»
Обмен опытом по работе педагогов по закаливанию.
Декабрь
Консультация «Организация прогулок в холодное время года, для укрепления здоровья детей»
Обмен опытом по работе педагогов по правильному питанию.
Январь
Консультация «Конфликты и ссоры между детьми».Разобрать проблемные ситуации.
Обмен опытом по работе педагогов на прогулке в холодное время года.
Февраль
Семинар «Как научить ребенка безопасному поведению?».
Обмен опытом по работе педагогов по пожарной безопасности.
Март
Обсуждение памяток для педагогов и родителей «О несовпадении приятной внешности и недобрых намерений», «Как сделать весеннюю прогулку приятной и полезной для здоровья»
Апрель
Круглый стол «Опасность, которая подстерегает нас дома».
Обсуждение буклетов для родителей «Один дома».
Май
Отчет о проделанной работе по ОБЖ в группах.
Презентация стенгазет по ОБЖ
Заключение
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.
Мониторинг проводится по следующим показателям:
- Знание о безопасной деятельности в природе.
- Знание правил безопасного поведения.
- Умение принимать решение.
- Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком предложенного задания:
- Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
- Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
Диагностика 20 человек показала:
Начало года-низкий уровень ЗУН 3 человека-15%; на конец 1 человек- 6%;
Начало года -средний уровень ЗУН 14 человек- 71%; на конец 8 человек -43%
Начало года -высокий уровень ЗУН 2 человека-14%; на конец 11 человек -51%
На протяжении недели мы наблюдали за поведением детей в естественных условиях и проводили с дошкольниками индивидуальные беседы с целью выявления эффективности проведенной нами на формирующем этапе системы мероприятий.
В результате использования технологии по теме знания детей повысились от 15% до 75%;
Сформированность знаний представлений об основах безопасности жизнедеятельности повысилось с17% до 76%;
Навыки безопасного поведения и отношение к своему здоровью повысились с 14% до 74%;
Опыт познавательной деятельности, как в совместной, так и в самостоятельной повысился с 24% до 79%.
Рекомендации:
Продолжать работу по обучению детей правилам дорожного движения, используя разнообразные методы и формы работы (решение проблемных ситуаций, экскурсии, игровые поля и панно и т.д.).
Активизировать речь детей, создавая игровые ситуации.
Для достижения наиболее высоких результатов воспитателям рекомендуется в летний оздоровительный период продолжить индивидуальную работу с детьми, по закреплению полученных знаний, умений.
Привлекать родителей к проблеме детского дорожно - транспортного травматизма. (деловые игры, практикумы, встречи с сотрудниками ГИБДД, развлечения и т.п.)
Список использованной литературы:
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для
Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2.«Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
3. «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации / авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.